Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые УУД |
I. Мотивация к учебной деятельности Цель: - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; | Эмоциональный настрой на урок. Дети, вам повезло? (Да!) В классе светло? (Да!) Прозвенел уже звонок? (Да!) Уже закончился урок? (Нет!) Только начался урок? (Да!) Хотите учиться? (Да!) Значит можно всем садиться! - Настраиваемся на урок. Расскажите правила поведения на уроке. - Почему эти правила нужно соблюдать каждому из вас? | Проговаривание правил сотрудничества | Определять и проявлять правила поведения при сотрудничестве. (Л /УУД). Правильно формулировать собственное мнение. (Р/УУД). |
II. Актуализация знаний Цель: - обеспечение готовности учащихся к включению в продуктивную обучающую деятельность, повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания». | Организация живого диалога - Какой сегодня день? (День Конституции) - Кто знает, что такое Конституция! (Конституция – это основной закон нашего государства) - Что вы можете сказать о числе 12? ( Натуральное, двузначное, состоит из 1 дес. и 2 ед.) - Какие задания можно выполнить с числом 12? - Как получить число 12 с помощью двух одинаковых слагаемых? (трёх, четырёх) - Кто может расшифровать математическую запись: 20 р 12 ? (20 + 12) | Ведение живого диалога: свободно говорят, высказывают свою точку зрения | Выделение и осознание того, что уже пройдено (Р/УУД). Смыслообразовани (Л/УУД). Слушать и понимать речь других (К /УУД) |
III. Постановка целей, задач урока, мотивационная деятельность учащихся. Цель: - обсуждение затруднений, проговаривание цели урока, темы. | - Прочитайте слова: слагаемое, уменьшаемое, значение разности, слагаемое, вычитаемое, значение суммы. - Кто мне поможет разделить эти слова на группы? (I – компоненты действия сложения, II – компоненты действия вычитания) - Как вы думаете, к какой группе можно отнести слова «свойство» ? (к I группе) - Кто догадался, какая у нас сегодня тема урока? (свойства сложения) - Чему мы будем учиться на уроке? - Какие свойства сложения вы знаете? (переместительное, сочетательное) - Часто ли мы используем эти свойства при вычислениях? - А можем ли мы их записать с помощью математических символов? (?) - Сформулируйте учебную задачу. - Найдем ответ на этот вопрос. | Вспоминают названия компонентов при сложении. Анализируют слова, деля их на группы. Формулируют цель урока. | Определять и формулировать цель деятельности на уроке (Р/УУД). Высказывать свое предположение на основе учебного материала (Р/УУД). Проводить классификацию, указывая на основание классификации (П /УУД) Ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания) (П /УУД) Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (К /УУД) |
IV. Первичное усвоение новых знаний Цель: - обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изученной темы | Не вычисляя, составьте верные числовые равенства. ( 53 + 38 = 38 + 53, 27 + 46 = 46 + 27) - Почему можно утверждать, что эти равенства верные? Запишите другие равенства, используя переместительное свойство сложения. Сформулируйте это свойство. - Как же записать это свойство в общем виде? Возникает проблема: Чем заменить числа в выражениях, чтобы записать свойства на математическом языке. - Чем кроме цифр мы пользуемся в математике? (буквами) – Буквы, какого алфавита мы будем использовать? (Латинского) Одинаковые буквы соответствуют одинаковым числам в числовых равенствах. Разные буквы соответствуют разным числам. - В общем виде переместительное свойство сложения выглядит так: а + в = в + а. – О каком свойстве говорят эти равенства? 5 + 0 =5 20 + 0 = 20 73 + 0 = 73 - Запишите это свойство в общем виде, используя буквенные обозначения. Проверьте: а + 0 = а. - Выполните 5 задание №193 (с.88) Какое свойство сложения записано? (а + в)+с = а + (в + с) Запишите несколько равенств с натуральными числами, которые подчиняются этому свойству. | Решают проблему, обсуждая и выдвигая гипотезы в совместной деятельности, сравнивают, анализируют, осуществляют поиск необходимой информации Выполняют задание, проговаривая свойства сложения. Составляют буквенную запись свойств сложения. Работают с учебником в парах. Выполняют задания | Проводить анализ учебного материала (П /УУД) Ориентироваться в учебнике, тетради (П /УУД) Определять правила работы в паре (Л /УУД) Слушать и понимать речь других (К /УУД) Отличать верно выполненное задание от неверного (Р/УУД). |
V. Первичное закрепление Цель: - обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. | - Какую работу мы выполняли? (свойства, записанные при помощи буквенных обозначений, легче запоминаются и помогают вспомнить формулировку свойств) - Проверим, так ли это. (работа в паре) Дополните формулировку свойств пропущенными словами. От _________ слагаемых сумма ___________. Чтобы к сумме двух чисел прибавить ___________, можно к первому числу прибавить сумму __________ и третьего числа. Если к числу прибавить _____________, получится само число. Игра «Помоги героям вспомнить свойства» - В каком из примеров использовано сочетательное свойство? (переместительное, сложение с нулём) 3 + (2 + 1) = (3 + 2) + 1 15 + 18 = 18 + 15 21 – 17 = 17 – 21 4 + 9 = 13 46 + 0 = 46 - А для чего нам вообще нужно знать свойства сложения? (для упрощения вычислений) | Участвуют в диалоге. Выполняют задания в парах, ведут обсуждение, учатся принимать на себя ответственность за результат учебного труда. | Определять правила работы в паре (Л /УУД) Владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. (К /УУД) |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой. Цель: - умение применять правило в самостоятельной деятельности. | - Самостоятельно найдите рациональный способ вычисления суммы, пользуясь свойствами сложения. Выберите любые два выражения и найдите их значения: ( 15 + 8) + 2= 15 + (8 + 2) = 25 1 + (39 + 25) = (1 + 39) + 25 = 65 (63 + 14) + 6 = 63 + (14 + 6) = 83 42 + (6 + 10) = (42 + 6) + 10 = 58 - Кто допустил ошибки в построении выражения? - В чем была ваша ошибка? Кто допустил ошибки при вычислении? - У кого ошибок нет? - Оцените свою работу. | Самостоятельное решение в тетради. Осуществляют самоконтроль и самооценку своей работы. | Отличать верно выполненное задание от неверного (Р/УУД). Осуществлять самоконтроль (Р/УУД). Оценивать усваиваемое содержание (Л /УУД) |
VII. Подведение итогов учебного занятия. Рефлексия деятельности Цель: - анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями. | -Ребята, какова тема урока? -Какую цель вы поставили перед собой? -Как вы считаете, достигли ли цели? ПОЧЕМУ? На все вопросы ответили? -Стало ли ценным для вас новое знание? В чём его ценность? .- Спасибо за сотрудничество! Урок окончен. | Осознание результатов своей учебной деятельности; Самооценка результатов своей работы и работы всего класса. | Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом (Л /УУД) Совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке (Р/УУД). |