Цели: познакомить с единицей измерения площади - квадратным дециметром; закреплять умение решать задачи изученных видов; учить рассуждать и делать выводы.
Планируемые результаты: учащиеся научатся измерять площадь фигур в квадратных дециметрах; решать задачи изученных видов; осуществлять итоговый и пошаговый контроль своей деятельности; слушать других и принимать иную точку зрения
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Индивидуальная работа
(Один ученик работает у доски.)
- Выразить в новых единицах измерения.
1 см = □ мм65 см = П дм
П см 1 дм = □ см27 мм = П см
П мм 1м = Пдм 8м9дм = Пдм
- Какие это единицы измерения? (Единицы измерения длины.)
2. Устный счет Игра «Кто быстрее» (Учащиеся решают цепочки примеров. Ученик, решивший первым, записывает ответ на доске.)
Ответы: 56, 3, 5.
3. Работа над задачами
(Учитель читает задачу, учащиеся показывают карточку со знаком действия, которым решается задача.)
• Саша купила 5 открыток по 8 руб. Сколько денег она заплатила? (•)
• Из 9 мотков шерсти связали 3 жилетки. Сколько мотков идет на одну жилетку? (.-)
• Стороны прямоугольника 5 см и 9 см. Найдите его площадь. (•)
• Было 9 мотков шерсти. Истратили 3 мотка. Сколько мотков шерсти осталось? (-)
• Мама купила 4 яблока и 5 груш. Сколько фруктов купила мама? (+)
(Проверка индивидуальной работы у доски.)
III. Самоопределение к деятельности
(На столах у детей мерка 1 см2 и лист с нарисованной фигурой.)
- Как найти площадь фигуры? Каким способом воспользуемся? (По формуле нельзя — это не прямоугольник. Нужно укладывать внутри фигуры мерку.)
— Сколько мерок вошло? Назовите площадь фигуры. (На доске нарисована большая фигура.)
— Как измерить площадь этой фигуры? Можем ли мы вычислить ее по формуле? (Нет. Это не прямоугольник.)
— Можно ли измерить с помощью мерки? (Трудно. Мерка маленькая, фигура большая. Долго укладывать, можно ошибиться.)
— Какой выход предлагаете? (Взять мерку больше.)
— Это мерка со стороной 1 дм. Как она называется, как вы думаете? (Квадратный дециметр.)
— Сформулируйте тему и задачи урока.
Работа по теме урока
1. Практическая работа
(Учащиеся получают мерку 1 дм2 и измеряют площадь большой фигуры.)
2. Работа по учебнику
№ 1 (с. 66).
— Сосчитайте, сколько квадратных сантиметров в 1 дм2. (100см2.)
— Как вы считали? (10 10 = 100.)
№2 (с. 66).
— Как узнать площадь прямоугольника? (Длину умножить на ширину.)
— Выполните задание. (Проверка.)
№3(с.66). (Самостоятельное выполнение.)
V. Физкультминутка
Руки ставим мы вразлет:
Появился самолет. (Руки в стороны.)
Мах крылом туда-сюда, (Наклоны в стороны.)
Делай раз и делай два. (Повороты туловища вправо и влево.)
Раз и два, раз и два! (Хлопки в ладоши.)
Руки в стороны держите, (Руки в стороны.)
Друг на друга посмотрите. (Повороты туловища вправо и влево.)
Раз и два, раз и два! (Прыжки на месте.)
Опустили руки вниз, (Руки вниз.)
И на место все садись! (Сесть за парту.)
VI. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
№4 (с. 67).
— Прочитайте задачу.
— Как записать задачу кратко? ( В таблице.)
— Что примем за единицу? (Расход ткани на один костюм.)
— Заполните таблицу.
Расход ткани на один костюм
Количество костюмов
Общий расход ткани
? (одинаковый)
6 шт.
12м
10 шт.
? м
7 шт.
? м
— Запишите решение и ответ задачи. (Проверка.)
№5, 6 (с. 67).
(Самостоятельное выполнение. Проверка по образцу.)
VII. Рефлексия
(«Проверь себя» (учебник, с. 67). Самостоятельное выполнение. Проверка по образцу.) Решение: 7 • 7 = 49 (дм2).
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали на уроке?
— Какие темы мы повторили?