Плакаты Великой Отечественной войны
Учитель русского языка и литературы Ботылёва И.В.
Плакат Великой Отечественной войны — одно из самых запоминающихся и ярких художественных событий культуры ХХ века.
Он звал в бой, давал надежду на скорую победу, с тонким юмором или злой сатирой высмеивал образ врага – ведь то, что смешно, уже не так страшно.
Он прошёл теми же дорогами войны, что и весь народ, был рядом от первого до последнего дня.
Сегодня, спустя десятилетия со времени его создания, плакат 1941–1945 годов остался искусством нестареющим, острым, боевым и призывным.
Первым плакатом, расклеенным на стенах домов 23 июня 1941 года, был лист художников Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», изображавший Гитлера, вероломно нарушившего Пакт о ненападении между СССР и Германией, и красноармейца, вонзившего штык в его голову.
Подчёркнуто крысиные черты лица, хищно сжатая лапа, сброшенная улыбающаяся маска – всё должно было вызывать омерзение у зрителя.
И характерная для советского плаката цветовая гамма: красное и чёрное.
Среди многих искренних работ тех дней — плакат В.Корецкого «Наши силы неисчислимы».
Плакат нес идею создания единого народного ополчения для борьбы с врагом. Художник обратился к символу русского национального патриотизма — скульптуре Мартоса «Минин и Пожарский», которая на плакате олицетворяла Москву и весь многонациональный советский народ.
Тогда же, в июне 1941-го, В.Корецкий создал композицию «Будь героем!». Этот плакат, увеличенный в несколько раз был установлен вдоль улиц Москвы, по которым в первые недели войны проходили колонны мобилизованных жителей города. Защитников Ленинграда вел в бой плакат В.Серова «Наше дело правое — победа будет за нами».
Суровые испытания выпали на долю защитников Москвы осенью 1941 года, когда враг вплотную приблизился к столице. В эти дни был создан графический лист, ставший бесспорным шедевром: плакат Н.Жукова и В.Климашина «Отстоим Москву!». Авторы пошли по пути художественного обобщения и придали воину черты народного героя, находящегося на высочайшем эмоциональном подъеме и призывающего отстоять от врага не только столицу, но и свободу всей страны.
События на фронтах войны 1942 года: блокада Ленинграда, приближение врага к Волге, угроза захвата нефтяных промыслов Кавказа, а, главное — оккупация огромной территории, на которой проживали сотни тысяч мирных граждан, поставили перед авторами новые задачи.
Художники показали трагедию войны; героями их листов были женщины и дети. Плакат В.Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!», впервые напечатанный в газете «Правда» 5 августа 1942 года, вызывал у бойцов ненависть к врагу.
Недаром художник Н.Жуков в своей работе «Бей насмерть!», поместил этот плакат на стену дома, который защищал от врага красноармеец-пулеметчик.
Множество мирных жителей попало в фашистский плен. Художники создавали плакаты, посвященные страданиям жителей оккупированных территорий, пленникам концлагерей. Д. Шмаринов на плакате «Отомсти» изобразил молодую женщину во весь рост, во всю длину плакатного листа, в руках она сжимает тело убитой маленькой дочери. Горе ее безысходно и молчаливо. На заднем плане – зарево пожаров, подобный задний план встречается в подавляющем числе плакатов, изображающих жизнь оккупированных территорий. Плакаты Д.Шмаринова «Освободи» и плакат Иванова В.С. и Буровой О.К «Вся надежда на тебя, красный воин» заставляли воина с удвоенной силой бить врага.
. Бесстрашие, героизм и фронтовое братство советских воинов воспели плакаты Н.Жукова «Немецкий танк здесь не пройдет!», А.Кокорекина «Когда бронебойщик стоит на пути...», В.Корецкого «Самед на смерть идет, чтоб не погиб Семен...» и другие работы 1942–1943 годов.
Победа под Сталинградом продемонстрировала всему миру несгибаемую силу бойцов и мощь Красной Армии, сумевшей противостоять многотысячной немецко-фашистской армаде и отбросить врага от Волги (плакат В.Дени и Н.Долгорукова «Сталинград», 1942 ).
После разгрома врага от художников потребовалось создание жизнеутверждающих работ, которые показали бы встречу освободителей советских городов и сел. Радость матери на плакате Ф.Антонова «Сынок родимый мой! Словами не сказать...» и счастье женщины, обнимающей воина, на плакате В.Иванова «Ты вернул нам жизнь!», явились выражением народной любви и гордости за своих героев.
Творчество В.Иванова наиболее ярко проявилось в плакатах 1943 года «Пьем воду родного Днепра...» и «На Запад!», которые отличало необыкновенное сочетание героизма и лиричности при создании образов советского воина.
До окончательной победы над врагом путь был совсем не близок. В 1944 году художнику Л.Голованову в плакате «Дойдем до Берлина!» удалось создать запоминающийся образ воина. Прототипом улыбающегося богатыря на марше стал реальный герой — снайпер Голосов , фронтовые портреты которого легли в основу знаменитого плаката.
На плакате В.Корецкого «Не унесут фашистов ноги — добью врага в его берлоге!» пожилой боец с автоматом на груди верит в близость победы и неотвратимости расплаты врага за все причиненные народам страдания.
Известие о победе и окончании войны стало самым знаменательным событием 1945 года. В мае Москва украсилась многочисленными красочными плакатами, выполненными В.Ивановым, В.Корецким, А.Кокорекиным, В.Климашиным, Л.Головановым. Художники прославляли советский народ и его героических воинов.
За время Великой Отечественной войны художники создали тысячи плакатов, которые выпускались миллионными тиражами.
Весной 1945 года плакат Великой Отечественной войны под залпы салютующих орудий и радостное ликование победителей торжественно ушел в историю.
Но и сейчас он продолжает волновать умы и души молодого поколения, ибо мы – не просто внуки Победы. Нам предстоит сберечь и сохранить всё то, что с таким трудом отстояли наши предки.