СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Письмо и развитие речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как научить писать сочинение-описание на материале непосредственных наблюдений.

Просмотр содержимого документа
«Письмо и развитие речи»



















Урок русского языка в 7 классе.



Тема урока: Сочинение-описание по картине А. Пластова «Первый снег»

Цель: Научить писать сочинение-описание на материале непосредственных наблюдений.

Задачи урока:

Образовательные:

  • формирование умения вести дневниковые   записи, составлять высказывания типа описания природы на основе произведения живописи;

  • формирование умения составлять художественное описание.

  • формирование умения выделять микротемы в описании.

Воспитательные:

  • учить смотреть и видеть прекрасное в обыденном; чувствовать и воспринимать, передавать свои чувства, эмоции, настроение при помощи слова;

  • учить отбирать нужные для описания слова.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • коррекция и развитие связной устной речи: пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогической и монологической речи, через описание природы на основе произведения живописи.

  • коррекция и развитие связной письменной речи при работе над сочинением.

Оборудование: репродукция с картины А. Пластова «Первый снег.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы урока.

Сегодня мы будем писать сочинение по картине Аркадия Александровича Пластова «Первый снег».

  1. Актуализация знаний.

* Беседа по содержанию картины «Первый снег».

- Какое время года изобразил художник? (Начало зимы.)

- Почему вы думаете, что это именно начало зимы? (Нет сугробов, местами еще видна голая земля.)

- Какое время суток изображено? Как вы догадались? (Снег выпал ночью, сейчас утро, дети второпях выбежали на крыльцо, они еще не выходили из дома.)

Кого изобразил художник на переднем плане? (Девочку лет десяти и мальчика лет семи на крылечке, радуются первому снегу. Это деревенские ребята.)

Что изобразил художник на переднем плане? (деревенский дом, деревянное крыльцо, берёзу в палисаднике)

Почему дети выбежали на крыльцо своего дома?

- Опишите их внешний вид.

(Мальчик в пальто, девочка без верхней одежды, только набросила платок. Они, наверное, торопились. Им очень хочется скорее увидеть первый снег. У девочки валенки не по размеру, видно, одевались второпях. Ребята поднимают голову к небу, смотрят на хлопья снега.)

- Что выражают их лица? (Их очень заинтересовал первый снегопад, дети любознательны и наблюдательны, они рады снегу, для них это праздник. Их лица выражают восторг, удивление, радость, счастье, восхищение, интерес.)

-Кого ещё мы видим на переднем плане? (Ворону)

-Почему она не улетела в тёплые края?

-Что можно сказать о вороне? Какая она? (Удивлённая, важная, встревоженная)

-Что ещё видим на переднем плане? Опишите берёзу: старая; могучая; с белым стволом; ветки у березы гибкие, длинные, раскидистые; пушистая и красивая; покрылась, как белой шубкой, снегом.

-Что художник изобразил на заднем плане? (Деревенскую улицу, белые крыши домов. По дороге бежит лошадь запряженная в сани. В санях стоит человек.)

-Какое небо мы видим на картине? (Серое, мрачное, мутное, хмурое, покрытое тучами.)

-Что можно сказать о земле? (Укуталась снежным одеялом, лишь у забора осталась небольшая проталина.)

-Опишите снег. (Белый, пушистый, падает мохнатыми хлопьями, надел меховые шапки на крыши домов, укутал всю землю белоснежным ковром, медленно кружится в воздухе. Снежинки похожи на звёздочки; лёгкие как пух; медленно кружатся в воздухе; похожи на кружева.)

Обратите внимание на фон картины. Какой он? (В картине преобладают теплые и светло-коричневые тона.)

-Какие чувства и настроение вызывает у вас картина? (Художник помог нам еще ярче пережить радостное чувство восторга при виде первого снега. Силой своего искусства художник показал светлый и поэтический праздник природы, мы чувствуем этот праздник. Нельзя оставаться равнодушным, глядя на это великолепие природы.)

-Радуетесь ли вы первому снегу? Почему?

- Как бы вы закончили свой рассказ по этой картине? Выберите лучший вариант из предложенных на доске. (У меня возникает ощущение радости, счастья, праздника, когда я смотрю на эту картину. Я благодарен художнику, что еще раз могу пережить чувство радости при виде первого снега. Трудно оставаться равнодушным, когда видишь первый снег. Мне картина понравилась. Художник сумел передать радость детей, их настроение и впечатления).

4. Коллективное составление плана.

1.Вступление.

а) Первый день зимы. (На картине А.А.Пластова «Первый снег» я вижу…. Художник А.А. Пластов на картине изобразил начало зимы.)

2. Описание картины.

а) Передний план: дети, палисадник, берёза, ворона.

б) Задний план: улица, лошадь, дома.

в) Описание неба, земли, снега.

3. Цвет и настроение картины.

4. Моё отношение к картине.



5. Динамическая пауза. Физкультминутка.

6. Орфографическая подготовка. 

7. Написание сочинения учащимися.

8. Итог урока. Рефлексия.

-Чему учились на уроке.



Краткое сочинение.

Вариант I.

На картине А. А. Пластова «Первый снег» изоб­ражён один из первых дней наступившей зимы. Прекратились долгие затяжные дожди, нет грязи и слякоти. Падает первый снег.

Первому снегу рады дети. Девочка так торопи­лась на улицу, что забыла одеть пальто. Она накинула на голову большой светлый платок, надела валенки не по размеру и быстро выбежала на улицу. Ей не холодно — она увлечена белоснежными снежинка­ми. Девочка улыбается. Рядом с ней стоит мальчик, вероятно, младший братишка. Он одет в чёрное пальто, на голове — тёмная шапка- ушанка, на ногах — валенки с калошами. Руки маль­чик спрятал в карманы.

Белый снег укрыл всё вокруг: крыльцо, на которое выбежали деревенские дети, землю, крыши домов, ветви деревьев и кустарников. Но сильного мороза не чувствуется.
Всё вокруг восхищается, ликует. Тёмные улицы и старые дома становятся белыми. Картина пробуждает чувства радости и восторга от первого снега. Хочется восхищаться и веселиться вместе с героями картины.









Вариант II.

На картине А.А.Пластова «Первый снег» я вижу, как падает тихо на землю снег. Художник А.А. Пластов на картине изобразил начало зимы.

На крыльцо выбежали дети. Они еще не выходили из дома. Мальчик в пальто, девочка без верхней одежды, только набросила платок. Они, наверное, торопились. Им очень хочется скорее увидеть первый снег. У девочки валенки не по размеру, видно, одевались второпях. Ребята поднимают голову к небу, смотрят на хлопья снега. Удивлённая, важная и встревоженная ворона расхаживает рядом с домом. Старая, могучая береза покрылась, как белой шубкой, снегом. Стоит она красивая и пушистая.

Виднеется вдали деревенская улица, белые крыши домов. По дороге бежит лошадь, запряженная в сани. В санях стоит человек.

Небо серое, мрачное, покрыто тучами. Земля укуталась снежным одеялом, лишь у забора осталась небольшая проталина.

Белый, пушистый снег падает мохнатыми хлопьями на землю. Он надел меховые шапки на крыши домов, укутал всю землю белоснежным ковром. Медленно кружатся в воздухе снежинки. Они похожи на звёздочки.

В картине преобладают теплые и светло-коричневые тона.

Трудно оставаться равнодушным, когда видишь первый снег. Мне картина понравилась. Художник сумел передать радость детей, их настроение и впечатления.





































План.

1.Вступление.

а) Первый день зимы. (На картине А.А.Пластова «Первый снег» я вижу…. Художник А.А. Пластов на картине изобразил начало зимы.)

2. Описание картины.

а) Передний план: дети, палисадник, берёза, ворона.

б) Задний план: улица, лошадь, дома.

в) Описание неба, земли, снега.

3. Цвет и настроение картины.

4. Моё отношение к картине.





Выбери лучший вариант окончания сочинения.

У меня возникает ощущение радости, счастья, праздника, когда я смотрю на эту картину. Я благодарен художнику, что еще раз могу пережить чувство радости при виде первого снега. Трудно оставаться равнодушным, когда видишь первый снег. Мне картина понравилась. Художник сумел передать радость детей, их настроение и впечатления.



Словарная работа.

Вставь пропущенные орфограммы: к…ртина, сне…, н…чало, не по размеру, бл…годарен, чу…ство радости, ост…ваться равнодушным, н…строение, вп...чатление..


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!