Урок русского языка в 7 классе.
Тема урока: Сочинение-описание по картине А. Пластова «Первый снег»
Цель: Научить писать сочинение-описание на материале непосредственных наблюдений.
Задачи урока:
Образовательные:
формирование умения вести дневниковые записи, составлять высказывания типа описания природы на основе произведения живописи;
формирование умения составлять художественное описание.
формирование умения выделять микротемы в описании.
Воспитательные:
учить смотреть и видеть прекрасное в обыденном; чувствовать и воспринимать, передавать свои чувства, эмоции, настроение при помощи слова;
учить отбирать нужные для описания слова.
Коррекционно-развивающие задачи:
коррекция и развитие связной устной речи: пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогической и монологической речи, через описание природы на основе произведения живописи.
коррекция и развитие связной письменной речи при работе над сочинением.
Оборудование: репродукция с картины А. Пластова «Первый снег.
Ход урока.
Организационный момент.
Сообщение темы урока.
Сегодня мы будем писать сочинение по картине Аркадия Александровича Пластова «Первый снег».
Актуализация знаний.
* Беседа по содержанию картины «Первый снег».
- Какое время года изобразил художник? (Начало зимы.)
- Почему вы думаете, что это именно начало зимы? (Нет сугробов, местами еще видна голая земля.)
- Какое время суток изображено? Как вы догадались? (Снег выпал ночью, сейчас утро, дети второпях выбежали на крыльцо, они еще не выходили из дома.)
- Кого изобразил художник на переднем плане? (Девочку лет десяти и мальчика лет семи на крылечке, радуются первому снегу. Это деревенские ребята.)
- Что изобразил художник на переднем плане? (деревенский дом, деревянное крыльцо, берёзу в палисаднике)
Почему дети выбежали на крыльцо своего дома?
- Опишите их внешний вид.
(Мальчик в пальто, девочка без верхней одежды, только набросила платок. Они, наверное, торопились. Им очень хочется скорее увидеть первый снег. У девочки валенки не по размеру, видно, одевались второпях. Ребята поднимают голову к небу, смотрят на хлопья снега.)
- Что выражают их лица? (Их очень заинтересовал первый снегопад, дети любознательны и наблюдательны, они рады снегу, для них это праздник. Их лица выражают восторг, удивление, радость, счастье, восхищение, интерес.)
-Кого ещё мы видим на переднем плане? (Ворону)
-Почему она не улетела в тёплые края?
-Что можно сказать о вороне? Какая она? (Удивлённая, важная, встревоженная)
-Что ещё видим на переднем плане? Опишите берёзу: старая; могучая; с белым стволом; ветки у березы гибкие, длинные, раскидистые; пушистая и красивая; покрылась, как белой шубкой, снегом.
-Что художник изобразил на заднем плане? (Деревенскую улицу, белые крыши домов. По дороге бежит лошадь запряженная в сани. В санях стоит человек.)
-Какое небо мы видим на картине? (Серое, мрачное, мутное, хмурое, покрытое тучами.)
-Что можно сказать о земле? (Укуталась снежным одеялом, лишь у забора осталась небольшая проталина.)
-Опишите снег. (Белый, пушистый, падает мохнатыми хлопьями, надел меховые шапки на крыши домов, укутал всю землю белоснежным ковром, медленно кружится в воздухе. Снежинки похожи на звёздочки; лёгкие как пух; медленно кружатся в воздухе; похожи на кружева.)
- Обратите внимание на фон картины. Какой он? (В картине преобладают теплые и светло-коричневые тона.)
-Какие чувства и настроение вызывает у вас картина? (Художник помог нам еще ярче пережить радостное чувство восторга при виде первого снега. Силой своего искусства художник показал светлый и поэтический праздник природы, мы чувствуем этот праздник. Нельзя оставаться равнодушным, глядя на это великолепие природы.)
-Радуетесь ли вы первому снегу? Почему?
- Как бы вы закончили свой рассказ по этой картине? Выберите лучший вариант из предложенных на доске. (У меня возникает ощущение радости, счастья, праздника, когда я смотрю на эту картину. Я благодарен художнику, что еще раз могу пережить чувство радости при виде первого снега. Трудно оставаться равнодушным, когда видишь первый снег. Мне картина понравилась. Художник сумел передать радость детей, их настроение и впечатления).
4. Коллективное составление плана.
1.Вступление.
а) Первый день зимы. (На картине А.А.Пластова «Первый снег» я вижу…. Художник А.А. Пластов на картине изобразил начало зимы.)
2. Описание картины.
а) Передний план: дети, палисадник, берёза, ворона.
б) Задний план: улица, лошадь, дома.
в) Описание неба, земли, снега.
3. Цвет и настроение картины.
4. Моё отношение к картине.
5. Динамическая пауза. Физкультминутка.
6. Орфографическая подготовка.
7. Написание сочинения учащимися.
8. Итог урока. Рефлексия.
-Чему учились на уроке.
Краткое сочинение.
Вариант I.
На картине А. А. Пластова «Первый снег» изображён один из первых дней наступившей зимы. Прекратились долгие затяжные дожди, нет грязи и слякоти. Падает первый снег.
Первому снегу рады дети. Девочка так торопилась на улицу, что забыла одеть пальто. Она накинула на голову большой светлый платок, надела валенки не по размеру и быстро выбежала на улицу. Ей не холодно — она увлечена белоснежными снежинками. Девочка улыбается. Рядом с ней стоит мальчик, вероятно, младший братишка. Он одет в чёрное пальто, на голове — тёмная шапка- ушанка, на ногах — валенки с калошами. Руки мальчик спрятал в карманы.
Белый снег укрыл всё вокруг: крыльцо, на которое выбежали деревенские дети, землю, крыши домов, ветви деревьев и кустарников. Но сильного мороза не чувствуется.
Всё вокруг восхищается, ликует. Тёмные улицы и старые дома становятся белыми. Картина пробуждает чувства радости и восторга от первого снега. Хочется восхищаться и веселиться вместе с героями картины.
Вариант II.
На картине А.А.Пластова «Первый снег» я вижу, как падает тихо на землю снег. Художник А.А. Пластов на картине изобразил начало зимы.
На крыльцо выбежали дети. Они еще не выходили из дома. Мальчик в пальто, девочка без верхней одежды, только набросила платок. Они, наверное, торопились. Им очень хочется скорее увидеть первый снег. У девочки валенки не по размеру, видно, одевались второпях. Ребята поднимают голову к небу, смотрят на хлопья снега. Удивлённая, важная и встревоженная ворона расхаживает рядом с домом. Старая, могучая береза покрылась, как белой шубкой, снегом. Стоит она красивая и пушистая.
Виднеется вдали деревенская улица, белые крыши домов. По дороге бежит лошадь, запряженная в сани. В санях стоит человек.
Небо серое, мрачное, покрыто тучами. Земля укуталась снежным одеялом, лишь у забора осталась небольшая проталина.
Белый, пушистый снег падает мохнатыми хлопьями на землю. Он надел меховые шапки на крыши домов, укутал всю землю белоснежным ковром. Медленно кружатся в воздухе снежинки. Они похожи на звёздочки.
В картине преобладают теплые и светло-коричневые тона.
Трудно оставаться равнодушным, когда видишь первый снег. Мне картина понравилась. Художник сумел передать радость детей, их настроение и впечатления.
План.
1.Вступление.
а) Первый день зимы. (На картине А.А.Пластова «Первый снег» я вижу…. Художник А.А. Пластов на картине изобразил начало зимы.)
2. Описание картины.
а) Передний план: дети, палисадник, берёза, ворона.
б) Задний план: улица, лошадь, дома.
в) Описание неба, земли, снега.
3. Цвет и настроение картины.
4. Моё отношение к картине.
Выбери лучший вариант окончания сочинения.
У меня возникает ощущение радости, счастья, праздника, когда я смотрю на эту картину. Я благодарен художнику, что еще раз могу пережить чувство радости при виде первого снега. Трудно оставаться равнодушным, когда видишь первый снег. Мне картина понравилась. Художник сумел передать радость детей, их настроение и впечатления.
Словарная работа.
Вставь пропущенные орфограммы: к…ртина, сне…, н…чало, не по размеру, бл…годарен, чу…ство радости, ост…ваться равнодушным, н…строение, вп...чатление..