Урок математики в 4 классе.
Тема: Письменное деление на трехзначное число
Цели: продолжить работу над письменными приемами деления на трехзначное число; совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять письменное деление на трехзначное число; моделировать с помощью схематических чертежей и решать задачи на движение; читать равенства, используя математическую терминологию; работать в парах; выполнять задания творческого и поискового характера.
Тип урока: комплексное применение знаний и способов действий.
Планируемые образовательные результаты
Предметные: (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся применять алгоритм письменного умножения на трехзначные числа, когда в записи первого множителя есть нули, решать задачи изученных видов и уравнения, находить площадь фигуры, значение выражения с переменной.
Метапредметные: (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способен полностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.
Личностные: представляют значение математических знаний в жизни человека, при изучении других школьных дисциплин
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Устный счет Круговые примеры
2. Блицтурнир
(Учитель читает задачи, учащиеся записывают выражения для их решения.)
• Турист ехал на автобусе 3 ч со скоростью а км/ч, а потом еще на лодке с км. Какое расстояние преодолел турист? (а-3 + с.)
• Трактор проехал путь от поля до села и км за 3 ч, а грузовик — за 2 ч. Чья скорость больше и на сколько? (п : 2 — п : 3.)
• Велосипедисту надо было проехать к км. Он уже проехал 2 ч со скоростью т км/ч. Какое расстояние ему осталось проехать? (к-т- 2.)
3. Работа по учебнику
№ 1 (с. 78).
— Прочитайте задачу.
— Как узнать расстояние? (Скорость умножить на время.)
— Можем ли мы сразу это сделать? (Нет, сначала надо выполнить преобразования единиц измерения.)
— Как узнать, какова скорость сокола в минуту? (Надо 360 км разделить на 60, так как в часе 60мин: 360:60 = 6 (км/мин).)
— Сколько метров за минуту пролетает сокол? (6 • 1000 = 6000(м/мин).)
— Как узнать, сколько метров пролетает сокол в секунду? (6000: 60 = 100 (м/с).)
— Узнайте, с какого расстояния пикировал сокол. (100 • 8 = = 800(м).)
III. Самоопределение к деятельности
(На доске алгоритм письменного деления на двузначное и трехзначное число.)
— Решите примеры по алгоритму.
32 148:36
158 478:366
(Два ученика работают у доски с комментированием.)
— Чем похожи действия при решении первого и второго примеров? (Одинаковый алгоритм вычислений.)
— Чем отличается деление? (При делении на трехзначное число каждый делитель разделили на 100. При делении на двузначное число каждый делитель разделили на 10.)
— Сформулируйте задачи урока. (Поупражняться в письменном делении на трехзначное число.)
IV. Работа по теме урока Работа по учебнику
— Объясните, как выполнены вычисления на с. 73. (Работа в парах.)
— Сделайте вывод: на сколько нужно разделить каждый делитель, чтобы найти цифру в частном?
№284 (с. 73).(Первые три примера - коллективно, с комментированием, последний пример - самостоятельно. Самопроверка, самооценка.)
№285 (с. 73).(Самостоятельное выполнение. Вариант 1 — первая строка, вариант 2 — вторая строка. Два ученика работают у доски. Взаимопроверка.)
№287 (с. 73).
— Прочитайте задачу.
— Сделаем схематический чертеж. Что нам известно? (В первый день туристы поднялись на высоту 750м.)
— Что сказано о втором дне? (Туристы осилили две третьих высоты, взятой вчера.)
— Что значит «две третьих»? (Нужно расстояние первого дня разделить на три части и взять две такие части.)
Что сказано о третьем дне? (Туристы поднялись на половину той высоты, что достигнута за первые два дня.)
— Сколько всего равных отрезков мы начертили? (5.)
— Сколько от этих 5 частей надо взять? (Половину.)
— Что нужно узнать в задаче? (Высоту, на которой находились туристы после третьего дня восхождения.)
— Используя чертеж, решите задачу.
(Один ученик работает на откидной доске. Самопроверка, самооценка.)
Решение
1) 750 : 3 • 2 = 500 (м) - преодолели во второй день;
2) 750 + 500 = 1250 (м) - преодолели за два дня;
3) 1250 : 2 = 625 (м) — преодолели в третий день;
4) 1250+ 625= 1875 (м).
Ответ: за три дня туристы поднялись на высоту 1875 м.
V. Физкультминутка
Ча-ча-ча-ча-ча-ча —(Три хлопка по бедрам.)
Печка очень горяча.(Четыре прыжка на двух ногах.)
Чи-чи-чи-чи-чи-чи —(Три хлопка над головой.)
Печет печка калачи.(Четыре приседания.)
Чу-чу-чу-чу-чу-чу —(Три хлопка за спиной.)
Будет всем по калачу.(Четыре прыжка на месте.)
Чо-чо-чо-чо-чо-чо —(Три хлопка перед собой.)
Осторожно, горячо!(Подуть на руки.)
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
№288 (с. 73). (Устное выполнение.)
2. Выполнение заданий в рабочей тетради
№57 (с. 72).(Работа в парах. Коллективная проверка.)
№58 (с. 72).(Самостоятельное выполнение. Проверка. Один ученик объясняет решение.)
№59 (с. 72).(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)
VII. Рефлексия
(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учебник, с. 73). Два ученика работают на откидной доске. Проверка.) Ответы: 320, 197 604.
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Какие вычислительные умения мы закрепляли сегодня на уроке?
— Чем отличается письменное деление на двузначное число от деления на трехзначное число?
- Какие задачи мы решали?
- Какое задание вам было интересно выполнять?
Домашнее задание
Учебник: № 286, 289 (с. 73).