Тема: Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями
Цели: Разобрать случаи письменного деления на числа, оканчивающиеся нулями
Задачи: познакомить с письменным приемом деления на числа, оканчивающиеся нулями, при однозначном частном; развивать умение решать задачи изученных видов; воспитывать самостоятельность в работе.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями; моделировать с помощью схематических чертежей и решать задачи на нахождение четвертого пропорционального; составлять алгоритм выполнения вычислений; работать в парах; выполнять задания творческого и поискового характера.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Устный счет
— Сравните величины.
2м2см 0 22см 2кг2г О 2002г
2 км 2 м О 202 м 2 т 2 ц О 220 ц
2 дм 2 см О 22 см 2 т 2 кг О 202 кг
2. Задание на смекалку
— Начертите данные фигуры, не отрывая карандаш от бумаги и не проводя дважды по одной и той же линии.
Самоопределение к деятельности
— Разделите 480 на 60. На какие множители нужно разложить число 60? (6-10.)
— На какое число сначала удобнее разделить 480? (480:10:6 = = 8.)
— Этот пример можно записать столбиком.
— А сейчас разделите столбиком 499 на 60.
- Сравните остаток и делитель. (19 < 60.)
- Чем похожи оба примера? Чем они отличаются? (В обоих примерах делитель — круглое число, но в первом случае деление выполнено без остатка, а во втором — с остатком.)
— Сформулируйте задачи урока. (Познакомиться с приемом деления на числа, оканчивающиеся нулями, с остатком и без остатка.)
IV. Работа по теме урока
1. Составление алгоритма деления
(Учащиеся выделяют опорные слова, учитель записывает.)
Алгоритм деления на круглое число при однозначном частном
1. Делим.
2. Умножаем.
3. Вычитаем.
4. Сравниваем остаток с делителем.
5. Читаем ответ.
2. Работа по учебнику
— Проверим, правильно ли мы составили алгоритм. Прочитайте текст рядом с красной чертой на с. 29.
№ 102 (с. 29).(Устное выполнение по алгоритму.)
№103 (с. 29№104 (с. 29
V. Физкультминутка
Ветер дует нам в лицо,(Махи руками на себя.)
Закачалось деревцо.(Наклоны.)
Ветер тише, тише, тише,(Присесть.)
Деревцо все выше, выше.(Встать на носочки, потянуться вверх.)
VI. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
№ 105 (с. 29).(Учащиеся выполняют чертеж к задаче, затем самостоятельно записывают решение и ответ.
Решение: 9 • (500 : 100) = 45 (л). Ответ: на 500 км пути потребуется 45 л бензина.
Дополнительное задание: записать решение задачи выражением, если расход изменится на 2 л на 100 км.
№ 107 (с. 29).
- Прочитайте задачу.
— Что значит «третья часть длины»? (Длину реки делим на 3 части и берем одну часть.)
- С какой средней скоростью двигались туристы?
— Как узнать расстояние, которое преодолевали туристы за один день?
- Что можно найти, зная общее расстояние и расстояние, преодолеваемое ежедневно? (Количество дней, или время в пути.)
— Запишите решение задачи. Решение
1) 3690: 3 = 1230 (км) - прошли туристы;
2) 6 • 5 = 30 (км) - проходили туристы ежедневно;
3) 1230 : 30 = 41 (д.).
Ответ: туристы были в пути 41 день.
VII. Рефлексия
(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учебник, с. 29). Ответ: 8 (ост. 300).
- Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
- С каким новым вычислительным приемом вы познакомились сегодня на уроке?
- Что надо помнить об остатке при делении?
- Какое задание сегодня на уроке было самым интересным?
Домашнее задание
Учебник: № 106, (с. 29).
Просмотр содержимого документа
«Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями»
Математика 17.02.2021
Тема: Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями
Цели: Разобрать случаи письменного деления на числа, оканчивающиеся нулями
Задачи: познакомить с письменным приемом деления на числа, оканчивающиеся нулями, при однозначном частном; развивать умение решать задачи изученных видов; воспитывать самостоятельность в работе.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями; моделировать с помощью схематических чертежей и решать задачи на нахождение четвертого пропорционального; составлять алгоритм выполнения вычислений; работать в парах; выполнять задания творческого и поискового характера.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Устный счет
— Сравните величины.
2м2см 0 22см 2кг2г О 2002г
2 км 2 м О 202 м 2 т 2 ц О 220 ц
2 дм 2 см О 22 см 2 т 2 кг О 202 кг
2. Задание на смекалку
— Начертите данные фигуры, не отрывая карандаш от бумаги и не проводя дважды по одной и той же линии.
Самоопределение к деятельности
— Разделите 480 на 60. На какие множители нужно разложить число 60? (6-10.)
— На какое число сначала удобнее разделить 480? (480:10:6 = = 8.)
— Этот пример можно записать столбиком.
— А сейчас разделите столбиком 499 на 60.
- Сравните остаток и делитель. (19
- Чем похожи оба примера? Чем они отличаются? (В обоих примерах делитель — круглое число, но в первом случае деление выполнено без остатка, а во втором — с остатком.)
— Сформулируйте задачи урока. (Познакомиться с приемом деления на числа, оканчивающиеся нулями, с остатком и без остатка.)
IV. Работа по теме урока
1. Составление алгоритма деления
(Учащиеся выделяют опорные слова, учитель записывает.)
Алгоритм деления на круглое число при однозначном частном
1. Делим.
2. Умножаем.
3. Вычитаем.
4. Сравниваем остаток с делителем.
5. Читаем ответ.
2. Работа по учебнику
— Проверим, правильно ли мы составили алгоритм. Прочитайте текст рядом с красной чертой на с. 29.
№ 102 (с. 29).(Устное выполнение по алгоритму.)
№103 (с. 29№104 (с. 29
V. Физкультминутка
Ветер дует нам в лицо,(Махи руками на себя.)
Закачалось деревцо.(Наклоны.)
Ветер тише, тише, тише,(Присесть.)
Деревцо все выше, выше.(Встать на носочки, потянуться вверх.)
VI. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
№ 105 (с. 29).(Учащиеся выполняют чертеж к задаче, затем самостоятельно записывают решение и ответ.
Решение: 9 • (500 : 100) = 45 (л). Ответ: на 500 км пути потребуется 45 л бензина.
Дополнительное задание: записать решение задачи выражением, если расход изменится на 2 л на 100 км.
№ 107 (с. 29).
- Прочитайте задачу.
— Что значит «третья часть длины»? (Длину реки делим на 3 части и берем одну часть.)
- С какой средней скоростью двигались туристы?
— Как узнать расстояние, которое преодолевали туристы за один день?
- Что можно найти, зная общее расстояние и расстояние, преодолеваемое ежедневно? (Количество дней, или время в пути.)
— Запишите решение задачи. Решение
1) 3690: 3 = 1230 (км) - прошли туристы;
2) 6 • 5 = 30 (км) - проходили туристы ежедневно;
3) 1230 : 30 = 41 (д.).
Ответ: туристы были в пути 41 день.
VII. Рефлексия
(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учебник, с. 29). Ответ: 8 (ост. 300).
- Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
- С каким новым вычислительным приемом вы познакомились сегодня на уроке?
- Что надо помнить об остатке при делении?
- Какое задание сегодня на уроке было самым интересным?
Домашнее задание
Учебник: № 106, (с. 29).