«Пишем грамотно»
Пояснительная записка
Данная программа элективного курса составлена на основе авторской программы « Пишем грамотно» Кривицкой Галины Ивановны, методиста РМБ Бахчисарайской РГА. Утверждена Ученым советом КРИППО 20.11.2013г. протокол №6.
Несомненным показателем культуры человека является грамотность. К сожалению, в последнее время замечается повсеместное снижение грамотности, о чем свидетельствуют газетные статьи, речь дикторов, рекламные надписи. Причин тому можно назвать несколько, но, пожалуй, самая основная - это уменьшение количества часов с каждой новой программой.
Систематическое изучение русского языка завершается в 9 классе, в 10-11 классах учащиеся знакомятся со стилистикой и риторикой, что, несомненно, важно, так как способствует решению основной задачи - формированию коммуникативных навыков, повышению культуры речи.
Вместе с тем необходима специальная работа по отработке орфографических и пунктуационных навыков: во-первых, для успешной сдачи государственной итоговой аттестации, во-вторых, для сдачи внешнего независимого оценивания при поступлении в высшие учебные заведения.
Предлагаемая программа, имеющая практическую направленность, дает возможность учащимся еще раз вернуться к изученным ранее правилам орфографии и пунктуации и восполнить пробелы в знаниях.
Курс по выбору логично, преемственно продолжает то, что было изучено в 5-9 классах. Вместе с тем, занимаясь по данному курсу старшеклассники смогут не только повторить, обобщить изученное, но и углубить, расширить свои знания, а главное- научиться применять эти знания на практике. Личностно-ориентированный подход к преподаванию курса даст возможность учащимся с достаточным уровнем знаний подготовиться к предметной олимпиаде.
Программа курса построена по принципу модуля и состоит из двух частей: «Орфографии», «Пунктуации» Такое построение дает большую свободу учителю и предлагает вариативность в работе: планировать работу можно в соответствии с уровнем подготовки учащихся и характером допускаемых ошибок. Рекомендуем за основу преподавания курса взять методику Фроловой Т.Я.
Цели курса:
- систематизировать знания, полученные в 5-9 классах;
-ликвидировать пробелы в орфографической и пунктуационной грамотности;
-познакомить с классификацией ошибок в письменных тексах, приемами проверки работ;
-познакомить на практическом уровне с разными видами упражнений, задач, алгоритмов, схем, таблиц;
-формировать культуру речи учащихся.
знать:
-назначение орфографии и пунктуации, их место в школьном курсе русского языка;
-разделы и принципы русской орфографии и пунктуации;
-условия выбора орфограмм, их обозначение графическими средствами;
-типы и виды орфограмм, изучаемых в школе;
-место орфограммы в слове, условия выбора орфограмм, опознавательные признаки орфограммы;
-орфографические ошибки, нормы оценки орфографической грамотности;
-основную единицу пунктуации (смысловой отрезок, выделяемый на письме знаками препинания);
-знаки препинания и их виды;
-функции знаков препинания;
-пунктуационные правила, условия выбора постановки/не постановки знаков препинания;
-опознавательные признаки применения пунктуационных правил;
-пунктуационные ошибки, нормы оценки пунктуационной грамотности.
Уметь:
-находить в словах орфограммы;
-правильно писать слова с изученными видами орфограмм;
-обосновывать выбор орфограммы;
-производить орфографический разбор;
-находить в предложении и в тексте смысловые отрезки, требующие пунктуационного оформления;
-ставить знаки препинания в соответствии с изученными пунктуационными правилами;
-обосновывать употребление знаков препинания;
- делать пунктуационный разбор;
а также владеть следующими умениями:
-находить орфографические и пунктуационные ошибки и исправлять их;
- находить орфографические и пунктуационные ошибки и группировать их;
- строить свою речь логично, в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
- правильно употреблять языковые единицы на письме и в речи;
- пользоваться различными словарями русского языка.
Программа также помогает учителям- словесникам успешно решить задачи, связанные с реализацией современных подходов к совершенствованию системы филологического образования: осуществление личностно-ориентированной, культурологической направленности, развитие творческих, исследовательских способностей учащихся, включение школьного курса русского языка в единую систему непрерывного образования «школа – вуз». Целесообразно опираться на использование следующих методов обучения:
- проблемное изложение теоретического материала;
- поисковая и частично- поисковая работа учащихся на практических занятиях;
- метод устного контроля и самоконтроля (устного и письменного);
- иллюстративно-объяснительный метод на лекционных занятиях.
Заключительные уроки в 11 классе знакомят учащихся с профессиями, для которых грамотность работника является определяющим качеством.
Предлагается 2 варианта курса по русскому языку – на 35 часов и на 17 часов в год.