Тема урока: Письмо строчной буквы А.
Класс: 1 (дети с умеренной умственной отсталостью).
Цели урока:
научить детей писать строчную букву а, правильно соединять её с другими буквами при письме слогов, слов, продолжить наблюдение за однокоренными словами;
развивать внимание, мышление, память, речь детей, их графический навык, орфографическую зоркость;
воспитывать дисциплинированность, культуру поведения на уроке, усидчивость, аккуратность при работе в прописях.
Тип урока: урок обучения письму новой буквы.
Оборудование: образец новой буквы, предметные картинки, кукла Буратино, бумажный ананас или игрушка, записи элементов букв, карточки, цветные карандаши.
ХОД УРОКА.
Организационный момент.
Прозвенел звонок для нас!
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели.
Все тихонечко вздохнём,
Наш урок сейчас начнём.
Сейчас у нас урок письма. Вспомним правила посадки при письме. Придвиньте стульчики. Проверьте расстояние между туловищем и партой кулачком.
Сообщение темы и целей урока.
Ребята, к нам сегодня в гости пришел Буратино и с собой он что-то принес.
Это ананас.
А с какого звука начинается слово АНАНАС? (А).
Ребята мы уже с вами говорили, что звуки обозначаются знаками-буквами.
А чем отличается буква от звука? (Букву мы пишем и слышим, а звук – слышим и произносим).
Верно. Молодцы!
А вы знаете, что звук [а] мы можем даже пропеть (а-а-а-а).
Попробуйте спеть его вместе со мной. (Все поют а-а-а-а).
Ребята звук [а] гласный.
Гласный – значит, состоит из голоса, поэтому-то мы и можем его пропеть.
А какие ещё вы знаете слова, где встречается звук А? (Арбуз, абрикос, аист).
Молодцы. Правильно.
Астра, азбука, айва
Начинаются на А,
И кончаются на А
Астра, азбука, айва.
Буратино, а ты знаешь слово которое начинается со звука А? (Арбуз).
Ребята звук [а] обозначается буквой А и сегодня на уроке мы будем учиться писать строчную букву А.
Работа над новым материалом.
Подготовка кисти руки к письму:
Ребята у вас у каждого на парте лежат карточки, которые нам приготовил Буратино. Возьмите их.
Возьмите в руки ручку, проверьте пальчики. Покажите, как вы держите ручку. Молодцы!
Посмотрите, у девочки на платье нарисовано что-то, а что? (Буквы).
Верно. Ваша задача найти все буквы А на платье у девочки и зачеркнуть их.
А теперь отложите ручки и посмотрите на меня.
Анализ образца строчной буквы А.
Ребята, давайте сейчас внимательно рассмотрим образец написания строчной буквы А и посмотрим из скольких элементов состоит буква А? (Из двух).
Давай те назовем вместе эти элементы. (Овал и короткая наклонная с закруглением внизу).
Объяснение написания строчной буквы А:
А теперь посмотрите, как я напишу строчную букву А на доске: первый её элемент – овал. Начинаем писать строчную букву А немного ниже верхней линии узкой рабочей строки, округляем вниз до нижней линии, затем ведём наклонную через точку начала письма буквы до верхней линии. Без отрыва ведём вниз второй элемент буквы – это короткая наклонная с закруглением внизу. Затем без отрыва пишут всю букву. (Объясняя, учитель пишет букву на доске. Скорость движения руки совпадает со словами).
Упражнения направленные на сохранение в памяти детей образа новой буквы и хода движения кисти руки при её письме:
Показываю ещё раз, под счёт, написание строчной буквы А, а вы повторяйте за мной указательным пальчиком на парте: раз (овал) – и – два (короткая наклонная с закруглением внизу).
Теперь возьмите в руку авторучку правильно, тремя пальчиками, и, вместе со мной, напишите в воздухе букву А. (Дети пишут, а учитель тактирует). Молодцы, ещё раз.
Все откройте свои тетради. Положите тетрадь правильно перед собой – левый её уголочек смотрит в грудь. Спинка прямая.
А теперь обведите штрих – букву А в тетради. Обведите три такие буквы. Приступайте. (Дети пишут, а учитель смотрит, как дети справляются с заданием.)
Не забывайте, ребята, что Буратино следит за вашей осанкой. И не нажимайте сильно на ручку.
Умнички, у вас всё замечательно получилось.
Кто уже дописал, откладывает ручку и отдыхает.
Все дописали? Давайте теперь немного отдохнём.
Физминутка:
Мы писали, мы писали
А теперь все дружно встали,
Ручками похлопали,
Ножками потопали,
Затем пальчики сожмём,
Тихо сядем
И писать начнём.
Отдохнули? А теперь продолжаем дальше обводить букву А до конца этой строчки.
Закрепление изученного материала.
Ребята, мы сегодня учились писать строчную букву А.
А сейчас давайте возьмем карточки и раскрасим платье нашей кукле.
Кто выполнил задание откладывайте в сторонку карандаши и поднимайте свои глазки на меня.
Все доделали? (Да).
Подведение итогов урока.
Итак, ребятки! С написанием какой новой буквой мы с вами сегодня познакомились? (Строчной буквы а).
Что мы узнали о ней? (Состоит из двух элементов).
Из каких? (Овала и короткой наклонной с закруглением внизу).
Кто доволен своей работой на уроке?
А чем именно?
Теперь послушаем, что нам скажет наш гость Буратино, который всё это время наблюдала за нашей работой: «Молодцы, ребята, все старались, дружно отвечали на вопросы учителя, красиво писали и при всём при этом не забывали о правильной осанке. Я вами доволен».