1 КЛАСС
Первое собрание
Тема: Знакомство с родителями учеников-первоклассников
Педагоги встречаются с родителями первоклассников до начала учебного года, уместнее всего проводить такую встречу-собрание в конце августа. Учитель использует первое собрание для того, чтобы познакомиться с родителями, настроить семью на необходимость общения со школой, педагогами, создать оптимистический настрой на учебную деятельность, снять боязнь семьи перед школой.
Задачи собрания
Познакомить родителей с педагогами, школой, администрацией, службами школы и друг с другом.
Помочь подготовиться семье к обучению ребенка в первом классе.
Вопросы для обсуждения
Знакомство с директором школы и школьной администрацией.
Представление педагога, который будет работать с классом.
Экскурсия по школьному зданию.
Мини-лекция: «Законы воспитания в семье. Какими им быть».
Анкетирование родителей по теме собрания.
Самопредставление — визитная карточка семьи.
Родительский тренинг «Ребенок в зеркале родителей».
План организации собрания-встречи
Собрание проводится в классе, в котором будут проходить занятия детей. Класс празднично оформлен (можно поместить высказывания учащихся, закончивших начальную школу). На доске фотографии выпускников, которые учились у педагога, набирающего класс.
Вариант вступительного слова директора школы
Уважаемые папы и мамы, дедушки и бабушки, все взрослые, пришедшие на первую встречу со школой, порог которой переступят в сентябре ваши малыши.
Сегодня мы объявляем вас и себя членами одной большой команды корабля под названием «Школа». Наше плавание начинается сегодня, а заканчивается через 12 лет. 12 лет мы будем вместе, и пока наш корабль будет плыть по океану Знаний, мы будем вместе переживать штормы и бури, огорчения и радости. Хочется, чтобы это плавание было интересным, радостным и значительным в жизни каждого ребенка и каждой семьи.
Как научиться преодолевать трудности, как научится падать, набивая как можно меньше шишек, где получить консультацию, получить исчерпывающий ответ на неразрешимый вопрос — все это можно сделать в кабинете заместителя директора по начальной школе.
Вариант выступления заместителя директора по начальной школе
Необходимо сказать о традициях и обычаях начальной школы, о требованиях к учащимся; познакомить с уставом школы, вручить каждой семье визитную карточку школы, указать дни консультаций зам. директора по начальной школе, представить учителя начальных классов, который будет работать с конкретным классом.
Самопредставление учителя
Учитель проводит самопредставление приблизительно так:
Рассказ о себе, о выборе профессии педагога.
Рассказ о выпусках своих учеников, о планах на будущее в работе с
новым классом.
Самопредставление семей
Очень интересно проходит на родительском собрании-встрече самопредставление семей. Это своего рода визитная карточка семьи. Желательно записать выступления родителей, рассказывающих о себе на собрании, на магнитофон. Такая работа позволит сразу определить особенности семей, степень их открытости, систему семейных ценностей и взаимоотношений. Классному руководителю будет важно проанализировать мини-рассказы о семье.
План самопредставления семьи:
а) фамилия, имя, отчество родителей;
б) возраст родителей, день рождения семьи;
в) интересы, увлечения семьи;
г) традиции и обычаи семьи;
д) девиз семьи.
Можно записать девиз семей на листе ватмана, который крепится на доске в классе. Этот материал можно будет успешно использовать в работе с учащимися.
После самопредставления родителей, педагогов и установления теплой атмосферы проводится экскурсия по школе. Очень важно показать родителям кабинет психологической службы, познакомить с расписанием его работы, предложить записать телефон доверия психологической службы.
В конце встречи каждая семья получает наказ в виде свитка, в котором записаны законы воспитания ребенка в семье. Родителям представляется возможность прочесть законы и задать вопросы учителю.
В конце собрания проводится анкетирование родителей по теме собрания.
На мой взгляд, очень уместно, если классный руководитель в конце каждого собрания будет знакомить с тематикой следующего собрания. Это позволит родителям подготовить вопросы по тематике следующего классного собрания и активно участвовать в его работе.
В конце родительского собрания можно сделать общую фотографию на память о первом «школьном» дне родителей.