СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Песня - душа народа"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«"Песня - душа народа"»

Тема урока : Песня – душа народа.



Цели урока: обобщить и закрепить ранее полученные знания о русских народных жанрах и показать их мно­гообразие: плясовые, хороводные, шуточные солдатские, лирические.

Задачи:

• Научить делать разбор музыкального произведения и определять общий ха­рактер.

•Научить находить соответствующий ритмический рисунок к музыкальному жанру.

• Прививать любовь к народной песне. Научить чисто и выразительно интони­ровать, петь легко и свободно .


Ход урока

Слайд№1

I.Учащиеся входят в класс под звучание песни «Песня о Родине» музыка Виталия Алексеева ,слова Инги Лейме и Виталия Рысай.


Музыкальное приветствие: «Здравствуйте, ребята. Здравствуйте гости»

Когда вы входили в класс, звучала мелодия.

- Знакома она вам она и как называется? («Песня о Родне»)

-Вспомните строки из песни, где дается её описание .( поле широкое, небо без края, травы медовые, росы расветные).

-Какие чувства переданы в песне? (любви, нежности)

-Найдите подтверждения этим слова. (Не надышаться тобой, не напиться, Родина милая).

-Мне бы хотелось , чтобы вы исполнили песню так, как вы сами чувствуете любовь к родной земле и передали в исполнении.


Слайд№2


Исполнение песни « Песня о Родине».

-Молодцы, но мы забыли самое главное. Кто автор песни?( уч-ся могут сказать народная). Я согласилась бы с вами, но к сожалению эта песня композиторская муз. Виталия Алексеев,слова Инги Лейме и Виталия Рысай. Многие композиторы стараются написать песню в народном стиле и главное здесь, как можно точнее передать характерные черты народной песни. И когда это достигается, то о такой песне говорят –песня в народном стиле.

Сегодня на уроке мы будем и строителями и исполнителями .На доске справа находится строитель-музыкальный материал и необходимо выбрать первое брёвнышко . И так, как называются песни в которой переданы характерные черты народной песни.

( учащиеся выбирают «бревно- песня в народном стиле»)


II.Тема нашего урока : Песня –душа народа. Слайд№3

 Русские народные песни поются душою. Именно поэтому они пелись и сохранялись веками. Душою спеть можно, если душа поет и тогда песня просто льется , рассказывая о целом мире, затрагивая все стороны жизни человека, сопровождая его и в радости, и в горе.

- О чём пели и слагали песни в народе?( о работе, о любви, о земле, о природе, о солнце, о мечтах .) Люди сочиняли и пели песни о том , что их окружало. Из всего перечисленного мы можем народные песни разделить на жанры:

- Назовите их.( лирические, солдатские, хороводно - игровые, свадебные, трудовые).Молодцы!

- О какой песне пойдет речь? Наигрываю «Вниз по матушке, по Волге»

Слайд№4

Исполнение песни «Вниз по матушке, по Волге»

-Какой показана река-Волга? (широкая, большая)

-Какое течение у реки?( медленное)

-Какой характер? ( спокойный)

-Как вы у знали об этом? ( из музыки. Песня передаёт характер и течение реки).

Эту песню часто исполняли на посиделках.

-Кто объяснит, что такое посиделки?

Слайд№5

Рассказ.

Исполнение 1 куплета.

К какому жанру мы можем отнести эту песню?(Лирический)

(учащиеся выбирают «бревно- лирическая песня»)


На посиделках рассказывали былины, сказани и пели……

Звучит мелодия частушки.

Слайд№6

-Что такое частушка?

Когда – то частушка была неотъемлемой частью русских праздников, почитаемых на Руси: рождественского и масленичного гулянья, посиделок, свадеб и других семейных торжеств. Сколько в них эмоционального подъёма, народного юмора и задора, присущих только русской частушки! Не одну сотню лет она веселит народ, помогая пережить самые страшные и тяжёлые времена: войну и разруху, голод и нищету, беды и ненастья.

Но частушка и сейчас пользуется большой популярностью. Так давайте же исполним частушки.

Исполнение частушек

К какому жанру мы можем отнести эту песню?(Частушки)

(учащиеся выбирают «бревно- частушки»)



Сегодня мы познакомимся еще с одной песней, а к какому жанру относится эта песня, я думаю, вы мне скажете сами. Слайд№7

Звучит русская народная песня “Эй, ухнем” в исполнении Ф. И. Шаляпина.

– О чем рассказала эта русская народная песня?

– Когда исполняли такие песни?

– К какому жанру относится эта песня? (Трудовая песня).

Тема труда нашла широкое отражение во многих русских народных песнях.

– Как вы думаете, зачем русский народ слагал трудовые песни? (Чтобы облегчить свою тяжелую работу).

Трудовые песни слагали лесорубы, грузчики, бурлаки. При подъеме грузов, бревен и других тяжестей требовались одновременные усилия нескольких человек. Песня объединяла их работу, делала ее более размеренной и дружной.

– Посмотрите на картину замечательного русского художника Ильи Ефимовича Репина. Слайд№8

– Как называется эта картина? (“Бурлаки на Волге”).

– Чем занимались бурлаки?

– Могла ли песня помочь бурлакам в их нелегком труде?

Анализ картины. (На картине И. Репина показано, с каким огромным физическим напряжением тянут бурлаки тяжелую баржу).

Звучит русская народная песня “Эй, ухнем” (фрагмент).

– Какие слова часто повторяются в ней? (Часто встречаются такие восклицания и слова как “Ой, раз, еще раз”, “Эй, ухнем”).

– Как вы думаете, почему? (В песне подчеркивалось то место, которое служило сигналом для одновременного рывка или движения).

– Что музыка изображает? (Изображает тяжелый, изнуряющий шаг бурлаков).

(учащиеся выбирают «бревно- трудовые песни»)


Слайд№9


Посмотрите на картину , что за сцена изображена на ней?

-Какие чувства переданы ? Отчего так горько и тяжело матери?

Рассказ.

Но, вот что интересно в песнях образ солдат передан иным, каким же?( бодрым, неунывающим, храбрым)


Слайд№ 10

Исполнение песни  «Солдату́шки, бра́вы ребяту́шки»

К какому жанру мы отнесём эту песню?(Солдатские)

(учащиеся выбирают «бревно- солдатские песни»)


Слайд№11


Хоровод -один из наиболее своеобразных жанров русского народного песенного творчества, сочетающий в себе поэзию и музыку с театральными элементами и хореографией. Хороводы начинались весной и исполнялись в течение всего лета. Этот жанр был очень любим молодежью. Отсюда - ярко выраженный оптимистический характер хороводных песен.

Исполнение песни « В сыром бору тропина».

(учащиеся выбирают «бревно- хороводно- игровые песни»)


Слайд№12

Вот мы и построили избу, не простую музыкальную.

Исполнение песни «Русская изба»



V. Итог урока


Народная песня. Это сокровищница русской души, которая покоряет нас своей простотой, сердечностью и любовью. Любовью к людям, к своей земле, к своему Творцу. Песенное богатство народа – его духовное богатство.


Русь и в песне-то могуча,

Широка и глубока,

И свободна, и гремуча,

И привольна, и звонка!


Остается только удивляться, насколько талантлив народ, который создает такие красивые песни! Не менее талантливы и вы, дети. Поэтому домашнее задание для вас будет творческим: сочинить частушки о себе, своих друзьях, своем классе.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!