Тема урока : Песня – душа народа.
Цели урока: обобщить и закрепить ранее полученные знания о русских народных жанрах и показать их многообразие: плясовые, хороводные, шуточные солдатские, лирические.
Задачи:
• Научить делать разбор музыкального произведения и определять общий характер.
•Научить находить соответствующий ритмический рисунок к музыкальному жанру.
• Прививать любовь к народной песне. Научить чисто и выразительно интонировать, петь легко и свободно .
Ход урока
Слайд№1
I.Учащиеся входят в класс под звучание песни «Песня о Родине» музыка Виталия Алексеева ,слова Инги Лейме и Виталия Рысай.
Музыкальное приветствие: «Здравствуйте, ребята. Здравствуйте гости»
Когда вы входили в класс, звучала мелодия.
- Знакома она вам она и как называется? («Песня о Родне»)
-Вспомните строки из песни, где дается её описание .( поле широкое, небо без края, травы медовые, росы расветные).
-Какие чувства переданы в песне? (любви, нежности)
-Найдите подтверждения этим слова. (Не надышаться тобой, не напиться, Родина милая).
-Мне бы хотелось , чтобы вы исполнили песню так, как вы сами чувствуете любовь к родной земле и передали в исполнении.
Слайд№2
Исполнение песни « Песня о Родине».
-Молодцы, но мы забыли самое главное. Кто автор песни?( уч-ся могут сказать народная). Я согласилась бы с вами, но к сожалению эта песня композиторская муз. Виталия Алексеев,слова Инги Лейме и Виталия Рысай. Многие композиторы стараются написать песню в народном стиле и главное здесь, как можно точнее передать характерные черты народной песни. И когда это достигается, то о такой песне говорят –песня в народном стиле.
Сегодня на уроке мы будем и строителями и исполнителями .На доске справа находится строитель-музыкальный материал и необходимо выбрать первое брёвнышко . И так, как называются песни в которой переданы характерные черты народной песни.
( учащиеся выбирают «бревно- песня в народном стиле»)
II.Тема нашего урока : Песня –душа народа. Слайд№3
Русские народные песни поются душою. Именно поэтому они пелись и сохранялись веками. Душою спеть можно, если душа поет и тогда песня просто льется , рассказывая о целом мире, затрагивая все стороны жизни человека, сопровождая его и в радости, и в горе.
- О чём пели и слагали песни в народе?( о работе, о любви, о земле, о природе, о солнце, о мечтах .) Люди сочиняли и пели песни о том , что их окружало. Из всего перечисленного мы можем народные песни разделить на жанры:
- Назовите их.( лирические, солдатские, хороводно - игровые, свадебные, трудовые).Молодцы!
- О какой песне пойдет речь? Наигрываю «Вниз по матушке, по Волге»
Слайд№4
Исполнение песни «Вниз по матушке, по Волге»
-Какой показана река-Волга? (широкая, большая)
-Какое течение у реки?( медленное)
-Какой характер? ( спокойный)
-Как вы у знали об этом? ( из музыки. Песня передаёт характер и течение реки).
Эту песню часто исполняли на посиделках.
-Кто объяснит, что такое посиделки?
Слайд№5
Рассказ.
Исполнение 1 куплета.
К какому жанру мы можем отнести эту песню?(Лирический)
(учащиеся выбирают «бревно- лирическая песня»)
На посиделках рассказывали былины, сказани и пели……
Звучит мелодия частушки.
Слайд№6
-Что такое частушка?
Когда – то частушка была неотъемлемой частью русских праздников, почитаемых на Руси: рождественского и масленичного гулянья, посиделок, свадеб и других семейных торжеств. Сколько в них эмоционального подъёма, народного юмора и задора, присущих только русской частушки! Не одну сотню лет она веселит народ, помогая пережить самые страшные и тяжёлые времена: войну и разруху, голод и нищету, беды и ненастья.
Но частушка и сейчас пользуется большой популярностью. Так давайте же исполним частушки.
Исполнение частушек
К какому жанру мы можем отнести эту песню?(Частушки)
(учащиеся выбирают «бревно- частушки»)
Сегодня мы познакомимся еще с одной песней, а к какому жанру относится эта песня, я думаю, вы мне скажете сами. Слайд№7
Звучит русская народная песня “Эй, ухнем” в исполнении Ф. И. Шаляпина.
– О чем рассказала эта русская народная песня?
– Когда исполняли такие песни?
– К какому жанру относится эта песня? (Трудовая песня).
Тема труда нашла широкое отражение во многих русских народных песнях.
– Как вы думаете, зачем русский народ слагал трудовые песни? (Чтобы облегчить свою тяжелую работу).
Трудовые песни слагали лесорубы, грузчики, бурлаки. При подъеме грузов, бревен и других тяжестей требовались одновременные усилия нескольких человек. Песня объединяла их работу, делала ее более размеренной и дружной.
– Посмотрите на картину замечательного русского художника Ильи Ефимовича Репина. Слайд№8
– Как называется эта картина? (“Бурлаки на Волге”).
– Чем занимались бурлаки?
– Могла ли песня помочь бурлакам в их нелегком труде?
Анализ картины. (На картине И. Репина показано, с каким огромным физическим напряжением тянут бурлаки тяжелую баржу).
Звучит русская народная песня “Эй, ухнем” (фрагмент).
– Какие слова часто повторяются в ней? (Часто встречаются такие восклицания и слова как “Ой, раз, еще раз”, “Эй, ухнем”).
– Как вы думаете, почему? (В песне подчеркивалось то место, которое служило сигналом для одновременного рывка или движения).
– Что музыка изображает? (Изображает тяжелый, изнуряющий шаг бурлаков).
(учащиеся выбирают «бревно- трудовые песни»)
Слайд№9
Посмотрите на картину , что за сцена изображена на ней?
-Какие чувства переданы ? Отчего так горько и тяжело матери?
Рассказ.
Но, вот что интересно в песнях образ солдат передан иным, каким же?( бодрым, неунывающим, храбрым)
Слайд№ 10
Исполнение песни «Солдату́шки, бра́вы ребяту́шки»
К какому жанру мы отнесём эту песню?(Солдатские)
(учащиеся выбирают «бревно- солдатские песни»)
Слайд№11
Хоровод -один из наиболее своеобразных жанров русского народного песенного творчества, сочетающий в себе поэзию и музыку с театральными элементами и хореографией. Хороводы начинались весной и исполнялись в течение всего лета. Этот жанр был очень любим молодежью. Отсюда - ярко выраженный оптимистический характер хороводных песен.
Исполнение песни « В сыром бору тропина».
(учащиеся выбирают «бревно- хороводно- игровые песни»)
Слайд№12
Вот мы и построили избу, не простую музыкальную.
Исполнение песни «Русская изба»
V. Итог урока
Народная песня. Это сокровищница русской души, которая покоряет нас своей простотой, сердечностью и любовью. Любовью к людям, к своей земле, к своему Творцу. Песенное богатство народа – его духовное богатство.
Русь и в песне-то могуча,
Широка и глубока,
И свободна, и гремуча,
И привольна, и звонка!
Остается только удивляться, насколько талантлив народ, который создает такие красивые песни! Не менее талантливы и вы, дети. Поэтому домашнее задание для вас будет творческим: сочинить частушки о себе, своих друзьях, своем классе.