Классный час
в рамках школьного конкурса «Все о русском…»
«РУССКАЯ ПЕСНЯ - ДУША НАРОДА»
Цель: знакомство учеников с русской народной песней.
Задачи:
приобщать детей к традиционному народному песенному творчеству;
воспитывать художественный вкус, любовь к родному краю;
формировать у детей положительное отношение к русской народной музыке и ее исполнителям;
пробуждать желание петь и слушать русские народные песни;
познакомить с разнообразием и с жанрами русской народной песни
Форма проведения: конкурсная программа
Оборудование: ноутбук, проектор, презентация, микрофоны, аудиофайлы.
ХОД классного часа
Вначале звучит русская народная песня (видеозапись)
Ведущий. Здравствуйте ребята и уважаемые взрослые! Вы, наверное, уже догадались, что наш классный час будет посвящен …? (ответ – русской народной песне)
Раньше песня сопровождала человека на протяжении всей жизни. Если вначале было слово, то потом была песня. Песня утешала в горестях, крепила веру в унынии, вселяла надежду. С ней творили молитву. С ней укладывали спать младенца: дух своего народа он впитывал с колыбельной. С песней пахали в поле и пасли стада, играли свадьбы, оплакивали усопших. Шли в бой, жизнью жертвуя за Отечество. Песня, как драгоценность, передавалась из поколения в поколение.
Но часто ли мы сейчас слышим народную песню? Многие не знают слов, не могут повторить мелодию. А ведь великий русский композитор, основоположник русской музыкальной классики Михаил Иванович Глинка говорил, что «песня - это душа народа». А это значит, что, теряя песню, мы теряем душу.
Сегодня мы попробуем восстановить утраченные связи. Мы будем петь хорошие русские песни. И каждый сможет почувствовать, сколько радости, душевной чистоты, искренности дарит народная песня. Русская песня является источником, носителем культуры, основой всех музыкальных жанров. Не случайно М.И. Глинка подчеркнул, что «Музыку создает народ, а мы ее только аранжируем». Почему, когда мы слышим родную речь, интонации русской песни, в нашей душе появляются щемящая и неизъяснимая грусть, и в то же время удивительное чувство мира в душе? В чем же таинственная сила, обаяние народной песни? Все очень просто. Интонации русской песни – интонации русского народа – это голос Родины, голос матери, голос нашего сердца.
Мы проведем наше мероприятие в форме конкурсной программы, поэтому разделимся на две команды – «Гармошка» и «Балалайка» и выберем капитанов команд.
Ведущий: А сейчас мы проведем разминку, и узнаем какая команда больше знает русских народных песен (победители -2б, проигравшие-1)
Конкурс № 1.Хороводный
Ведущий. Где знакомились в старину парни и девушки?
-В хороводе. Это и будет первый наш конкурс.
«Во поле береза стояла» -так называется наш хоровод. Нужно исполнить три куплета этой песни, водя хоровод, и каждый куплет начинается новым движением. Кто лучше и слаженнее все выполнит, тот и побеждает.
Оценка жюри
Конкурс № 2.Частушечный. Сольный
Ведущий: Нету без гармошки пляски, небылицы нет без сказки.
Посиделок нет без подружек, а веселья нет без частушек.
Выходят по шесть человек от команды, частушки поют по очереди. Кто лучше исполнит, тот и выиграл.
Оценка жюри
Конкурс № 3. Вокальный
Спеть песню и инсценировать, (песня на экране «Как на тоненький ледок»)
О русские песни любимые,
В народе веками хранимые,
Ну чем же вы так хороши?
И в горе вы с нами и в радости,
Вы с нами с рожденья до старости
Звучите в глубинах души!
Ведущий : Вот и лето прошло. Осень красна-девица просится во двор. К осени собран урожай, сделаны запасы, что бы зиму в сытости прожить. Ведь лето - припасиха, а зима – прибериха. Осенью молодежь на вечеринки да посиделки собирались. Девушки рукодельничали - вышивали, вязали, пряли… и пели песни.
Оценка жюри
Конкурс № 4.Хоровой. Поют «всей деревней»
Давай забудем обо всем
и песню русскую споем.
Без модных ритмов и острот,
Ту, что всегда поет народ.
от радости, иль от тоски,
иль сердце рвется на куски.
Душа запросит вдруг мелодий,
что до сих пор живут в народе.
без брендов, имиджей и моды,
от русской сущности, природы.
Ведущий: Грустят, печалятся красны девицы без добрых молодцев…И песни поют протяжные, печальные… А стоит к ним на огонек заглянуть добрым молодцам…Тут и начинается всеобщее веселье.
Выбираются веселые песни «Во кузнице» слова на экране поют стенка на стенку, одна команда другой
Оценка жюри
Конкурс № 5.Танцевальный
То уводишь хороводы в поле,
То сжигаешь в пляске ты себя!
Ты вовек созвучна русской доле,
Песня родниковая моя!
Ведущий: Ну-ка «Барыню» давайте, веселее начинайте
Чтобы ножка топала, чтобы сердце екало.
Из каждой команды исполняют пляску на одну мелодию по очереди Пары – девочка и мальчик. Но мелодия должна быть одинаковая для всех.
Конкурс № 6. Эрудит
Песня русская-русская душа!
До чего ты песня, наша хороша!
От рожденья самого до последних дней
Мы с тобою, песня - друга нет верней!
Командам задаются вопросы о русских народных песнях – кто быстрее ответит, тот получает балл
Угадать о какой песне идёт речь, ответ принимается в исполнении нескольких строк или слов
1. Песня, в которой упоминается нежилая часть деревенского дома, примыкающая к его жилой части и используемая для хозяйственных нужд. (Ах вы, сени, мои сени)
2. Песня о национальной русской зимней обуви, свалянной из овечьей шерсти. (Валенки)
3. Песня о широко распространённом в России дереве с бумажистой корой и тонкими, поникшими ветвями. (Во поле береза стояла)
4. Песня о паре домашних длинношеих птиц различной окраски, отличающихся веселым характером. (Два веселых гуся)
5. Песня - обращение к холоду, который морозит человека и коня (Ой, мороз, мороз)
6. Песня, в которой упоминается строение в огороде, где русский человек может помыться, подвергаясь активному воздействию жары и пара. (Топится, топится в огороде баня)
7. Песня о мелких торговцах, развозивших по деревням разные товары, в том числе ситец и парчу, необходимые в крестьянском быту. (Коробейники)
Конкурс № 7.Кроссворд «Русские народные инструменты»
Каждой команде выдается задание- кроссворд на знание русских народных инструментов.
Что-то вас давно не слышно,
Три заливистых струны.
Говорят, из моды вышли
Песни русской старины.
Ну, кленовая, наддай-ка,
Прозвени во все концы
Балалайка, балалайка,
Золотые бубенцы.
Ведущий: Заполните кроссворд и как можно быстрее отнесите его жюри. Одна команда по вертикали, другая по горизонтали.
Ответы:
по горизонтали: 1. Бубен 2. Домра 3. Трещотка 4. Свирель 5. Гусли 6. Гудок 7. Мандолина 8. Погремушка 9. Балалайка 10. Волынка 11. Жалейка.
По вертикали: 1. Кугиклы 2. Ложки 3. Тальянка 4. Садко 5. Варган 6. Рог 7. Бубенцы 8. Колокольчик 9. Баян.
Подведение итогов. Награждение участников
Рефлексия
-Понравилось вам мероприятие?
- Что нового вы узнали?
- Что особенно понравилось?
- Какие русские народные песни вам запомнились?
Ведущий.Весёлые и грустные, -
Что хочешь, то споём;
Родные наши - русские;
Мы с ними вновь живём.
Остались нам в наследство;
Ты их не забывай;
Культуру наших предков
Крепи и развивай...
Пойте, слушайте, любите русскую песню!