СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "Русская песня - душа народа"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по теме "Русская песня - душа народа".

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Русская песня - душа народа"»

Классный час

в рамках школьного конкурса «Все о русском…»

«РУССКАЯ ПЕСНЯ - ДУША  НАРОДА»

Цель: знакомство учеников с русской народной песней.

Задачи:

  • приобщать детей к традиционному народному песенному творчеству;

  • воспитывать художественный вкус, любовь к родному краю;

  • формировать у детей положительное отношение к русской народной музыке и ее исполнителям;

  • пробуждать желание петь и слушать русские народные песни;

  • познакомить с разнообразием и с жанрами русской народной песни

Форма проведения: конкурсная программа

Оборудование: ноутбук, проектор, презентация, микрофоны, аудиофайлы.

ХОД классного часа

Вначале звучит русская народная песня (видеозапись)

Ведущий. Здравствуйте ребята и уважаемые взрослые! Вы, наверное, уже догадались, что наш классный час будет посвящен …? (ответ – русской народной песне)

Раньше песня сопровождала человека на протяжении всей жизни. Если вначале было слово, то потом была песня. Песня утешала в горестях, крепила веру в унынии, вселяла надежду. С ней творили молитву. С ней укладывали спать младенца: дух своего народа он впитывал с колыбельной. С песней пахали в поле и пасли стада, играли свадьбы, оплакивали усопших. Шли в бой, жизнью жертвуя за Отечество. Песня, как драгоценность, передавалась из поколения в поколение.

Но часто ли мы сейчас слышим народную песню? Многие не знают слов, не могут повторить мелодию. А ведь великий русский композитор, основоположник русской музыкальной классики Михаил Иванович Глинка говорил, что «песня - это душа народа». А это значит, что, теряя песню, мы теряем душу.

Сегодня мы попробуем восстановить утраченные связи. Мы будем петь хорошие русские песни. И каждый сможет почувствовать, сколько радости, душевной чистоты, искренности дарит народная песня.     Русская песня является источником, носителем культуры, основой всех музыкальных жанров. Не случайно М.И. Глинка подчеркнул, что «Музыку создает народ, а мы ее только аранжируем».    Почему, когда мы слышим родную речь,  интонации русской песни, в нашей душе появляются щемящая и неизъяснимая грусть, и в то же время удивительное чувство мира в душе? В чем же таинственная сила, обаяние народной песни?   Все очень просто. Интонации русской песни – интонации русского народа – это голос Родины, голос матери, голос нашего сердца.

Мы проведем наше мероприятие в форме конкурсной программы, поэтому разделимся на две команды – «Гармошка» и «Балалайка» и выберем капитанов команд.

Ведущий: А сейчас мы проведем разминку, и узнаем какая команда больше знает русских народных песен (победители -2б, проигравшие-1)

Конкурс № 1.Хороводный

Ведущий. Где знакомились в старину парни и девушки?

-В хороводе. Это и будет первый наш конкурс.

«Во поле береза стояла» -так называется наш хоровод. Нужно исполнить три куплета этой песни, водя хоровод, и каждый куплет начинается новым движением. Кто лучше и слаженнее все выполнит, тот и побеждает.

Оценка жюри

Конкурс № 2.Частушечный. Сольный

Ведущий: Нету без гармошки пляски, небылицы нет без сказки.

Посиделок нет без подружек, а веселья нет без частушек.

Выходят по шесть человек от команды, частушки поют по очереди. Кто лучше исполнит, тот и выиграл.

Оценка жюри

Конкурс № 3. Вокальный

Спеть песню и инсценировать, (песня на экране «Как на тоненький ледок»)  


О русские песни любимые,

В народе веками хранимые,

Ну  чем же вы так хороши?

И в горе вы с нами и в радости,

Вы с нами с рожденья до старости

Звучите в глубинах души!

Ведущий : Вот и лето прошло. Осень красна-девица просится во двор. К осени собран урожай, сделаны запасы, что бы зиму в сытости прожить. Ведь лето - припасиха, а зима – прибериха. Осенью молодежь на вечеринки да посиделки собирались. Девушки рукодельничали - вышивали, вязали, пряли… и пели песни.

Оценка жюри

Конкурс № 4.Хоровой. Поют «всей деревней»

Давай забудем обо всем
и песню русскую споем.
Без модных ритмов и острот,
Ту, что всегда поет народ.
от радости, иль от тоски,
иль сердце рвется на куски.
Душа запросит вдруг мелодий,
что до сих пор живут в народе.
без брендов, имиджей и моды,
от русской сущности, природы.

Ведущий: Грустят, печалятся красны девицы без добрых молодцев…И песни поют протяжные, печальные… А стоит к ним на огонек заглянуть добрым молодцам…Тут и начинается всеобщее веселье.

Выбираются веселые песни «Во кузнице» слова на экране поют стенка на стенку, одна команда другой

Оценка жюри

Конкурс № 5.Танцевальный

То уводишь хороводы в поле,

То сжигаешь в пляске ты себя!

Ты вовек созвучна русской доле, 
 Песня родниковая моя!
Ведущий: Ну-ка «Барыню» давайте, веселее начинайте

Чтобы ножка топала, чтобы сердце екало.

Из каждой команды исполняют пляску на одну мелодию по очереди Пары – девочка и мальчик. Но мелодия должна быть одинаковая для всех.

Конкурс № 6. Эрудит

   Песня русская-русская душа!
  До чего ты песня, наша хороша!
 От рожденья самого до последних дней
 Мы с тобою, песня - друга нет верней!

Командам задаются вопросы о русских народных песнях – кто быстрее ответит, тот получает балл

Угадать о какой песне идёт речь, ответ принимается в исполнении нескольких строк или слов

1. Песня, в которой упоминается нежилая часть деревенского дома, примыкающая к его жилой части и используемая для хозяйственных нужд. (Ах вы, сени, мои сени)
2. Песня о национальной русской зимней обуви, свалянной из овечьей шерсти. (Валенки)
3. Песня о широко распространённом в России дереве с бумажистой корой и тонкими, поникшими ветвями. (Во поле береза стояла)

4. Песня о паре домашних длинношеих птиц различной окраски, отличающихся веселым характером. (Два веселых гуся)
5. Песня - обращение к холоду, который морозит человека и коня (Ой, мороз, мороз)
6. Песня, в которой упоминается строение в огороде, где русский человек может помыться, подвергаясь активному воздействию жары и пара. (Топится, топится в огороде баня)
7. Песня о мелких торговцах, развозивших по деревням разные товары, в том числе ситец и парчу, необходимые в крестьянском быту. (Коробейники)


Конкурс № 7.Кроссворд «Русские народные инструменты»

Каждой команде выдается задание- кроссворд на знание русских народных инструментов.

Что-то вас давно не слышно,
Три заливистых струны.
Говорят, из моды вышли
Песни русской старины.
Ну, кленовая, наддай-ка,
Прозвени во все концы
Балалайка, балалайка,
Золотые бубенцы.

Ведущий: Заполните кроссворд и как можно быстрее отнесите его жюри. Одна команда по вертикали, другая по горизонтали.

Ответы:

по горизонтали: 1. Бубен 2. Домра 3. Трещотка 4. Свирель 5. Гусли 6. Гудок 7. Мандолина 8. Погремушка 9. Балалайка 10. Волынка 11. Жалейка.

По вертикали: 1. Кугиклы 2. Ложки 3. Тальянка 4. Садко 5. Варган 6. Рог 7. Бубенцы 8. Колокольчик 9. Баян.
Подведение итогов. Награждение участников

Рефлексия

-Понравилось вам мероприятие?

- Что нового вы узнали?

- Что особенно понравилось?

- Какие русские народные песни вам запомнились?

Ведущий.Весёлые и грустные, -
Что хочешь, то споём;
Родные наши - русские;
Мы с ними вновь живём.
Остались нам в наследство;
Ты их не забывай;
Культуру наших предков
Крепи и развивай...


Пойте, слушайте, любите русскую песню!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!