Тема. Единство белорусского народа- основа независимой страны
(Первый урок в рамках Года народного единства)
Косарева И.И., учитель русского языка и литературы
государственного учреждения образования
«Средняя школа № 47 г. Витебска
имени Е.Ф. Ивановского»
Цель: познакомить с понятиями «единство», «независимость»;
способствовать формированию представлений о Родине человека;
прививать чувство любви к родному краю, гордость за свою страну, уважение к символам Беларуси.
Возрастная категория: учащиеся 11-12 лет
Ход урока
І.Организационно-мотивационный этап
1. Вступительное слово учителя:
Ребята, я поздравляю вас с началом нового учебного года. Сегодня по сложившейся традиции мы проводим первый урок, единый по всей республике. Наш урок посвящён Году народного единства. Перед тем как определить тему урока, давайте посмотрим: хорошо ли мы знаем место, в котором живём?
Формирование представлений о Беларуси. Рубрика «Вопрос- ответ»
Официальное название нашего государства. (Республика Беларусь)
Количество строф у гимна Беларуси. (Три)
Цветки какого растения вплетены в национальный герб страны? (Цветки льна)
Последняя строка гимна Беларуси. («Вечна жывi и квiтней, Беларусь!»)
Количество областей Беларуси. (Шесть)
6. Мы любим Беларусь и гордимся её бескрайней дикой… (Природой)
7. Столица Беларуси. (Минск)
8. Самый южный город Беларуси. (Гомель)
9. Северный город Беларуси. (Витебск)
10. Город, в котором находится завод «БелАЗ». (Жодино)
11. Самое большое озеро Беларуси. (Нарочь)
12. Самая крупная рыба, которая встречается во всех средних и крупных реках Беларуси. (Сом)
13. Река, протекающая по территории Белоруссии, России, Украины. (Днепр)
14. Национальный парк Витебской области. («Браславские озёра»)
15. Народное название рождественского Сочельника. (Коляды)
16. Город, в котором зародились известные шёлковые пояса с различными узорами. (Слуцк)
17. Один из главнейших природных ресурсов Беларуси, полезное ископаемое нашей республики. (Торф)
18. Народный поэт, автор поэмы «Новая зямля». (Якуб Колас)
19. Этот народный праздник связан с легендой о мистическом цветке папоротника, приносящего счастье и богатство. (Купалье)
20. Новый государственный праздник в Беларуси, отмечаемый 17 сентября. (День единения народов Беларуси)
21. Праздник проводов зимы. Масленица
22. Международный музыкальный фестиваль, который проходит в г. Витебске ежегодно. («Славянский Базар»)
23. Древнейший музыкальный инструмент- символ Беларуси. (Цимбалы)
24. Художник, автор «Чёрного квадрата». (Казимир Малевич)
25. Белорусский первопечатник, просветитель. (Ф. Скорина)
26. Месяц, когда Беларусь отмечает День Независимости. (Июль)
27. И белорусский сценический танец, и печёная... (Бульба)
28. Один из мощных национальных символов Беларуси. (Зубр)
29.Эти зверьки не только обладает хорошим мехом, но и возводят плотины. (Бобры)
30. Государственные символы Беларуси. (Герб, гимн, флаг)
II Целеполагание
Ребята, пришло время определить тему нашего урока.
- Посмотрите на доску. Вместо темы урока на доске вы видите цифры. Чтобы определить тему, вам необходимо цифру заменить соответствующей буквой алфавита. (Ответы учащихся)
- Определите цели урока. О чём мы сегодня будем говорить?
III Работа с эпиграфом. «Нам всем, кто видит мир по-разному, следует осознать, что у нас единая ценность – клочок земли в центре Европы. Другого не дано. И во имя сохранения его для детей давайте перевернем страницу пройденного и будем вместе писать новую главу независимой Беларуси. Давайте будущий год сделаем годом народного единства. Будем жить своим умом, создавать ценности своими руками. Беречь, дорожить и любить так, как могут только белорусы – умная, толерантная, устремленная в будущее нация! И если мы хотим «людзьмі звацца», мы это сделаем!» А.Г. Лукашенко. (Обсудить, как понимают эти слова учащиеся).
- Да, мы – народ Беларуси. Главными нашими качествами являются трудолюбие, ответственность и взаимопонимание. Нас объединяет история, традиции, культура. Скажите, ребята, что обозначает слово единение? (Мнения учащихся).
- Верно. Единение – это союз людей, их сплочённость.
ІІ. Основной этап.
Работа с картой.
- Республика Беларусь на карте занимает небольшую территорию. Но не это главное. Главное наше богатство- природа, пейзажи, которые нас окружают. Светлые березовые рощи и прохладные сосновые леса, разливы рек и озёр, бескрайние поля – настоящее богатство нашего края. Беларусь – страна, которая нас всех объединяет.
- Давайте посмотрим на карту Беларуси.
(Работа с картой: называем областные центры, показываем на карте)
Работа с гимном. «Мозговой штурм».
-Мы сказали, что гимн- один из государственных символов нашей страны. А хорошо ли вы его знаете? Вставьте пропущенные слова.
Мы, беларусы – _______ людзі,
Сэрцам ______ роднай ______,
Шчыра ______, сілы _______
Мы ў працавітай, вольнай _____.
Слаўся, зямлі нашай _______ ____,
Слаўся, народаў _______ саюз!
Наша _______ маці-Радзіма,
Вечна _____ і ______, Беларусь!
Рубрика «Людская память» .
– Сегодня мы говорим о единстве народа. Именно за него боролись многие белорусы на протяжении нескольких лет. Восстановленное в 1939 году единство народов Западной Беларуси и БССР помогло выстоять в годы Великой Отечественной войны.
Слово учащихся.
Нет такой семьи, которой бы ни коснулись события этой войны. Враги топтали наши земли, уничтожали людей, поджигали дома и сёла. Но еще никому не удавалось окончательно уничтожить свободолюбивых людей. Колокола Хатыни, мемориал в Брестской крепости-герое напоминают живым: «Люди! Помните! Не допустите новой войны!» (Аня Беляева)
Белорусский народ заплатил огромную цену за свою свободу. Каждый третий белорус погиб в годы Великой Отечественной войны. В память о погибших в годы войны воздвигнуты мемориалы славы и памятники, где благодарные потомки возлагают цветы. (Кивлинас Настя).
Демонстрируются фотографии памятников.
В одном строю шли люди разных национальностей, но все они были готовы пожертвовать собой, чтобы защитить другого. Когда мы едины, мы непобедимы! Именно это помогло нам победить в самой страшной войне. (Борецкий Никита)
- Ребята, а вы помните, как называется наша малая родина, край, место, где выпало счастье родиться? (Город Витебск). (Адамович Даша рассказывает легенду о происхождении города).
- Белорусы всегда были патриотами своей Родины. Давайте назовём несколько качеств, присущих белорусу. А поможет нам в этом уже звучавшее сегодня слово- «патриот». Предлагаю к каждой букве этого слова подобрать качество белоруса.
П – порядочность, приветливость, преданность.
А – авторитет, активность.
Т – терпение, трудолюбие.
Р – радушие, рассудительность.
И – искренность, исполнительность.
О – отвага, оптимизм.
Т –толерантность, тактичность.
III. Заключительная часть
- В заключение предлагаю вам вспомнить и продолжить пословицы и поговорки о Родине:
В родном краю как ..............
Тот герой ............
Жить ................
Родина- мать ................
Где родился ........
Если народ един ................
Ответы:
…в раю.
…кто за Родину горой.
…Родине служить.
…умей за неё постоять.
… там и пригодился
… он непобедим.
IV Рефлексия. Подведение итогов.
Составление синквейна о Беларуси.
Беларусь. (Тема. Сущ.)
Родная, любимая. (2 прил.)
Живу. Горжусь. Берегу. (3 глаг.)
Место, где я живу. (Фраза)
Родина. (Синоним. Суть темы.
- Тема сегодняшнего, я надеюсь, была интересна вам, так как сплочённость, взаимопонимание белорусов, объединенных историей, традициями и духом уважения и равенства – это качества, которые всегда были главными для нас. Будьте патриотами нашей Республики Беларусь.