СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок мира "В единстве белорусского народа - основа независимой страны"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы для проведения первого урока в учебном году.

Просмотр содержимого документа
«Урок мира "В единстве белорусского народа - основа независимой страны"»

Примерный план-конспект первого урока 2021/2022 учебного года

для II ступени общего среднего образования

«В единстве белорусского народа ‑ основа независимой страны»


Цели-задачи урока: способствовать формированию у учащихся гражданственности, патриотизма, осознанию своей принадлежности к белорусскому народу, сплоченному историей, традициями, культурой и общим духом уважения и равенства; содействовать воспитанию ответственности и готовности действовать во благо своего Отечества.


Основные этапы урока

1. Вводный этап

Вступительное слово учителя.

В первый рабочий день 2021 года Глава нашего государства подписал указ № 1, согласно которому 2021 год в Республике Беларусь объявлен Годом народного единства.

Основная идея Года народного единства состоит в том, чтобы объединить людей во имя развития своей страны. Республика Беларусь сохраняет свою независимость и суверенитет благодаря народному единству и огромному интеллектуальному и творческому потенциалу людей ‑ талантливых, квалифицированных, искренне желающих принести пользу своему народу. Сплоченность, солидарность и взаимопонимание белорусов, объединенных историей, традициями, культурой и общим духом уважения и равенства – эти качества всегда были главными для белорусов, такими и должны оставаться.

«Нам всем, кто видит мир по-разному, следует осознать, что у нас единая ценность – клочок земли в центре Европы. Другого не дано. И во имя сохранения его для детей давайте перевернем страницу пройденного и будем вместе писать новую главу независимой Беларуси. Давайте будущий год сделаем годом народного единства, – сказал Президент. – Будем жить своим умом, создавать ценности своими руками. Беречь, дорожить и любить так, как могут только белорусы – умная, толерантная, устремленная в будущее нация! И если мы хотим «людзьмі звацца», мы это сделаем!».

Вопросы для обсуждения:

  • Как можно объяснить понятия «национальное самосознание», «национальное единство», «народное единство»?

  • Как вы думаете, когда возникает и в чем проявляется единство народа любой страны?


2. Основной этап

Учащимся предлагается обсудить понятие «народное единство» в следующем ключе: «Мы гордимся нашей историей, нашими достижениями и это нас объединяет». Далее педагог организует работу по трем организационным блокам.

Блок 1 «Подвиг народа в Великой Отечественной войне».

Блок 2 «Новый праздник – День народного единства».

Блок 3 «Достижения суверенной Беларуси».

Примерное содержание Блока 1

В нашей истории немало примеров самоотверженности, милосердия, тяжелейших испытаний и грандиозных побед. Ярчайшим примером сплочения белорусского народа является героическая борьба с общим врагом в годы Великой Отечественной войны.

Война началась на белорусской земле 22 июня 1941 года. На страну обрушился удар невиданной силы. В первые дни войны вражеская авиация бомбила железнодорожные узлы, аэродромы, Брест, Гродно, Волковысск, Барановичи и другие белорусские города. Первыми врага встретили пограничники, но ни одна из застав не сдалась врагу и не оставила свой участок без приказа. Стойко держались защитники Брестской крепости, Минска, Могилева. Сопротивление, оказанное врагу в боях на территории Беларуси, позволило сорвать немецкие планы стремительного наступления на Москву.

Однако, несмотря на проявленные мужество и героизм защитников, территория Беларуси к началу сентября 1941 года была оккупирована немцами. После начала оккупации в Беларуси развернулось невиданное по своей массовости и упорству сопротивление врагу. Главной формой всенародной борьбы стало партизанское движение, в котором за годы Великой Отечественной участвовали более 374 тыс. партизан, свыше 70 тыс. человек насчитывало антифашистское подполье. В партизанских отрядах вместе с белорусами сражались представители разных народов Советского Союза и антифашисты из европейских стран.

Белорусы – одна из наиболее пострадавших в результате войны наций. Беларусь в войне утратила более половины своего национального богатства. Было разрушено и сожжено 209 городов и районных центров, 9200 деревень. Огромны были людские потери. По данным современных исследователей, за годы Великой Отечественной войны погибло от 2,5 до 3 и более миллионов жителей Беларуси.

Вклад белорусского народа в Великую Победу, в дело разгрома фашизма получил признание во всем мире. Международная конференция, созванная 27 апреля 1945 года в Сан-Франциско для образования ООН, приняла решение о включении БССР в число стран-учредителей этой международной организации.

В Беларуси память о Великой Отечественной войне сохраняется на протяжении всех послевоенных лет. За проявленный массовый героизм и мужество в борьбе против агрессоров столице Беларуси городу Минску в числе 12 городов бывшего Советского Союза было присвоено почетное звание города-героя. Звание крепости-героя получила Брестская крепость. О жертвах войны и подвиге народа свидетельствуют многочисленные обелиски, памятники, мемориальные комплексы, Курганы Славы. В Беларуси их почти 6 тысяч. Важным научным и культурным учреждением является Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны.

В Год народного единства белорусская молодежь инициировала наведение порядка на мемориалах, посвященных сожженным в годы Великой Отечественной войны деревням. В рамках патриотического проекта «Сестры Хатыни» активисты БРСМ благоустроили более 120 объектов. Волонтеры привели в порядок территорию сожженных в годы войны деревень Коренево (Бешенковичский район), Лабецкие (Браславский район), мемориального комплекса сожженным деревням в деревне Асташево (Лиозненский район), памятника сожженным деревням в Пружанах, памятника жителям сожженной деревни Ворони (Столинский район), братскую могилу погибшим землякам деревень Трахимовичи, Городки, Большая Воля, Дубровка (Дятловский район), мемориальный комплекс «Место сожженной деревни Любча» (Новогрудский район) и др.

Вопросы для осуждения:

  • Как вы думаете, почему именно Великая Отечественная война стала ярким примером объединения народа? В чем оно проявлялось?

  • Какие черты характера проявляет белорусский народ в сложных обстоятельствах?

  • Почему, по вашему мнению, важно хранить память о прошлом?

  • В каких мероприятиях, посвященных событиям Великой Отечественной войны вы участвовали?

Примерное содержание Блока 2

7 июня 2021 г. указом Главы государства № 206 от 07.06.2021 в Республике Беларусь учрежден государственный праздник – День народного единства, который будет отмечаться 17 сентября. Выбор этой даты имеет историческое основание. Именно 17 сентября 1939 года стало началом воссоединения Западной и Восточной Беларуси, которая была разделена в 1921 году по условиям Рижского мирного договора.

Восстановленное в 1939 году единство территории страны, семей, белорусского народа в целом позволило Беларуси вместе со всем советским народом выстоять в годы Великой Отечественной войны, занять почетное место в международном сообществе, стать одним из соучредителей Организации Объединенных Наций.

Вопросы для осуждения:

  • Почему возникла необходимость в таком государственном празднике – День народного единства?

  • Как вы думаете почему, исторической основой учреждения этого праздника стали события 1939 года?

  • Какие еще даты или события из истории Беларуси могут олицетворять единение белорусского народа? Аргументируйте свое мнение.

  • Предложите свой вариант мероприятия, которое можно организовать и провести в День народного единства.

Примерное содержание Блока 3

За годы независимости нашей страной пройден огромный путь развития, результаты этого процесса может ощутить каждый житель нашей страны. Наша общая Родина – красивая, мирная, независимая и процветающая Беларусь. За годы независимости облик и инфраструктура наших населенных пунктов преобразились в разы. Это не только внешний вид, но и создание комфортных условий для жизни белорусов вне зависимости, в городской либо сельской местности они проживают.

Вопросы для осуждения:

  • Каких успехов за годы независимости Республики Беларусь достиг ваш населенный пункт, регион? Что вы считаете наиболее важным? Что, по вашему мнению, этому способствовало?

  • Как вы думаете, почему важно при строительстве будущего учитывать уроки прошлого?

  • Каким может быть ваш вклад в укрепление единства народа?


3. Заключительный этап.

В нашей стране на протяжении столетий бок о бок живут представители различных национальностей, религий и культур. Люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям, и все обладают правом сохранять свою индивидуальность, жить в мире. Современная Республика Беларусь уверенно идет собственным путем развития. И сегодня у нас есть главное – мирная, стабильная, красивая и независимая страна. Есть история, которой мы гордимся, богатое культурное, духовное наследие, традиции. Одна из задач юных граждан нашей страны ‑ беречь и защищать богатства Родины, стремиться к их приумножению, знать и изучать историю Беларуси, замечательные традиции ее трудолюбивого народа. Поклоняться памяти и наследию прославленных белорусов, учиться на ярких биографиях наших современников. Гордиться достижениями страны и вносить свой вклад в ее дальнейшее развитие и процветание. Залогом успешного развития нашей страны является единство народа. Люди, события и традиции ‑ все, что нас объединяет.

Учащимся предлагается ответить на следующий вопрос:

  • Почему Год народного единства так важен для Беларуси?


Приложение к уроку


Для актуализации и расширения знаний учащимся предлагаются игры и викторины, посвященные Беларуси. Занятие проводится в виде интеллектуальной игры «Мы - вместе». Учащиеся делятся на 2 команды; каждая из команд участвует в 3 турах, блице и суперблице. По результатам игры все участники получают памятные призы с белорусской символикой.


Тур 1 «Зямля пад белыми крыламі». Посвящен природному разнообразию Беларуси. Проводится в виде викторины: каждая команда по очереди отвечает на вопросы; за правильный ответ дается 1 балл.


Команда «Растения»

Команда «Животные»

1.

Как называется наука, изучающая растения? (1 балл)

Как называется наука, изучающая животных? (1 балл)

2.

В реках Брестского района встречается самое маленькое растение на Земле. Какое? (4 балла)

Когда в нашей стране появился злостный огородный вредитель – колорадский жук? (4 балла)

3.

Чем интересна росянка? (2 балла)

Какую пользу людям приносит пчела? (1–3 балла)

4.

Назовите самое ядовитое растение нашей страны. (3 балла)

Почему трясогузка так названа? (1 балла)

5.

Растут ли папоротники в воде? (3 балла)

Как сойка помогает дубу? (1 балла)


6.

Цветки какого растения похожи на наперсток? (2 балла)

Бывают ли перелетные бабочки? (3 балла)

7.

Почему стрелолист так назван? (1 балл)

Какая птица не вьет гнезда? А какая вьет несколько гнезд? (1–2 балла)

8.

Почему тысячелистник имеет такое название? (1 балл)

В нашей стране есть только одна ядовитая змея. Какая? (1 балл)

9.

Где растут лилия и гладиолус? А могут ли они расти в лесу? (1–3 балла)

Занесен ли бобр в Красную книгу? (2 балла)

10.

Назвать 10 растений родного края (за каждое растение – 1 балл)

Назвать 10 животных родного края (за каждое животное – 1 балл)



Тур 2 «Символы моей страны». Каждая команда записывает, какие символы Беларуси она знает. За каждый правильный ответ - 1 балл. Для облегчения работы даются опорные слова: где искать символы: птица, зверь, музыкальный инструмент, архитектурное сооружение, растение, блюдо, одежда, ландшафт и др.


Тур 3 «Рифмоплет». Учащиеся получают готовые рифмы, по которым нужно сложить четверостишие на белорусском языке.


Рэчка - свечка

Галінка - ялінка

Яснавокі - вытокі

Радзіма - адзіна.


Рэчка - свечка

Галінка - ялінка

Яснавокі - вытокі

Радзіма - адзіна.


Тур 4 «Минутка». Команда за 1 минуту должна записать как можно больше слов на белорусском языке. Затем за 1 минуту нужно записать как можно больше белорусских городов (животных, которые обитают в Беларуси).


Блиц «Задай вопрос». Каждая из команд записывает для соперников 3 вопроса по теме игры. Затем команды меняются листочками, записывают ответы, зачитывают. Правило: команда должна знать правильный ответ на вопрос, который они задали!


Суперблиц «История Беларуси». Команды на скорость отвечают на вопросы ведущего. Правило: ответы нельзя выкрикивать, необходимо поднять руку.

1. Численность населения Беларуси.

2. Сколько областей в Беларуси? Назовите их

3. В какой области и районе находится наша школа?

4. Назовите даты начала и окончания Великой Отечественной войны.

5. Как называется подземная река в Минске?

6. На каких реках построен город Брест?

7. Растение, от которого, по одной из версий, произошло название города Бреста.

8. Назовите страны - соседей Беларуси.

9. Название белорусского передвижного кукольного театра.

10. Назовите белорусских писателей и поэтов.

11. Сколько длилась оборона Брестской крепости?

12. Какой объект в Бресте, как и Брестская крепость, держал оборону более 2 недель?

13. Кто такой бессменный часовой в Брестской крепости?

В 1924 году польские военные инспектировали доставшееся им хозяйство и при разборе завалов обнаружили русского солдата, пробывшего в подземном заточении девять лет. В очерке «Бессменный часовой, пока еще легенда» Смирнов писал:

«…откуда-то из темной глубины тоннеля гулко прогремел твердый и грозный окрик: — Стой! Кто идет? …Вслед за тем в наступившей тишине явственно лязгнул затвор винтовки. Часовой стоял на посту и нес свою службу в строгом соответствии с воинским уставом. Подумав и справедливо рассудив, что нечистая сила вряд ли стала бы вооружаться винтовкой, офицер, хорошо говоривший по-русски, окликнул невидимого солдата и объяснил, кто он и зачем пришел. Ответ был совершенно неожиданным: часовой заявил, что его поставили сюда охранять склад и он не может допустить никого в подземелье, пока его не сменят на посту. Тогда ошеломленный офицер спросил, знает ли часовой, сколько времени он пробыл здесь, под землей. — Да, знаю, — последовал ответ. — Я заступил на пост девять лет назад, в августе 1915 года… Я ел консервы, которые хранятся на складе… а маслом смазывал винтовку и патроны. …Что испытал этот человек, когда весь страшный смысл происшедшего дошел до его сознания? То ли кинулся он, спотыкаясь и ударяясь в темноте о стены, туда, где был выход, пока не наткнулся на свежий завал, только что плотно отгородивший его от света, от жизни, от людей? То ли в отчаянии и в бешенстве он кричал, зовя на помощь, посылая проклятия тем, кто забыл о нем, заживо похоронив в этой глубокой могиле? То ли уравновешенный, закаленный характер бывалого солдата заставил его более спокойно отнестись к тому, что произошло? И, быть может, убедившись в непоправимости случившегося, он привычно свернул солдатскую козью ножку и, затягиваясь едким махорочным дымком, принялся обдумывать свое положение. Впрочем, если даже солдат на какое-то время поддался понятному в таких условиях отчаянию, он вскоре должен был понять, что сделать уже ничего нельзя, и, конечно, прежде всего стал знакомиться со своим подземным жильем.. …Говорят, что у подземного часового был свой необыкновенный календарь. Каждый день, когда наверху, в узком отверстии вентиляционной шахты угасал бледный лучик света, солдат делал на стене подземного тоннеля зарубку, обозначающую прошедший день. Он вел счет даже дням недели, и в воскресенье зарубка на стене была длиннее других. А когда наступала суббота, он, как подобает истому русскому солдату, свято соблюдал армейский «банный день». Конечно, он не мог помыться — в ямах-колодцах, которые он вырыл ножом и штыком в полу подземелья, за день набиралось совсем немного воды, и ее хватало только для питья. Его еженедельная «баня» состояла в том, что он шел в отделение склада, где хранилось обмундирование, и брал из тюка чистую пару солдатского белья и новые портянки».

Финал «С чего начинается Родина». Учащиеся прослушивают запись песни «С чего начинается Родина», затем на листочках в форме Беларуси записывают прилагательные, которые подходят к Родине. На отдельных цветных листочках записывают «Я люблю свою Родину, потому что она...». Все листочки прикрепляются к доске.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!