СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Переходные и непереходные глаголы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Русский язык. Тема урока: "Переходные и непереходные глаголы"

Просмотр содержимого документа
«Переходные и непереходные глаголы»

Переходные и непереходные  глаголы

Переходные и непереходные глаголы

Цель Знать:  критерий переходности-непереходности глаголов;               Уметь: различать переходные и непереходные глаголы, правильно употреблять их в речи; развивать речь учащихся.

Цель

Знать:

  • критерий переходности-непереходности глаголов;              

Уметь:

  • различать переходные и непереходные глаголы, правильно употреблять их в речи;
  • развивать речь учащихся.
Повторим изученное Какие глаголы относятся к разноспрягаемым и почему? -Назовите глаголы особого спряжения? -Почему их отнесли в разряд особых?

Повторим изученное

  • Какие глаголы относятся к разноспрягаемым и почему?
  • -Назовите глаголы особого спряжения?
  • -Почему их отнесли в разряд особых?
Много раз случалось ей на гону поймать зайца. Часто вовсе голодная, она не позволяла себе есть его. Она брала зайца в зубы и тащила домой. Хозяин любил ее, кормил и берег от волков. Выпишите выделенные глаголы вместе с теми словами, которые их поясняют.
  • Много раз случалось ей на гону поймать зайца. Часто вовсе голодная, она не позволяла себе есть его. Она брала зайца в зубы и тащила домой. Хозяин любил ее, кормил и берег от волков.
  • Выпишите выделенные глаголы вместе с теми словами, которые их поясняют.
Поймать ( кого?) зайца ( сущ. Вин.пад.) Есть (кого?) его (местоим. Вин.) Брала (кого?) зайца (сущ. Вин.пад.) Любил (кого?) его (местоим. Вин.пад.) переходные глаголы
  • Поймать ( кого?) зайца ( сущ. Вин.пад.)
  • Есть (кого?) его (местоим. Вин.)
  • Брала (кого?) зайца (сущ. Вин.пад.)
  • Любил (кого?) его (местоим. Вин.пад.)

переходные глаголы

Познакомьтесь с правилом Глаголы, которые обозначают действие, переходящее на предмет, называются переходными.   Все остальные глаголы являются  непереходными.   Переходные глаголы имеют (или могут иметь) при себе имя существительное или местоимение в винительном падеже без предлога:   брал (что?) книгу (в.п.),            встречать (кого?) его (в.п.)

Познакомьтесь с правилом

Глаголы, которые обозначают действие, переходящее на предмет, называются переходными.  Все остальные глаголы являются  непереходными.  Переходные глаголы имеют (или могут иметь) при себе имя существительное или местоимение в винительном падеже без предлога: 

  • брал (что?) книгу (в.п.),          
  • встречать (кого?) его (в.п.)
Познакомьтесь  с правилом При переходных глаголах существительное или местоимение может стоять и в родительном падеже:     1) при отрицании:   не купил (чего?) хлеба (р.п.),    не выпить (чего?) молока (р.п.);      2) при указании на часть предмета:   отрезал (чего?) сыру (р.п.),              нарвать (чего?) цветов (р.п.)

Познакомьтесь с правилом

  • При переходных глаголах существительное или местоимение может стоять и в родительном падеже:    1) при отрицании:  не купил (чего?) хлеба (р.п.),  
  • не выпить (чего?) молока (р.п.);    2) при указании на часть предмета:  отрезал (чего?) сыру (р.п.),            
  • нарвать (чего?) цветов (р.п.)
Понаблюдаем вместе! Запишите слова  ОБЛИВАТЬ, СМОТРЕТЬ, СТУЧАТЬ , добавляя к ним суффикс -ся . Вспомните, как называются глаголы с суффиксом – ся ? В чём особенность возвратных глаголов? Действие возвращается на предмет, который его производит. Как вы думаете, возвратные глаголы могут быть переходными? Нет, потому что у переходных глаголов действие переходит на другой предмет. Определите, переходные или непереходные глаголы у вас получились.

Понаблюдаем вместе!

  • Запишите слова  ОБЛИВАТЬ, СМОТРЕТЬ, СТУЧАТЬ , добавляя к ним суффикс -ся .
  • Вспомните, как называются глаголы с суффиксом – ся ?
  • В чём особенность возвратных глаголов?
  • Действие возвращается на предмет, который его производит.
  • Как вы думаете, возвратные глаголы могут быть переходными?
  • Нет, потому что у переходных глаголов действие переходит на другой предмет.
  • Определите, переходные или непереходные глаголы у вас получились.
Сделаем вывод Когда к приведенным в качестве примеров глаголам прибавляется суффикс -ся, образуются возвратные глаголы. Они всегда непереходные!  Таким образом, переходные глаголы не могут иметь суффикс -ся.

Сделаем вывод

  • Когда к приведенным в качестве примеров глаголам прибавляется суффикс -ся, образуются возвратные глаголы. Они всегда непереходные! 
  • Таким образом, переходные глаголы не могут иметь суффикс -ся.

Переходные глаголы –  это такие глаголы, которые сочетаются или могут сочетаться с существительными, местоимениями,  числительными в винительном падеже без предлога.

Переходные глаголы –

  • это такие глаголы, которые сочетаются или могут сочетаться с существительными, местоимениями,

числительными

  • в винительном падеже без предлога.
Распределительный диктант Распределить глаголы на 2 группы. Образец: озарить(что?) душу(В.п, перех.)  Переходные Непереходные  озарить душу  нервничать по пустякам  околдовать слушателей  заразиться гриппом  не помнить себя(отриц.)  подойти к двери  запросить сто рублей  увлекаться спортом  углубить знания  служить Отечеству  рассказать сказку  бороться за мир

Распределительный диктант

  • Распределить глаголы на 2 группы. Образец: озарить(что?) душу(В.п, перех.)

Переходные Непереходные

озарить душу

нервничать по пустякам

околдовать слушателей

заразиться гриппом

не помнить себя(отриц.)

подойти к двери

запросить сто рублей

увлекаться спортом

углубить знания

служить Отечеству

рассказать сказку

бороться за мир

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!