СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогическое творчество учителя технологии на примере проектирования и анализа урока

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Во всяком творчестве две стороны: изобретение и оценка. У мастера фантазия и смекалка, но у него и вкус, какое-то внутреннее мерило - оно заставляет не удовлетворяться слабой работой, искать новые, отбрасывать банальные и уродливые.

Согласно Б.М.Теплову «творческой деятельностью в собственном смысле слова, называется деятельность, дающая новые, оригинальные продукты высокой общественной ценности».

Просмотр содержимого документа
«Педагогическое творчество учителя технологии на примере проектирования и анализа урока»


Тема моей работы «Педагогическое творчество учителя технологии на примере проектирования и анализа урока».


Объект исследования: учебно-воспитательный процесс на уроках технологии в 5,6,7 классах.

Предмет исследования: педагогическое творчество учителя технологии в проектировании и анализе урока.

Задачи исследования:

А) Провести анализ психолого-педагогической, специальной литературы по проблеме исследования.

Б) познакомить с опытом реализации педагогического творчества учителя технологии гимназии №33 г. Ульяновска.

В) сформировать условия использования творческой активности учителя в организации внеурочной деятельности учащихся.

Г) сформировать методические рекомендации коллегам или молодым специалистам по организации проектирования и анализа урока.


Педагогическое творчество представляет собой систему методов и приёмов воспитания и обучения, основанных на принципах гуманизма и творческого подхода к развитию личности. Большой практический опыт работы в школе таким педагогам как Ш.А.Амонашвили, И.П.Волков, И.П.Иванов, Е.И.Ильин, В.А.Карановский, С.И.Лысенко, Л.А. и Б.П.Никитины, В.Ф.Шаталов, М.П.Щетинин позволил разработать оригинальные концепции творческого обучения и воспитания. В основу были положены: отношение к обучению как творческому взаимодействию учителя и ученика, обучение без принуждения, идея трудной цели (перед учеником ставится как можно более сложная цель и внушается уверенность в её преодолении), идея крупных блоков (объединение нескольких тем учебного материала, уроков в отдельные блоки), использование опор (опорные сигналы у Шаталова, схемы у Мысенковой, игорные детали у Илина),


Самоанализ (индивидуальное и коллктивное подведение итогов деятельности учащихся), свободный выбор (использование учителем по своему усмотрению учебного времени в целях наилучшего усвоения учебного материала), интеллектуальный фон класса (постановка значимых жизненных целей и получение учащимися более широких по сравнению с учебной программой знаний), коллективная творческая воспитательная деятельность (коллективная творческая воспитательная деятельность( знаний), учащимя наилучшего усвоения учебного материала), интеллектуальныйоммунарская методика), творческое самоуправление учащихся, личностный подход к воспитанию, сотрудничество учителей, сотрудничество с родителями.

Педагогическое творчество расширяет традиционные системы обучения и воспитания и даёт импульс творческой деятельности многим педагогам, инициирует деятельность авторских школ.



1.1

Творчество – деятельность человека, заключающаяся в создании новых, имеющих общественное значение, материальных или духовных ценностей в какой-либо отрасли производства, науки, искусства и т.д. Творчество возможно только на основе интенсивного труда, систематической работы в определённом направлении.


Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее.


По словам одного из психологов, в вопросах творчества перед нами как на богатые и бедные люди, одни из которых растрачивают весь запас своей энергии на поддержание ежедневной жизни, другие как бы откладывают и сберегают, расширяя круг потребностей, подлежащих удовлетворению.


Творчество возникает с той минуты, как известная энергия, не пошедшая в дело, не растраченная на непосредственное назначение, остаётся нереализованной и уходит за порог сознания, откуда возвращается превращённой в новые виды деятельности.


Творчество, по мнению американского учёного П.Хилла, - успешный полёт мысли за пределы неизвестного. Оно дополняет знания, способствуя созданию вещей, которые не более известны ранее.


Польский исследователь А.Матейко считает, что сущность творческого процесса заключается в реорганизации имеющегося опыта и формирование на его основе новых комбинаций. Можно сказать, что творчество – это решение творческих задач. При этом задача – это ситуация, возникшая в любом виде деятельности или повседневной жизни, которая осознаётся человеком как проблема, требующая для своего решения поиска новых (объективно или субъективно, т.е. неизвестных) методов и приёмов, создание какого-то нового принципа действия, технологии.


Во всяком творчестве две стороны: изобретение и оценка. У мастера фантазия и смекалка, но у него и вкус, какое-то внутреннее мерило - оно заставляет не удовлетворяться слабой работой, искать новые, отбрасывать банальные и уродливые.


Согласно Б.М.Теплову «творческой деятельностью в собственном смысле слова, называется деятельность, дающая новые, оригинальные продукты высокой общественной ценности».


«Под творчеством обычно понимается создание нового, принимаемое в определённой ситуации и в определённое время как нужное и полезное. В свою очередь, под новым понимают продукт технической мысли, ранее не существовавший в такой же форме, который может содержать уже известные материалы, но в своём завершённом виде обязательно включает неизвестные ранее элементы»


Большой энциклопедический словарь даёт обобщающее определение: творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца-субъекта (производителя, носителя) творческой деятельности


Педагог – (греч. Paidagogos – воспитатель, от pais, род. Падеж paidos – дитя и ago – веду, воспитываю), учитель общеобразовательной школы, преподаватель профессионально-технических, средних специальных или высших учебных заведений, воспитатель в дошкольных учреждениях, работник внешкольных учреждениях и др., а также научный сотрудник, разрабатывающий проблемы педагогики как науки.


Следовательно – педагогическое творчество – уникальная форма самодеятельности учиться, направленная на развитие интересов и способностей путём изучения новых технологий и создание объекта.


Педагогическое творчество – это великое чудо, которое рождается мгновенно, когда педагог во что бы то ни стало должен найти оригинальное решение, обнаружить педагогический дар, веру в бесконечные возможности человеческого духа.


Педагогическое творчество не может развиваться без освоения системы средств, методов и приёмов обучения – основы технологии учебно-воспитательного процесса.


Работать творчески – значит опираться на культурно-историческую практику, на подленно-научные знания, значит всегда различать и отвечать мнимое новаторство, шумливое по форме и бестактное по способам самореализации.


Учитель должен соблазнять, увлекать воспитываемый организм заманчивым содержанием собственного приёма, иначе все попытки привести в движение рефлекторный и психологический аппарат воспитанника будут бесплодны.


Внеурочная воспитательная работа может сделать учебную деятельность предметом непрерывного диалога между учителем и учащимся, формирующего активное отношение к учению.


В последнее время нередко обсуждается вопрос о прогулах и уклонениях учеников от знаний.


Эффективная внеурочная работа – это дополнительный фактор усвоения учебной программы. Работа, в центре которой находятся процессы, благодаря которым происходит учение детей, направлена на повышение их успеваемости. Выработка учебных навыков должна стать частью продуманной программы внеурочной учебно-воспитательной деятельности педагога.


Учитель, ведущий внеклассную работу, вносит реальный вклад в повышение успеваемости тех, за чьё благо он несёт прямую ответственность.


Глава 2

Структура проектирования и анализ урока.


2.1 Ставим цели и планируем результаты.

Из этого вытекают цели урока. Постановка целей – второй этап проектирования урока. Принципиально важный момент – выделение ведущеё цели, которая определит всю логику будущего урока. Заметим, что для уроков закрепления и в некоторых случаях для уроков изучения нового материала цели могут быть разными для разных групп учеников в классе. В этом случае, выбирая в дальнейшем организационную форму урока, мы будем иметь в виду дифференцированное обучение.


Проектировать процесс можно только для диагностично и операционально поставленных целей. Поэтому цели урока, сформулированные на предыдущем уроке, необходимо привести в такую форму, то есть представить в виде задач. Ориентиром здесь должен служить образовательный стандарт. Если в наши намерения входит дифференцированное обучение, то не забудем сделать систему задач уровневой. Представление целей системой задач – планирование результатов обучения – третий этап проектирования урока. Задачи, отвечающие ведущей цели урока, мы называем главными задачами урока.


Теперь примем во внимание, какими представлениями и знаниями ученики уже обладают по изучаемой теме к данному моменту, какими умениями и навыками владеют, какие нормы, смыслы и убеждения у них сформированы. Этот четвёртый этап проектирования – определение начальных условий – позволит уточнить систему задач и при необходимости организовать вводное повторение урока.


2.2 Подберем метод и формы обучения.

Теперь, исходя из поставленных главных задач, подберем метод обучения, адекватный этим задачам. Для этого зададим себе уже известные вопросы, отвечая на которые, учтем психологические и социометрические характеристики класса:


  • Нужно ли мне вводное повторение в начале урока, буду ли я сообщать ученикам начальные условия или это целесообразно поручить им самим? Позволяет ли имеющееся время использовать модельный метод обучения?

  • Нужно ли явно формулировать промежуточные задачи?

  • Следует ли решения промежуточных задач готовыми?


Выбор метода обучения – пятый этап проектирования урока.


Любой метод реализуется в какой-то форме, поэтому шестой этап проектирования урока – отбор подходящей организационной формы обучения. При этом методы и формы независимы. Это значит, что при выборе организационной формы мы будем ориентироваться не на метод, который уже выбран, а на иные параметры. Ответим, на три вопроса:


  • Косвенный или организованный характер будет носить деятельность по воспитанию (экстериорно обусловленному развитию) и развитию (интериорно обусловленному)?

  • Каким должен быть информационный режим (как будут меняться во времени информационные потоки)?

  • Обрабатываемая дидактическая единица является укрупненной (предполагается задействование взаимно обратных мыслительных операций) или ограниченной?


Ответы дают формулу нужной нам организационной формы обучения. Если предполагается дифференцированное обучение (на уроках закрепления), то информационный режим может быть только интроактивным, что сужает сферу поиска.


В итоге я определилась с дидактической основой (метод и форма) основного элемента урока, отвечающего ведущей цели, то есть нацеленного на решение главных задач.


Среди элементов урока могут оказаться такие, которые подчинены целям не этого урока, а всей темы (блока уроков). Обычно это разные виды повторения или текущего контроля. Распределение подобных элементов по урокам намечается ещё при планировании изучения всей темы (блока уроков). Теперь возможна корректировка, связанная с перемещением таких элементов в следующий урок, если они не вписываются в проектируемый. Далее рассмотрим оставшиеся задачи урока и определим, какие ещё элементы нужны в структуре этого урока. Если основной элемент предполагал дифференцированную работу, то, скорее всего, весь урок будет иметь нелинейную структуру, что выразится в практически полном совпадении урока и его основного элемента. Если же урок линейный, предназначен для работы со всем классом, то выясним, какие элементы могут усилить основной элемент, какие нужны для его обслуживания. Компоновка всех вспомогательных элементов в целостную композицию, то есть разработка структуры урока – это важнейший седьмой этап проектирования. На этом этапе будущий урок оформляется в виде документа – плана или схемы. На восьмом этапе проектируются методы обучения и организационные формы для вспомогательных элементов.


2.3 Содержание и средства обучения.

Девятый этап – содержательное наполнение урока. Здесь я формирую тексты: что расскажу ученикам, что потребую изучить самостоятельно, какие задам вопросы, какие задачи предложу на разных этапах деятельности для коллективной, групповой, индивидуальной работы, какие задания дам на длительные сроки (домашние, проектные задания и так далее), как буду контролировать успешность процесса. Чтобы не загромождать план (схему) урока, все эти тексты лучше сделать отдельными модулями ( на отдельных листах). Их при нужде можно легко заменить.


Теперь необходимо выяснить, какое материально-техническое обеспечение необходимо, чтобы наиболее эффективно оснастить работу с этими текстами. Может быть, максимальный эффект даст мультимедийная презентация с компьютера через видеопроектор на экран (будем помнить, что такой учебный процесс очень дорог, а потому этими средствами лучше не злоупотреблять). Или лучше использовать программу, моделирующую химическую лабораторию? В этом случае, возможно, придётся менять всю структуру урока, поскольку компьютер для каждого ученика обеспечить не удастся. Или ограничиться кодоскопом, эпипроектором, диапроектором, воспользоваться киноаппаратом или видеомагнитофоном? Так как техника - дело тонкое и не всегда предсказуемое, то при планировании её использования полезно иметь резервный вариант урока, в котором эти средства не применяются. А может быть, окажется достаточно средств простых, дешевых и доступных (вплоть до самостоятельного изготовления): плакатов, таблиц, карт, карточек и прочей мелочи? Во всех случаях в плане или схеме будущего урока расставим значки, показывающие время и характер применения выбранных средств. На этом завершается десятый этап проектирования урока – отбор средств обучения.


2.4 Урок – это ещё отношения людей.

Одиннадцатый этап – обдумывание организационной схемы урока: кому с кем сидеть, в каких группах работать, когда куда идти, какие задания выполнять и на какие вопросы отвечать.


Аккуратное исполнение этих этапов позволяет спроектированный грамотный, профессиональный, технологичный урок. Но уроки – это ещё и отношения людей. Многое здесь непроектируемо изначально в силу принципов неопределённости для гуманитарных систем. Но умелое применение продуманных и красивых приёмов педагогической техники, психотехнических и имиджелогических рекомендаций может сильно увеличить эффект. Поэтому не следует пренебрегать факультативными этапами.


Двенадцатый этап – подбор или изобретение подходящих приёмов педагогической техники. Они делают урок интересным, увлекательным, помогают поддерживать психологический комфорт и дружественную атмосферу взаимодействия.


Тринадцатый этап связан с имиджем урока. Возможно, следует внести изменения в интерьер учебного помещения: переставить мебель, изменить оформление стендов, иначе повесить шторы, по-другому аранжировать цветы, сделать подсветку, свечи зажечь и так далее. Не повредит музыка в первые и последние минуты, при самостоятельной работе с материальными объектами – например, во время лабораторного опыта. Частью проекта урока является внешний облик учителя – от костюма до косметики и выражения лица. Психотехники очень советуют придумать к уроку девиз или эпиграф, переходящие флажки, временно носимые значки или эмблемы.


Конечный результат проектирования урока – это, как говорят, пакет документов: план или схема на одном листе с множеством отсылочных пометок и дополнительные модули, в которые помещено всё содержательное наполнение. Маркировка модулей соответствует пометкам на плане (схеме) урока, чтобы их поиски в реальном времени не превратился в посмешище. Рекомендую к каждому такому пакету прикладывать чистый лист «Заметки», на который сразу после урока полезно записать появившиеся дельные мысли.


2.5 Структурно-логический анализ.

Анализ урока – один из наиболее распространённых на практике инструментов методической деятельности в школе. По этой причине немало работ теоретиков и разработок практиков посвящено созданию какой-либо универсальной схемы анализа. Но урок настолько полифункционален и разнообразен, что любая попытка охватить все его аспекты в одной аналитической процедуре приводит к рождению громоздкого, даже взглядом не охватываемого списка параметров, критериев и пунктов. Пользоваться такими схемами невозможно. Тогда их делят на компоненты и появляются частичные схемы анализа урока, как будто бы преследующего разные цели: дидактические, психолого-педагогические, эргономические, физиоло-гигиенические и т.д. школьный администратор, по традиции называемый завучем, оказывается в полной растерянности перед сонмом этих алгоритмов, а их искусственность и надуманность просто вызывает прострацию. Никто не способен не только отследить на уроке десятки параметров, но даже просто запомнить их.


Между тем можно построить естественную схему анализа, которую достаточно просто использовать и совсем не нужно запоминать. Набила оскомину притча о том, что надо не давать рыбу голодному, а научить его ловить рыбу. Однако истина не перестаёт быть истиной, даже если её затёрли и заездили. Я не хочу попробовать научить его создавать такую схему, исходя из известных всем профессионалам понятий, закономерностей и правил. Если необходимо какое-то название, хотя бы в силу привычки, то давайте назовём этот анализ урока структурно-логическим.


Такой анализ следует за логикой проектирования урока, вследствие чего посвящён поиску ответов на два генеральных вопроса: хорошо ли проектирован анализируемый урок? Хорошо ли реализован на практике проект урока?


Сообразно этой логике мы сначала смотрим, из чего складывается проектирование урока, а затем строим алгоритм анализа, отвечающего на указанные выше вопросы в той последовательности, которая составляет алгоритм проектирования. Остаётся посмотреть, как на практике реализованы

Педагогическое творчество учителя ведёт к

использованию инновационных форм организации

образовательного процесса.


Большой энциклопедический словарь даёт обобщающее определение: творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца-субъекта (производителя, носителя) творческой деятельности. Следовательно – педагогическое творчество – уникальная форма самодеятельности учиться, направленная на развитие интересов и способностей путём изучения новых технологий и создание объекта.

Педагогическое творчество – это великое чудо, которое рождается мгновенно, когда педагог во что бы то ни стало должен найти оригинальное решение, обнаружить педагогический дар, веру в бесконечные возможности человеческого духа.

Педагогическое творчество не может развиваться без освоения системы средств, методов и приёмов обучения – основы технологии учебно-воспитательного процесса. Работать творчески – значит опираться на культурно-историческую практику, на подленно-научные знания, значит всегда различать и отвечать мнимое новаторство, шумливое по форме и бестактное по способам самореализации. Учитель должен соблазнять, увлекать воспитываемый организм заманчивым содержанием собственного приёма, иначе все попытки привести в движение рефлекторный и психологический аппарат воспитанника будут бесплодны

Педагогическое творчество расширяет традиционные системы обучения и воспитания и даёт импульс творческой деятельности многим педагогам, инициирует деятельность авторских школ.

По словам одного из психологов, в вопросах творчества перед нами как на богатые и бедные люди, одни из которых растрачивают весь запас своей энергии на поддержание ежедневной жизни, другие как бы откладывают и сберегают, расширяя круг потребностей, подлежащих удовлетворению.

Творчество возникает с той минуты, как известная энергия, не пошедшая в дело, не растраченная на непосредственное назначение, остаётся нереализованной и уходит за порог сознания, откуда возвращается превращённой в новые виды деятельности.



Творчество, по мнению американского учёного П.Хилла, - успешный полёт мысли за пределы неизвестного. Оно дополняет знания, способствуя созданию вещей, которые не более известны ранее.

В своей работе я использую инновационные методы и технологии. Например, арт-технологию, которая обучает детей интеллектуальной деятельности средствами художественного творчества. Опыт работы показывает, что уроки с использованием арт-технологии будят воображение, развивают образное мышление, расширяют кругозор учащихся. На таких уроках интеллектуальное воспитание переплетается с социальным и эстетическим, чего трудно добиваться другими методами.

Удачным опытом применения арт-технологии на уроках можно считать проведение игровых ситуаций (направление имаготерапия) на уроках по теме «Кулинария». Защита проектов по теме «Кулинария» проходит в виде творческой игры «День рождения» или «Девичьи посиделки».

Нравится девочкам урок-игра «Ателье» по теме «Проектирование и изготовление швейного изделия». Здесь они перевоплощаются в модельера, в закройщика, в портного…Смена ролей, функций, стилей общения значительно активизирует резервные возможности учащихся. На уроке по теме «Комнатные растения и уход за ними» девочки демонстрируют свои музыкальные возможности (на уроке применяется караоке). Удачной находкой применения арт-технологии является защита проектов по теме «Проектирование и изготовление швейного изделия». Проходит этот урок в форме «дефиле» (на школьной сцене). Решая поставленную познавательную задачу, учащиеся выбирают способы исполнения своей роли, импровизируют, выдумывают. Применяя арт-технологии, есть возможность переходить в своей образовательной деятельности на уровень личностно ориентированного, коммуникативно-ориентированного обучения, что повышает эффективность учебного процесса.

С помощью технологии модерации можно повысить результативность и качество уроков за счёт усиления мотивации всех участников образовательного процесса. С применением такой технологии процесс совместной работы способствует снятию барьеров общения, создаёт условия для принятия нестандартных решений. Ученик на уроках перестаёт быть объектом обучения, он занимает активную позицию в образовательном процессе. Меняется роль учителя, который становится консультантом, наставником, партнёром. Растёт доверие и авторитет к учителю.

Новая интегрированная область «Технология» предполагает наличие различных блоков модулей, которые можно комплектовать в зависимости от технической оснащённости школы. Проектный метод обучения при его умелом применении по-настоящему позволяет выявлять и развивать задатки личности, её способности.


Я принимаю метод проектов как метод решения технологических и человеческих проблем.

Проектная деятельность по технологии учащихся нашей гимназии начинается уже в пятых классах. В конце учебного года учащиеся 5, 6, 7 классов проводят защиту творческих проектов по выбранной ими теме.

Апробирован вариант защиты проекта, когда класс разбивается на группы, и каждая из групп готовит проект по отдельным разделам определённой темы. После выполнения работы проходит защита проекта: каждая из групп представляет результаты своего исследования одноклассникам. В ходе работы над проектом дети используют большое количество информации, в результате чего ученики хорошо ориентируются в данном вопросе, и сложно представить себе ситуацию, чтобы они плохо отвечали на вопросы по данной теме. Ученики настолько увлекаются изучаемой темой, что с удовольствием демонстрируют свои навыки в оформлении собственной компьютерной презентаций. Метод проектов является одним из путей реализации исследовательского метода обучения. В процессе творческой проектной деятельности формируются навыки исследовательской деятельности ученика.

Технологии личностно-ориентированного, дифференцированного, проблемного обучения, применяемые на уроках, приводят к тому, что ребёнок становится не объектом, а субъектом и получает возможность для самоактуализации и реализации

С помощью Интернета, разнообразных ЦОР (цифровых образовательных ресурсов) учитель получает возможность представить многообразие учебного материала, который ранее преподавался лишь с помощью рисунков и плакатов. Это даёт большую экономию времени на уроке. Это позволяет учителю применять дифференцированный метод обучения, способствует формированию и развитию самостоятельности и сенсорной сферы.

Использование ИКТ на уроках позволяет не только находить новые формы общения с учащимися, но и привлечь их самих к созданию компьютерных презентаций по различным темам, к исследовательскому поиску и творческим инновациям.

Таким образом, педагогическое творчество учителя ведёт к использованию инновационных форм организации образовательного процесса.

Польский исследователь А.Матейко считает, что сущность творческого процесса заключается в реорганизации имеющегося опыта и формирование на его основе новых комбинаций. Можно сказать, что творчество – это решение творческих задач. При этом задача – это ситуация, возникшая в любом виде деятельности или повседневной жизни, которая осознаётся человеком как проблема, требующая для своего решения поиска новых (объективно или субъективно, т.е. неизвестных) методов и приёмов, создание какого-то нового принципа действия, технологии.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей