СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический совет "Читательская грамотность"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Педагогический совет "Читательская грамотность"»


Посмотрите на слайд, как вы думаете, что могут значить две эти иллюстрации? Данные иллюстрации говорят о том, что в наше время чтение для детей не является чем то интересным и увлекательным.

В нашей стране, как и во многих других странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения в целом, и интерес детей к чтению не исключение. Чтение книг заменяется просмотром телепередач, компьютерными играми, общением в соц. сетях.

Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению, а главное привить любовь к книге - одна из главных задач начального общего образования.

Именно поэтому темой нашего сегодняшнего педагогического совета является формирование читательской грамотности в начальных классах.

Читательская грамотность, понимаемая как способность учащихся к осмыслению текстов различного содержания и формата, как способность к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях, в том числе и для достижения своих целей, расширения знаний и возможностей, становится значимым результатом образования.

Обществом в последние десятилетия осознано значение непрерывного образования, связанного с необходимостью для человека сменить несколько видов деятельности в течение жизни. Умение читать уже не может считаться способностью, приобретенной в раннем школьном возрасте, и сводиться лишь к овладению техникой чтения. Теперь это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей жизни.

Для формирования и совершенствования читательской грамотности необходимы определённые читательские действия. С ними вы можете ознакомиться, посмотрев на слайд.

Первые два действия непосредственно опираются на текст, на умение читателя извлекать информацию из текста и восстанавливать некоторые зазоры между авторскими сообщениями.

Вторые два действия требуют от читателя значительно большей самостоятельности мышления и воображения.

Для эффективного образования основы читательской грамотности должны быть заложены в начальной школе.

Также читательская грамотность имеет 3 уровня развития:

Высокий

Высокий уровень читательской грамотности говорит о готовности учащегося к дальнейшему обучению на следующей образовательной ступени. Такие ученики уже почти не нуждаются в помощи, чтобы понять и оценить сообщения художественных и информационных текстов, не выходящих далеко за пределы их речевого и житейского опыта и знаний

Средний

Средний уровень понимания текстов характерен для читателей, еще не полностью освоивших основы чтения. Для того чтобы вычитывать сообщения текста и строить на его основе собственные значения, они все нуждаются в помощи. Это помощь в понимании тех сообщений текста, которые не противоречат их собственному опыту, и помощь в освоении письменного общения и сотрудничества с собеседниками, чей жизненный опыт и взгляды на мир расходятся с их опытом

Низкий

Низкий уровень понимания текстов делает невозможным принятие учащимися помощи педагога в использовании письменных форм сообщения о человеческих чувствах, мыслях и знаниях для самообразования



Таким образом, читательская грамотность в определённой степени должна быть сформирована на начальной ступени образования. В среднем и старшем звене читательская грамотность получает своё развитие и , совершенствуясь переходит в читательскую компетентность.

Давайте ещё раз пройдем по ключевым понятиям нашей темы и перейдем к приемам формирования читательской грамотности

По определению «читательская грамотность» понимается как

  • способность к осмыслению письменных текстов

  • рефлексии на них

  • способность использовать их содержание для достижения различных целей.

Овладеть читательской грамотностью – это значит

• понимать текст,

• размышлять над его содержанием

• оценивать его смысл и значение

• излагать свои мысли о прочитанном.

• интерпретировать текст



Приёмы формирования читательской грамотности:

Первый прием называется «Толстые и тонкие вопросы»

Это прием из технологии развития критического мышления используется для организации взаимоопроса. Стратегия позволяет формировать:

умение формулировать вопросы;

умение соотносить понятия.

Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ.

Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.

После изучения темы или после ознакомления произведением любого автора учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя «толстых» и «тонких» вопросов.

Таблица «Толстых» и «Тонких» вопросов может быть использована на любой из трёх фаз урока: на стадии вызова (перед ознакомлением текста) – это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении – демонстрация понимания пройденного.

Прием «ПИСЬМО С ДЫРКАМИ» (3 мин). Один из продуктивных приемов работы с текстом на уроках является «ПИСЬМО С ДЫРКАМИ». Этот прием подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с правилами при изучении нового материала.

И последний прием который нам показался достаточно интересным и продуктивным это прием «Синквейн»

Приём «Синквейн».

В данном случае речь идёт о творческой работе по выяснению уровня осмысления текста. Этот приём предусматривает не только индивидуальную работу, но и работу в парах и группах.

Структура синквейна:

1. Существительное (тема).

2. Два прилагательных (описание).

3. Три глагола (действие).

4. Фраза из четырех слов (описание).

5. Существительное (перефразировка темы

Подводя итоги нашего выступления, можно сделать такой вывод.

Система работы от обучения чтению к овладению навыками чтения для обучения, подобранные приемы и методики, способствуют достижению необходимого уровня читательской грамотности для продолжения образования на второй ступени обучения.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!