Просмотр содержимого документа
«Педагогический совет "Читательская грамотность"»
Функциональная грамотность
Формирование читательской грамотности учащихся начальной школы
1950
2023
Формирование читательской грамотности в начальных класса
«Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни»
(Г.А.Цукерман)
«Читательская грамотность- способность учащихся к осмыслению текстов различного содержания и формата, как способность к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях, в том числе и для достижения своих целей, расширения знаний и возможностей»
(международное исследование PIRLS)
Читательские умения
- вычитать детали (единицы информации), впрямую упомянутые в тексте;
- делать прямые умозаключения из этой информации;
- интерпретировать и интегрировать отдельные сообщения текста;
- оценивать содержание, язык и форму всего сообщения и его отдельных элементов.
Уровни развития читательской грамотности
Читательская грамотность понимается как:
- способность к осмыслению письменных текстов
- рефлексии на них
- способность использовать их содержание для достижения различных целей.
Овладеть читательской грамотностью – это значит:
• понимать текст,
• размышлять над его содержанием
• оценивать его смысл и значение
• излагать свои мысли о прочитанном.
• интерпретировать текст
Приемы формирования читательской грамотности
Прием «Тонкие и толстые вопросы»
Тонкие вопросы
Толстые вопросы
Кто?
Дайте три объяснения, почему…?
Что?
Объясни, почему…?
Когда?
Как вы считаете… и почему?
Верно ли?
В чем различие…?
Зачем…?
Предположите, что будет, если…?
Как зовут…?
Мог ли…?
Было ли?
Согласны ли вы…?
Прием «Письмо с дырками»
Прием «Синквейн»
Структура синквейна:
1. Существительное (тема).
2. Два прилагательных (описание).
3. Три глагола (действие).
4. Фраза из четырех слов (описание).
5. Существительное (перефразировка темы
Вывод
Система работы от обучения чтению к овладению навыками чтения для обучения, подобранные приемы и методики, способствуют достижению необходимого уровня читательской грамотности для продолжения образования на второй ступени обучения.
- Это методическое объединение было…
- Из данного методического объединения я вынес/ла…
- Благодаря методическому объединению я...
Список источников
- «Оценка читательской грамотности» https:// www.hse.ru/data/2011/02/21/1208561931/PISA2009.pdf
- «Формирование читательской грамотности учащихся» https:// cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-chitatelskoy-gramotnosti-uchaschihsya/viewer
- Вебинар «Формирование читательской грамотности» https:// yandex.ru/video/preview/1032340806419712988