-умение формулировать учебную проблему, планировать самостоятельно или с учителем необходимые действия
Познавательные:
-умение слушать друг друга, формировать собственные мысли.
научатся соблюдать правила безопасного поведения пешехода, велосипедиста и пассажира, различать дорожные знаки разных групп, применять полученные знания в повседневной жизни.
Этап урока | Описание образовательных ситуаций (деятельность учителя) | Деятельность учащихся | Формы, методы, пед. технологии |
Раздел «Наша безопасность» Тема урока 1 «Чтобы путь был счастливым» |
Мотивационно-ориентировочный этап | Создание мотивационной основы учебной деятельности Антиципация. Педагог предлагает детям представить, что на Землю прибыла инопланетная делегация, которая хочет совершить путешествие по улицам нашего города. Делегация разбилась на три группы: первая пойдет пешком, вторая поедет на велосипедах, а третья – на общественном транспорте. Но инопланетяне совершенно не знают правила дорожного движения на Земле. Надо помочь им в этом разобраться. Учебная задача: вспомним и систематизируем знания правил движения пешеходов, велосипедистов, пассажиров. | Стремление разобраться в ситуации, помочь инопланетянам определяет целевую основу предстоящей работы. Высказывают своё мнение о важности данного вопроса, формулируют цель: познакомить инопланетян с правилами дорожного движения | Проблемный вопрос помогает подойти к формулированию темы, настраивает на работу. Прием создания занимательного сюжета. |
Поисковый этап | Организует обсуждение вопросов: могут ли подстерегать опасности пешехода, пассажира и велосипедиста в дороге? Можно ли этих опасностей избежать? Помогает разбиться на группы и составить план работы. | По итогам беседы составляют общий план работы: 1.Уточнить, кого мы называем пешеходом, велосипедистом, пассажиром. 2.Сформулировать правила безопасного дорожного движения для каждой категории. 3.Обсудить и классифицировать положительные и негативные ситуации с участием пешеходов, велосипедистов и пассажиров на сюжетных картинках | Фронтальный опрос. Развитие умения анализировать. |
Практический этап | Работа в группах. Организует работу в группах с текстами учебника с.8-11, предлагает выделить в тексте правила поведения для трёх групп участников дорожного движения | Работают в группах: читают один из текстов учебника, обсуждают правила, фиксируют их с помощью ключевых слов или символов. Представляют результаты работы: рассказывают о правилах поведения на дороге пешехода, велосипедиста и пассажира. Обобщают все прозвучавшие ответы, делают общий вывод. | Обмен информацией для закрепления знаний. Развитие монологической речи. |
| Моделирование и анализ ситуаций в ролевой игре. Предлагает группам смоделировать ситуации, предложенные на сюжетных картинках или придумать самим. Обсудить варианты поведения героев, их правильные и неправильные действия. | Применяют полученные знания, моделируют ситуации, делают выводы. Приводят примеры из личного опыта. | Метод здоровьесбережения. Ролевой подход. |
| Работа в паре по карточкам. Предлагает найти ошибки в правилах дорожного движения, исправить их. | Дети выбирают верные утверждения, ищут ошибки. Аргументируют свой выбор. | Развитие умений анализировать и правильного выбора ответа. |
Рефлексивно-оценочный этап | Рефлексия относительно достижения результата – реализации плана. Предлагает обсудить, достигнута ли поставленная цель, сформулировать правила дорожного движения для инопланетян. | Делают вывод относительно поставленной цели. Кратко формулируют правила, называют возможные последствия их нарушения, поясняют, как нужно действовать в потенциально-опасных ситуациях. | Самооценка результатов своей учебной деятельности |
| Рефлексия относительно способов учебной деятельности. Помогает выявить способы получения знаний, знакомит с их названиями. | Выявляют способы получения знаний (работа с учебником, анализ своего опыта, сюжетных картинок и жизненных ситуаций, оформление выводов в виде общих рекомендаций и отдельных правил). |
| Рефлексия относительно мотивов деятельности, эмоционального состояния. Предлагает рассказать, почему дети решили принять участие в решении учебной задачи, как полученные знания пригодятся им в дальнейшем, какие чувства они испытывают, справившись с поставленной задачей. | Отмечают, какие знания и умения пригодятся им в жизни, поясняют, почему важно знать и соблюдать правила дорожного движения. Осмысливают свои побуждения, эмоции, чувства, стараются рассказать о них. |
| Домашнее задание на выбор. Педагог предлагает выполнить задание в учебнике: составить текст торжественного обещания пешехода и записать его в рабочую тетрадь; ответить на вопросы учебника стр.13; нарисовать маршрутный лист движения от своего дома до школы с указанием опасных мест. Дополнительное домашнее задание. Нарисовать рисунок по теме «Правила дорожного движения» для выставки в классе. | Осмысливают задание, задают вопросы. | Личностно-деятельностный подход |
Тема урока 2 «Дорожные знаки» |
Мотивационно-ориентировочный этап | Подведение к теме урока. Везде и всюду правила, Их надо знать всегда. Без них не выйдут в плаванье Из гавани суда. Выходят в рейс по правилам Полярник и пилот. Свои имеют правила Шофер и пешеход. - Как вы думаете, о каких правилах мы будем говорить сегодня? | Ведут диалог, отвечая на вопросы. Высказывают свои предположения о теме урока. Объясняют свой выбор. | Фронтальный опрос. Проблемный вопрос помогает подойти к формулированию темы, настраивает на работу. |
Поисковый этап | Актуализация знаний. Беседа: -Что нам помогает соблюдать правила дорожного движения? -Если не знать значение дорожных знаков, могут они нам помочь? | Составляют план урока в ходе беседы: 1.Познакомиться с дорожными знаками. 2.Узнать на какие группы делятся. 3.Научиться различать дорожные знаки. | Умение прогнозировать свою деятельность |
Практический этап | Работа в группах В начале урока детям было предложено выбрать одну из картинок с изображением контуров дорожных знаков для распределения по группам на практическом этапе урока. | Дети с одинаковыми картинками объединяются в команду. Работают выборочно с информацией учебника. Затем каждая команда рассказывает о группе своих знаков (предупреждающие, запрещающие, предписывающие) Делают общий вывод: Какие знаки важно знать пешеходу! | Обмен информацией для закрепления знаний. Развитие монологической речи. Умение анализировать |
| Динамическая пауза Предлагает представить в группах пантомимой дорожный знак. | Распределяют роли; каждая группа по очереди изображает знак, который должны угадать учащиеся других групп. | Игровая форма, ролевой подход. Метод здоровьесбережения. |
Рефлексивно-оценочный этап | Тестирование «Правила дорожного движения». http://www.pdddinspektor.narod.ru/files/pdd.htm Задания теста, сопровождаемые картинками, выводятся на экран. Раздаёт детям рабочие листы с таблицей для заполнения ответов. По окончании теста на экране отображаются правильные ответы последовательно по каждому вопросу. В конце урока собирает рабочие листы на проверку и оценивание. | Отвечают на вопросы, опираясь на знания, полученные на уроке и личный опыт, отмечают вопросы, вызвавшие затруднение, сравнивают ответы в классе, используя ключ. | Использование ИКТ. Диагностика. Самопроверка и самооценка. |
| Рефлексия относительно достижения результата – реализации плана. Предлагает обсудить, все ли пункты плана выполнены и могут нам теперь помочь дорожные знаки? | Делают вывод относительно реализации плана. Называют группы дорожных знаков, повторяют, какие знаки важно знать пешеходу. | Самооценка результатов своей учебной деятельности |
| Цветограмма. Цель - оценивание учащимися степени усвоения нового материала на уроке. | Выбирают соответствующий кружок, обосновывают свой выбор | Вывод (для учителя) о степени усвоения новых знаний |
Оценочно-рефлексивный блок для учителя Результатом успешного выполнения проекта педагогом можно считать сформированность у учащихся навыков дисциплины, осторожности, безопасного поведения пешехода, пассажира, велосипедиста; активной жизненной позиции образцового участника дорожного движения. |