СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический опыт в решении проблем качества образования

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Педагогический опыт в решении проблем качества образования»



"Важно не количество знаний, а их качество.

Можно знать многое, не зная самого важного."

Л.Н.Толстой

Перед современной школой поставлены требования о повышении качества образования и воспитания, обеспечения более высокого научного преподавания предмета .Эта проблема остается актуальной и в сегодняшние дни. Качеством какого-либо объекта-предмета или явления -считаются его существенные, устойчивые свойства, благодаря которым он этим объектом является. К числу качеств полноценных знаний личности следует отнести полноту и глубину ,оперативность и гибкость ,конкретность и обобщенность, свернутость и развернутость, систематичность и системность, осознанность и прочность.

Достижение качеств знаний учащихся и повышение уровня каждого качества ,совершенствование учебно-воспитательного процесса в целом или отдельных его компонентов невозможно без проверки того ,как учащиеся усвоили знания ,как они умеют их применять для решения самых различных задач. Только в этом случае, когда учитель имеет полную объективную картину "продвижения" учащихся по учебному материалу ,он может обоснованно применять те или иные формы организации обучения, разнообразные и эффективные способы и приемы.

Качество обучения в значительной степени зависит от методической системы обучения, от умения учителя использовать ее таким образом ,чтобы она способствовала активизации мыслительной деятельности учащихся, развивала их творческий потенциал, повышала самостоятельность учащихся ,способствовала формированию общеучебных и специальных умений ,установлению межпредметных связей ,обеспечивала нормализацию учебной нагрузки школьников. В своей практике повысить качество образования я стараюсь через урочную и внеурочную деятельности с применением нетрадиционных форм проведения уроков (урок- деловая игра,урок-экскурсия, урок-соревнование, урок-семинар, интегрированный урок и др.),использованием различных форм работы (групповые, парные, коллективные ,индивидуальные, фронтальные и др) ,инновационных технологий (технология уровневой дифференциации, модульного обучения, проектные технологии, здоровьесберегающие технологии, проблемного обучения, ИКТ технологии, игровые технологии ,тестовые технологии) а также интернет -ресурсов.

Основной формой учебно-воспитательной работы в школе все таки остается урок. Эти занятия проводятся по четкому плану ,где обязательно должен быть систематический контроль процесса и оцениваться результаты учебно-познавательной деятельности учащихся. Я считаю, чтобы добиться какого-то успеха, сначала надо заинтересовать детей, чтобы им предмет понравился. Познавательный интерес является тем действующим мотивом учебной деятельности школьника, без которого невозможно достижение положительных результатов в обучении .Поэтому формирование познавательного интереса является одной из главных целей обучения математике как предмета федерального назначения ,образовательный минимум которого должен достигнут всеми учащимися.

Так в среднем звене, для того чтобы ученики смогли определить тему урока, я применяю ребусы. Например, по темам «Уравнение»,«Сравнение», «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел»и т.д.


Я хотела бы рассказать о некоторых формах работы, которые помогают мне повысить качество образования.

Коллективный способ обучения включает в себя несколько организационных форм :индивидуальную ,парную, групповую и коллективную. Обучение осуществляется путем общения в динамических парах(парах сменного состава),когда каждый учит каждого, т.е все учащиеся выполняют функцию учителя . В основе коллективного способа обучения лежат следующие принципы: -ориентация на высокие конечные результаты;

-непрерывная передача друг другу полученных знаний;

-сотрудничество и взаимопомощь между учениками;

-дифференцированный подход :каждый работает согласно своим возможностям и способностям .

На уроках для реализации коллективного способа обучения я воспользовалась опытом учителя О.Г.Скоковой по применению методики взаимообмена заданиями ,а также методом взаимопередачи тем. Первую методику использовала при отработке умений и навыков выполнения упражнений и заданий по разным темам курса. Заранее готовятся карточки с двумя однотипными примерами ,каждая карточка имеет свой код, состоящий из первых букв названия темы(например ,тема «Показательные уравнения» обозначается как «ПУ») и порядкового номера. Предварительно разбивают класс на группы по четыре человека примерно одинакового уровня, по каждой теме составляются как минимум два блока карточек. Как правило, группы, в которые входят сильные учащиеся, работают с карточками из блока 1,а группы составленные из более слабых учеников – с карточками из блока2.Результаты выполнения заданий заносятся в лист учета(у каждой группы свой).По методике взаимопередачи тем, учащиеся сначала самостоятельно изучают тему по плану, затем отвечают на уточняющие или контролирующие вопросы в своей тетради(они приводятся после каждого пункта плана) и выполняют практические задания.

«Передача темы» в паре осуществляется следующим образом .Передающий рассказывает содержание первого пункта плана из своей карточки ,разъясняет трудные моменты, понимания напарником вопроса ,а затем предлагает тому выполнить задания, после первого пункта плана. Аналогичная работа проводится по остальным пунктам плана ,после чего партнеры меняются ролями. Наконец, когда передано содержание теоретических вопросов и выполнения задания, оба ученика начинают самостоятельно решать более трудные задачи.

При проведении парной работы для среднего звена готовлю специальные карточки, которые позже проверяются взаимопроверкой (ответы проецируются на доску).А в старших классах на нетбуки скачиваю тренажеры, которые имеют инструкцию. Сначала ученики знакомятся с ней, решают задание, проверяют ответ. Если ответ неправильный, то открывают и разбирают подробное решение .По теме «Логарифмические уравнения» я воспользовалась тренажером Ю.А.Абрамовой.

Это экономит время,помогает понять уровень усвоенности материала всем классом и облегчает задачу при взаимопроверке.

Для проведения групповой работы класс разбиваю на три группы случайным образом (иногда капитанов назначаю сама из сильных учеников).Свои ответы учащиеся красочно оформляют на ватманской бумаге.По истечению определенного времени представители команд выходят к доске и объясняют решение.Если ответ не полный ,то сначала ученики из группы дополняют,затем это могут сделать и другие учащиеся.

Задачи стараюсь подобрать таким образом,чтобы ответы касались дат нашего региона.Это помогает учащимся лучше узнать достопримечательности,животный и растительный мир ,географию,известных людей родного края.Кроме этого, групповая работа прививает чувство ответственности не только за себя,но и за команду.



Вместе с тем ,для развития творческой организации обучения, воспитания и развития личности обучающегося ,для развития дружеских взаимоотношений взрослых и детей эти занятия имеют определенные ограничения. Этому помогает внеурочная деятельность , которая направлена на создание дополнительных условий для развития обучающихся. Свою внеурочную деятельность я провожу на кружковых занятиях. Так как дети любят играться со спичками , то подобрала такие темы ,где спички можно использовать в других целях « Задачи со спичками».Очень заинтересовали детей задачи на переливания и взвешивания.



Задача на переливание.

В восьмилитровом бидоне находится молоко. Как при помощи пятилитрового бидона и трехлитровой банки отмерить 4 литра молока?

Задача на взвешивание.

Из девяти монет одна фальшивая: она легче остальных .Как за два взвешивания на чашечных весах без гирь определить ,какая именно?



Занимательные задачи являются эффективным способом развития логического мышления и познавательной активности школьников. Использовать такие задачи можно как на кружковых занятиях ,так и на традиционных уроках математики, подобрав подходящие к теме задачи. Необходимым условием приобретения учеником всех качеств знаний является как усвоение им всех видов содержания, так и сочетание всех методов в реальном процессе обучения . Знания связаны с навыками и умениями, с опытом творческой деятельности ,с воспитанностью эмоционального отношения. Знания без умения их применять по образцу и в ситуациях, требующих творчества, знания без воспитанного интереса к ним ,без потребности в них несовершенны ,не отличаются необходимыми качествами.

В каждый данный момент может в зависимости от конкретной цели применяться или стать на том или ином этапе преобладающим один метод, в обучении ,взятом как целое, только чередование или сочетание всех методов может привести к полноте качеств знаний .При этом для формирования какого-либо определенного качества может оказаться достаточно применение одного метода, для другого качества всей совокупности методов или той или иной ее части. Следовательно, достижение учеником необходимых качеств знаний -результат процесса обучения.











ЛИТЕРАТУРА

1.М.Н.Скаткина,В.В.Краевский «Качество знаний учащихся и пути его совершенствования» .Москва.Педагогика .1978

2. Журнал «Математика в школе» №6,2008г.Статья «Коллективный способ обучения на уроках математики»(О.Г.Скокова).

3.Журнал «Математика в школе»№3,2011г.Статья «Арифметические задачи для формирования познавательного интереса учащихся».

4.Я.И.Перельман «Занимательная арифметика».Детгиз.1954

5.А.В.Фарков «Математические олимпиады: методика подготовки» 5-8классы.

Москва.ВАКО.2012

6.Интернет-ресурсы:htts://learningapps.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!