СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогическая статья "Право быть самим собой"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Важно предостеречь родителей – взрослых людей – от одной, к сожалению, очень распространенной педагогической ошибки: от ошибки видеть в ребенке маленькую копию взрослого, от ошибки требовать от ребенка постоянного соблюдения норм взрослого поведения, от ошибки оценивать его как взрослого, без учета, без понимания его реальных возможностей.

Просмотр содержимого документа
«Педагогическая статья "Право быть самим собой"»

Право быть самим собой

Несколько десятилетий назад Корней Иванович Чуковский в своей знаменитой книге «От двух до пяти» писал о том, что взрослые начинают открывать для себя новый удивительный мир – мир детства, мир собственных детей. Это открытие приносит множество радостей и загадок. Одна из них – становление беспомощного существа во взрослого, разумного, не похожего на других человека.

Эта тайна привлекает сегодня к себе все более пристальное внимание еще и потому, что стремительно возрастает объем информации, меняются отношения людей, а ребенку, как и прежде, надо учиться жить в этом мире. Без взрослых он беспомощен. Но и беспомощный, совсем маленький, и подросший, он, наш малыш, имеет важнейшее право – право быть самим собой. Важно предостеречь родителей – взрослых людей – от одной, к сожалению, очень распространенной педагогической ошибки: от ошибки видеть в ребенке маленькую копию взрослого, от ошибки требовать от ребенка постоянного соблюдения норм взрослого поведения, от ошибки оценивать его как взрослого, без учета, без понимания его реальных возможностей.

Казалось бы, очевидно, что ребенок – это не взрослый, но давайте прислушаемся к оценкам взрослых:

- Какая противная девчонка, всю пудру рассыпала, все на столе перевернула!

А «противная девчонка» просто подражала маме, хотела быть взрослой – это такой заманчивый и пока недоступный мир – взрослые.

-Ах ты, негодник, спать не хочешь! – молодая мама насильно укладывает малыша и энергично трясет коляску. Со спящим удобнее - меньше забот. Но он уже вырос, у него меняется режим, появляются новые желания. Вот и это новое желание – активного бодрствования – еще один шаг к взрослой жизни, а мама.., мама хочет видеть его еще маленьким.

- Ну, когда ты только научишься одеваться! – бабушка торопливо помогает, вернее, сама одевает внука. Он теряет всякий интерес к одеванию и безропотно поворачивается под ее руками. Когда и как он научится одеваться, если это делают за него? Многие детские трудности буквально создаются взрослыми. Это и торопливость, и небрежность, и недооценка ребенка, и переоценка его возможностей, и скрытая неприязнь к нему, и, в конечном счете, неумение понимать его.

Взаимопонимание определяет каждый шаг в отношениях взрослого и ребенка. Плачет младенец… Чтобы найти причину плача, надо его понять. Взгрустнувшую мать двухлетний ребенок пробует утешить, рассмешить – он ее понял! Чтобы создалось, сохранилось и не разрушилось это сложное человеческое чувство, чтобы наполнялось оно добротой, участием, бережным отношением друг к другу, надо совсем немного – признавать взрослому возрастающую самостоятельность ребенка, строить с ним отношения по принципу взаимодействия, а не подчинения.

Новорожденный ребенок уже ориентирован на взрослого, именно взрослому адресована его первая улыбка. Она призывает нас к взаимодействию, к сопереживанию, к соучастию в жизни малыша. В его жизни, которая будет похожа и не похожа на нашу, в его жизни, где он имеет право быть самим собой – сначала беспомощным, а потом все более сильным.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!