СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогическая разработка. Урок русского языка для 6 класса по теме «Употребление имен прилагательных в речи» «Русский язык. 6 класс» Т.А. Ладыженской

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В результате урока ученик должен

•          знать о роли имён прилагательных в речи, наблюдать за использованием имен прилагательных в создании эпитетов

•          уметь определять  особенности употребления в текстах имен прилагательных в переносном значении, прилагательных-синонимов, прилагательных-антонимов, 

•          решать жизненно-практические задачи, овладевать элементарными навыками анализа художественного текста

Просмотр содержимого документа
«Педагогическая разработка. Урок русского языка для 6 класса по теме «Употребление имен прилагательных в речи» «Русский язык. 6 класс» Т.А. Ладыженской»

Урок русского языка для 6 класса по теме «Употребление имен прилагательных в речи» Хорькина Галина Геннадьевна, учитель МОУ СОШ №33 г.Магнитогорска

УМК «Русский язык. 6 класс» Т.А. Ладыженской

Технологическая карта урока

Предмет

Русский язык

Класс

6 класс

Базовый учебник

Русский язык 6 класс под редакцией Т.А. Ладыженской

Тема урока

«Употребление имен прилагательных в речи»

Тип урока (изучение нового материала, закрепление, обобщение и систематизация, проверка, коррекция ЗУН учащихся)

Изучение нового материала

( 1урок в теме, программой предусмотрено на изучение 3 часа)

Цели урока




Создать условия для формирования предметных компетенций (наблюдать за использованием имен прилагательных в создании эпитетов, иметь представление о роли имён прилагательных в достижении точности и выразительности речи); решать жизненно-практические задачи, овладевать элементарными навыками анализа художественного текста, определяя особенности употребления в нем переносного значения прилагательного, прилагательных-синонимов, прилагательных-антонимов. Воспитывать внимание к слову, интерес к языковым явлениям. Воспитывать мотивы учения, положительного отношения к знаниям.

Планируемые результаты (личностные; предметные: «знать», «уметь»; метапредметные)

В результате урока ученик должен

• знать о роли имён прилагательных в речи, наблюдать за использованием имен прилагательных в создании эпитетов

• уметь определять особенности употребления в текстах имен прилагательных в переносном значении, прилагательных-синонимов, прилагательных-антонимов,

• решать жизненно-практические задачи, овладевать элементарными навыками анализа художественного текста

УУД (личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные)

Планируемые результаты: работая с информацией параграфа, учащиеся научатся определять роль имён прилагательных в речи, наблюдать за использованием имен прилагательных в создании эпитетов, работать в группе, рефлексировать, оценивать результат, строить монологический ответ.

Формы работы (фронтальная ,индивидуальная, парная ,групповая)

Работа в группах, индивидуальная, фронтальная

Межпредметные связи

Использование видеофрагмента спектакля по пьесе Н. Фонвизина «Недоросль», информационно-смысловая обработка текста, воспитание положительного отношения к знаниям, работа с текстом стихотворения В. Выркина « Ищу слова»

Внутрипредметные связи

Интерес к языковым явлениям, аналитическая работа с информацией, построение схем

Виды используемых ИКТ

Электронное приложение к учебнику

Интернет-ресурсы

http://www.drofa.ru/cat/product4742_download.htm#download

Материалы и оборудование

УМК под редакцией Ладыженской Т.А. 6 класс « Русский язык» .





Структура и ход урока


Этапы работы

Содержание этапа


1.


Организационный момент,

включающий:

• постановку цели, которая

должна быть достигнута

учащимися на данном этапе

урока ( что должно быть

сделано учащимися, чтобы их

дальнейшая работа на уроке

была эффективной)

• определение целей и задач,

которых учитель хочет достичь

на данном этапе урока;

• описание методов

организации работы учащихся

на начальном этапе урока,

настроя учеников на учебную

деятельность, предмет и тему

урока (с учетом реальных

особенностей класса, с

которым работает педагог)


Работа в тетради.

Записывается число, классная работа, тема урока «Употребление имен прилагательных в речи»


Учащиеся должны знать: тему урока, какие цели преследует урок, какие этапы должны пройти на этом уроке и что должны получить в итоге.

Цель: подготовка учащихся к работе на уроке, определение цели и задач урока, способствовать быстрому включению детей в активное обсуждение; организация их внимания.

Мотивация к учебной деятельности, психологический настрой на урок.

Ребята, вы бывали в театре? Сейчас на несколько минут мы окажемся с вами в театре и увидим фрагмент из спектакля по пьесе Николая Фонвизина « Недоросль»

Демонстрация фрагмента из спектакля.

Учитель после просмотра ролика:

- О какой части речи говорили герои пьесы?

- Так прав или не прав был всё-таки Митрофанушка в том, что прилагательное – это всё, что прилагается?

А какова же роль этой части речи в языке?

-Как вы считаете, чему будет посвящён наш урок? Как мы сформулируем тему урока?

Исходя из темы урока, какую цель мы ставим перед собой?

Что должны узнать и чему научиться?

Записываем на интерактивной доске

1.. Выяснить, какую роль играют имена прилагательные в речи.




Актуализация знаний

Работа в группах

« Визитная карточка части речи»

Повторение морфологических признаков имени прилагательного.

«Визитная карточка имени прилагательного»

На полосках бумаги напечатаны понятия, касающиеся различных частей речи. Необходимо выбрать только те морфологические и синтаксические признаки, которые соответствуют имени прилагательному. Ученики работают в группах, выбирают нужное, составляют визитную карточку. Сигнализируют об окончании работы.

Сравните с образцом. У кого визитная карточка составлена верно?

( На слайде демонстрируется образец)

У кого остались неиспользованные части, почему?

2.

Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает:

• постановку конкретной

учебной цели перед учащимися

(какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);

• определение целей и задач,

которые ставит перед собой

учитель на данном этапе урока;

• изложение основных

положений нового учебного

материала, который должен быть освоен учащимися (на основе содержания данного пункта эксперт выносит суждение об уровне владения педагогом предметным материалом);

• описание форм и методов

изложения (представления)

нового учебного материала;

• описание основных форм и

методов организации

индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог;

• описание критериев

определения уровня внимания

и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу;

• описание методов

мотивирования

(стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала;
















Цели учителя:

организовать деятельность учащихся по определению роли имен прилагательных в речи

Цели учащихся:

должны уметь:

– определять роль имен прилагательных в языке.

должны знать:

-основные признаки имени прилагательного, особенности употребления в текстах прилагательных-эпитетов, прилагательных-синонимов, прилагательных-антонимов.

должны владеть:

– элементарными навыками анализа текста,

Ход работы:

Лингвистический эксперимент

- Вы любите проводить эксперименты?

Чтение стихотворения В. Выркина « Ищу слова»

Ищу слова певучие,

Народные, исконные,

Кипучие, горючие,

Бездонные, стозвонные,

Да чтобы в душу падали,

Как в полюшко бы зёрнышко,

Чтоб, добрые да ладные

Светили, словно солнышко.

Да грели бы лучистые,

Да звали бы пригожие

На помыслы бы чистые

Да на дела хорошие.

Аналитическая беседа

1.Какова основная мысль этого текста?

2.Когда в жизни мы «ищем» слова?

3. Уберём имена прилагательные из текста? (демонстрируем слайд)

4. Нам понятно, о чем говорится в тексте?

5. Что произошло с текстом, когда пропали имена прилагательные?

Работа с учебником.

6. Сколько имен прилагательных вы насчитали? В каком значении они употреблены?

7. Почему, по вашему мнению, в этом стихотворении их много?

8. Какую роль они выполняют в тексте?

9. Найдите сложное имя прилагательное, объясните значение.

Стозвонные- сто + звон+н (ые)

10.Выпишите имена прилагательные, строение которых соответствует схеме

……..уч(ий)

………юч(ий)

В каком значении употреблены в тексте?

Как мы называем художественные определения? (Эпитет)

Таким образом, проводя лингвистический эксперимент, к каким выводам мы пришли?

2. Формулирование выводов (познавательные):

Употребление прилагательных в переносном значении придаёт речи особую выразительность.


Физкультурная минутка

Встали, прикрыли глаза и мысленно сказали: “Я внимательный, сосредоточенный, я догадливый и сообразительный, я уверенный в себе”.



Сколько прилагательных произнесли? В каком значении? В повседневной речи мы часто пользуемся словами, которые употребляются в переносном значении? А если мы пишем сочинение - описание природы?

Более полную информацию вы найдёте в лингвистическом тексте нупр.№352.

Используя систему пометок, выделить ту информацию об употреблении имен прилагательных в речи, которая является новой! Выделить слова термины.


4.

Закрепление учебного материала, предполагающее:

• постановку конкретной

учебной цели перед учащимися

(какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);

• определение целей и задач,

которые ставит перед собой

учитель на данном этапе урока;

• описание форм и методов

достижения поставленных

целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог.

• описание критериев,

позволяющих определить

степень усвоения учащимися нового учебного материала;

• Описание возможных путей и

методов реагирования на

ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал.



Цели учителя:

  • установление степени усвоения учащимися нового материала, устранение обнаруженных пробелов;

  • развитие навыков трансформации текста в схему

должны уметь:

– выделять слова - термины, их роль в текстах художественного стиля

должны знать:

– отличие прилагательных - синонимов, прилагательных - антонимов, эпитетов

должны владеть:

- подбором синонимов с учётом лексического значения имени прилагательного.

–– навыками ведения дискуссии, культурой полемической речи.

К акие слова – термины вы встретили в лингвистическом тексте?

Можно ли полученную информацию представить в схеме?

На доске ученик выстраивает схему:





Проверка по электронному приложению






Какие новые термины встретились? Поэтическое обращение


2.Совместная творческая деятельность

Дополни текст именами прилагательными.

Вот и подошел к концу ______________________ урок русского языка.

Мы выяснили, какую роль играют имена прилагательные в речи.

Благодаря этим словам наша речь становится _______________.

Ребята нашего класса были ________________________.

Они давали_ ____________________________ответы.

На уроке мы узнали много _____________ и _____________________, надеемся, что станем еще более ____________________.

Думаем ,что по окончании урока настроение у всех будет ________________________________________________

Возвращаемся к слайду, на котором определена цель урока.

Делаем выводы

5.

Задание на дом, включающее:

• постановку целей

самостоятельной работы для

учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания);

• определение целей, которые

хочет достичь учитель, задавая

задание на дом;

• определение и разъяснение

учащимся критериев

успешного выполнения домашнего задания.

Цели учителя:

  • закрепить полученные учащимися знания и навыки;

  • стимулировать развитие творческих способностей.

Цели учащихся:

  • свободно владеть письменной речью;

  • уметь обосновать свою точку зрения с использованием способа действия.

Письменная работа:

Упражнение 392,393.
































































































































































«Сочинительные и подчинительные союзы





Тип урока: объяснение нового материала.

Оборудование: компьютер, презентация, раздаточный материал.

Цели:

Образовательные:

знакомство с типами союзов;

формирование умения разграничивать сочинительные и подчинительные союзы

Воспитательные:

Воспитание любви и уважения к родному языку;

Развивающие:

развитие внимания, орфографической и пунктуационной грамотности учащащихся



Ход урока

1. Орг. момент (1 мин)

 2. Постановка учебной задачи (3 мин)

 3. Гипотеза (5 мин.)

 4. Преобразование ситуации (10 мин)

 5. Моделирование способа действия (7 мин)

 6. Закрепление изученного материала (15 мин)

 7. Рефлексия (2 мин)

 8. Домашнее задание (2 мин) – упр. 322, п. 56

Орг. момент Записи числа и классной работы.

1. Постановка учебной задачи.

Каждая группа получает задания, на выполнение 3 минуты.

  1. Группа – 5 группа

Задание. В данных предложениях найдите грамматическую основу, подчеркните ее, расставьте знаки препинания. Если вам встретились сложные предложения, то установите взаимосвязь между частями данных предложений. Охарактеризуйте эту взаимосвязь.

  1. Небо потемнело, и пошел снег.

  2. Небо потемнело, потому что пошел снег.

  3. Вечерняя заря начинается, когда солнце уже заходит за край земли.

4) Ребята очень устали, но работа была еще не закончена.

Проверка. Первая группа отвечает устно, а остальные группы выбирают эксперта, и отвечает только он. Дополняет ответ первой группы.

2.Гипотеза

Задание. Ребята, попробуйте выдвинуть гипотезу цели нашего урока, чему мы будем учиться на уроке, используя ваши знания и выполненную работу по карточкам ранее.

Все гипотезы записываем на доске.

Слово учителя.

Как вы думаете, верно ли расставлены знаки препинания в карточках у каждой группы?  Как убедиться в том, что результаты исследования верны? Положительные ли они? Где найти подтверждение или опровержение нашего исследования? (Учебник школьный, справочник, Инет)

Слово учителя. На данном этапе это наш учебник русского языка.

Презентация

  1. Преобразование ситуации

Задания по карточкам. Вам необходимо сформулировать последовательность распределения союзов, учитывая ту роль, которую союз играет в предложении.

1 группа

Задание. Найдите союзы, подчеркните их, разделите предложение на два простых, проанализируйте эти предложения, на основе своего анализа сделайте вывод о том, какую роль играют эти союзы в предложении,  распределите союзы по роли в предложении, попробуйте дать название союзам, объясните, почему вы так распределили союзы.

1) Небо потемнело, и пошел снег.

2) Я воротился домой, но не в душную комнату, а в сад и с наслаждением ходил по дорожкам, которые были осыпаны снежными хлопьями.

2 группа

Задание. Найдите союзы, подчеркните их, разделите предложение на два простых, проанализируйте эти предложения, на основе своего анализа сделайте вывод о том, какую роль играют эти союзы в предложении,  распределите союзы по роли в предложении, попробуйте дать название союзам, объясните, почему вы так распределили союзы.

1). Небо потемнело, потому что пошел снег.

2) Ребята очень устали, а работа была еще не закончена.

3 группа

Задание. Найдите союзы, подчеркните их, разделите предложение на два простых, проанализируйте эти предложения, на основе своего анализа сделайте вывод о том, какую роль играют эти союзы в предложении,  распределите союзы по роли в предложении, попробуйте дать название союзам, объясните, почему вы так распределили союзы.

1)Путешественники приблизились к роднику, чтобы напиться воды.

2)По улицам бродили только куры, да изредка выла собака.



4 группа

Задание. Найдите союзы, подчеркните их, разделите предложение на два простых, проанализируйте эти предложения, на основе своего анализа сделайте вывод о том, какую роль играют эти союзы в предложении,  распределите союзы по роли в предложении, попробуйте дать название союзам, объясните, почему вы так распределили союзы.

1) Ребята поднялись на холм, где находился их лагерь.

2) Солнце уже зашло, и по низким луговым местам все затопил туман.

5 группа

Задание. Найдите союзы, подчеркните их, разделите предложение на два простых, проанализируйте эти предложения, на основе своего анализа сделайте вывод о том, какую роль играют эти союзы в предложении,  распределите союзы по роли в предложении, попробуйте дать название союзам, объясните, почему вы так распределили союзы.

  1. . Мы пошли по лосиному следу и вскоре увидели, что дорога эта ведет в болота.

  2.  Солнце ярко светило на небе, и птицы отвечали ему звонким пением в лесу.

Проверка задания.

4.Моделирование способа действия

Задание группам

Используя учебник, рассуждая, составьте модель (схему) распределения союзов на сочинительные и подчинительные, отразив в ней признаки данных союзов на листах А-3. используем маркеры и фломастеры. Листы будем крепить на доску, поэтому крупнее делаем модели (схемы).

Проверка. Отвечает один человек от группы, афишируя работу своей группы. Отвечаем у доски. Модели (схемы) и пояснения к ним.

Слово учителя.

- Ребята, схема какой группы точна и почему?

Ответы учащихся.

Самую удачную модель (схему) записываем в тетради.

5.Закрепление изученного материала

Выполнение упражнения по учебнику. Страница 149 упр. 321

У доски выполняют три человека. Проверка круговая.



Тестирование

1.Служебня часть речи, которая служит для связи простых предложений в составе сложного, называется:

А) союз

Б) предлог

В) частица

2. Укажите неверное утверждение.

Союзы делятся на:

А) сочинительные и подчинительные

Б) простые и составные

В) производные и непроизводные

3. Выберите ответ, где все слова в ряду союзы:

А) как, который, и

Б) за, да, чтобы

В) потому что, зато, но.

4. Укажите вариант ответа, в котором все союзы сочинительные:

А) где, зато, также

Б) и, однако, же

В) что, когда, да

5. Укажите предложение, в котором союз И соединяет однородные члены (знаки препинания не расставлены.)

А) Мы долго не могли выбраться из леса и нам пришлось задержаться.

Б) На улице сегодня сильный мороз и поездка отменяется.

В) Я вернусь и все вам расскажу.

Проверь себя

  1. 1. А

  2. 2. В

  3. 3. В

  4. 4. Б

  5. 5. В

6. Рефлексия

Возвращение к гипотезам. Записи на доске. Какая из групп была ближе всех, точнее всех к определению цели нашего урока, к тому, к чему вы должны были прийти.

Анализ каждой гипотезы.

Главное научиться (распределять союзы)

Оцените свои знания. Карточки.

Рефлексия

  1. Я оцениваю свои знания данной темы на ___

  2. Я смогу безошибочно найти союзы_________

  3. Я смогу отличить сочинительные и подчинительные союзы____

  4. Я смогу объяснить товарищу данную тему____

  5. Я ставлю себе оценку за работу на уроке_____

Оценка по шкале от «2» до «5»



5. Публикация (название, рецензия, тема, место публикации, уровень, дата, ссылка)

1. Презентация «Александр Сергеевич Пушкин»

https://multiurok.ru/files/aleksandr-sergeevich-pushkin-9.html

2.Презентация «Александр Сергеевич Грибоедов» https://multiurok.ru/files/aleksandr-sergeevich-griboedov-1.html

  1. Повторительно-обобщающий урок по теме «Фразеологизмы» 

https://multiurok.ru/files/frazeologizmy-4.html

  1. «Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся на уроках русского языка и литературы с использованием групповых технологий и ИКТ»

  2. https://multiurok.ru/files/razvitie-tvorcheskikh-i-intellektualnykh-sposobnos.html

  3. Урок-презентация по литературе
    как одна из нестандартных форм активизации мыслительной деятельности учащихся.

https://multiurok.ru/files/urok-prezentatsiia-po-literature-kak-odna-iz-nesta.html

  1. Статья на тему: "«Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы»  https://multiurok.ru/files/proektnaia-deiatelnost-na-urokakh-russkogo-iazyk-8.html

  2. Мастер-класс по внеурочной деятельности 7 класс Разработка урока – анализ текста Н. Соколовой «Рябинка»

https://multiurok.ru/files/master-klass-po-vneurochnoi-deiatelnosti-7-klass-r.html



6. Выступления (тема, место, уровень, вид, рецензия


1. ШМП 2015-2016 уч.г. сентябрь .Городской. Тема: «Подготовка Учащихся к выполнению текстовых заданий в итоговой аттестации по русскому языку в 9-11х классах»



7. Инновационная деятельность (тема, результат)

Сюда включить работу в творческих группах (№ приказа)




2.2019 октябрь

Школьная творческая группа. Дистанционное обучение по внеурочным занятиям

Приказ №102-П 28 октября 2018г

  1. Экспертная деятельность (вид работы, уровень)

Проверка Всероссийской и муниципальной олимпиады школьного этапа:

Пр.13.09.2016 № 460 Русский язык , литература

2016-2017 уч. г.


2017-2018 учебный год Русский язык , литература

Пр. от 27.09.17уч.г.№ 543

2018-2019 учебный год. Русский язык , литература

Приказ от 27.08.18 г., №УО-04/512

2019-2020 учебный год

Приказ от 27.08.2019 № УО-04/545

Член жюри муниципального этапа муниципальной олимпиады школьников по литературе. Приказ 28.10.2016 № 567


9. Участие в профессиональных конкурсах (тема, результат, уровень)


10. Консультативно-методическая деятельность


11. Достижение учащихся (наименование, информация, дата получения достижения учащимся, сканы подтверждающих документов)




12. Успех в профессиональной деятельности (тип награды, название, реквизиты, дата награждения)






Имею следующие награды:

Почетная Грамота Администрации г. Магнитогорска, управления образования за многолетний ,добросовестный труд ,творческое отношение к делу и в связи с праздником Дня учителя(№309 30.09.2003г);

Почетная Грамота Администрации г. Магнитогорска, управления образования за плодотворный труд ,педагогическое мастерство и высокие результаты профессиональной деятельности и в связи с 40-летием образовательного учреждения.(14.07 2006г);

Грамота Министерства образования и науки Челябинской области и АНО «Дом учителя Уральского Федерального округа» за подготовку дипломанта второго этапа 1VОлимпиады по основам Наук 2008г;

Грамота Чешской республики Администрации Праги 4, «Дом Учителя Уральского Федерального округа», Уральского Педагогического Университета Праги за подготовку дипломанта финального этапа VМеждународной Олимпиады по основам наук; Грамота Министерства образования и науки Челябинской области и АНО «Дом учителя Уральского Федерального округа» за подготовку дипломанта финального этапа Х Международной Олимпиады по основам наук по предмету : русский язык. (2016-2017)









Название/уровень конкурса

Степень


АПРель

Ассоциация педагогов России

htths://апр-ель.рф [email protected]

11.09.2019


АПРель

Ассоциация педагогов России

htths:// апр-ель.рф [email protected]

09.07.2019





РОСКОНКУРС.РФ

Всероссийские конкурсы для педагогов

10-21 ноября2019





Диплом №APR819-250479 Победитель (2 место)

Международного педагогического конкурса « Педагогика ХХI века: опыт, достижения ,методика»(г. Москва)

Конкурсная работа: «Использование ИКТ-технологий на занятиях по внеурочной деятельности в 7 классе при подготовке к ВПР».

Диплом №АРР819-241130 Победитель (2 место) Всероссийского педагогического конкурса« Педагогика ХХI века: опыт, достижения ,методика»(г .Москва)

Номинация «Литературная творчество»

Конкурсная работа: «Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся на уроках литературы с использованием групповых технологий».


Сертификат участника Всероссийского конкурса «Росконкурс» Ноябрь 2019»№683596













Скачать

© 2019 408 3

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!