СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогическая разработка

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Педагогическая разработка»

Конспект урока географии в 9 классе ГОКУ CКШ №1

г. Усолье - Сибирское Иркутской области учителя Лазаревой Натальи Александровны


Тема: «Япония: культура, обычаи и традиции» Тип: комбинированный

Место урока в системе других уроков по разделу: раздел «Восточная Азия»,второй урок по теме «Япония»

Цель урока: формирование представлений о культуре, обычаях и традициях Японии

Задачи:

Образовательные: закрепить знания учащихся о Японии, расширить кругозор. Коррекционно-развивающие: развивать воображение, умение работать с текстом, способность анализировать, выявлять главное, корригировать познавательную деятельность на основе упражнений в анализе и синтезе, содействовать развитию умений осуществлять рефлексивную деятельность.

Воспитательные: воспитывать любознательность, интерес к предмету, через изучение страны и ее традиций.

Оборудование: учебник География 9 класс авторы Т. М. Лифанова, Е.Н. Соломина; карты, приложения к учебникам, иллюстративный материал, контурные карты, атласы, таблицы, карточки с заданиями, национальный костюм, посуда к чайной церемонии, кроссворд, тетради.


  1. Организационный момент


Охайёгодзаймас, что по-японски значит «доброе утро».

Давайте подарим друг другу улыбки и пожелаем дачи. Будем вежливы и уважительны друг к другу, как истинные японцы


  1. Актуализация знаний учащихся


На предыдущем уроке мы познакомились с географическим положением Японии, природой и экономикой. Я предлагаю вспомнить материал прошлого урока, эти знания понадобятся нам для дальнейшего знакомства с этой загадочной страной. На партах тестовые задания 10 вопросов.

На выполнения этого задания 4 минvты.


Тестовые задания

Тема: «Япония: географическое положение, природа, экономика»

  1. Японию называют

А) «страной восходящего солнца» (с побережья видно, как встает солнце) А еще почему, я вам расскажу позже.

Б) «страной высокой луны»


  1. Япония расположена на скольких островах? А) на 3

Б) на 4

В) на 4 крупных и около 1000 мелких островов (Хоккайдо, Хонсю, Кюсю, Сикоку)


  1. Столица Японии А) Пекин

Б) Сеул

В) Токио (на каком острове расположена Токио? Хонсю)


  1. Национальный состав Японии А) 96% японцы

Б) 60 % японцы и 40% китайцы

В) 50% японцы и 50 % китайцы и корейцы


  1. Национальный язык А)Японский

Б) Китайский В) Английский


  1. Самая высокая гopa страны?

А) Фудзияма - 3776 м (как по другому называют эту гopy? Фудзи – потухший вулкан)

Б)Гималаи В) Памир


  1. Дерево, национальный символ страны А) Кедр

Б) Сакура (что это за дерево? Японская вишня) В) Сосна


  1. Денежная единица Японии А) Рубль

Б) Юани В) Иена


  1. На карте Япония похожа... А) на летящую птицу

Б) на плывущего дракона


  1. Япония-...

А) высокоразвитая индустриальная страна Б) аграрная страна


Проверяем. Если не допустили ошибок или допустили 1 — знания по теме отличные; 2, 3 ошибки — хорошие знания; 4, 5 — это удовлетворительные, но можете лучше.

Арьгатоё гэнкь дэс, что по-японски «спасибо, хорошо»

    1. Изложение нового материала

Учитель:

Мир, в котором мы живем, огромен и разнообразен. В разных уголках земного шара различные растения, животные, где-то всегда тепло, а где-то наоборот, все покрыто льдом. Также отличаются и люди. Отличается их внешность, язык, одежда, привычки, традиции, обычаи и легенды.

Сегодня на уроке мы познакомимся с культурой, обычаями, традициями и легендами Японии. Откройте тетради, запишите тему: «Япония: культура, обычаи и традиции»

У вас на столах есть небольшие словари, по данной теме, я их приготовила заранее, так как сегодня на уроке встретится много новых слов, связанных с традициями и обычаями Японии. Чтобы сэкономить время и узнать много интересного о этой замечательной стране, вложите словарики в тетрадь, они у вас будут перед глазами.

Япония — страна древней культуры. Здесь чтят обычаи и традиции. В отношениях с людьми японцы вежливы и уважительны, верны своему слову или обещанию. Их отличает сильная привязанность к своей родине, семье, работе или учебе. Японцы очень трудолюбивы. Именно поэтому Япония самая развитая страна.

Вы уже знаете, что Япония расположена на островах. Есть красивая легенда о появлении островов.

Звучит тихая музыка

Боги ИЗАНАМИ и ИЗАНАГИ спустились с небес, чтобы отделить землю от воды, Изанаги ударил своим копьем по зыбко колыхавшейся внизу пучине. Капли упали с его копья и образовалась изогнутая цепь островов.

На карте мира Япония и вправду похожа на окаменевшие капли. Самые большие из них — Хоккайдо, Хонсю, Сикоку, Кюсю.

Японии — это европейское название страны. Японцы называют свою страну Ниппон. Это название состоит из двух иероглифов «солнце» и

«основа». Красный круг на японском флаге и хризантема (национальный цветок Японии) на государственном гербе символизируют восходящее солнце. Вот еще почему Японию называют «страной восходящего солнца»

В Японии много вулканов и часто происходят землетрясения. Сейчас в стране около 200 вулканов, половина из них действующие. Самая известная в стране большая ropa — Фудзияма или Фудзи (3776 м).

Но страна огнедышащие гор больше известна как Страна Восходящего солнца. Японцы поклоняются лучезарной богине солнца — AMATEPACУ (дочери Изанами и Изанаги).

Звучит тихая музыка

Японская религия синто (т.е. путь богов) утверждает, что все в мире одушевлено, а значит святое: и огнедышащие горы, и лотос, цветущий в болотной трясине, и радуга после грозы...

Перед любым синтоистским храмом возвышается торий - нечто вроде ворот с двумя поперечными перекладинами, он является национальным символом Японии — образец подлинно японского зодчества. Торий возвышается перед храмом в напоминание о легенде, в которой

рассказывается, как Аматерасу обиделась на своего брата и укрылась в подземной пещере. Долгое время никто не мог уговорить богиню солнца выйти от туда и рассеять мрак, в который погрузился мир. Тогда перед пещерой соорудили насест и посадили на него петуха, а рядом поставили большое круглое зеркало. Когда петух прокукарекал, Аматерасу по привычке решила, что пора вставать. Выглянув наружу, она увидела в круглом зеркале собственное отражение и приняла его за незнакомую красавицу. Это задело женское любопытство богини и Аматерасу вышла из пещеры, чтобы посмотреть кто посмел соперничать с ней в красоте. Мир тут же снова осветился и жизнь на земле пошла своим чередом.

Япония - загадка нашего века. Это страна высокой культуры и сплошной грамотности, где обучению и воспитанию детей уделяется большое внимание с самого раннего детства.

Многие иностранцы утверждают, что японские дети никогда не плачут. Первые два года младенец как бы остается частью тела матери, которая целыми днями носит его привязанным за спиной, по ночам кладет его рядом с собой. Его ни в чем не ограничивают. Даже когда малыш начинает ходить его почти не спускаю с рук. От матери, бабушки, сестер, он слышит лишь предостережения: «опасно», «грязно», «плохо».

Японцы умудряются совершенно не реагировать на плохое поведение детей, словно бы не замечая его.

Воспитание японского ребенка начинается с приема, который можно было бы назвать угрозой отчуждения. «Если ты будешь себя вести не подобающим образом, все станут над тобой смеяться, все отвернутся от тебя». Боязнь быть осмеянным, отлученным от родни с ранних лет нападает в душу маленького японца.

Школьные годы — это период, когда дети познают первые ограничения. В ребенке воспитывают осмотрительность, его приучают остерегаться положений, при которых он может «потерять лицо», т. е. выглядеть в глазах других нелицеприятно; потерять доверие и уважение окружающих. Школьник начинать подавлять в себе порывы, которые раньше выражал свободно, потому что они становятся неподобающими. Японцы с большим почтением относятся к старшему поколению. В одном доме могут жить 3 - 4 поколения. Эта страна давних культурных, художественных и бытовых традиций.

Если бы не было такой системы воспитания детей, кто знает, сохранились бы традиции до сегодняшнего дня.

К числу таких традиций относятся: икебана, бонсай, каллиграфия, музыка, живопись на бумаге и шелке, оригинальная архитектура, театр теней, чайная церемония, кимоно, палочки для еды, особенности кухни, сервировка стола, почитание старших, вера в многочисленные приметы и обряд медитации, борьба тяжеловесного сумо, дзудо, каратэ, самураи и др.


Используя дополнительную литературы вы подготовили сообщения об особенностях различных традиций.

Сейчас ребята нас познакомят с традициями японского народа. Выходит ученица в национальном костюме - кимоно, в руках веер. Ученица:

Кимоно - национальный костюм японцев, оно похоже на халат с широкими рукавами и поясом, завязанным узлом или бантом. Его носят и сегодня, оно передаётся по наследству, одно для всех: нет различия — мужское, женское ли. Все радостные события: свадьба, праздники и все скорбные события заставляют надеть кимоно — парадное или траурное. На ноги надевают сандалии на деревянной подошве. Непременным атрибутом женского туалета является: шпилька для украшения волос, зонтик и веер.


Икебана — искусство составления цветов. Обучают детей этому искусству с шести лет три раза в неделю. Это целая наука, которую осваивают японцы почти профессионально. Сущность икебаны выражена в словах: “цветы срезаны, но не убиты!”; вы “спасли душу цветка, он продолжает жить в совершенной гармонии с новой окружающей средой”.


Выставка творческих работ учащихся (икебана) Выходит ученица в национальном костюме.

Ученица:

Всем известно, что японцы в искусстве оформления садов не имеют себе равных. Бонсай - это японское слово символизирует искусство выращивания деревьев в миниатюре на подносах и в горшках. Это копия природы. Миниатюрные сады. Эти маленькие садики не превышают размеров комнаты. Растут в них карликовые деревья: дубы, клены, лиственницы до 30 см. Выращивают их более 900 лет, передаются они по наследству. Японцы могут часами любоваться и проводить около них все свое свободное время в раздумьях, отдыхая от тяжелого трудового дня.


Выходит ученица в национальном костюме с чайным прибором в руках. Ученица:

Чаепитие в Японии представляет собой целый обряд, который называется «тяною», что означает в переводе «чайная церемония», в которой участвуют не более 5 человек. Обычная чайная церемония продолжается4 часа. Все участники церемонии садятся на пол, один из них насыпает в чашку порошок — растертый в пудру зеленый чай, заливает его кипятком и специальной бамбуковой метелочкой взбивает пену. Обряд происходит в полном молчании. В комнате должен быть полумрак, вся мебель и предметы — старинные, лишь льняной платок и бамбуковый коврик — новые. За это время подается два вида чая - жидкий и густой, перед последним подают гостях разную еду. Приглашение в гости на чай - исключительное к вам расположение, а не просто жест вежливости.


Выходит ученик в национальном костюме. Ученик:

Невозможно не сказать о главном весеннем празднике — цветении сакуры. Этот праздник не выделяют выходным днем, но это праздник души. Цветущими деревьями в парках любуются и в дневное и в вечернее время. Праздник объявляют, как только первые бутоны появились на сакуре, растущей в буддийском храме в Токио. Длится он две недели. Традиция любования

цветущей сакурой очень древняя. Плоды сакуры пробовать не советую, так как они несъедобны.

Учитель:

Аригатоё (спасибо), ребята. Очень интересные и познавательные сообщения вы подготовили.


Минутка отдыха. Дидактическая игра «Верю - не верю»

Учитель:

Встаньте в круг. У меня в руках веер. Я говорю фразу, и передаю веер по часовой стрелке, тот, у кого в руках веер отвечает «верю» или «не верю».

      1. Япония расположена на 4 островах

      2. Фудзияма — самая высокая гopa

      3. Японцы ловят рыбу

      4. Почитают старших

      5. Рис завозят из России

      6. Сакура-это слива

      7. В Японии проживает 50% китайцев

      8. Маленьких детей до 2 лет носят на руках

      9. В Японии очень много безграмотных

      10. Япония крупнейший в мире производитель автомобилей


Я хочу рассказать еще об одной традиции – это японская кухня (повествование сопровождается показом блюд японской кухни) Учитель:

Еда в Японии едва ли не самое главное развлечение.

Основу японской кухни составляют растительные продукты, рис, овощи, рыба, многие продукты моря (моллюски, кальмары, осьминоги, крабы, креветки, морские водоросли). Большинство японских блюд подаются с различными приправами, которых в Японии очень много. Кушают японцы специальными палочками.

Знаменитvю японскvю кухню можно описать так: это сасими — сырая рыба, суши— сырой морской продукт на рисовом колобке, темпура — жареная в кляре рыба, тофу — творог из соевых бобов, а также сам соевый coyc. Рис - основа японской кухни, к нему относятся с глубоким почтением, как к хлебу.

Для хорошего повара гласит пословица, годится все кроме луны и ее отражения в воде. Японская пища чрезвычайно проста, и повар стремится, чтобы внешний вид и вкус кушанья как можно больше сохраняли первоначальные свойства продукта, чтобы рыба или овощи даже в приготовленном виде оставались сами собой. Приготовление сырой рыбы часто ограничивается умелым нарезанием ее на ломтики. Японский повар — это резчик по рыбе и овощам. Именно нож его главный инструмент как резец у скульптора. Он стремится подчеркнуть сезон года, так в чашек сузза могут плавать ломтики моркови, нарезанные как кленовые листовки. Излюбленное блюдо праздничного японского стола — это сырая рыба, причем именно тот вид ее, который наиболее вкусен в данное время года или именно в этом месте. В японской кухне нет места соусам или специям, которые искажали бы присущий продукту вкус.

Если китайская кухня — это алхимия, это магическое умение творить неведомое из невиданного, то японская кухня — это искусство создавать натюрморты на тарелке.

Такие натюрморты на тарелке я приготовила для вас. Оцените красоту блюда. Как вы думаете, блюда, которые я вам представила, из чего приготовлены, а как называются? (рис, морепродукты, овощи — суши). Вы сможете попробовать японскую кухню, в частности суши, после урока, причем специальными палочками для еды, как настоящие японцы.


    1. Первичное закрепление


А сейчас, вспомним все, о чем сегодня узнали:

«Проверь себя». Работа в тетрадях. Выбрать нужный вариант (вклеить полоски с правильным ответом в тетрадь)


      1. Японская вишня (сакура)

      2. Национальный костюм (кимоно)

      3. Искусство составления цветов (икебана)

      4. Искусство выращивания деревьев в миниатюре (бонсай)

      5. Японское блюда из морепродуктов на рисовом шарике (суши)

      6. Гордость японцев, самая высокая гopa (Фудзияма)


Поменяйтесь тетрадями. Оцените работу соседа. Я очень рада, что вы хорошо усвоили материал.


Страничка для любознательных

Ученик:

И в 21 веке едва ли найдется народ, который не верит в суеверия. Есть такие и в Японии и в России. Например, в Японии никогда не фотографируются втроем, считая, что тот, кто стоит в середине навлечет на себя погибель. В Японии боятся цифры четыре, так как слова четыре и смерть очень похожи в произношении. В России, как и на Западе избегают числа 13, считая, что оно приносит несчастье.

Еще интересно, что у японцев не принято говорить слово «НЕТ». Они стараются всегда говорить «ДА». Например:

  • Мне никто не звонил?

  • ДА, - отвечает японец.

  • Кто же?

  • Никто

Японцы всегда стараются говорить о хорошем, и даже если с ними приключается беда, говорят об этом, улыбаясь. В Японии не принято расстраивать других своими проблемами.


    1. Итог урока


И еще немного о Японии. В Японии дольше всех в мире живут люди — до 84 лет. В маленькой Японии почти столько же населения, сколько в огромной

России. В Японии производят хорошие автомобили. В Японии лучшие электронные приборы. В Японии любят есть сырую пищу, рыбу и морепродукты. Едят её специальными палочками. В Японии научились выращивать плантации жемчуга в лабораториях. А игры «Камень, ножницы, бумага», караоке тоже пришли к нам из Японии.

Сегодня на уроке мы очень много узнали о Японии, как вы думаете, где вам могут пригодиться эти знания?


Рефлексия (Звучит музыка)

Ребята, если урок вам понравился, был интересным познавательным, и вам захотелось побывать в этой замечательной стране, то вы прикрепите к этой ветке цветочек сакуры. А если у вас возникли вопросы по теме уроке, то прикрепите листочек. Мы посмотрим распустится ли наша веточка. Распустилась. Значит скоро весна. . .и все будут хорошо.


    1. Домашнее задание

Саёнара, т.е. до свидания, мы покидаем эту загадочную страну, которая приоткрыла нам лишь маленькую верхушку своего огромного айсберга. Но мы обязательно вернемся, ведь еще столько интересного и неизведанного. Вот, например, почему японцы не вешают на стены тяжелые предметы выше головы сидящего человека?

Об этом узнаете, прочитав статью в учебнике на с.183-185) Д/З


Звучит музыка. Сейчас, возьмете японские палочки, и можете приступать к трапезе. Получать наслаждение от вкуса японских блюд.



















Приложение 1


Тест по географии 9 класс Тема: «Япония: географическое положение, природа, экономика»


ФИ


  1. Японию называют

А) «страной восходящего солнца» Б) «страной высокой луны»


  1. Япония расположена на скольких островах?

А) на 3

Б) на 4

В) на 4 крупных и около 1000 мелких островов


  1. Столица Японии

А) Пекин Б) Сеул В) Токио


  1. Национальный состав Японии

А) 99% японцы

Б) 60 % японцы и 40% китайцы В) 50% японцы и 50 % китайцы и корейцы


  1. Национальный язык

А) Японский Б) Китайский В) Английский


  1. Самая высокая гора страны? А) Фудзияма - 3776 м

Б) Гималаи В) Памир


  1. Дерево, национальный символ страны

А) Кедр Б) Сакура В) Сосна


  1. Самое большое млекопитающее в Японии

А) коротконогие волки Б) медведи

В) лисицы


  1. Денежная единица Японии

А) Рубль Б) Юани В) Иена


  1. На карте Япония похожа…

А) на летящую птицу Б) плывущего дракона


  1. Япония…

А) высокоразвитая индустриальная страна

Б) аграрная страна


Тест по географии 9 класс Тема: «Япония: географическое положение, природа, экономика»


ФИ


  1. Японию называют

А) «страной восходящего солнца» Б) «страной высокой луны»


  1. Япония расположена на скольких островах?

А) на 3

Б) на 4

В) на 4 крупных и около 1000 мелких островов


  1. Столица Японии

А) Пекин Б) Сеул В) Токио


  1. Национальный состав Японии

А) 99% японцы

Б) 60 % японцы и 40% китайцы В) 50% японцы и 50 % китайцы и корейцы


  1. Национальный язык

А) Японский Б) Китайский В) Английский


  1. Самая высокая гора страны? А) Фудзияма - 3776 м

Б) Гималаи В) Памир


  1. Дерево, национальный символ страны

А) Кедр Б) Сакура В) Сосна


  1. Самое большое млекопитающее в Японии

А) коротконогие волки Б) медведи

В) лисицы


  1. Денежная единица Японии

А) Рубль Б) Юани В) Иена


  1. На карте Япония похожа…

А) на летящую птицу Б) плывущего дракона


  1. Япония…

А) высокоразвитая индустриальная страна

Б) аграрная страна

Приложение 2

Тест по географии 9 класс Тема: «Япония: географическое положение, природа, экономика»


ФИ


  1. Японию называют

А) «страной восходящего солнца» Б) «страной высокой луны»


  1. Япония расположена на скольких островах?

А) на 3

Б) на 4

В) на 4 крупных и около 1000 мелких островов


  1. Столица Японии

А) Пекин Б) Сеул В) Токио


  1. Национальный состав Японии

А) 99% японцы

Б) 60 % японцы и 40% китайцы В) 50% японцы и 50 % китайцы и корейцы


  1. Национальный язык

А) Японский Б) Китайский В) Английский


  1. Самая высокая гора страны?

А) Фудзияма - 3776 м Б) Гималаи

В) Памир


  1. Дерево, национальный символ страны

А) Кедр Б) Сакура В) Сосна


  1. Самое большое млекопитающее в Японии

А) коротконогие волки Б) медведи

В) лисицы


  1. Денежная единица Японии

А) Рубль Б) Юани В) Иена


  1. На карте Япония похожа…

А) на летящую птицу Б) плывущего дракона


  1. Япония…

А) высокоразвитая индустриальная страна

Б) аграрная страна

Приложение 3

Словарик



    1. Боги Изанами и Изанаги


    1. Амаретасу - богиня солнца


    1. Синто и буддизм - религии в Японии



    1. Кимоно – национальный японский костюм 5. Икебана - искусство составления цветов

6. Бонсай - искусство выращивания деревьев в миниатюре 7. Сакура - японская вишня

8. Чайная церемония – «тя но ю»



Японская кухня


Суши - японское блюда из морепродуктов на рисовом шарике Сасими - сырая рыба

Темпура – жареная в кляре рыба Тофу - творог из соевых бобов


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!