Развить личность ребенка гораздо сложнее, чем вложить в него знания, умения и навыки.
Наша задача научить детей жить, научить любить и ценить свою Родину, это и есть базовые ценности российского общества. Ещё Ф.М.Достоевский сказал: «Россия испокон веков являлась посредницей между различными культурами, и поэтому русскому человеку свойственна всечеловечность».
В свете событий, происходящих в наше время, а именно попытка переписать историю в угоду определенным кругам, извращение значения роли русского и советского народа в Великой Отечественной войне, очень важно на уроках обращаться к тематике патриотизма и гражданственности. Однако воспитание подрастающего поколения в этом ключе невозможно без пробуждения любви к родной земле. Невозможно за один-два урока воспитать в ребёнке чувство патриотизма, чувство любви к Родине, значит, это долгий процесс. Должна быть выработана система.
Соответственно, на уроках русского языка и литературы ставятся следующие воспитательные задачи:
-воспитывать гражданско-патриотические и нравственные качества обучающихся;
-прививать чувство любви к родному краю, чувство гордости за свою Родину.
На уроках с ребятами пытаемся ответить на вопрос: «Что же такое Родина и почему человек должен знать и уважать свои корни?». Здесь уместно обратиться к диалогу из сказки Антуана Экзюпери «Маленький Принц»:
-А где же люди?- спросил Маленький Принц.
-Ах, да, люди…Видишь ли, у них нет корней, и их носит где-то по свету,- ответил Лис.
Нужно обратить внимание ребят на то, что мы просто не имеем права быть людьми без корней. Знание своей истории, своих корней позволяет нам твёрдо стоять на ногах, и никакие лжеисторики и демагоги не смогут повлиять на наше мировоззрение.
Патриотические чувства учащихся на уроках русского языка воспитывает
дидактический материал (тексты упражнений учебника, диктантов и изложений, темы сочинений)