СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Патриотическое воспитание в процессе составления родословной каждой семьи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Патриотизм определяет духовный и нравственный климат общества. На этом этапе идея патриотизма становится тем стержнем, вокруг которого формируются чувства, мнения, убеждения, позиции, стремления людей, их готовность и способность к активным действиям на благо Отечества. Образование тесно связано с организацией эффективного взаимодействия общественного сознания с формирующимся сознанием  школьников как младших  так и  старших  классов, характерными особенностями которого является: способность быстро накапливать, суммировать, творчески перерабатывать знания, острота и непосредственность восприятия, критичность и активное усвоение социального опыта.

Просмотр содержимого документа
«Патриотическое воспитание в процессе составления родословной каждой семьи.»

Патриотическое воспитание в процессе составления родословной каждой семьи.

 

Патриотизм определяет духовный и нравственный климат общества. Значение его особенно возрастает, когда объективные тенденции развития общества сопровождаются повышением напряженности жизни его граждан (войны, конфликты, обострение кризисных явлений, дестабилизация, коренная реконструкция и т.д.). Этап национального испытания, национального возрождения, выздоровления переживает ныне российское общество. На этом этапе идея патриотизма становится тем стержнем, вокруг которого формируются чувства, мнения, убеждения, позиции, стремления людей, их готовность и способность к активным действиям на благо Отечества. Образование тесно связано с организацией эффективного взаимодействия общественного сознания с формирующимся сознанием  школьников как младших так и старших классов, характерными особенностями которого является: способность быстро накапливать, суммировать, творчески перерабатывать знания, острота и непосредственность восприятия, критичность и активное усвоение социального опыта. К слабым местам школьного сознания следует отнести недостаточный жизненный опыт, неустойчивость убеждений, излишний критицизм и максимализм, склонность к поспешным выводам, потерю связи с собственной родословной. Эффективность обучения и воспитания во многом зависит от того, насколько педагоги учитывают специфику индивидуального и коллективного сознания, культурное наследие народа с его опытом.

К сожалению, в наши дни молодое поколение не знает не только историю своей семьи, но часто и историю своего родного края. Привить любовь к своей малой Родине можно через осознание собственных корней, историю своего рода. «Родословное древо», составленное школьником с помощью членов своей семьи, красиво оформленное и проиллюстрированное, становится украшением семейного альбома.

В современной школе обучаются дети разных национальностей. Дети не должны терять свою национальную принадлежность. В недалеком прошлом требование обучать детей нерусских народов на их родном языке воспринималось как проявление национализма, хотя формально утверждалось, что родители имеют право выбора языка обучения своих детей.

Лишение возможности овладеть родным языком, многовековой культурой своего народа породило опасность деградации и исчезновение этой культуры.  В результате дети стесняются своего происхождения, молодежь не знает своего языка. Учителя знают, что возрождение традиций – дело непростое: многое ушло в прошлое, потерялось, поменялся хозяйственный уклад, коренные изменения претерпели социальные и экономические отношения, произошло стремительное развитие техники, транспорта, связи. На наших глазах повышается образовательный уровень населения, появляются новые города, школьники отрываются от своей среды обитания,  теряя родной язык и традиции. Поиски своей родословной – не только история семьи. Это путь к самопознанию: кто мы и откуда родом?

Составляя родословное древо своей семьи, дети вовлекаются в большую и нужную работу. К ним подключаются взрослые. В каждом роду может оказаться достойные люди, с чьими именами связаны те или иные знаменательные события. С помощью взрослых дети соприкасаются со своими истоками, узнают много интересного о жизни предков.

Фамильная честь, интерес к своему роду – это ветви большого дерева, имя которому патриотизм.  Дети описывают, связывают прошлое и настоящее своей семьи. Чувство любви к своей малой Родине становится ближе каждому школьнику, когда он, выполняя задание учителя по поисковой работе, знакомится с историческим прошлым своей земли, с названиями улиц родного города или поселка, с историей своей школы. На возрождение национальной культуры может быть направлена и работа школьного музея. В музее может проводится разнообразная увлекательная работа по усвоению культурно-исторического наследия. Дети могут собирать старые фотографии, записывать старинные обряды, обычаи, пословицы, легенды, рецепты национальных блюд.

Большую роль в патриотическом воспитании могут играть выставки, на которых демонстрируются изделия мастериц и мастеров родного города. Среди них и предметы старины, бережно хранящиеся в семьях, передающиеся из поколения к поколению. Их можно потрогать руками, расспросить о значении, что пробуждает интерес к историко-культурному наследию, расширяет знания о предметном мире, учит ориентироваться в нем.

Время меняет носителей национальных культур. Сохраняя связь с прошлым, необходимо сделать эту связь устремленной в будущее, чтобы человек, будучи представителем своего народа, был одновременно носителем современного уровня обучения и образования, которые позволили бы каждому приобщиться к цивилизованной жизни.

Наблюдая за своими учениками, я часто задумываюсь о том, какими они вырастут. Они учатся жить в коллективе сверстников, проявляя свою индивидуальность, своё «Я», давая понять, что они тоже личности и имеют свои права. Но эти маленькие человечки знают ещё очень мало о жизни, плохо ориентируются в таком противоречивом мире взрослых. Некоторые из них, испорчены неудачным семейным воспитанием. Ведь, сегодня, в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми, и, как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к уходу ребёнка из-под влияния семьи.

Как научить ребенка беречь и любить то, что имеешь, свой дом, свою семью, свой род, свою семейную историю? - приобщать детей к семейным традициям и ценностям, а основой патриотизма для младших школьников, должно стать изучение истории семьи и страны, а семейная летопись – это не просто рассказ о нескольких человеческих судьбах или о целом роде, это повествование об истории всего государства. Значит, летопись семьи будет моим вкладом в историю России.

Воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою страну у детей я начала со своего примера: мы с моим папой составили родословную нашего рода, опираясь на факты, воспоминания, старые фотографии и истории родственников, записанные с их слов. Первоначальной задачей было изучение истории рода Айталиевых и создание семейного музея. Конечно, это потребовало много времени и огромной поисковой работы. Моё родословие – последовательный перечень поколений семьи, её традиций, условий жизни. Среди моих предков были разные люди, они имели разные профессии, судьбы, но неизменным оставалось одно: все они честные, трудолюбивые, любящие свою малую Родину. У каждого члена семьи – своя история, а все вместе взятые они составляют историю области и страны. Исследуя историю семьи, удалось восстановить связи с членами рода Айталиевых- Почепцовых, поучаствовать в туристических походах и поездках по историческим местам, где жили наши предки. Беседы и переписка с близкими людьми моих бабушек и дедушек дали возможность узнать об интересных моментах жизни, о традициях, обычаях и семейных праздниках. Все полученные сведения удалось соединить в родословную книгу – Архив семьи Айталиевых. Много нового и интересного мы узнали о своих предках, готовя этот материал, и моя гордость за них - это невидимая нить, которая называется связью поколений.

     В ходе работы мне удалось заинтересовать моих учеников и их родителей изучением родословия, найти единомышленников за пределами нашего города и страны. Использование этого проекта в своей работе поспособствует сбору сведений о родословной человека, научит составлять генеалогическое древо своей семьи. В процессе поиска дети знакомятся с историей возникновения имен, отчеств, фамилий; составляют герб семьи, подбирают пословицы о роде, о семье, узнают о семейных преданиях, реликвиях, историях, собирают и записывают интересные события, произошедшие в их семьях. Результатом проекта будет генеалогическое древо семьи, презентация.

     Знакомство с историей необходимо каждому человеку. А история страны – это множество историй семей. Заинтересовавшись вопросом, откуда пошли родословные семей, была изучена детская литература по истории и генеалогии. Удалось узнать о первых родословиях -  ещё первобытные люди создавали предания об истории своей семьи, потом появились частные родословцы или родословники, получившие название родословных росписей или родословных книг и включающие списки членов одной фамилии, рода, по порядку. На Руси родословные росписи служили подтверждением высокого происхождения, богатства и службы  князьям. Интересно, что в первые русские родословные не заносились имена женщин. Древнейшим родословцем является «Государев родословец» 1555 года. Согласно историческим данным, через сто лет московское правительство решилось на память потомкам составить общую родословную книгу для всех фамилий – это была  «Бархатная книга», в которую вошли только самые знатные роды.     Родословцы, родословники и родословные росписи были главными источниками для последующих родословных книг, другими источниками служили разрядные книги, боярские списки,  временники и летописцы, церковные книги.    

      Как стало известно, в последние годы повысился интерес к неизвестным сторонам истории страны, семьи, фамилии, рода. Интерес людей к изучению родословных способствовал возрождению науки генеалогии. Её истоки уходят своими корнями в первобытный строй, где особое значение имело кровное родство, и рассказы о предках передавались из поколения в поколение.

      В настоящее время существуют историко-родословные, генеалогические общества, которые объединяют людей и целые семьи, желающие изучать родословные, продолжать династию своих предков.  

      Некоторые семьи пытаются найти родственников по Интернету, рассылая однофамильцам письма, в которых вкратце описывается история семьи с указанием названий городов и районов, фактов из жизни, редких фамилий, прозвищ, и с просьбой ответить в случае совпадения сведений.

     Исследовав страницы Интернета, удалось узнать, что создается множество сайтов, которые позволяют найти своих родственников, встречаются страницы, содержащие список ветеранов войны, имена священников, тысячи русских фамилий. Данные тексты оказываются ценными для историков и обычных людей, потому что содержат редкие факты, как о больших событиях, так и о простом народе. Кроме родословных в книгах, журналах и на Интернет-сайтах есть родословные семей, которые сами решили сохранить память о своих предках со всеми подробностями, и даже семейными легендами, обычаями и приметами.

     Таким образом, интерес людей к изучению родословных уходит своими корнями в первобытный строй и сохраняется в настоящее время. Приобщение моих учеников к изучению истории своего рода и способов составления родословных поможет и детям, и взрослым в поисках своих корней. Семейная летопись – это не просто рассказ о нескольких человеческих судьбах или даже о целом роде, это повествование об истории всего государства. Судьба России – это во многом история семей в череде сменяющих друг друга поколений. Думаю, что летопись моей семьи будет моим вкладом в историю России, моей великой Родины.

Поэтому было решено через изучение своей родословной заинтересовать как можно больше детей историей семьи, ведь жизнь каждой семьи – это часть жизни страны, а главное условие воспитания патриота – дела и поступки близких людей.

    Итак, можно сделать вывод, что патриотизм включает в себя знания об исторических корнях своей семьи и родины, чувство уважения к другим людям, любовь к своему родному краю и стремление показать себя в добрых делах, а  развитию патриотизма помогает изучение родословия семьи.

  В процессе работы я пришла к выводу, что знакомство моих малышей  с историей семей, с родным краем и традициями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотами и гражданами своей Родины. Итоговым результатом стало активное участие моих детей в изучении истории своей семьи, в выставках семейного творчества, конкурсах для семей, проявление ими внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!