СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Патриотическое воспитание на уроках литературы и во внеурочное время. Из опыта работы учителя

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал, включающий в себя статью и презентацию, - это опыт работы учителя русского языка и литературы в ДККК на протяжении 3-х лет. Может быть использован как в урочное, так и во внеурочное время.

Просмотр содержимого документа
«Патриотическое воспитание на уроках литературы и во внеурочное время. Из опыта работы учителя»




Департамент по делам казачества

и кадетских учебных заведений


Государственное бюджетное образовательное

Учреждение Ростовской области

«Донской Императора Александра III казачий кадетский корпус»


346421 г. Новочеркасск, Ростовской области, проспект Баклановский, 89; тел./факс (86352) 6-08-71,

тел./факс (86352) 6-59-16, тел./факс (86352) 6-62-99, тел. (факс) 26-08-62



Статья на тему:


Патриотическое воспитание на уроках литературы и во внеурочное время


Из опыта работы Донского Императора Александра III

казачьего кадетского корпуса



Масикова Галина Васильевна,

учитель русского языка и литературы,

ГБОУ «Донской Императора

Александра III казачий кадетский корпус»,

Ростовская область, Новочеркасск.



г. Новочеркасск

2018 год


Слайд 1

История России показывает, что двигателем общественных сил в тяжёлые для государства времена становился патриотизм – любовь к Родине, своему народу, к лучшим национальным традициям, что воплощалось в стремлении своими действиями всемирно служить государственным интересам.

Меняются политические режимы, экономическая система, а Родина остаётся.

Слайд 2

Патриотизм – это любовь к Родине. Готовность к защите Отечества - святое чувство, уходящее корнями в седую даль, свойственное всем поколениям нашего народа.

Патриотизм - одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень её развития. Он проявляется в активно-деятельной самореализации человека на благо Отечества. Патриотизм представляет своего рода фундамент общественного и государственного здания. Он зарождается и формируется в личности как чувство, связанное с мировоззрением родного края, в раннем детском возрасте. В более зрелые годы это чувство возвышается и конкретизируется в процессе осуществления общественно полезной деятельности.

Истинный патриотизм – высший гражданский долг каждого из нас.

Слайд 3

Основными целями и задачами военно-патриотического воспитания в нынешних условиях являются развитие у юношей гражданственности и патриотизма, важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование качеств защитников Отечества, воспитание верности конституционному и воинскому долгу, высокой ответственности и дисциплинированности. Добиться всего этого непросто. Нужно долго и кропотливо воспитывать любовь в Родине, а только потом учить молодёжь её защищать.

Правительство России определяет как главную задачу образования повышение качества обучения и воспитания. Эта задача всех работников образовательного учреждения.

Это требует от учителей и воспитателей большой конкретной работы с каждым человеком, только так можно добиться глубокого понимания молодёжью её места и роли в деле служения Отечеству, формированию убеждённости в необходимости защиты своей страны, в верности воинскому долгу, воинской чести, храбрости, стойкости, доблести, мужеству.

Слайд 4

И не случайно центральное место в воспитательной системе «Донского Императора Александра III казачьего кадетского корпуса» занимает гражданско-патриотическое воспитание: формирование гражданственности, патриотизма, трудолюбия, нравственности, формирование социально значимых ценностей, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе; развитие познавательных интересов потребностей.

Слайд 5

«Где, на каких уроках сами собой возникают гражданские и моральные проблемы? Прежде всего, на уроках литературы. Я не знаю другого предмета, который бы дал такую органичную возможность. Этого нельзя достичь ни на математике, ни на физике, ни на химии, даже история в гораздо меньшей степени предоставляет такой материал». Эти слова Д. Гранина ещё раз подтверждают особую значимость уроков литературы в процессе педагогического воздействия на обучающихся.

Я в полной мере осознаю высокую личную ответственность за вклад в будущее молодёжи нашей страны, который вносит каждый урок литературы, и провожу комплексное обучение и воспитание с помощью всех форм урочной и внеурочной работы.

Слайд 6

Особенностью преподавания уроков литературы в Донском казачьем кадетском корпусе является то, что наряду с программными произведениями, изучающимися в течение учебного года, проходят уроки, включающие региональный компонент. Целью регионального компонента является приобщение к духовной культуре родного края и воспитание на её основе молодого поколения в духе патриотизма. Этому способствует круг чтения:

6-7 классы:

В 6 классе в «Сказках тихого Дона» П. Лебеденко кадеты отмечают, что герой казачьей сказки обладает чувством собственного достоинства, готовностью постоять за правое дело, за родную сторону.

Изучая былину «На заставе богатырской», учащиеся знакомятся с героями – атаманом Ильёй Муромцем, податаманом Добрыней Никитичем и есаулом Алёшей Поповичем. Русские богатыри, защищая родную землю, показывают силу, смелость, решительность и отсутствие жестокости. Это основные характерные качества героев былин. Подвиг богатыря – основа сюжета былины.

При изучении творчества М.Ю.Лермонтова кадеты знакомятся со стихотворением «Панорама Москвы», где изображается патриотическая картина родной столицы, особое внимание уделяется теме нелёгкой и опасной службы и воинской доблести казаков на Кавказе в юношеской поэме «Черкесы» и стихотворении «Казачья колыбельная» М.Ю.Лермонтова. Учащиеся знакомятся с подвигами донских казаков по летописям, преданиям и песням о войне 1812 года («Донцы-молодцы», «Платов в гостях у французов»). При изучении произведений о Великой Отечественной войне ребята узнают о жизни и подвигах подростков в годы Великой Отечественной войны: Б. А. Лавренев «Разведчик Вихров»; К. М. Симонов. «Мальчишка на лафете», «Сын артиллериста»; Е. К. Винокуров. «В полях за Вислой сонной..»; этому же способствует и изучение песен военных лет; «Моя Москва» (стихи М. Лисянского, музыка И. Дунаевского).

Содержание программы для 7 класса предусматривает изучение сказа Н.С.Лескова «Левша». Действия происходят в России и в Англии вскоре после войны с Наполеоном. Поездка Александра I с Платовым в Лондон – исторический факт. Изображение атамана Платова как мудрого, смелого, справедливого, болеющего за свой народ и родину, патриота своей страны. Роман М.А. Шолохова «Они сражались за Родину» и рассказ А.Н. Толстого «Русский характер» повествуют о событиях Великой Отечественной войны, о человеке на войне, о проявлении русского характера в тяжёлых, непредвиденных обстоятельствах, о патриотизме как всего народа в целом, так и отдельных героев.

Произведения, изучаемые в 6-7 классах, формируют у учащихся чувство справедливости, долга, ответственности, любви к родному краю, своей стране, интерес к историческим ценностям, казачьей славе, гордостью за родную землю.

8 – 9 классы:

Кадет 8 класса привлекают малые жанры русского фольклора: частушки, пословицы, поговорки, песни.

Изучая эту тему с кадетами, я пришла к выводу, что общерусский фольклор на Дону имеет особый колорит, свою поэтическую окраску, отличается своеобразным лексическим составом, тематикой, ритмикой. Например: известная пословица «И швец, и жнец, и на дуде игрец» зазвучала по хуторам по-казачьи: «Казак – донец и швец, и жнец, и на дуде игрец, и в хоре певец, и в бою молодец». Таким образом, произведения народной поэзии не замыкаются в том районе, где они возникают, а бытуют везде и всюду, видоизменяясь и становясь достоянием всего народа.

Содержание программы для 8 класса предусматривает изучение следующих произведений:

- «Правеж» - народная песня. Рассматриваем отношение народа к царю Ивану IV и его приближённым. Народная историческая песня «Петра I узнают в шведском городе». Восприятие личности Петра I народом. Пьеса «Как француз Москву брал». Изображение таких исторических лиц, как: Наполеон и Потёмкин.

- При знакомстве с древнерусской литературой особое место уделяем изучению житию «Преподобный Сергий Радонежский». Сергий Радонежский – патриот и духовный деятель, способствовавший собиранию русских земель, вдохновитель борьбы русского народа за освобождение от монголо-татарского ига.

- При изучении творчества А.С.Пушкина знакомимся с такими произведениями, как: «Песня о вещем Олеге», «Полтава», «Борис Годунов», «Капитанская дочка». Данные произведения рассказывают нам об истории России. Поэт мастерски изображает Полтавскую битву, прославляет мужество и отвагу русских солдат, выражает чувство любви к Родине.

- При изучении творчества Н.В.Гоголя кадеты знакомятся с повестью «Тарас Бульба». В ней прославляется боевое товарищество, звучит призыв к борьбе за независимость, даже ценой собственной жизни. Автор верит в непоколебимые силы русского человека, в его особую силу любви - любви к родной земле, к своему народу, в веру в Бога, осуждает предательство.

Содержание программы для 9 класса предусматривает знакомство с повестью и её летописными истоками. Например: «Повесть об Азовском осадном сидении» Ф. Порошина.

Произведения, изучаемые в 8 – 9 классах, воспитывают у кадет такие качества, как: милосердие, сопереживание, готовность прийти на помощь, чувство патриотизма.

10 – 11 классы:

Тема Великой Отечественной войны звучит в романах А. Калинина «Эхо войны», В. Закруткина «Матерь человеческая». Старшеклассников не оставляет равнодушным тема казачьего зарубежья, которая по сей день остаётся не вполне востребованной возрождённым казачеством. Боль по утраченной Родине, тоска, стремление изменить свои горькие чувства о покинутой Отчизне побуждают казаков – изгнанников браться за перо:

Я буду молиться Святыням

За нашу российскую стать –

Не хочется мне на чужбине

Без речи родной умирать…- пишет Николай Келин. Приобщаясь к творчеству казачьего зарубежья, кадеты постигают культурно-исторические традиции.

Слайд 7

Патриотическому воспитанию кадет способствует разнообразие форм проведения уроков: методы сравнения, обобщения и систематизации учебной информации, обзорное изучение с углубленным прочтением целых произведений или их фрагментов, конференции, дискуссии. Среди этих форм работы, как показывает практика общения с детьми, большую роль играют встречи с писателями и поэтами Дона.

Слайд 8

Основой патриотического воспитания кадет во внеурочное время являются следующие виды деятельности:

- проведение тематических экскурсий;

- проведение тематических классных часов;

- участие в конкурсах сочинений на патриотические темы;

- участие в научно-исследовательской работе.

Слайд 9-10

Являясь классным руководителем в «Донском Императора Александра III казачьем кадетском корпусе», строю свою внеклассную работу таким образом, чтобы экскурсии были не только интересны, но и поучительны. К ним можно отнести следующие: «Новочеркасск – столица донского казачества», «Раскопки древнего города Танаис», «Старочеркасск», «Дороги огненных дней: о мужестве и героизме новочеркасцев в годы Великой Отечественной войны», музей военной техники города Аксай, участие во всемирной акции «Бессмертный полк». Не остаётся без внимания и посещение музеев им. Калмыкова, им. Крылова, музея Донского казачества, музея воинов-интернационалистов, поход к вечному огню с возложением цветов.

Слайд 11

При проведении тематических классных часов принимают участие и сами кадеты. Наиболее запомнившиеся: «Памяти павших будьте достойны», «День Победы», «Никто не забыт, ничто не забыто», «Мы будем помнить», «Дни, опалённые войной». При проведении данных мероприятий я ставлю перед собой следующие цели:

- привитие кадетам чувства любви к родному краю, любви к прошлому своего народа, своей страны;

- развитие интереса к произведениям военных лет;

- формирование активной жизненной позиции посредством художественных произведений;

- воспитание чувства патриотизма, гордости за свою страну, свой народ;

- продолжение замечательных традиции патриотических дел;

- воспитание чувства уважения к людям старшего поколения.

Слайд 12

Участие в конкурсах сочинений на патриотические темы – одно из направлений моей внеурочной деятельности.

С гордостью могу сказать, что на протяжении 4 лет кадеты «Донского Императора Александра III казачьего кадетского корпуса» под моим руководством являются активными участниками конкурса сочинений, проводимом НБФ «Наследие» (некоммерческий благотворительный фонд). Целью данного конкурса является развитие творческого потенциала молодёжи; стимулирование интереса молодёжи к истории России методом практического и теоретического познания, патриотическое воспитание молодёжи. С каждым годом руководители данного конкурса расширяют и углубляют направления для написания сочинений.

Слайд 13

Так, в 2014-2015 учебном году кадеты нашего корпуса в количестве 10 человек писали сочинения на тему «Забытые страницы истории моего Отечества». Призёр – Царинин Денис, кадет 8 класса, был награждён поездкой в город-герой Москва и побывал в детском патриотическом лагере на греческом острове Лемнос.

Так, в 2015-2016 учебном году кадеты в количестве 7 человек приняли участие в данном конкурсе. Были представлены следующие номинации: - Любимые страницы истории Отечества;

- Моя семья в истории государства.

Призёр – Орлов Владислав (6-Б класс). Все участники были награждёны дипломами и грамотами. Это: Ошуркевич Н. (9-Б класс), Валендер Д. (9-Б класс), Кириченко С.(9-Б класс), Романов С.(9-Б класс), Царинин Д. (9-Б класс), Макарцев М. (11 класс).

На суд жюри были представлены следующие темы сочинений:

«Суворов - великая личность», «Платов в войне 1812 года», «Легендарное прошлое города Апшеронска (с 1863 по 1900 годы)», «Донской атаман – «князь Сибирский», «Куликовская битва», «Казаки в войне 1812 года», «Тяжёлая судьба моего прадедушки».

Слайд 14

Конечно, основа сочинений кадет – это информация всем известная. Но само слово «конкурс» предполагает написание чего-то особенного, не похожего на традиционное сочинение. Ведь все участники рассчитывают на победу, поэтому помимо информации, взятой из книг, интернет-ресурсов, проделана огромная исследовательская работа. Так сочинение «Тяжёлая судьба моего прадедушки» Орлова Владислава не только рассказывает о фактах жизни прадедушки - Ивана Петровича Афанасьева, но и повествует о некоторых страницах истории нашей страны, очевидцем которых был наш герой. Победители данного конкурса награждаются поездкой в город - герой Москва и участвуют в экскурсиях по местам боевой славы. А летом у них есть возможность поехать на греческий остров Лемнос, где похоронены казаки, бежавшие от расстрелов в 1921 году.

В 2016-2017 учебном году были представлены следующие номинации:
  • Мои любимые страницы истории Отечества;

  • Русско-турецкая война. Освобождение балканских народов;

  • Столетие русской катастрофы.

С ноября 2016 года по февраль 2017 года группа учащихся 6-А, 6-Б, 7-Б и 10 класса в количестве 13 человек приняла участие в конкурсе сочинений Фонда «Наследие». Было отправлено в Москву 18 работ, из которых 15 сочинений выполнили мои учащиеся

Учащиеся 6-А класса Пахомов Артём и Цебенко Илья были более активны и написали по 2 сочинения.

Но наиболее отличился Науменко Роман – кадет 7-Б класса. Он написал сочинение о своём родном и горячо любимом городе. Его тема, под названием «Новочеркасск – столица Донского казачества», получила 44 балла из 49 и заняла почётное 5 место. Роман стал призёром и был приглашён в Москву на торжественное награждение, а летом побывал в детском патриотическом лагере на греческом острове Лемнос.

В 2017-2018 учебном году наши кадеты также будут принимать участие в конкурсе сочинений, проводимом НБФ «Наследие».

Слайд 15

В 2016-2017 учебном году мои кадеты приняли участие

  • в городском конкурсе исследовательских и творческих работ «Живые страницы истории», посвящённом Победе в Великой Отечественной войне в номинации «Презентации». Кадет 6-А класса Пахомов Артём с презентацией «Город Аксай в годы Великой Отечественной войны» занял 2-е место, Цебенко Илья с презентацией «Станица Кривянская в годы Великой Отечественной войны» занял почётное 3-е место.

Слайд 16

  • в I-ой Региональной научно-практической конференции «Александровские чтения». Кадет 6-А класса подготовил проект на тему «Мой папа – герой». Он рассказал о своём папе – Дахнове Сергее Анатольевиче - участнике боевых действий в Афганистане. Это не просто биография человека, защищавшего наши южные рубежи, но и страница истории нашей страны, нашего государства. И мне хотелось бы в качестве примера привести последние строки из работы Дахнова Алексея: «Да не прервётся наша память…Потому что живы её участники, защитники, очевидцы той войны, которые могут поведать о человеческой трагедии и счастье Победы, о своей большой любви к Родине. Ведь как сказал Ш. Монтескье: «…лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов».

Слайд 17

  • в Международном конкурсе художественного творчества «Семья – это мы! Семья – это я!» в номинации «Мир начинается с семьи».

Слайд 18

  • Писали сочинения кадеты:

«Мой папа – герой!» - 7-А класс – Дахнов Алексей.

«Я помню! Я горжусь!» - 7-А класс - Пухно Кирилл.

«Моя семья – это я!» - 8-Б класс – Орлов Владислав.

«Этой семьёй можно гордиться!» - 11 класс – Огай Владислав.

Слайд 19

  • в X Всероссийском фестивале творчества кадет «Юные таланты России» в номинации «Статья» - тема «Герой нашего времени». Были отправлены следующие статьи: Воробьёв Александр (10 класс) - «Танковый снайпер», Огай Владислав(10 класс) - «Его называли «шурави». Воробьёв Александр получил Диплом.

Слайд 20

В рамках X Всероссийского фестиваля творчества кадет «Юные таланты России» в «Донском Императора Александра III казачьем кадетском корпусе» мной было разработано и проведено общекорпусное внеклассное мероприятие «Честь имею!». Кадеты проделали огромную исследовательскую работу и написали статьи, которые посвятили действующим педагогам корпуса. Воспитатели являются для них ярким примером чести и достоинства настоящих защитников Родины.

Слайд 21

С целью популяризации творчества В.В.Смирнова – поэта, учёного, краеведа и писателя, было разработано и проведено общекорпусное мероприятие «Тропа возрождения», целью которого было:

- создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

- воспитание личности, обладающей чувством национальной гордости и гражданской ответственности за свое будущее;

- привитие кадетам чувства любви к родному краю, любви к прошлому своего народа, своей страны;

- развитие интереса к произведениям военных лет;

- воспитание чувства патриотизма, гордости за свою страну, свой народ;

Кадеты не только познакомились с книгой «Ростов под тенью свастики», но и окунулись в те далёкие 1940-е годы, когда шла самая ожесточённая и кровопролитная война. Смогли глазами очевидцев увидеть все ужасы Великой Отечественной войны.

Воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у кадет чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. И эта работа никогда не прервётся, она будет продолжаться постоянно. Ведь в руках у педагогов самое дорогое – детские человеческие души. И надо сделать всё, что от нас зависит, чтобы из кадет выросли настоящие защитники Родины, патриоты своей страны, чтобы старшее поколение могло с гордостью и уверенностью смотреть на нашу молодёжь.

В заключение хочу прочитать стихотворение Ольги Труфановой:

В отведённое время

Расскажу вам рассказ:

Наши дети, как семя.

Дети – копия нас.

Расскажу вам словами,

Как идут наши дни,

Что мы делаем сами-

Будут делать они!

Мы растим патриотов

Нашей славной страны.

Наши дети – как ноты,

Что настроили мы.

Пусть узнают однажды

То, что Родина есть,

И пускай знает каждый

Про отвагу и честь!

Мы им тоже расскажем

И про герб, и про флаг,

И мультфильм им покажем

О хороших делах.

Чтобы гордо вставали,

Как услышат наш гимн,

Чтобы умными стали –

Все мы это хотим.

Чтоб историю знали

И села, и страны,

Патриотами стали –

Это делаем мы.

Чтоб они научились

Стариков уважать,

Чтобы всё получилось:

Строить, сеять, сажать.

Это наши детишки

Мы ведём с ними речь,

Мы читаем им книжки,

Как природу беречь.

Станет доброй приметой

Детский лепет и смех,

Чтобы верили дети –

Тогда будет успех!

Слайд 22

Хочу пожелать всем, кто работает с детьми, прежде всего крепкого здоровья, успеха в нашем нелёгком, но благородном труде, терпения, мудрости, отзывчивых, благодарных учеников и понимающих родителей.

Список используемой литературы:

  1. «Военно-патриотическое воспитание в школе». Сборник мероприятий к празднованию Дня Победы, Дня защитника Отечества. Авторы-составители: В.М. Видякин, Н.А. Касаткина и другие – Волгоград. Учитель. 2006 г.

  2. «Дни воинской славы России». Информационные материалы, тестовые задания, методические рекомендации для организации патриотического воспитания на уроках и внеклассных мероприятиях. Авт.- сост. А.П. Пашкович, Е.В.Шитов.- М.: Глобус, 2007 г. с 5 - 7

  3. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. Авт. – сост. А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев, А.П. Пашкович. – М.: Глобус, 2007 г.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!