СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Патриотическое воспитание на уроках химии

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Патриотическое воспитание подрастающего покаления является одной из важных задачобразовани. В один ряд с гуманитарными школьными предметами можно поставить химию.

Просмотр содержимого документа
«Патриотическое воспитание на уроках химии»

Муслина Т.Н. учитель химии и

биологии МБОУ ОСШ № 4

Патриотическое воспитание на уроках химии.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения  является одной из важнейших задач образования. Многие полагают, что гражданско-патриотическое воспитание осуществляется только в рамках изучения таких предметов как литература, обществоведение, МХК, история.  В один ряд с этими предметами, рассматривая их воспитательной возможности, можно поставить  химию. Это изучение исторических фактов, связанных с великими открытиями и изобретениями русских ученых в области химии, знакомство с современными достижениями в различных областях отечественной химической промышленности, медицины, сельского хозяйства, биотехнологий.

  Патриотическое воспитание в моей работе охватывает систему уроков и внеклассных мероприятий  с использованием краеведческого материала.  В содержание уроков химии я обязательно включаю биографии отечественных ученых, сведения об их научной и общественной деятельности; сведения о вкладе ученых-химиков в дело Победы; информацию о минеральном богатстве России.

 Во время проведения предметной недели по химии учащиеся выпускают стенгазеты, составляют кроссворды, сообщения, презентации, посвящённые жизни и творчеству великих людей. В преддверии знаменательной даты, дня Победы в Великой Отечественной войне, в школе, проводится конкурс стенгазет «Химические элементы – на войне», устные журналы по теме «Элемент углерод на полях войны», «Наука ковала победу», «Химия- фронту», химический вечер «Вклад  химиков в победу в Великой Отечественной войне». В Заволжском районе, находится Ульяновский патронный завод.  История  завода неразрывна связана с историческими датами страны и является прекрасной базой для воспитания подрастающего поколения. Опыт работы показал, что уроки, на которых используется дополнительный материал, способствующий воспитанию у учащихся патриотических чувств, проходят интересно, живо, увлекательно. Рассмотрим разделы химии, которые можно и нужно использовать в целях военно-патриотического воспитания учащихся.

При изучении темы «Кислород. Горение», учащихся можно  познакомить с оксиликвитами – взрывоопасными смесями любой горючей пористой массы с жидким кислородом. Оксиликвиты использовались во время первой мировой войны вместо динамита. Таким способом иногда готовили патроны и в годы Великой Отечественной войны, хотя в основном для этой цели использовали тринитротолуол. В настоящее время оксиликвиты применяют в основном в горной промышленности для взрывных работ. (на материале экскурсии в музей Ульяновского патронного завода).

При  изучении  темы  «Подгруппа  углерода»(9класс)  и  рассмотрении  явления адсорбции  можно  заслушать  сообщение  учащегося  о создателе  первого противогаза – Николае  Дмитриевиче  Зелинском. Изобретение Зелинского прочно вошло не только в военную, но и в производственную практику (демонстрация противогаза).

Рассматривая свойства оксида углерода (ІІ), необходимо отметить его токсическое действие на живые организмы.  Оксид углерода (ІІ) связывается с гемоглобином крови, превращая его в карбоксигемоглобин. В результате гемоглобин утрачивает способность связывать и переносить кислород, наступает кислородное голодание, и человек погибает от удушья. Во время Великой Отечественной войны фашисты использовали это свойство оксида углерода (ІІ) для массового уничтожения советских граждан в машинах-«душегубках».  (Презентация «Элемент углерод на полях войны»)

При изучении  применении галогенов  (тема «Галогены» 9 класс) отметить использование хлора в качестве отравляющего вещества в годы первой мировой войны. Некоторые из них в годы второй мировой войны фашисты использовали в концлагерях (просмотр видеосюжета, решение контекстных задач).

Рассматривая применение нитратов (тема «Подгруппа азота» 9класс) можно заслушать сообщение учащихся об истории открытия и применения черного, или дымного пороха – взрывчатой смеси нитрата калия с серой и углем. Теперь он применяется в качестве взрывчатого вещества в горном деле, в пиротехнике (ракеты, фейерверки), а также как охотничий порох (презентация, видеосюжет).

В теме «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Строение веществ» в 11-м классе, рассматривая состав атомных ядер и изотопы, можно ознакомить учащихся с применением изотопов водорода (дейтерия и трития) для изготовления ядерного оружия (сообщения учащихся).

При  изучении  темы «Металлы» в 9,11классах можно  дать  краткие сведения  о применении   их в  военном  деле  и  в  авиации.

 Алюминий, используется всамолетостроении,  ракетостроении,  из  него  делают  спутники,  поэтому  его называют  «крылатым».

 Магний, горящий  белым  ослепительным  пламенем, используется в военной технике для изготовления сигнальных и  осветительных ракет,  трассирующих  пуль  и  снарядов,  зажигательных бомб.

 Германий, способный превратить тепловую энергию в электрическую, использовался в генераторах для питания  раций партизанских отрядов в годы  Великой Отечественной войны.

В истории цивилизации особое место занимает железо и его сплавы – чугун и сталь. Для военных целей большое значение имеет выпуск высокопрочных легированных сталей.  (Химическая викторина «Металлы в военном деле», «Металлы на страже мира», решение задач на нахождение массовой доли металлов в сплавах, приготовление растворов).

Задача После боя были больные, потерявшие много крови. В этих случаях используют 0,85%-й раствор поваренной соли (ϸ= 1 г/мл), который называется физиологическим раствором.

Задание: Представьте, что вы медсестра и должны срочно приготовить 800 мл такого раствора. Как вы на месте медсестры приготовили бы такой раствор?

Курс органической химии предоставляет учителю большие возможности для усиления военно-патриотического воспитания учащихся. В  теме  «Природные  источники  углеводородов  и  их  переработка»  при рассмотрении процессов переработки нефти можно отметить роль академика Н.Д.Зелинского  в  развитии  нефтехимической  промышленности  в  годы  Великой Отечественной войны. Благодаря  его работам   был получен синтетический бензин с более высоким октановым числом.При  изучении  темы  «Ароматические  углеводороды»,  рассматривая  их применение,  следует  отметить,  что  толуол  является  сырьем  для  получения тринитротолуола.Тротил применяется в качестве  заряда  в  разрывных  снарядах,  подводных  минах,  торпедах  и  т.д.  В мирной  технике  применяется  как  примесь  к  горным  взрывчатым  веществам.

Опыт показывает, что использование дополнительного материала способствует повышению интереса к химии; практическая направленность выбираемых исследований привлекают и делают проекты лично значимыми для учащихся.

Важно, чтобы каждый педагог  уделял внимание воспитательной работе на уроке, вносил полноценный вклад с помощью потенциала своего предмета в формирование личности выпускника.

Литература

1.Венецкий С.И. Рассказы о металлах. – М.: Металлургия, 1986

2.Журналы «Химия в школе  №3, 1985г.; №1, 2008г.

3.Князева Р.Н, Бородихина А.М. Ознакомление с химическими веществами, применяемыми в военном деле // Химия в школе. 1980. №3.

4. Кошнарев Б. Н. Любознательным о химии. Неорганическая химия.

- М.: Химия, 1984

5.Крицман В. А. Книга для чтения по неорганической химии.

 Ч.1. Пособие для учащихся – М.: Просвещение, 1983

6.Петришин В.И. Из опыта идейно-политического и военно-патриотического воспитания учащихся // Химия в школе. 1984.№ 5.

Интернет-источники:

1.http://festival.1september.ru

2.https://ru.wikipedia.org

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!