Муслина Т.Н. учитель химии и
биологии МБОУ ОСШ № 4
Патриотическое воспитание на уроках химии.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач образования. Многие полагают, что гражданско-патриотическое воспитание осуществляется только в рамках изучения таких предметов как литература, обществоведение, МХК, история. В один ряд с этими предметами, рассматривая их воспитательной возможности, можно поставить химию. Это изучение исторических фактов, связанных с великими открытиями и изобретениями русских ученых в области химии, знакомство с современными достижениями в различных областях отечественной химической промышленности, медицины, сельского хозяйства, биотехнологий.
Патриотическое воспитание в моей работе охватывает систему уроков и внеклассных мероприятий с использованием краеведческого материала. В содержание уроков химии я обязательно включаю биографии отечественных ученых, сведения об их научной и общественной деятельности; сведения о вкладе ученых-химиков в дело Победы; информацию о минеральном богатстве России.
Во время проведения предметной недели по химии учащиеся выпускают стенгазеты, составляют кроссворды, сообщения, презентации, посвящённые жизни и творчеству великих людей. В преддверии знаменательной даты, дня Победы в Великой Отечественной войне, в школе, проводится конкурс стенгазет «Химические элементы – на войне», устные журналы по теме «Элемент углерод на полях войны», «Наука ковала победу», «Химия- фронту», химический вечер «Вклад химиков в победу в Великой Отечественной войне». В Заволжском районе, находится Ульяновский патронный завод. История завода неразрывна связана с историческими датами страны и является прекрасной базой для воспитания подрастающего поколения. Опыт работы показал, что уроки, на которых используется дополнительный материал, способствующий воспитанию у учащихся патриотических чувств, проходят интересно, живо, увлекательно. Рассмотрим разделы химии, которые можно и нужно использовать в целях военно-патриотического воспитания учащихся.
При изучении темы «Кислород. Горение», учащихся можно познакомить с оксиликвитами – взрывоопасными смесями любой горючей пористой массы с жидким кислородом. Оксиликвиты использовались во время первой мировой войны вместо динамита. Таким способом иногда готовили патроны и в годы Великой Отечественной войны, хотя в основном для этой цели использовали тринитротолуол. В настоящее время оксиликвиты применяют в основном в горной промышленности для взрывных работ. (на материале экскурсии в музей Ульяновского патронного завода).
При изучении темы «Подгруппа углерода»(9класс) и рассмотрении явления адсорбции можно заслушать сообщение учащегося о создателе первого противогаза – Николае Дмитриевиче Зелинском. Изобретение Зелинского прочно вошло не только в военную, но и в производственную практику (демонстрация противогаза).
Рассматривая свойства оксида углерода (ІІ), необходимо отметить его токсическое действие на живые организмы. Оксид углерода (ІІ) связывается с гемоглобином крови, превращая его в карбоксигемоглобин. В результате гемоглобин утрачивает способность связывать и переносить кислород, наступает кислородное голодание, и человек погибает от удушья. Во время Великой Отечественной войны фашисты использовали это свойство оксида углерода (ІІ) для массового уничтожения советских граждан в машинах-«душегубках». (Презентация «Элемент углерод на полях войны»)
При изучении применении галогенов (тема «Галогены» 9 класс) отметить использование хлора в качестве отравляющего вещества в годы первой мировой войны. Некоторые из них в годы второй мировой войны фашисты использовали в концлагерях (просмотр видеосюжета, решение контекстных задач).
Рассматривая применение нитратов (тема «Подгруппа азота» 9класс) можно заслушать сообщение учащихся об истории открытия и применения черного, или дымного пороха – взрывчатой смеси нитрата калия с серой и углем. Теперь он применяется в качестве взрывчатого вещества в горном деле, в пиротехнике (ракеты, фейерверки), а также как охотничий порох (презентация, видеосюжет).
В теме «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Строение веществ» в 11-м классе, рассматривая состав атомных ядер и изотопы, можно ознакомить учащихся с применением изотопов водорода (дейтерия и трития) для изготовления ядерного оружия (сообщения учащихся).
При изучении темы «Металлы» в 9,11классах можно дать краткие сведения о применении их в военном деле и в авиации.
Алюминий, используется всамолетостроении, ракетостроении, из него делают спутники, поэтому его называют «крылатым».
Магний, горящий белым ослепительным пламенем, используется в военной технике для изготовления сигнальных и осветительных ракет, трассирующих пуль и снарядов, зажигательных бомб.
Германий, способный превратить тепловую энергию в электрическую, использовался в генераторах для питания раций партизанских отрядов в годы Великой Отечественной войны.
В истории цивилизации особое место занимает железо и его сплавы – чугун и сталь. Для военных целей большое значение имеет выпуск высокопрочных легированных сталей. (Химическая викторина «Металлы в военном деле», «Металлы на страже мира», решение задач на нахождение массовой доли металлов в сплавах, приготовление растворов).
Задача После боя были больные, потерявшие много крови. В этих случаях используют 0,85%-й раствор поваренной соли (ϸ= 1 г/мл), который называется физиологическим раствором.
Задание: Представьте, что вы медсестра и должны срочно приготовить 800 мл такого раствора. Как вы на месте медсестры приготовили бы такой раствор?
Курс органической химии предоставляет учителю большие возможности для усиления военно-патриотического воспитания учащихся. В теме «Природные источники углеводородов и их переработка» при рассмотрении процессов переработки нефти можно отметить роль академика Н.Д.Зелинского в развитии нефтехимической промышленности в годы Великой Отечественной войны. Благодаря его работам был получен синтетический бензин с более высоким октановым числом.При изучении темы «Ароматические углеводороды», рассматривая их применение, следует отметить, что толуол является сырьем для получения тринитротолуола.Тротил применяется в качестве заряда в разрывных снарядах, подводных минах, торпедах и т.д. В мирной технике применяется как примесь к горным взрывчатым веществам.
Опыт показывает, что использование дополнительного материала способствует повышению интереса к химии; практическая направленность выбираемых исследований привлекают и делают проекты лично значимыми для учащихся.
Важно, чтобы каждый педагог уделял внимание воспитательной работе на уроке, вносил полноценный вклад с помощью потенциала своего предмета в формирование личности выпускника.
Литература
1.Венецкий С.И. Рассказы о металлах. – М.: Металлургия, 1986
2.Журналы «Химия в школе №3, 1985г.; №1, 2008г.
3.Князева Р.Н, Бородихина А.М. Ознакомление с химическими веществами, применяемыми в военном деле // Химия в школе. 1980. №3.
4. Кошнарев Б. Н. Любознательным о химии. Неорганическая химия.
- М.: Химия, 1984
5.Крицман В. А. Книга для чтения по неорганической химии.
Ч.1. Пособие для учащихся – М.: Просвещение, 1983
6.Петришин В.И. Из опыта идейно-политического и военно-патриотического воспитания учащихся // Химия в школе. 1984.№ 5.
Интернет-источники:
1.http://festival.1september.ru
2.https://ru.wikipedia.org