СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Патриотическое воспитание на уроках истории и обществознания.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эта работа была написана в 2007 году, но оказалась актуальна и в настоящее время. 

Просмотр содержимого документа
«Патриотическое воспитание на уроках истории и обществознания.»


ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ






Содержание.



Введение.

3

Глава 1. Теоретические основы патриотического воспитания

4

    1. Понятие патриотического воспитания.

4

1.2. Точки зрения на проблему патриотизма и патриотического воспитания.

7

Глава 2. Воспитание патриотизма на уроках истории и обществознания.

9

2.1. Воспитание патриотизма средствами истории.

9

2.2. Система работы по патриотическому воспитанию.


Заключение.


Литература.


Приложение.




Введение.


«…сила и эффективность патриотического воспитания определяется тем как глубоко идея Родины овладевает личностью, поскольку ярко видит человек мир и самого себя глазами патриота».

В.А. Сухомлинский.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современных образовательных учреждений, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Как преподаватель истории и обществознания не первый год работаю над проблемой воспитания патриотизма на своих уроках и во внеклассной работе.

К сожалению, в настоящее время школьное патриотическое воспитание практически сошло, как говорится, «на нет». Этому за последние годы способствовало немало факторов: усиленное насаждение СМИ мнения об ошибочном пути развития России, отсутствие общей государственной, так сказать, базовой идеологии. Кроме того, воспитание патриотизма затруднено отсутствием современной методической литературы, в которых педагоги могли бы найти рекомендации и советы по этой проблеме. Смысл их заключается в объяснении реальных понятий добра и зла, обращении сознания обучающихся к высоким идеалам отечественной истории и создании у них тем самым самостоятельных представлений о достойном общемировом значении и самоценности России. При регулярном использовании преподавателем в повседневной работе материалов патриотического содержания, позволяет вырастить поколение людей убежденных, благородных, готовых к подвигу, тех, которых принято называть коротким и ёмким словом «патриот».

Таким образом, на сегодняшний день тема патриотизма является одной из наиболее актуальных тем современного образования.

Цель данной работы - выявить методы и приемы, используемые в воспитательной работе по формированию патриотического сознания.

Задачи:

- рассмотреть теоретические основы патриотического воспитания;

- выявить эффективные формы, методы и приемы патриотического воспитания;

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Глава 1. Теоретические основы патриотического воспитания

1.1. Понятие патриотического воспитания.



Современная школа призвана осуществить гармоничное развитие личности. При этом ведущая роль отводится именно воспитанию. Посмотрим, что говорит закон: «Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства» (Закон РФ «Об образовании». Преамбула). Патриотическое воспитание, как и нравственное, невозможно осуществить по инструкциям и добровольно-принудительным играм, которые уместны в военном училище и чужеродны в других образовательных учреждениях. Для того чтобы в случае опасности человек, не задумываясь, встал на защиту своей Родины, он должен чувствовать к этой Родине пронизывающую до боли в сердце любовь. То есть проявить себя настоящим патриотом.

В толковом словаре В. И. Даля значение этого слова трактуется так: «Патриот - любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб».1

Патриоти́зм (греч. πατριώτης — соотечественник, πατρίς — отечество) — нравственный и политический принцип, социальное чувство, берущее своё начало в национализме.

Приписывая другим лицам патриотические чувства, а некоторым событиям патриотическую окраску, оценивающее лицо тем самым даёт положительную характеристику. Представления о патриотизме связываются с трепетным отношением к своей родине, но фактические наполнения понятия способны быть кардинально противоположными. Так, в зависимости от платформы взглядов, на которой стоит высказывающий оценку, один и тот же человек может подходить, а может не подходить под определение патриота.

Начиная с древнейших времён понятие патриотизма сохраняло свою актуальность, однако в Средние века, когда лояльность гражданскому коллективу уступила место лояльности монарху, термин потерял актуальность и вновь приобрел ее в Новое время.

В эпоху американской и французской буржуазных революций понятие «патриотизм» было тождественно понятию «национализм», при политическом (неэтническом) понимании нации; по этой причине во Франции и Америке в тот период понятие «патриот» было синонимом понятия «революционер».

Патриотизм, несомненно, актуален. Это чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны. Без патриотизма нет такой ответственности. Если я не думаю о своем народе, то у меня нет дома, нет корней. Потому что дом — это не только комфорт, это еще и ответственность за порядок в нем, это ответственность за детей, которые живут в этом доме. Человек без патриотизма, по сути, не имеет своей страны. А «человек мира» это то же самое, что бездомный человек. Так В.А. Сухомлинский писал: «Родина - твой дом, твоя колыбель. В родном доме не все бывает гладко и не все хорошо». Настоящий гражданин должен понять, что без его действия ничего не изменится.

Патриотизм - одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У воспитанников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Как говорится в учебниках по политологии, Российский патриотизм - это отношение граждан к своей Родине - Российской Федерации, выражающееся в готовности служить ей и защищать ее. Это отношение к необъятным просторам страны, ее природным богатствам, героическому историческому прошлому и сегодняшним противоречивым реалиям, народам, ее населяющим, их национальному достоинств); культурам, традициям, соотечественникам2.

Патриотизм может быть индивидуальным, групповым и массовым. Поэтому разъяснение его основ, патриотическое воспитание и всестороннее просвещение множат число патриотов и углубляют их здоровое чувство патриотизма, в то время как невоспитанность, невежество, уход от действительности, алко- и наркозависимость, разного рода многочисленные психические и прочие отклонения множат число неопатриотов, псевдо- и лжепатриотов.

Дружба народов России и российский патриотизм взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. Это объясняется тем, что в многонациональном государстве национальное (присущее отдельным народам) и гражданско-патриотическое (присущее всей федерации) сочетаются как общее и особенное. Патриотизм в этих условиях не разъединяет и не обособляет нации страны, а сближает их, объединяет.

Российский патриотизм не противопоставляет народы страны, а сплачивает их в рамках единой Федерации, укрепляет их связи с народами СНГ и других зарубежных стран. В российском патриотизме общероссийское чувство гражданина сочетается с его чувством малой родины, родной республики, области или национального округа.

В российском патриотизме должны найти сочетание идеи народов России с общенациональной, общероссийской идеей, которая воспринимается гражданами многонациональной, многоконфессиональной страны как ценностный стержень, как смысл жизни. В российском патриотизме должно также сочетаться личное, присущее каждому гражданину (независимо от национальной и религиозной принадлежности) и общественное, связанное с развитием могущества страны, ее прогрессом, укреплением Федерации.

Политологи отмечают, что цели образования и воспитания в многонациональном государстве формируются в соответствии с интересами этноконфессионального состава населения, характером взаимоотношений народов и национально-территориальных образований, входящих в федерацию. Эти цели, естественно, отражают уровень развития общества. При этом важно заметить, что свободное от диктата общество способно выдвигать реально достижимые цели, если оно пришло к пониманию того, что только хорошо осознанные перспективы намеченного дают педагогам верное направление, помогают им добиться успехов3.

Для России, одной из крупнейших многонациональных и многоконфессиональных стран мира, важнейшая цель воспитания и образования - это формирование у своих граждан российского патриотизма, чувства дружбы народов и веротерпимости. Определенная государством общая цель - воспитание культуры межнационального общения - дифференцируется в системе реально выполнимых (семьей, учебными заведениями, учреждениями культуры, СМИ, общественными организациями) конкретных задач. Обусловленные общей целью задачи призваны учитывать потребности развития многонационального, многоконфессионального общества и социальные идеалы, которые могли бы стать привлекательными для народов, составляющих федерацию.

Возрождение патриотизма — шаг к возрождению России. Именно патриотизм является духовным достоянием личности, одним из важнейших элементов общественного сознания и фундамента общественной и государственной систем, составляет духовно-нравственную основу их жизнедеятельности и эффективного функционирования.

Патриотическое воспитание — это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина — патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся школ и обучающихся техникумов любви к своей Родине. Воспитание настоящих патриотов Родины – цель современных учебных заведений.

1.2. Точки зрения на проблему патриотизма и патриотического воспитания.



Выдающиеся люди нашей страны в прошлом считали патриотизм основой духовной жизни человека, его стремления к свободе и процветанию Родины.

Уясняя сущность и содержание патриотизма и его огромное значение в развитии и формировании личности, нельзя не привести полные глубочайшего смысла слова К. Д. Ушинского. «Как нет человека без самолюбия, - писал Константин Дмитриевич, - так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

Но следует обратить внимание, что не все солидарны с подобного рода идеями, так в новое время, Лев Толстой считал патриотизм чувством «грубым, вредным, стыдным и дурным, а главное — безнравственным». Он полагал, что патриотизм с неизбежностью порождает войны и служащим главной опорой государственному угнетению.

Профессор Чикагского университета Пол Гомберг сравнивает патриотизм с расизмом, в том отношении, что тот и другой предполагают моральные обязанности и связи человека прежде всего с представителями «своей» общности. Критики патриотизма отмечают также следующий парадокс: если патриотизм — добродетель, а во время войны солдаты обеих сторон являются патриотами, то они одинаково добродетельны; но именно за добродетель они и убивают друг друга, хотя этика запрещает убивать за добродетель.4

XX век, принес нашей стране великие бедствия: революции, войны, массовые репрессии народов России со стороны государства, непродуманные реформы и, как результат, экономические и политические кризисы. Иногда в тяжелые минуты казалось, что Россия теряет государственную самостоятельность. Но на помощь всегда приходили патриотические традиции, национальная гордость, национальное самосознание. Национальное самосознание неразрывно связано с патриотизмом, содействующим мобилизации сил общества на решение возникших перед ним задач, облегчающим преодоление трудностей и испытаний.

В период перестройки и после распада СССР в сознании россиян всеми способами вырабатывалось убеждение в том, что все чужое, иностранное достойно подражания и изучения. Результатом такого воспитания стало пренебрежение ко всему отечественному, отсутствие сознания собственного достоинства как русского человека и недостаточно развитое чувство патриотизма.5

В настоящее время отношение к проблемам патриотического воспитания неоднозначное. Среди московских преподавателей в первое десятилетие нашего века распространились такие идеи, которые можно свести к следующему, патриотическое воспитание в современном обществе неактуально и на уроках о патриотическом воспитании говорить нельзя. В периодической литературе встречаются так же негативные высказывания относительно патриотического воспитания.

И, конечно же, следует отметить, что большинство преподавателей придерживаются мнения относительно того, что патриотическое воспитание играет огромнейшую роль и очень важно на уроках уделять внимание именно патриотическому воспитанию. В последнее время в обществе все более широко осознается пагубность для будущего России нравственной деградации, слово «патриотизм» вновь обретает свое высокое значение. Сложившаяся в стране сложная ситуация вызвала озабоченность работников учреждений образования и культуры, ученых, государственных, общественных и религиозных деятелей. По их мнению, патриотическое воспитание является важным средством формирования гражданского общества, укрепления единства и целостности Российской Федерации.

Многое требуется от школы: ее роль в этом плане невозможно переоценить, таким образом, проблема патриотического воспитания вышла на государственный уровень.

Характеризуя создавшееся в стране положение, В.В.Путин говорит о том, что даже само слово «патриотизм» «подчас используется в ироническом или даже ругательном смысле. Однако для большинства россиян оно сохранило свое первоначальное, полностью позитивное значение. Это чувство гордости своим Отечеством, его историей, свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее. Когда эти чувства свободны от национальной кичливости и имперских амбиций, в них нет ничего предосудительного, косного. Это источник мужества, стойкости, силы народа. Утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения» 6

Моё мнение, что человек теряет своё человеческое лицо и становится Иваном, не помнящим родства, если не любит свою Родину и негативно относится к тому месту, где родился и вырос. Таким образом, при проведении уроков преподавателю важно обращаться к вопросам, формирующим патриотические чувства воспитанников и в этом плане большая роль отводится именно урокам истории и обществознания.

Глава 2. Воспитание патриотизма на уроках истории и обществознания.

2.1. Воспитание патриотизма средствами истории.



Одна из главных задач исторического образования сегодня - это не только объективное изложение происходивших событий и фактов, но именно воспитание чувства любви к своей Родине у обучающихся, гордости культурными достижениями, осознание высокой гражданственности и своего долга перед Отечеством. Поэтому считаю, что основная задача учителя, тем более историка, привить это чувство каждому кто обучается на моих уроках, так как не будет настоящего специалиста ни в одной из областей, если он не состоялся как гражданин, как патриот.

В основе патриотического воспитания лежит развитие у учащихся гражданского, национального самосознания в процессе усвоения исторического материала, усиления нравственной направленности изучения истории в школе, стимулирование у учащихся личностного отношения к историческим событиям и деятелям, применение активных форм, методов и приемов познавательной, творческой деятельности.

Реализации принципа воспитания в обучении служат огромные потенциальные возможности истории Отечества при системном и комплексном изучении ее как на уроках, так и во внеурочной деятельности. (Приложение).

Из года в год углубляются знания учеников по истории, наполняются новым качественным потенциалом.

В воспитательном процессе на уроках истории формирование самосознания личности обучающегося является коренным, стержневым направлением педагогической деятельности. Уважение к вековым традициям народа, национальным идеалам, ко всему тому лучшему, что было созданного предками, героизм, защита Родины, самопожертвование, сострадание, нравственная чистота – все эти идеи проходят красной нитью во всех классах на протяжении всех лет обучения в школе.

Каждый период истории России драматичен и напряжен. Задача, на уроках истории, показать, подчеркнуть, донести до ребят преемственную связь времен и народов, связь поколений, связь между прошлым, настоящим и будущим.

Эффективность патриотического воспитания напрямую связана с процессом организации работы учащихся на уроке. Она основывается на систематическом осмысливании патриотических, нравственных идей, представленных всем процессом исторического развития России. Причем важными факторами являются индивидуально-личностное отношение к изучаемым историческим темам, эмоциональное восприятие исторического материала как своеобразной основы познания окружающего мира, человека и самого себя.

Обучающиеся систематизируют и углубляют свои знания в ходе уроков, исследований, семинарских занятий, в результате которых происходит процесс формирования исторического мышления, воспитание патриота и гражданина. При изучении истории Древнего мира акцентируется внимание обучающихся на причины образования государства: появление имущественного неравенства, охрана интересов имущего класса, издание законов, оплота государственной власти, создание сильной армии для защиты интересов государства. Обучающиеся определяли такие понятия, как государство, законы, классы, эксплуатация рабовладельческий строй, гражданин.

В процессе формирования представления учащихся о роли народных масс в историческом процессе и закономерности появления народных героев в периоды национальных потрясений обучающиеся делали вывод о том, что победить врага можно только при объединении своего народа, что появление спасителей нации носит объективный характер. В результате изучения исторического материала в сознании обучающихся закреплялись взгляды на необходимость объединения раздробленных земель в сильное государство с сильной властью правителя для обеспечения порядка: прекращения междоусобных войн, грабежей, создания благоприятных условий для развития экономики. Несомненно, формированию патриотических чувств, способствует материал из курса истории России.

На начальном этапе обучения в группах Эс-07-1с и Эс-07-2с проводилась работа по выявлению отношения к Родине, определяется уровень патриотических чувств.

Группа Эс-07-1с является контрольной группой, а группа Эс-07-2с – эксперементальной.

Анализ результатов диагностики по методики М. Рокича показал, что 61,1% обучающихся группы Эс-07-1с на первые места предпочли поставить слова: «деньги», «богатство», «здоровье», «квартира», а в Эс-07-2с – 65,4% обучающихся; значимость понятий «Родина», «общение», «поведение» осознают только 38,9% группы Эс-07-1с, в группе Эс-07-2с –34,6%.


Диаграмма 1. Результаты диагностики М.Рокича в группе Эс-07-1с

Диаграмма 2. Результаты диагностики М.Рокича в группе Эс-07-2с



Исходя из этого можно сделать вывод, что обучающиеся недооценивают значение дружеского общения и поведения в своей жизни, понятие Родина уходит на задний план. Кроме того, в ходе исследования выяснилось, что большинство детей, в повседневной жизни, регулярно попадают под влияние боевиков, ужастиков, недооценивают роль занятий спортом в их будущей жизни и т.д. Следовательно, необходима целенаправленная работа, целью которой будет ликвидация разрыва между представлениями обучающихся и особенностями поведения в повседневной жизни, а также систематическое педагогическое подкрепление.

Была проведена целенаправленная работа по повышению уровня патриотических чувств в результате чего создан комплекс, который включает в себя:

- определенный отбор содержания и построения учебного материала;

- включение в систему осваиваемых знаний ранее не использовавшегося материала, который активизируют мышление учащихся, требуют саморефлексии и личностного сопереживания;

- обращение к текстам оригинальных источников (современных и древних документов, мемуаров, архивных материалов и др.), в первую очередь к сокровищнице мировой и отечественной духовной культуры;

- активное использование жизненного опыта обучающихся и формирование личностной заинтересованности в получении новых знаний;

- интенсификация эмоционального компонента в обучении;

- активные методы освоения знания в сочетании репродуктивного, проблемного и эвристического методов обучения, использования средств графической наглядности, проблемных вопросов, бесед, дискуссий и др.

Методика в форме незаконченного предложения (Н.Е. Щуркова): «Приплыла Золотая Рыбка и спросила: «Что тебе надобно?…» позволил определить приоритетные нравственные ценности школьников. Если суммировать ответы учащихся, то они выглядят таким образом: «Чтобы было меньше жестокости» (82%), «Чтобы процветал и развивался наш город» (71%), «Чтобы у меня была дружная семья» (64%), «Чтобы меньше было сирот» (58%).

На вопрос «Если бы я был волшебником, чтобы я сделал в жизни?», ответы учащихся распределились так: «Чтобы не было войн» (96%), «Чтобы высшее образование стало доступным для всех практически, а не теоретически» (91%), «Чтобы был мир во всем мире» (89%), «Могли путешествовать по всему миру» (75%), «Чтобы были решены жилищные проблемы» (62%).

При проведении диагностики по методике М. Рокича в конце учебного года, после проведения целенаправленной работы, были получены уже иные результаты. Анализ результатов показал, что 55,0% обучающихся группы Эс-07-1с на первые места предпочли поставить слова: «деньги», «богатство», «здоровье», «квартира», а в Эс-07-2с – 48,3% обучающихся; значимость понятий «Родина», «общение», «поведение» осознают только 45,0% группы Эс-07-1с, в группе Эс-07-2с –51,7%.



Диаграмма 3. Результаты диагностики М.Рокича в группе Эс-07-1с

Диаграмма 4. Результаты диагностики М.Рокича в группе Эс-07-2с

В результате работы были выделены критерии патриотизма личности обучающихся, (Приложение ) и проведение многочисленных бесед, опросов, анонимных анкет, тестов (Приложение ) обучающихся позволяют говорить о том что работа имеет хорошие результаты потому как обучающиеся приобретают важные качества: любовь к Родине; уважение истории и культуры; знание и почитание общенациональных гражданских идеалов, ценностей, святынь; уважение жизни и здоровья человека, гуманизм в межличностных отношениях, в коллективной деятельности в обществе; способность к гражданскому сотрудничеству, бережное отношение к окружающей природе, стремление сохранять и благоустраивать природную среду в нашей стране.

2.2. Система работы по патриотическому воспитанию в техникуме


Считаю, что урок был и остается важнейшим звеном в системе воспитательной работы с учащимися. Именно на уроках должен закладываться фундамент патриотического сознания, патриотических чувств и поведения гражданина - строителя и защитника Отечества. Практика показывает, что никакой интересно поставленной внеклассной и внешкольной воспитательной работой никогда не удается компенсировать пробелы, допущенные в деле воспитания на уроке.

Реализация принципа воспитывающей направленности обучения способствуют большие возможности отечественной истории при ее системном и комплексном изучении, причем как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

В процессе обучения применяю активные формы и методы проведения занятий, направленные на формирование у учащихся патриотических взглядов и убеждений: диалоги, дискуссии, рефераты, сочинения и другие творческие работы, а также экскурсионный и музейный методы.

Стараюсь внедрять в свою работу такие виды учебной деятельности как моделирование (игровая деятельность), коммуникативный диалог (дискуссионную деятельность), изучение источников.

Хороший результат дают циклы бесед, посвященных символике страны, создания Государственного герба, флага, текста и музыки гимна РФ; мероприятия посвящённые темам «Почему флаг нашей Родины - триколор?», «Герб РФ», «Как создавался Герб РФ».

Я считаю, что главным методологическим принципом патриотического воспитания обучающихся должно быть познание и осознание ими прежде всего своей Малой Родины. Патриотическое воспитание учащихся начинается с познания Малой Родины, с познания запахов пряных степных трав, таинственного дыхания морских глубин, пения жаворонка в поднебесье. Не случайно ведь в дореволюционной России в школьных программах существовал предмет «Родиноведение», который позднее был переименован в «Краеведение». В толковом словаре В.И. Даля читаем: «Краеведение - это совокупность знаний (исторических, географических и т. п.) об отдельных местностях или в целом страны, это всестороннее изучение своей местности - природы, хозяйства, истории, быта людей - преимущественно местными школами».

Ведь без комплексного, всестороннего изучения родного края (чем занимается краеведение) невозможно формирование человека культуры. Различают следующие направления краеведческой работы: географическое, художественное, историческое, литературное, экологическое. Предметом внимания краеведов-историков является история городов, поселков, отдельных зданий, выдающихся личностей, предприятий, школ, социальных процессов и явлений, население

Широко использую в работе источники краеведческой информации. (Приложение ).

Формы краеведческой работы - урочная и внеурочная, как активная (сам поиск, туризм, полевая работа) и пассивная (отработка полевых материалов, экскурсионное обслуживание в школьных музеях). Повышению эффективности исторического образования способствует использование разнообразных форм уроков героико-патриотической тематики: интегрированных, проблемных, уроков-характеристик, уроков-размышлений, дискуссий, театрализованных, семинаров, лекций и др.

Патриотическое воспитание опирается на применение комплексного подхода, в который входят музейный, библиотечный и экскурсионный методы. Большую помощь в воспитания патриотизма и гражданственности в оказывают материалы школьного музея, который занимает традиционно важное место в системе воспитательной деятельности образовательных учреждений. Под школьным музеем понимается не только место, где хранится богатейший материал походов, фотоснимки, стихи, записи, документы личных архивов и семейных альбомов, но и многообразные формы деятельности школьников, включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с людьми, запись их воспоминаний, организацию экспозиций и выставок. Музей, его экспонаты активно используются на уроках истории, на факультативных занятиях. Материалы музея стимулируют обучающихся к исследовательской, творческой работе. Поиск материалов о подвигах родных и близких, героев-земляков, помощь в оборудовании экспозиции музея училища. Поисковая краеведческая работа согласуется с работой краеведческого музея города Киселёвска.

Единство требований преподавателей, касающихся области патриотического воспитания обучающихся находит свое конкретное выражение в продуктивной работе, без которого невозможно успешное решение задач обучения, ни воспитания в целом. Так в качестве примера можно привести интегрированный урок по теме «Отечественная война 1812 года», когда урок истории гармонично переплетается с уроком литературы.

Хотелось бы раскрыть содержание исследовательской деятельности, включенной в классную и внеклассную работу образовательной области «Обществознание»:

социологические исследования (изучение мнений обучающихся об отношении к событиям Великой Отечественной войны,

микроисследования (изучение мнений разных поколений людей о событиях Октября 1917 года, Великой Отечественной войны, «Моя семья в годы войны», Герои Киселёвска войны и мирных дней);

уроки гражданственности в школьном музее («Учителя-ветераны Великой Отечественной войны», «История нашего училища», Малая Родина - Киселёвск и др).

Думаю, что в работе по патриотическому воспитанию нужно использовать тот огромный потенциал, который несет в себе краеведение: знания о своей малой Родине способствуют формированию любви к ней, бережному отношению ко всему, что досталось от предшествующих поколений людей. Нужно постоянно обращаться к этим материалам, включать их в свою работу, растить гражданина не на абстрактных идеалах, а на событиях истории своего поселка, истории школы.

Итогом этой деятельности являются уроки погружения в историю, на которых проходит публичная защита своих исследований. Формы таких уроков: «Круглый стол», учебная дискуссия, Открытая трибуна и другие.

Разработка и защита творческих проектов являются важным компонентом патриотического воспитания. В результате работы над творческим проектом обучающиеся приобретают навыки научного исследования. Думаю, что во многом успех исследовательской работы зависит от правильно организованной подготовки обучающихся к самостоятельной и познавательной деятельности, от готовности учеников стать состоятельными, успешными в жизни, быть действительными гражданами российского общества. При защите проекта ученик должен показать основы ораторского искусства, мастерство речи, уметь доказывать свои суждения, духовно-нравственные, гражданско-патриотические позиции. Работа над исследовательским проектом не укладывается в рамки одного учебного года, т.к. проблемы, которые изучает обучающийся требуют глубокого осмысления, учета возрастных особенностей учащихся и его возможностей, умения выполнить аналитическую часть проекта.

Приведу конкретный пример. Проблема «Человек и война». Цель проекта – проанализировать малоизученный аспект психологического состояния человека на войне. Ученики в течении года встречались с участниками войны в Чечне и Афганистане, с ветеранами Великой Отечественной войны, с работниками военкомата г.Киселёвска, был использован материал из семейного архива(воспоминания, фотографии), а так же материалы предоставленные советом ветеранов и музеем города Киселёвска. Только на втором курсе была проведена аналитическая работа подготовленного материала и оформлена для защиты проекта. Считаю, что обращение к подобной теме заслуживает внимания, т.к. способствует более глубокому восприятию исторического материала и формированию патриотических чувств учащихся.

Важное место занимают в патриотическом воспитании мероприятия, проводимые в рамках предметной недели по истории.

Конкурс знатоков истории, деловая игра «Государственные символы России», вечер встречи «Человек и война» (с приглашением ветеранов Великой Отечественной войны, Афганской и Чеченской), уроки мужества Героев-киселевчан, театрализованная игра «История в лицах» исторический праздник «Слава русской стороне, слава русской старине…» и др. мероприятия (КВНы, викторины, турниры и.т.д.).

Такие праздники, в которых участвуют несколько поколений, имеют огромное значение не только для ребят, для их нравственного становления, но и для людей старшего поколения, особенно для единения родителей и детей, бабушек и внуков. Общая цель, совместный поиск, воспитание исторической памяти.

Так, например, формирование патриотических взглядов и убеждений на уроках истории Отечества происходит с применением следующих форм организации работы: при изучении темы «Куликовская битва» анализируются исторические предпосылки и условия, которые являлись важными факторами проявления героизма народных масс:

а) политика московских князей, собиравших земли вокруг Москвы, не допускавших прямых набегов ордынцев в течение нескольких десятилетий, что дало возможность укрепления экономики московского княжества;

б) политика православной церкви, выразившаяся в гибкой дипломатии Сергия Радонежского, поддержавшего московских князей;

в) стремление народа, осознавшего свою историческую миссию, начать борьбу за освобождение от владычества Орды.

Применялись следующие методы изучения данного исторического периода: творческие работы учащихся над докладами об Иване Калите, Симеоне Гордом, Дмитрии Донском, Владимире Храбром, Сергии Радонежском, Олеге Рязанском и других исторических личностях, а также работа с исторической художественной литературой, например: Карамзин Н.М. «Предания веков», Ключевский В.О. «Исторические портреты», Д.Балашов «Симеон Гордый», И. Сукневич «Битва на поле Куликовом» и др.;

Все это позволяет раскрыть одну из сложных и интересных страниц истории Отечества XVI века, и ученики сами делают вывод, что наказ Ивана Калиты своим детям и внукам «Да свеча бы не угасла» современно звучит сегодня в России.

В своей работе хотелось бы отметить, что максимальный эффект деятельности по воспитанию обучающихся в процессе обучения истории и обществознания достигается при создании специальной развивающей среды на уроках и во внеклассной деятельности.

Работа по патриотическому воспитанию в процессе обучения подняла общую эрудицию обучающихся. Проводимые мероприятия помогали обучающимся лучше разбираться в учебном материале, появилось критическое видение действительности, умение грамотно и культурно вести диалог как со своими сверстниками, так и со взрослыми.



Заключение.


В ходе работы выявлено, что осуществляя патриотическое воспитание, оказано большое влияние на активность обучающихся, их жизненной позиции. Они стали более требовательными к себе, внутренний мир совершенствуется и развивается, идет большая духовная работа и переоценка мотивов и взглядов, что очень важно для гражданско-патриотического роста обучающихся. Проведенная работа подтвердила положение о том, что воспитание в процессе обучения в профессиональном образовании является эффективным средством формирования социально ценных гражданских качеств. Воспитательный потенциал знаний в курсе истории и обществознания проявляется в их способности влиять на формирование социально ценных гражданских качеств молодежи, активизировать их развитие. В ходе моей работы была достигнута цель по реализации патриотического воспитания на уроках истории и обществознания. Считаю, что используемые методы, приемы и средства обучения способствуют воспитанию патриотизма у обучающихся. Представленные мною формы, методы и приемы не исчерпывают мою работу. Моя работа продолжается, а вместе с ней и мой постоянный поиск новых методов. Для себя вижу перспективы по внедрению опыта театрализированных представлений как на уроках так и на внеурочных занятиях по истории и обществознания. Здесь уместно упомянуть актуальность мнения ученого Троицкого Ю.Л. о том, что «настоящее воспитание историей заключается в предоставлении школьнику реальной возможности самовоспитания, которое состоит в «примеривании на себя» исторических костюмов, масок, ситуаций», таким образом наработанный опыт мной и другими педагогами считаю возможным применить в рамках учебного заведения начального профессионального образования.

Над своей проблемой продолжаю работать, используя накопленный опыт и постоянно совершенствуясь.



Литература.

  1. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. [Текст] - М., Айрис-пресс, 2002.

  2. Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование [Текст]- 2005 - №4.

  3. Вяземский Е. Е. и др. Историческое образование в современной России. [Текст] М.Педагогика, 1997.

  4. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» [Текст] // Утверждена постановлением Правительства РФ от 11 07 2005г. № 422.

  5. Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников [Текст]- 2005 №8.

  6. Историческое краеведение / Под ред. Г-Н. Матюшина. [Текст] - М. Педагогика,1980.

  7. Кобылянский, В. А. Национальная идея и воспитание патриотизма [Текст] // Педагогика - 1998 - №5.

  8. Патриотическое воспитание в современной школе. / Е.А., Воронова. [Текст] Ростов н/Д.: Феникс, 2006.

  9. Россия на рубеже тысячелетий [Текст] // Независимая газета. 30.12.1999.

  10. Сластёнин В.А. Психология и педагогика [Текст] М.: Академия, 2004.

  11. Среднесрочная региональная целевая программа «Патриотическое воспитание граждан Кемеровской области» на 2006-2010 годы. [Текст] // Приложение к закону Кемеровской области . 12. 07.2006. № 94-ОЗ.



Приложение .

Основные этапы проведения опытно-экспериментальной работы, ее цели, содержание, диагностика.


Этапы опытно - экспериментальной работы

Диагностические

цели

Задачи

Методы

Диагностики

I этап: констатирующий

Изучение состояния проблемы.

Выяснение состояния воспитательной деятельности в процессе обучения в практике работы.

Анкетирование обучающихся.

Наблюдение за

воспитательным

процессом.

Создание воспитывающих ситуаций.

Моделирование.

II этап: форми­рующий

Разработка комплекса пед. условий концептуальной модели по патриотическому воспитанию обучающихся в процессе обучения. Реализация патриотического воспитания, через различные формы и методы

Экспериментальная апробация концептуальной модели по раскрытию воспитательного потенциала в процессе обучения.

Опрос. Наблюдение. Метод статистической обработки.

III этап: контрольно-корректирую­щий

Экспериментальная проверка постав­ленных целей. Апробирование и обобщение материалов полученного исследования. Оформление результатов работы

Определение воспитывающего эффекта экспериментальной методики.

Анализ результатов деятельности. Наблюдение. Метод математической обработки. Обобщение. Систематизация и описание полученных результатов.

Приложение .

Современные формы работы по патриотическому воспитанию:

I Массовые:

  • тематические вечера, утренники, праздники,

  • вечера вопросов и ответов,

  • устные журналы,

  • смотры, конкурсы, фестивали, турниры,

  • аукцион,

  • выставка,

  • поход, экспедиция,

  • собрание,

  • клубная работа

  • ярмарка,

  • театр

II Групповые

  • секции,

  • классные часы,

  • гостиные (литературные, поэтические, музыкальные),

  • круглый стол,

  • конференция,

  • народные посиделки,

  • «капустники»,

  • стенная печать,

  • игры-реконструкции (наличие воображаемой ситуации, распределение ролей – «съезд» партий);

  • игры-обсуждения (наличие определенной ситуации, создание конфликта мнений, анализ с точки зрения современности);

  • викторины, конкурсы,

  • семинары;

  • дискуссии;

  • практические занятия;

  • исследовательские уроки,

  • КТД.

III Индивидуальные:

  • поручения,

  • коллекционирование,

  • внеклассное чтение.

Приложение .

Источники краеведческой информации:

- периодическая печать (газеты, журналы, альманахи);

- художественная литература (но нужно помнить, что не каждый писатель-художник достоверно отражает действительность);

- архивные фонды;

- фонды музеев;

- всякого рода планы и карты;

- материальные следы культуры (произведения скульптуры, живописи, архитектуры);

- материалы статистики;

- устные свидетельства старожилов.

Приложение .

Критерии патриотизма личности обучающихся:

- любовь к нашей общей гражданской Родине – России;

- уважение отечественной истории и культуры;

- знание и почитание общенациональных гражданских идеалов, ценностей, святынь;

- уважение жизни и здоровья человека, гуманизм в межличностных отношениях, в коллективной деятельности в обществе;

- уважение ценностей российской национальной культуры, культуры своего этноса и культуры других народов России;

- способность к гражданскому сотрудничеству с представителями разных этнических и конфессиональных групп в российском обществе;

- уважение гражданских прав и свобод в обществе, охраняемых законом - политических, экономических, национальных, религиозных, свободы слова и др., свободы взглядов и убеждений сограждан, мировоззренческая толерантность;

- бережное отношение к окружающей природе, стремление сохранять и благоустраивать природную среду в нашей стране.

Приложение .

АНКЕТА №1

отношение молодежи к защите Отечества

Ваш возраст (лет)




Учусь (группа)




Я считаю себя в больше степени патриотом, чем многие мои сверстники

да

нет

Выделите, какой вид службы в Вооруженных Силах России Вы предпочитаете?

Служба по призыву

Альтернативная гражданская служба

Служба по контракту

Предпочитаю не служить

Ответьте, пожалуйста, на вопросы или оцените предложенные ответы по 10-ти бальной системе, где 10 – максимальное число.

Какие признаки или высказывания и на сколько баллов Вы считаете, присущи патриотизму?

Национальное самосознание, гордость за принадлежность к своей нации, народу


Непримиримость к представителям других наций и народов


Интернационализм, готовность к сотрудничеству с представителями других наций в интересах своей Родины – России


Бескорыстная любовь и служение Родине, готовность к самопожертвованию ради блага ее и спасения


Патриотизм – удел ограниченных людей?


Любовь к родному дому, городу, стране, верность национальной культуре, традициям, укладу жизни


Стремление трудиться для процветания Родины, для того, чтобы государство, в котором ты живешь, было самым авторитетным, самым мощным и уважаемым в мире


Патриотизм – это лишь романтический образ, литературная выдумка?


Патриотизм – политический инструмент, манипулирование личностью и обществом в интересах правящей элиты государства?


Другое:


Принимая какие-либо серьезные или важные в моей жизни решения, я часто руководствуюсь понятиями о патриотизме:


Почему Вы участвуете в программах патриотического воспитания?


Потому что интересно общаться со сверстниками


Потому что волнует будущее страны


Потому что больше нечем заняться


На сколько баллов Ваш общественная работа и досуг связаны с вопросами патриотизма?


На сколько баллов можно оценить Вашу готовность пожертвовать своими интересами во имя интересов Родины?


Я считаю, что служба в Российской Армии…


Необходима молодым людям для улучшения физической формы


Необходима молодым людям для становления личности


Нужна Родине


Не нужна ни кому


Я живу в России, а не еду жить за рубеж потому, что …


Я люблю свою Родину


Экономически не выгодно


Не люблю перемены


Время не пришло



Приложение .

АНКЕТА № 2

1. Какие фильмы о войне вы знаете?

2. Хотелось бы вам стать похожим на героев этих фильмов?

3. Каким качествам этих героев вы завидуете? И хотите воспитать их в себе?

- отвага

- ловкость

- умение стрелять

- физическая подготовка

- жестокость

- твердость

- достижение поставленных целей

- умение сопереживать ближнему

- умение идти напролом

- чувство долга

- верность присяге

- любовь к Родине

4. Что вы предпринимаете, чтобы воспитать в себе эти качества?

5. Считаете ли вы, что армия делает из юношей настоящих мужчин?

6. Каким войском вы отдаете предпочтение

- военно-морские

- воздушно-десантные

- другие

7. Что конкретно вам нравится в этом роде войск?

- красивая одежда

- высокий уровень боеспособности

- обеспечение техникой (оснащение)

- возможность похвалиться перед друзьями

- возможность приобрести необходимые навыки

- другое

8. Считаете ли вы обязательной воинскую службу для защиты рубежей Родины?

9. Какой службе вы отдаете предпочтение?

- по призыву

- альтернативной

- контрактной

10. Хотели бы вы пойти служить в армию?

11. Каковы причины отказа от службы в армии?

12. Что могло бы поднять престиж воинской службы в ваших глазах?

Приложение .

АНКЕТА №3

1. Изменилось ли у Вас отношение к армейской службе после сегодняшнего мероприятия?

2. Считаете ли Вы, что годы, проведенные в армии – потерянное время?

3. При каких условиях армейской службы, была бы для Вас привлекательной?

4. Постараетесь ли Вы использовать время на армейской службе с пользой для себя?

5. Считаете ли Вы, что настоящим мужчиной юношу делает армия?

6. Может ли страна существовать без сильной, боеспособной армии?

7. Что, по Вашему мнению, должно сделать государство, чтобы привлечь юноше на военную службу?

8. Пойдете ли Вы служить в армию?

9. Страшит ли Вас дедовщина?

10. Расскажите ли Вы своим детям, что вам удалось «откосить» от армии?

Приложение .

Тест

Знаешь ли ты законы РФ

«О воинской обязанности и военной службе»

«О статусе военнослужащих»

/Вопросы викторины/

1. Постановка граждан мужского пола на воинский учет осуществляется:

а) с 1 января по 31 марта;

б) с 1 апреля по 30 июня;

в) с 1 октября по 31 декабря.

2. Воинский учет граждан осуществляется:

а) командованием воинской части;

б)на сборном пункте;

в) военным комиссариатом.

3. В течение какого срока гражданин обязан сообщить в военный комиссариат об изменениях в семейном положении, образовании, месте работы и т.д:

а) одной недели;

б) двух недель;

в) трех недель.

4. Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте:

а) от 18 до 25 лет;

б) от 18 до 27 лет;

в) от 18 до 30 лет.

5. Гражданин окончил сельскохозяйственную академию и работает учителем биологии в сельской школе. Он:

а) освобождается от призыва на военную службу;

б) получит отсрочку от призыва;

в) будет призван на военную службу.

6. Гражданин, имеющий двух детей:

а) получит отсрочку от призыва;

б) освобождается от призыва;

в) не подлежит призыву.

7. Для военнослужащих, имеющих высшее образование, срок службы по призыву составит:

а) 12 месяцев;

б) 18 месяцев;

в) 24 месяца.

8. Кто принимает военную присягу:

а) гражданин, призванный на военную службу;

б) гражданин, заключивший контракт на военную службу;

в) военнослужащий, впервые поступивший на военную службу.

9. Военнослужащий, не принявший военную присягу, не может:

а) назначаться во внутренний наряд;

б) привлекаться к несению караульной службы;

в) привлекаться к работе по обслуживанию боевой техники и вооружения.

10. Военнослужащие в свободное время имеют право:

а) обсуждать и критиковать приказы командира;

б) участвовать в забастовках;

в) участвовать в митингах, собраниях, демонстрациях, проводимых вне территории воинской части.

11. Право военнослужащих на свободу совести и вероисповедания предусматривает:

а) участие в богослужениях и религиозных церемониях;

б) отказ от исполнения обязанностей военной службы по мотивам отношения к религии;

в) создание религиозных объединений в воинских частях;

12. Как исчисляется трудовой стаж для военнослужащих, проходящих службу по призыву:

а) один день службы за один день работы;

б) один день службы за два дня работы;

в) один день службы за три дня работы.

13. Уволенные с военной службы пользуются:

а) преимущественным правом при поступлении в государственные образовательные учреждения;

б) правом на поступление в учебные заведения вне конкурса;

в) правом на поступление в учебные заведения без сдачи вступительных экзаменов.

14. За проступки, связанные с нарушением воинской дисциплины или общественного порядка, военнослужащие несут ответственность:

а) административную;

б) материальную;

в) дисциплинарную.


1 Сластёнин В.А. Психология и педагогика [Текст] М.: Академия, 2004. – с. 278.

2 Кобылянский, В. А. Национальная идея и воспитание патриотизма [Текст] // Педагогика - 1998 - №5 - с. 52

3 Кобылянский В. А. Национальная идея и воспитание патриотизма [Текст] // Педагогика - 1998 - №5 - С. 52

4 Патриотическое воспитание в современной школе. / Е.А., Воронова. [Текст] Ростов н/Д.: Феникс, 2006 – с. 18.

5 Вяземский Е. Е. и др. Историческое образование в современной России. [Текст] М.Педагогика, 1997.- с. 11.

6 Россия на рубеже тысячелетий [Текст] // Независимая газета. 30.12.1999. – с. 6

33



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!