СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитание патриотизма, гражданственности на уроках истории, обществознания, основ духовно-нравственной культуры народов россии, в основной школе.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

В выступлении описаны различные формы реализации патриотического воспитания на уроках истории, основ духовно-нравственной культуры и во внеклассной работе.

Просмотр содержимого документа
«Воспитание патриотизма, гражданственности на уроках истории, обществознания, основ духовно-нравственной культуры народов россии, в основной школе.»

2


ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА, ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ

НА УРОКАХ ИСТОРИИ, ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ, ОСНОВ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ,

В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ.

Актуальность темы.

Сегодня Россия часто сталкивается с многочисленными вызовами — попытками переписывания истории, принижением своей роли в мировой истории, подменой традиционных ценностей, характерных для русской культуры. Но если рассуждать о духовном правопреемничестве, то никто не отменял того, что мы, российский народ, – наследник Святой Руси. И никто кроме нас не обязан помнить об этом и хранить за нас наши традиции. Но чтобы победить в этом противостоянии, мы должны и сами понимать кто мы, какие у нас ценности.

Мы вместе можем повысить качество воспитания наших детей в духе патриотизма, что сейчас очень актуально. Нам нужно понять, как сделать так, чтобы в наше тревожное, сложное, наверное, уникальное время нашим детям педагоги помогали расти, взрослеть, ничего не бояться, приобретать духовный стержень и делать правильный нравственный выбор, несмотря на все глобальные вызовы современности.

Характеризуя создавшееся в стране положение, президент Российской Федерации В.В. Путин говорит о том, что даже само слово «патриотизм» «подчас используется в ироническом или даже ругательном смысле. Однако для большинства россиян оно сохранило своё первоначальное, полностью позитивное значение. Это чувство гордости своим Отечеством, его историей, свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее. Это источник мужества, стойкости, силы народа. Утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы  потеряем  себя  как  народ, способный  на  великие  свершения».  

В последние годы для решения проблем воспитания подрастающего поколения российскими учеными была разработана «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». В ней обозначена миссия общеобразовательного учреждения. «Школа призвана создавать гражданина и воспитывать патриота.

Формы воспитательной деятельности с младшими подростками.

Таким образом, одна из важнейших задач современного образования на сегодняшний день — воспитание патриота. В своем выступлении я расскажу о различных формах патриотического воспитания на уроках истории, ОДНКНР, во внеурочной деятельности. В 5 классе на уроках ОДНКНР много внимания уделяю изучению наших национальных праздников, семейных традиций. Дети делают рисунки и рассказы о православных праздниках, пишут сочинения о своих родных – защитниках Отечества. В условиях школы патриотизм традиционно формируется в ходе работы с историческими материалами, раскрывающими традиции российского народа, героическую борьбу, подвиги, талант лучших сынов Отечества.

Я зачитаю вам отрывки из сочинений детей на тему «Защитник Отечества».

Квашнин Семен

Мой прапрадед Константин Дмитриевич Мельников 1896 года рождения , участник гражданской войны, партизан, рядовой Великой Отечественной войны, погиб 12 августа 1942 года в районе деревни Рыкалова Ленинградской области в излучине реки Пола в 800 метрах от дороги при минометном обстреле. 2 дивизии наших войск были окружены семью дивизиями немецкой армии. Кровопролитные бои привели к гибели 90 тысяч немецких солдат и 120 тысяч советских воинов.

Абишева Мадина.

Мой прадед был храбрым и смелым. Он участвовал в Великой Отечественной войне. В 1941 году его призвали в армию, а в 1943 году он пропал без вести. Его пятеро детей остались с одной мамой. Я горжусь своим прадедом, его подвигом перед Отечеством.

Суворова Екатерина

Великая Отечественная война в каждой Российской семье оставила свой след. Мой прадедушка Иван Павлович Суворов участвовал в Великой Отечественной войне, дошел до Берлина, получил 2 ордена. Я хочу, чтобы мы жили под мирным небом, чтобы дети кричали «Ура!», когда палят пушки и в небе сверкает Салют Победы.

Боровских Роман.

Мой прапрадедушка воевал в годы Великой Отечественной войны. Когда он был жив, он рассказывал множество историй, как там все было. В одном бою он один победил троих фашистов. Они долго сражались, погибло много людей, но все-же мы победили. Он воевал около Ленинграда. Мне очень жаль, что дедушки нет в живых, я бы хотел услышать от него рассказы о войне.

Осипова Арина.

Я хочу рассказать о своем прадедушке Иосифе Григорьевиче Чулошникове. В 1941 году началась война. Мой дед покинул свой отчий дом и ушел на фронт защищать свою Родину. В то тяжелое время он был молод и силен. На фронте он был танкистом. Мой дед погиб под Ленинградом, его танк был взорван, и все его товарищи сгорели. В нашем городе в Аллее Славы есть его фамилия, и я с гордостью могу сказать, что он герой

Турыгина Дарья

Мой папа воевал в Чечне с 2000 по 2001 год. Папа рассказывал, что там было очень тяжело. Солдаты жили в окопах, воевали на танках и самолетах. По вечерам воины пели песни. Песни помогали им отвлечься от тягот войны. Я горжусь папой. Он участвовал в маленькой, но тяжелой войне. Я очень люблю папу!

Новожилов Мирослав

Мой дядя Желудков Алексей – защитник Отечества. В 1999 году его призвали на службу в армию. После учебки мой дядя участвовал в Чеченской войне. На самолете их увезли в горы, воевать в горных условиях было тяжело. Мылись снегом. В 2000 году стали частично выводить российские войска, первую колонну при выводе расстреляли. Следующая колонна, где находился мой дядя, пошла другим путем, так они выбрались из гор. Так в 20 лет мой дядя стал защитником Отечества!

Нужно показывать все достижения - Руси - России - Советского Союза — Российской Федерации независимо от того, каким было или есть государство — княжеское, царское, буржуазное, советское или современное. И тогда дети смогут почувствовать гордость за свою Родину, ведь ее достижения поистине огромны.

Патриотический  квест «Защитники»  (направление РДШ – «Военно-патриотическое»). (фото с проекта)

Фрагмент урока «Театр Музыкальной комедии».

На долю Ленинградского театра музыкальной комедии выпала особая судьба — стать единственным театром, проработавшем в осажденном городе все 900 дней блокады. Ослабевшие от голода, они в нарядных театральных костюмах играли в промерзшем зале, где температура доходила до 8 градусов ниже нуля. Однажды, во время артобстрела, когда один из снарядов разорвался неподалеку от театра, и кто-то из зрителей тревожно поднялся с места, А. Орлов, сделав смешной пируэт, сказал со сцены с улыбкой: «Товарищи, не волнуйтесь. Пока еще только стекла летят». Раздался раскат смеха, аплодисменты, и спектакль продолжился… В те страшные дни в театре были постоянные аншлаги, а очереди за билетами занимали с 5 часов утра. В блокаду в театре погибло 64 человека. Несмотря на такие тяжелые потери, было осуществлено 16 постановок. Спектакли посетил 1 миллион 300 тысяч зрителей.

Формы воспитательной деятельности со старшими подростками.

Проблема патриотического воспитания не может быть решена без формирования у молодого поколения уважительного отношения к прошлому и настоящему своей страны. Часто в высказываниях старших подростков, к сожалению, мы отмечаем отрицательное отношение представителей российской молодёжи к таким понятиям, как любовь к Родине, уважение к закону, чувство долга. Поэтому патриотическое воспитание подростков должно быть направлено на познание и осознание молодыми людьми понятия Родины, приобщение подрастающего поколения к российским историческим ценностям, самоопределение и творческая самореализация личности в условиях свободы выбора деятельности.

История – это проявление души народа, его золотой запас. Писатель В.П. Белов как-то справедливо заметил: «Память формирует духовную крепость человека”. Поэтому на своих уроках стараюсь ненавязчиво сделать так, чтобы память о прошлом вошла в духовный мир учеников. Они будут знать, что в свою очередь передать потомкам. Однако критический опыт пережитого показывает – прошлое нельзя воспринимать в идеальном свете. В жизни наших предков и предшественников было немало негативного, а многострадальную историю не раз перекраивали в угоду политикам, вычеркивая и вписывая новые главы, пытались забыть и вновь что-то вспомнить. Я предоставляю возможность учащимся выдвинуть свою точку зрения и найти ответ на вопрос в источниках. Выводы ученики делают сами.

Так, познакомившись с оценками историков В. Каргополова, С. Соловьева, Л. Гумилева учащиеся отвечают на проблемный вопрос:

Кем являлся А. Невский, если следовать логике историков В.Каргаполова, С.Соловьёва, Л. Гумилёва?

а) реалистичный политик, умеющий использовать сложившиеся обстоятельства;

6) пособник врагов Руси:

в) герой, обеспечивший своей стране благоприятное положение.

Важным условием формирования исторической памяти является установление связей между прошлым и настоящим, историей страны и своего региона. Поэтому на уроках истории обращаю внимание на сохранение памяти о великом человеке, говорю о том, что в России именем Александра Невского названы улицы, пере­улки, площади, ему посвящены православные храмы. В 2010 году возрожден орден Александра Невского.

Не исключением является и город Камышлов. Учащиеся готовят сообщения о храме Александра Невского, построенного в 1885 году, о часовне Александра Невского постройки 1868 года, сожалеют о том, что оба эти сооружения были уничтожены в годы советской власти, приходят к выводу о необходимости сохранения памятников культуры и истории.

Одной из особенностей современного патриотического воспитания является увеличение значения связи человека с местом, где он родился, с его малой Родиной.

Этому способствует организация и расширение всех видов краеведческой деятельности, поисковые работы, туристско-краеведческие программы, героико-патриотические акции — всё это формы патриотического воспитания.

Участие в акции «Бессмертный полк» (фото)

Так же одним из наиболее эффективных средств патриотического воспитания учащейся молодежи остаются музеи. Посещение Храма-на-Крови, Городского краеведческого музея, Кочневского музея, Музея нашей школы ( фотографии)

Большое воспитательное воздействие на учащихся имеет работа по сбору документов, материалов и вещественных экспонатов во время туристско-краеведческих экспедиций непосредственно на местах, где проходили исторические события. (фотография у памятника погибшим красноармейцам) , работа над исследовательскими проектами. Работа над проектом «История семьи в истории страны», ( призер Всероссийского конкурса «Крестьянские родословные» в 2021 году, призер Всероссийского конкурса «Мы – гордость Родины» в 2022 году.

С проектом в номинации «Память» Бекетов Платон принял участие во Всероссийском конкурсе «Большая перемена» и стал призером финала конкурса в лагере «Артек».

Формирование образа Родины невозможно без упоминания об исторических событиях, славного прошлого многих поколений. Учащиеся 9 класса написали историческое сочинение «Герои Отечественной войны 1812 года». Развитие исторической памяти подростков играет огромную роль в формировании ценностно-смыслового отношения к Родине.

Кроме того, воспитанию патриотизма у школьников способствует также участие детей в художественно-творческой деятельности. Здесь прежде всего используются такие виды работы, как участие в литературно-драматических композициях, посвященных юбилейным датам. (Лит.-муз.композиция «России славные сыны»)

Сегодня мы наблюдаем и являемся участниками процесса становления поколения, которому суждено определять судьбу нашей Родины. При всей сложности ситуации и массе оговорок можно надеяться, что данное поколение во взаимодействии со старшими поколениями имеет возможность реализовать свою историческую миссию, преодолев разрушительные тенденции и исполнить тем самым свой патриотический и гражданский долг перед Родиной.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!