Патриотическое воспитание дошкольников в дошкольном образовательном учреждении
Аннотация: В данной статье рассмотрены проблемы патриотического воспитания нынешнего поколения, обоснована актуальность данной темы, и представлены пути решения данной проблемы. Разработан комплекс занятий для достижения поставленной цели, и представлен 1 конспект занятия.
Ключевые слова: Родина, патриотизм, народ, традиции, культура, страна, дошкольники
Мы родившиеся в могущей стране, где проживают люди разных национальностей и вероисповеданий. В России уже на протяжении многих веков царит дружба и взаимопонимание между этими народами. Вдумайтесь только, ведь каждый человек по своему индивидуален. Так же и с каждым народом. Все они имеют свою культуру, традиции и обычаи, свое мировоззрение. Наша страна на протяжении многих лет сумела не только сохранить, но и приумножить культуры всех ее народов. А еще в России уживаются все крупные мировые конфессии. Это говорит о многом. Благодаря многовековому опыту Россия в будущем станет опорой в решении проблем в международной арене. Именно наша страна сможет урегулировать межцивилизационные конфликты.
К сожалению, молодое поколение часто уезжает из страны. Но мы надеемся, что в будущем Россию не покинет никто! А наоборот люди будут возвращаться на родину, потому что условия для жизни будут самыми лучшими, заработная плата самой высокой. Медицина будет развиваться. Образование станет качественной и бесплатной [4].
Россия – могучая держава. В будущем она станет еще более сильной и развитой. Ведь она не стоит на месте, развивается и большими шагами движется в прекрасное будущее.
Но для этого, нужно вырастить молодое поколение таким, чтобы никто страну не покидал, стремился сделать что – то лучшее для своей Родины, для своего народа. Данная «миссия» в руках воспитателей, и учителей. Ведь именно в рядах воспитанников детских садов и школ – наше будущее, молодое поколение страны. Все это обусловило актуальность темы исследования.
Цель – разработать комплекс занятий по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста, в разных образовательных областях.
Задачи:
- Проанализировать литературу по теме исследования;
- Описать предварительную работу;
- Разработать комплекс занятий по теме исследования.
Было проанализировано 20 книг по теме исследования, и в данной работе мы опирались на книгу Маханевой М.Д. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». В данной книге описаны методы работы и приемы, которые мы использовали в своей работе.
Подготовительная работа началась с разговора «Что такое РОДИНА?». Это помогло определиться не только с темой, но и тематикой будущих занятий. Были прочитаны сказки, стихи на данную тематику. Рассмотрены картины. Была разработана презентация. Далее, мы перешли к основной работе, разработке комплекса занятий. Занятий разработанных по теме исследования было 6. По образовательным областям. Перспективный план мероприятий представлен в таблице 1.
Таблица 1
Перспективный план мероприятий по патриотическому воспитанию дошкольников
| Тема НОД | Результат |
1 | Изодеятельность на тему «Родина моя». Цели и задачи: Формировать любовь к своей Родине, стране. Учить дошкольников любоваться работами великих художников. Научить дошкольников выражать свои чувства посредством изодеятельности. Воспитывать патриотизм. | Результатом данной деятельности будет выставка работ на тему «Родина моя», в которой дети смогут увидеть свои работы и сравнить с работами своих сверстников |
2 | Аппликация на тему: «Флаг моей страны». Цели и задачи: Формировать элементарное представление о происхождении знамен Воспитывать патриотизм и любовь к своей Родине Закреплять умение работать с ножницами, клеем. | Результатом данного занятия также будет выставка работ |
3 | Музыкальное занятие по теме: «Гимн» Цели и задачи: Познакомить детей с символикой Росси Формировать музыкальный вкус, культуру. Содействовать формированию ритма Воспитывать чувство патриотизма | Результатом данной деятельности будет конкурс песни, которой выучили ребята на занятии |
4 | Занятие по речевому развитию «Могучая моя страна» Цели и задачи: Обобщить представление дошкольников о Родине Развивать интерес к родному краю Формировать чувство гордости Воспитывать патриотизм, любовь к Родине | Конкурс чтецов |
5 | Занятие по физическому воспитанию Цели и задачи: Углубить знания связанные с патриотизмом, Родиной Развивать физические и волевые качества Формировать у детей желание защищать Родину Воспитывать патриотизм и любовь к Родине | Результат данной деятельности был представлен в виде танца. |
6 | Итоговое занятие | |
Все занятия сопровождались презентациями и необходимым материалом, музыкальной постановкой. Музыкальное занятие и физическое занятие было организовано совместно с педагогами. Итоговое занятие проводилось в виде развлечения, в котором дети еще раз закрепили знания, полученные ранее, и смогли увидеть свои работы.
(Конспект 1го занятия в виде образца представлен в конце статьи)
Будущее России зависит от нового поколения, то есть от детей, которых мы воспитываем. Им не должно быть безразлично будущее нашей страны. Спорт, творчество, журналистика, военно-патриотические воспитание – всё это дает нам возможность развиваться и быть лучшими в этих сферах. Я уверен, что в будущем из наших детей выйдут хорошие специалисты, которые будут трудиться во благо нашего государства.
Гражданин будущего - это сегодняшний ребенок, который должен осознанно любить свою Родину, вкладывать силы для развития своей страны. Мальчики – защитники, девочки – хранительницы. К этому детей необходимо приучать с детства. Если только ребенок будет понимать, к чему может привести нелюбовь к Родине и к родным людям, в стране исчезнут дома престарелых и отток хороших специалистов заграницу.
Главной задачей любого государства является создание хороших условий для жизни граждан, в первую очередь - детей. Ведь только в этом случае людям захочется жить в этой стране и строить свое будущее.
Люди, которые будут управлять страной, будут во главе страны, которые будут работать во благо нашей Родины – это наши дети. Это их будущее. Воспитав только достойное поколение, мы сможем жить в прекрасной стране.
1 занятие по теме исследования
Изодеятельность со старшими дошкольниками на тему: «Родина моя»
Цели и задачи:
Формировать любовь к своей Родине, стране.
Учить дошкольников любоваться работами великих художников.
Научить дошкольников выражать свои чувства посредством изодеятельности.
Воспитывать патриотизм.
Материалы:
Репродукции с картин: Юон К.Ф. «Купола и ласточки», «Весенний солнечный день», Шишкин «Рожь», Грабарь «Светлана», Паленов «Заросший пруд», Саврасов «Грачи прилетели»;
Гуашь, кисточки № 3, % 4, мольберт,
Стихотворение Матусовского «С чего начинается Родина».
Ход образовательной деятельности
Под музыку дети заходят в группу. Компьютер и мультмидейный аппарат подготовлены, на слайдах картины великих художников.
Воспитатель: Добрый день. Давайте, ребята, полюбуемся картинами, которые представлены на слайдах.
Что изображено на 1й картине, что изображено на второй картине, на третьей? Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, дети. На них изображены панорамы родных городов автора, родные улицы, родные люди автора, в которых он души не чает. В этих картинах изображена вся любовь авторов к своей малой Родине, к родственникам…
Воспитатель: Вот какие интересные картины. А сейчас ребята предлагаю собрать с потерянных букв, слово, которое поможет назвать нам все одним словом. Какие буквы здесь видите?
Дети: о, р, н, д, и, а.
Воспитатель: Молодцы. А сейчас, давайте, соберем все буквы в одно слово.
Дети: Родина
Воспитатель: Правильно! Молодцы, вы быстро и без труда угадали слово.
Сегодня наш разговор посвящен нашей Родине. Какая он, с чего она начинается, и как мы ее представляем. На все эти вопросы мы найдем ответ. Как думаете ребята, что такое Родина?
Ответы детей (дети рассуждают, что такое Родина, задаются сопутствующие вопросы в случае затруднения детей в ответах).
Давайте вспомним наши картины, которые мы недавно просматривали, на слайдах, поговорим о них. Какие из них вам понравились больше и почему?
(Ответы детей)
Воспитатель: Да, на картинах мы увидели родных людей великих художников, родные города этих художников, картины родной природы. А как это можно назвать одним словом?
Дети: Родина!
Воспитатель: Предлагаю вам послушать стихотворение Матусовского. Слушайте внимательно, я вам задам вопросы по стихотворению.
Включается аудиозапись со стихом. Прослушивается два раза. Далее идет обсуждение стихотворения.
Воспитатель: - Что говорит автор, как он представляет Родину?
Ответы детей (Автор рассуждает о том, с чего начинается Родина, что такое Родина…)
Руководитель: - Ребята, а для вас с чего начинается Родина?
Дети отвечают (Родина начинается с наших любимых родителей, с наших игрушек, с нашего дома, улицы, двора)
Воспитатель: Давайте сделаем вывод.
Ответы детей. Что они поняли и как представляют Родину. В случае необходимости помогать детям сопутствующими вопросами.
Да ребята, Родина это такое место, где живут все твои родные и близкие. Это место, где тебе хорошо.
Самостоятельная работа по изображению Родины. Все дети работают. В случае необходимости, воспитатель подходит, помогает детям.
Подведение итогов.
Воспитатель: Ребята, расскажите, пожалуйста, что хотели изобразить в своих работах?
Ответы детей.
Все ваши работы изображены с любовью, всегда надо любить свою Родину, если только будете любить свою Родину, страну она станет еще лучше.
Давайте устроим выставку ваших работ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
О.Н.Баранникова «Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду». 2013, с.62
Ветохина А.Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Конспекты занятий. – Спб.ООО Изд.Детство-пресс, 2011, с.194
Зеленова Н.Г.Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. М.Издательство Скрипторий, 2013-286с.
Е.К.Ривина «Герб и флаг России» Знакомим дошкольников и младших школьников с Государственными символами. 2013, с.214
Трунова М. Секреты музейной педагогики:из опыта работы. Дошкольное воспитание – 2016-№5 – с.24-28