СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Патриотическое мероприятие "Песни как символ Великой Победы"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Музыка и война.… Казалось бы несовместимые понятия. Но еще А.В. Суворов отмечал: «Музыка удваивает, утраивает армию, с развернутыми знаменами и громогласною музыкою взял я Измаил». В годы священной войны музы не могли молчать. Воевал весь наш народ. Воевала и песня. Она была вдохновенным и страстным политруком, строгим и требовательным командиром, весёлым и неунывающим солдатом, ласковой медсестрой, нежной и любящей матерью, женой и невестой. Она бодрила на марше и согревала в непогоду, вселяла надежду и веру в то, что мы обязательно победим, одолеем врага.

Просмотр содержимого документа
«Патриотическое мероприятие "Песни как символ Великой Победы"»

  Патриотическое мероприятие  «Песни как символ  Великой Победы».  Истории создания.   Разработала: Е.Ю.Смирнова, учитель МКОУ Озерская СОШ им. Сергея Аникина

Патриотическое мероприятие «Песни как символ Великой Победы». Истории создания.

Разработала:

Е.Ю.Смирнова,

учитель МКОУ Озерская СОШ

им. Сергея Аникина

 Цель: расширить представления обучающихся об истории возникновения военных песен.  Задачи: - воспитывать чувство патриотизма, уважения к истории Родины, к ее культурному наследию, чувство гордости за свою страну, за русских людей на примерах песен военных лет.  - воспитывать уважительное отношение к старшему поколению.

Цель: расширить представления обучающихся об истории возникновения военных песен.

Задачи:

- воспитывать чувство патриотизма, уважения к истории Родины, к ее культурному наследию, чувство гордости за свою страну, за русских людей на примерах песен военных лет.

- воспитывать уважительное отношение к старшему поколению.

 Музыкальный  символ Великой  Отечественной войны -  песня «Священная война»

Музыкальный символ Великой Отечественной войны - песня «Священная война»

В истории России 22 июня дата особенная. 22 июня 1941 года гитлеровская армия вторглась на территорию Советского Союза, нанеся массированные авиационные удары по стратегически важным военным и гражданским объектам на глубину 250—300 километров от государственной границы.

В истории России 22 июня дата особенная. 22 июня 1941 года гитлеровская армия вторглась на территорию Советского Союза, нанеся массированные авиационные удары по стратегически важным военным и гражданским объектам на глубину 250—300 километров от государственной границы.

Начало войны никого не оставило равнодушным, в том числе и работников искусства, которые за считанное время создали произведения, ставшие символами Великой Отечественной войны. В конце июня 1941 года советский художник Ираклий Тоидзе создал свой знаменитый плакат «Родина-мать зовёт!». В то же самое время появилась песня советского композитора Александра Александрова на стихи Василия Лебедева-Кумача «Священная война», ставшая музыкальным символом борьбы советского народа против немецко-фашистских захватчиков.

Начало войны никого не оставило равнодушным, в том числе и работников искусства, которые за считанное время создали произведения, ставшие символами Великой Отечественной войны.

В конце июня 1941 года советский художник Ираклий Тоидзе создал свой знаменитый плакат «Родина-мать зовёт!». В то же самое время появилась песня советского композитора Александра Александрова на стихи Василия Лебедева-Кумача «Священная война», ставшая музыкальным символом борьбы советского народа против немецко-фашистских захватчиков.

На третий день войны, 24 июня 1941 года, в газетах «Известия» и «Красная звезда» были опубликованы стихи В. И. Лебедева-Кумача под названием «Священная война», которые прочитал композитор Александров. Сразу же пришла идея написать к ним музыку, и уже на следующий день музыканты Краснознамённого ансамбля красноармейской песни и пляски СССР репетировали песню по нотам, написанным Александровым на грифельной доске, а 26 июня одна из групп ансамбля впервые исполнила  «Священную войну» на перроне Белорусского вокзала в Москве.

На третий день войны, 24 июня 1941 года, в газетах «Известия» и «Красная звезда» были опубликованы стихи В. И. Лебедева-Кумача под названием «Священная война», которые прочитал композитор Александров.

Сразу же пришла идея написать к ним музыку, и уже на следующий день музыканты Краснознамённого ансамбля красноармейской песни и пляски СССР репетировали песню по нотам, написанным Александровым на грифельной доске, а 26 июня одна из групп ансамбля впервые исполнила  «Священную войну» на перроне Белорусского вокзала в Москве.

Песня сразу же завоевала народную любовь. Однако вплоть до 15 октября 1941 года она широко не исполнялась, потому что партийные чиновники сочли её слишком пессимистичной и трагично звучащей, резко диссонирующей с тем настроением, которое создавали довоенные патриотические песни. И только после 15 октября, когда враг уже подступал к Москве,  «Священная война»  каждое утро стала звучать по всесоюзному радио, и была дважды (в 1941 и 1942 годах) записана на грампластинки.

Песня сразу же завоевала народную любовь. Однако вплоть до 15 октября 1941 года она широко не исполнялась, потому что партийные чиновники сочли её слишком пессимистичной и трагично звучащей, резко диссонирующей с тем настроением, которое создавали довоенные патриотические песни. И только после 15 октября, когда враг уже подступал к Москве,  «Священная война»  каждое утро стала звучать по всесоюзному радио, и была дважды (в 1941 и 1942 годах) записана на грампластинки.

Песня «Священная война». Вставай, страна огромная,  Вставай на смертный бой  С фашистской силой тёмною,  С проклятою ордой! Припев Припев:  Пусть ярость благородная  Вскипает, как волна!  Идёт война народная,  Священная война. Не смеют крылья черные  Над Родиной летать,  Поля ее просторные  Не смеет враг топтать! Припев Как два различных полюса  Во всем враждебны мы:  За свет и мир мы боремся,  Они — за царство тьмы. Припев Гнилой фашистской нечисти  Загоним пулю в лоб,  Отребью человечества  Сколотим крепкий гроб! Дадим отпор душителям  Всех пламенных идей,  Насильникам, грабителям,  Мучителям людей! Припев Пойдём ломить всей силою,  Всем сердцем, всей душой  За землю нашу милую,  За наш Союз большой! Припев Встает, страна огромная,  Встает на смертный бой  С фашистской силой темною,  С проклятою ордой! Припев

Песня «Священная война».

Вставай, страна огромная, Вставай на смертный бой С фашистской силой тёмною, С проклятою ордой!

Припев

Припев: Пусть ярость благородная Вскипает, как волна! Идёт война народная, Священная война.

Не смеют крылья черные Над Родиной летать, Поля ее просторные Не смеет враг топтать!

Припев

Как два различных полюса Во всем враждебны мы: За свет и мир мы боремся, Они — за царство тьмы.

Припев

Гнилой фашистской нечисти Загоним пулю в лоб, Отребью человечества Сколотим крепкий гроб!

Дадим отпор душителям Всех пламенных идей, Насильникам, грабителям, Мучителям людей!

Припев

Пойдём ломить всей силою, Всем сердцем, всей душой За землю нашу милую, За наш Союз большой!

Припев

Встает, страна огромная, Встает на смертный бой С фашистской силой темною, С проклятою ордой!

Припев

История песни

История песни "Катюша"

Песня «Катюша» в военные года стала едва ли не гимном русских солдат, а в наше время под нее до сих проводятся строевые марши. Кстати, композиция оказалась по душе не только русским бойцам, но и иностранцам. Например, в Китае «Катюша» — одна из самых популярных русских песен, ее можно даже услышать в военных частях.

Михаил Исаковский — один из самых плодотворных и популярных поэтов военных песен. Но самую известную «Катюшу» написал еще до начала Великой Отечественной войны, в 1938 году.

Михаил Исаковский — один из самых плодотворных и популярных поэтов военных песен. Но самую известную «Катюшу» написал еще до начала Великой Отечественной войны, в 1938 году.

Сначала Исаковскому показалось, что строки, так легко родившиеся однажды, смогут стать и полноценной песней. Но после написания первых 2 четверостиший, работа встала на месте. Продолжить историю девушки, которая ждет любимого с фронта, не получалось, композиция осталась пылиться где-то на полке.

Сначала Исаковскому показалось, что строки, так легко родившиеся однажды, смогут стать и полноценной песней. Но после написания первых 2 четверостиший, работа встала на месте. Продолжить историю девушки, которая ждет любимого с фронта, не получалось, композиция осталась пылиться где-то на полке.

Однако, вскоре Исаковский познакомился с композитором Матвеем Блантером, также известным по песням военной тематики. Разговорившись однажды, поэт признался товарищу, что у него некоторое время лежат 8 строчек, а дальше работа не идет. Тогда Исаковский придал этому эпизоду мало значения, но все же показал Блантеру стихи.

Однако, вскоре Исаковский познакомился с композитором Матвеем Блантером, также известным по песням военной тематики. Разговорившись однажды, поэт признался товарищу, что у него некоторое время лежат 8 строчек, а дальше работа не идет. Тогда Исаковский придал этому эпизоду мало значения, но все же показал Блантеру стихи.

А вот композитору слова сразу запомнились и вскоре была написана и музыка для них. Автор слов оказался в таком положении, что не закончить песню просто было нельзя, поэтому он снова сел за «Катюшу» и создал произведение, до сих пор будоражащее откровенностью строк и простотой мелодии одновременно.

А вот композитору слова сразу запомнились и вскоре была написана и музыка для них. Автор слов оказался в таком положении, что не закончить песню просто было нельзя, поэтому он снова сел за «Катюшу» и создал произведение, до сих пор будоражащее откровенностью строк и простотой мелодии одновременно.

«Катюша» оказалась настолько простой и запоминающейся — с несложным мотивом, повторяющимися и каждому понятными словами, что слушать ее стали не только советские солдаты. Один из самых интересных случаев в истории этой песни. Однажды, бойцы СССР услышали композицию, оказалось, что играл ее патефон врага. Немцам тоже понравилась мелодия, и они несколько раз подряд включили ее. Русских солдат так разозлило звучание их родной «Катюши» на вражеской стороне, что они собрались и неожиданно наступили на немецкий войска, забрали трофейный патефон и дальше слушали с него песню только сами.

«Катюша» оказалась настолько простой и запоминающейся — с несложным мотивом, повторяющимися и каждому понятными словами, что слушать ее стали не только советские солдаты.

Один из самых интересных случаев в истории этой песни. Однажды, бойцы СССР услышали композицию, оказалось, что играл ее патефон врага. Немцам тоже понравилась мелодия, и они несколько раз подряд включили ее. Русских солдат так разозлило звучание их родной «Катюши» на вражеской стороне, что они собрались и неожиданно наступили на немецкий войска, забрали трофейный патефон и дальше слушали с него песню только сами.

На самом деле, у песни есть несколько вариантов того, как развивается и заканчивается сюжет. Во-первых, это связано с тем, что сам автор слов Михаил Исаковский написал разные концовки, в том числе ту, где главная героиня Катюша забирает песенку с собой и уходит с берега. Но этот финал для исполнения используют редко, потому и услышать его можно нечасто. А во-вторых, качество заслушанных пластинок не всегда позволяло верно разобрать текст, поэтому люди сами придумывали его. Некоторые умельцы даже сочинили продолжении истории этой девушки, где она , например, летчица или медсестра.

На самом деле, у песни есть несколько вариантов того, как развивается и заканчивается сюжет. Во-первых, это связано с тем, что сам автор слов Михаил Исаковский написал разные концовки, в том числе ту, где главная героиня Катюша забирает песенку с собой и уходит с берега. Но этот финал для исполнения используют редко, потому и услышать его можно нечасто. А во-вторых, качество заслушанных пластинок не всегда позволяло верно разобрать текст, поэтому люди сами придумывали его. Некоторые умельцы даже сочинили продолжении истории этой девушки, где она , например, летчица или медсестра.

  Расцветали яблони и груши,  Поплыли туманы над рекой.  Выходила на берег Катюша,  На высокий берег на крутой.  Выходила на берег Катюша,  На высокий берег на крутой.  Выходила, песню заводила,  Про степного сизого орла.  Про того, которого любила,  Про того, чьи письма берегла.  Про того, которого любила,  Про того, чьи письма берегла.  Ой ты песня, песенка девичья,  Ты лети за ясным солнцем вслед    Катюша И бойцу на дальнем пограничье  От катюши передай привет  И бойцу на дальнем пограничье  От катюши передай привет.  Пусть он вспомнит девушку простую,  Пусть услышит, как она поет,  Пусть он землю бережет родную,  А любовь Катюша сбережет.  Пусть он землю бережет родную,  А любовь Катюша сбережет.  Расцветали яблони и груши,  Поплыли туманы над рекой.  Выходила на берег Катюша,  На высокий берег на крутой.  Выходила на берег Катюша,  На высокий берег на крутой.

Расцветали яблони и груши, Поплыли туманы над рекой. Выходила на берег Катюша, На высокий берег на крутой. Выходила на берег Катюша, На высокий берег на крутой. Выходила, песню заводила, Про степного сизого орла. Про того, которого любила, Про того, чьи письма берегла. Про того, которого любила, Про того, чьи письма берегла. Ой ты песня, песенка девичья, Ты лети за ясным солнцем вслед

Катюша

И бойцу на дальнем пограничье От катюши передай привет И бойцу на дальнем пограничье От катюши передай привет. Пусть он вспомнит девушку простую, Пусть услышит, как она поет, Пусть он землю бережет родную, А любовь Катюша сбережет. Пусть он землю бережет родную, А любовь Катюша сбережет. Расцветали яблони и груши, Поплыли туманы над рекой. Выходила на берег Катюша, На высокий берег на крутой. Выходила на берег Катюша, На высокий берег на крутой.

 История песни «Соловьи» Как часто за четыре с лишним года солдату не хватало сна... Если ж выпадала минута — спал и под грохот батарей, и под взрыв бомб, и в самую душевывертывающую болтанку, коли случалось бороздить море на катере, и просто положив под голову снарядный ящик или смерзшийся ком земли... Да, когда выкраивалось такое мгновение сна, тут уж пусть рядом хоть целый полк соловьев — ни за что до самой команды «подъем!» не разбудить было им солдата...

История песни «Соловьи»

Как часто за четыре с лишним года солдату не хватало сна... Если ж выпадала минута — спал и под грохот батарей, и под взрыв бомб, и в самую душевывертывающую болтанку, коли случалось бороздить море на катере, и просто положив под голову снарядный ящик или смерзшийся ком земли... Да, когда выкраивалось такое мгновение сна, тут уж пусть рядом хоть целый полк соловьев — ни за что до самой команды «подъем!» не разбудить было им солдата...

Однако наступила весна сорок пятого, и смертельно усталый наш солдат стал спать как-то по-иному, тревожно. Словно боялся пропустить миг победы. А еще, видно, очень тосковал о далеком доме, о любимой, о жизни, в которой уже не будет ни огня, ни крови...

Однако наступила весна сорок пятого, и смертельно усталый наш солдат стал спать как-то по-иному, тревожно. Словно боялся пропустить миг победы. А еще, видно, очень тосковал о далеком доме, о любимой, о жизни, в которой уже не будет ни огня, ни крови...

Однажды, когда Василий Павлович Соловьев-Седой (на фото слева) работал в Москве над опереттой «Верный друг», дверь номера гостиницы распахнулась и на пороге вырос Алексей Фатьянов (на фото справа). 

Однажды, когда Василий Павлович Соловьев-Седой (на фото слева) работал в Москве над опереттой «Верный друг», дверь номера гостиницы распахнулась и на пороге вырос Алексей Фатьянов (на фото справа). 

Поэт приехал с фронта, ему дали отпуск специально, чтобы он написал с Соловьевым-Седым две песни. Тексты песен готовы, их Фатьянов сложил под грохот канонады,— «Ничего не говорила» и «Соловьи». Василий Павлович сел за пианино, музыка родилась быстро, а потом композитор и поэт позвали к себе соседей по гостинице и спели им новые песни. Одобрение было полным, а генерал из соседнего номера даже стал их «соавтором», предложив заменить в «Соловьях» одно слово: «Пусть солдаты (а не «ребята», как было сначала) немного поспят».

Поэт приехал с фронта, ему дали

отпуск специально, чтобы он написал с Соловьевым-Седым две песни. Тексты песен готовы, их Фатьянов сложил под грохот канонады,— «Ничего не говорила» и «Соловьи». Василий Павлович сел за пианино, музыка родилась быстро, а потом композитор и поэт позвали к себе соседей по гостинице и спели им новые песни. Одобрение было полным, а генерал из соседнего номера даже стал их «соавтором», предложив заменить в «Соловьях» одно слово: «Пусть солдаты (а не «ребята», как было сначала) немного поспят».

  Соловьи И сад зелёный над прудом,  Где соловьи всю ночь поют,  А в доме том солдата ждут. Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,  Пусть солдаты немного поспят,  Немного пусть поспят. Пришла и к нам на фронт весна,  Солдатам стало не до сна —  Не потому, что пушки бьют,  А потому, что вновь поют,  Забыв, что здесь идут бои,  Поют шальные соловьи. Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,  Пусть солдаты немного поспят,  Немного пусть поспят. Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,  Пусть солдаты немного поспят,  Немного поспят. А завтра снова будет бой, —  Уж так назначено судьбой,  Чтоб нам уйти, недолюбив,  От наших жён, от наших нив;  Но с каждым шагом в том бою  Нам ближе дом в родном краю. Но что война для соловья!  У соловья ведь жизнь своя.  Не спит солдат, припомнив дом   Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,  Пусть солдаты немного поспят,  Немного пусть поспят. 1942 г.

Соловьи

И сад зелёный над прудом, Где соловьи всю ночь поют, А в доме том солдата ждут.

Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат, Пусть солдаты немного поспят, Немного пусть поспят.

Пришла и к нам на фронт весна, Солдатам стало не до сна — Не потому, что пушки бьют, А потому, что вновь поют, Забыв, что здесь идут бои, Поют шальные соловьи.

Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат, Пусть солдаты немного поспят, Немного пусть поспят.

Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат, Пусть солдаты немного поспят, Немного поспят.

А завтра снова будет бой, — Уж так назначено судьбой, Чтоб нам уйти, недолюбив, От наших жён, от наших нив; Но с каждым шагом в том бою Нам ближе дом в родном краю.

Но что война для соловья! У соловья ведь жизнь своя. Не спит солдат, припомнив дом

Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат, Пусть солдаты немного поспят, Немного пусть поспят.

1942 г.

«Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат...» Сколько уже раз — и до войны, и еще много-много раньше — люди в песнях обращались к соловью-соловушке, мечтая о любви, о счастье. И вот теперь, весной сорок пятого, это случилось снова. Коротки, томительны сновидения весны этой — последней военной... И несмотря на то, что сегодня «пушки бьют», а «завтра снова будет бой», у каждого солдата весна ох как разбередила душу...

«Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат...» Сколько уже раз — и до войны, и еще много-много раньше — люди в песнях обращались к соловью-соловушке, мечтая о любви, о счастье. И вот теперь, весной сорок пятого, это случилось снова.

Коротки, томительны сновидения весны этой — последней военной... И несмотря на то, что сегодня «пушки бьют», а «завтра снова будет бой», у каждого солдата весна ох как разбередила душу...

Да, редко доводилось солдату выспаться за те без малого полторы тысячи дней. Очень редко. Он добыл для Родины Победу и лишь тогда заснул спокойный, что выполнил свой долг.

Да, редко доводилось солдату выспаться за те без малого полторы тысячи дней. Очень редко. Он добыл для Родины Победу и лишь тогда заснул спокойный, что выполнил свой долг.

 Интернет-источники http://blog.norma40.ru/?p=616  https://kakoy-smysl.ru/history-of-creation/istoriya-sozdaniya-pesni-katyusha/  https://www.liveinternet.ru/users/komrik/post389070693

Интернет-источники

http://blog.norma40.ru/?p=616

https://kakoy-smysl.ru/history-of-creation/istoriya-sozdaniya-pesni-katyusha/

https://www.liveinternet.ru/users/komrik/post389070693


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!