Паспорт урока |
ФИО учителя: Гурьянова Ольга Федоровна, ГКОУ СО ЦО СО, отделение №2. |
Тема урока | Тема Нефть, способы переработки нефти. |
Цель урока: | Развитие активности, самостоятельности, формирование ценностного отношения к химическим знаниям и естественнонаучного стиля мышления на основе изучения химического состава, свойств и способов переработки нефти |
Планируемые ОР | Ученик: ЛР1. - обосновывает своё мнение об экологических проблемах использования нефти и нефтепродуктов. ЛР2. – дает оценку крупнейшим доказанным запасам нефти на планете и в Российской Федерации. ЛР.3 – высказывает собственное мнение о химических свойствах углеводородов, входящих в состав бензина, которые определяют качество этого вида топлива. ЛР4. - проявляет активное желание к саморазвитию, потребность в достижении. ЛР5. - обосновывает ценность и значимость новых знаний по теме. -
Пр1 – называет причины детонационной стойкости бензина. Пр2 –рассказывает о фракционной (первичной) переработке нефти. Пр3. –называет основные виды крекинга и условия его протекания. Мр1. – самостоятельно формулирует тему урока. МР2.- находит в тексте необходимую информацию о физических свойствах, химическом составе нефти, оформляет её в таблице; МР3. - устанавливает сходство и отличие в первичной и вторичной переработке нефти и группирует их по определённым признакам: исходные продукты, температурные показатели, продукты переработки нефти. МР4.- выделяет основную мысль по тексту учебника о риформинге нефти. МР5. – устанавливает этапы крекинга, группирует их по признакам для сравнения: условия проведения, скорость процесса, состав продуктов, свойства бензина. МР6. – устанавливает причинно-следственные связи между соотношением компонентов в товарном бензине и его детонационной стойкостью. МР7. - называет причины широкого использования нефти. МР8. - видит противоречие, формулирует проблему, выдвигает гипотезы (МР, III); РУД1. – формировать умения работать по плану, сверять свои действия с целью, при необходимости исправлять ошибки. РУД2. - планирование учебной деятельности на уроке при выполнении устных и письменных заданий. РУД3. – умение проговаривать последовательность действий на уроке. РУД4. – контроль, коррекция, оценка, выделение того, что уже освоено и что еще подлежит освоению. РУД5 – умение оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки. РУД6 - адекватное понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности. ПУД1. – анализ, сравнение фактов, строить логическое рассуждение, понимать позицию другого. ПУД2. – анализировать, сравнивать свойства углеводородов, входящих в состав нефти и бензинов. ПУД3. – строить логическое рассуждение, выделять существенные характеристики процессов переработки нефти. ПУД4. – выделять существенные характеристики видов крекингов нефти, представить информацию в виде таблицы. ПУД5 – обобщать факты, осуществлять сравнение, характеризовать фракции ректификации нефти. ПУД6. – анализировать работу своих товарищей, исходя из темы урока. ПУД7. – уметь определять возможные источники необходимых сведений. ПУД8 – строить логическое рассуждение, составлять тезисы, производить поиск информации и анализировать ее достоверность. КУД1. – участие в дискуссии, признавать ошибочность своего мнения. КУД2. – отстаивать свою точку зрения, договариваться с обучающимися иных позиций. КУД3. – уметь корректировать свое мнение в дискуссии, приводить аргументы, подтверждать фактами. КУД4. – контроль, коррекция, оценка своих действий и партнера, умение выражать свои мысли, владеть монологической и диалогической формами речи. КУД5. – уметь критично относиться к своему мнению. КУД6. – умение организовывать работу в группах с целью получения новых знаний. КУД7. – общаясь друг с другом вне школы по данному вопросу, различать в речи собеседника его точку зрения, аргументы, факты, гипотезы, теории. Ученик по окончании изучения темы урока: - проявляет активное желание к саморазвитию, потребность в достижении (ЛР); - видит противоречие, формулирует проблему, выдвигает гипотезы (МР, III); - формулирует цели и задачи урока (МР, III); - обосновывает ценность и значимость новых знаний по теме (ЛР, I). |
Программные требования | Выпускник научится: 1.характеризовать нефть на основании изученных физических и химических свойств. 2.описывать физические свойства и состав нефти. 3.объяснять причину химических процессов, протекающих при крекингах нефти. 4.знать химические свойства углеводородов, входящих в состав бензина. 5. уметь составлять уравнения реакций крекинга бутана. Выпускник имеет возможность научиться: 1.характеризовать свойства нефти по составу, строению и свойствам. 2. устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества; 3.прогнозировать способность автомобильного бензина к детонации, исходя из его октанового числа. 4. составлять уравнения реакций, характеризующие фракционную переработку нефти. 5.использовать приобретенные знания для экологически грамотного поведения в окружающей среде; 6. объективно оценивать информацию о составе нефти и химических процессах, характеризующих переработку нефти. 7.критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в средствах массовой информации; 8. осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека; 9. создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 10. понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др. |
Мировоззренческая идея | Слова Д.И. Менделеева: «нефть не топливо, топить можно и ассигнациями» |
Программное содержание | Физические свойства и состав нефти, первичная переработка нефти, вторичная переработка нефти, виды крекинга, детонационная стойкость бензина, экологические проблемы использования нефти. |
План изучения нового материала | 1.физические свойства и состав нефти. 2.первичная переработка нефти. 3.вторичная переработка нефти. 4. виды крекинга. 5.детонационная стойкость бензина. 6. углеводороды, входящие в состав бензина. 7.распространение нефти и запасы на Земле. 8.мировые добычи нефти. 9.экологические проблемы использования нефти. 10.закрепить умение составления уравнений реакций. 11. проверить свои знания. |
Основные понятия | Состав нефти, ректификация, бензиновая фракция, керосиновая, фракция, мазут,, риформинг, каталитический крекинг, термический крекинг, детонационная стойкость бензина, углеводороды, входящий в состав бензина, десятка стран-лидеров по добыче нефти, экологические проблемы использования нефти. |
Тип урока | Урок комбинированный. |
Форма урока | Урок-семинар с использованием групповой формы работы обучающихся. |
Технология основанная на создании учебных ситуаций |
Мизансцена урока | Парты сдвинуты по две для групповой работы. |
Оборудование урока | Компьютер, проектор, экран, учебники, рабочие тетради. |
Домашнее задание | Параграф 14, задания 1-2. Время выполнения: 20 минут. |