СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Памятники архитектуры: виртуальное путешествие

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Памятники архитектуры: виртуальное путешествие»

Урок 10 Изобразительное искусство 2023-2024 уч. г 3 а класс 16.11.2023 г

Тема

Памятники архитектуры: виртуальное путешествие

Цель

Дать понятие об архитектуре, русской архитектуре, основных материалах этого вида изобразительного искусства и формах (объемной и плоской); познакомить с памятниками архитектуры».

Задачи

-обратить внимание школьников на оформление города; акцентировать интерес на памятниках архитектуры и бережном отношении к ним; обучить созданию проекта здания или архи­тектурного ансамбля; познакомить с понятиями «малая родина», «памятник архитектуры», «зодчество ; формировать навыки конструирования из бумаги, картона, владения графическими материалами; учить рисовать по представлению;

-развивать эмоциональное, эстетическое, образное восприятие, творческие способности

Тип урока

Постановка и решение учебной задачи

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные: познакомятся с понятием «архитектура», памятниками русской архитектуры. Научатся из геометрических форм складывать силуэты архитектурных сооружений, рисовать памятники архитектуры по памяти или по представлению.

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные – научатся сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства; преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать, моделировать различные отношения между объектами окружающего мира (строить модели); регулятивные – научатся корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения; коммуникативные – научатся инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, формулировать ответы на вопросы.

Личностные: ответственно относятся к учебе, имеют мотивацию к учебной деятельности; сориентированы на проявление интереса к культурному наследию страны

Основные понятия и термины

Архитектура, памятники архитектуры

Образовательные
ресурсы

Архитектура. Википедия. – Режим доступа : http://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%F0%F5%E8%F2%E5%EA%F2%F3%F0%E0

Наглядно-демонстрационный

материал

Мультимедийная презентация по теме, образец изделия.

Примерный видеоряд: https://dzen.ru/video/watch/63664815bbe3222174a7e8a9?share_to=link

Оборудование

Учебник, тонированная бумага, ножницы, клей, карандаши краски, кисти, альбом

Ход урока

Этапы
урока

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Универсальные
учебные действия

I. Организационный момент Сообщение темы урока

Подготовка к усвоению материала

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

– На предыдущих уроках мы с вами узнали, как много делает художник для того, чтобы в наших домах было красиво, уютно. Но мы не всегда находимся дома и хотим, чтобы красота окружала нас всюду. Что может сделать для этого художник, вы узнаете на предстоящих уроках.

А сегодня вы познакомитесь с одним из видов изобразительного искусства – архитектурой

Слушают учителя

Личностные: ответственно относятся к учебе, имеют мотивацию к учебной деятель- ности.

Регулятивные: принимают
и сохраняют учебную задачу

II. Изучение нового материала Сообщение теоретических сведений «Что такое архитектура?»

https://dzen.ru/video/watch/63664815bbe3222174a7e8a9?share_to=link

Педагог демонстрирует презентацию с показом знаменитых исторических построек (Покровский собор, Дом Пашкова, новое здание МГУ, комплекс в Кижах и др.), давая пояснения по каждой постройке.

Школьники выясняют роль Мастеров Постройки, Изображения и Украшения в каждом памятнике архитектуры.(Приложение .Материал для комментария)

– А знаете ли, что такое архитектура?

Архитекту́ра (лат. architectura от др.-греч. αρχι – старший, главный и др.-греч. τέκτων – строитель, плотник) –искусство проектировать, строить здания и сооружения (также их комплексы). Архитектура непременно создает организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности.

Архитектурой также называют облик зданий и сооружений, а также и сами здания и сооружения. Среди имеющихся зданий есть здания, которые называют памятниками архитектуры.

-Как вы думаете, почему? Эти здания и сооружения стали частью истории страны, города, села, покорили не одно поколение жителей нашей страны. К памятникам архитектуры и зодчества могут относиться отдельные постройки, здания и сооружения, архитектурные ансамбли и комплексы, городские центры, кварталы, площади, улицы.

Запомните новые определения:

Зодчий — автор проекта, по которому ведется строительство.

Зодчество - наука и искусство создавать здания

Фасад — это передняя часть здания.

Основные выразительные средства архитектуры – пластика объемов, масштабность, ритм, пропорции, фактура и цвет поверхностей, связь с окружающей средой.

– Рассмотрим некоторые из них

Слушают учителя,
работают
с учебником, рассматривают иллюстрации, анализируют информацию, выполняют задание, делают выводы

Личностные: имеют положительное отношение к занятиям предметно-практической деятельностью.

Познавательные:извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют ее; осуществляют поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление об архитектуре.

Коммуникативные: умеют слушать учителя, инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, отвечать

на вопросы, делать выводы.

Регулятивные: принимают
и сохраняют учебную задачу

Словесно-иллюстративный рассказ

с элементами беседы «Памятники архитектуры». Просмотр мультимедийной презентации

– Представьте на минуту, если исчезнут все памятники архитектуры, что будет? Это память о великих свершениях, которые мог сотворить только сам человек, это вечная память об этих выдающих людях. Разве это может исчезнуть в один момент? Конечно, нет. Памятники архитектуры – это великое достояние народа России. Это огромная ценность для нас. Мы восхищаемся этим уникальным творением, талантом архитекторов. Памятники архитектуры – это не просто своеобразное украшение, это кусочек истории, кусочек судьбы нашей страны, великих творений. Вот один из них. (Презентация. Слайды 2–14.) (См. ресурсный материал к уроку.)

Посмотрите на представленные изображения памятников архитектуры. Знаете ли вы их? Назовите известные вам здания и сооружения.

– Как вы думаете, относятся ли к памятникам архитектуры объекты деревянного зодчества (избы)?

– Какие памятники архитектуры есть в вашем селе, городе? Как они сохраняются?

Слушают учителя, одноклассников, анализируют информацию, рассматривают слайды

Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, умеют инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, отстаивать собственное мнение, формулировать ответы на вопросы, описывать объект.

Регулятивные: принимают
и сохраняют учебную задачу.

Личностные: проявляют интерес к культурному наследию страны.

Познавательные:извлекают информацию из прослушанного объяснения, воспринимают его с учетом поставленной учебной задачи, анализируют

III. Творческая практическая деятельность Беседа «Что

мы будем делать?».

Дидактическая игра «Сложить
из геометрических фигур разного вида и размера здания». Работа с учебником (с. 51

– Сегодня вы нарисуете фрагмент улицы с архитектурным памятником любой эпохи.

Учащиеся под руководством учителя анализируют образец педагогического рисунка, обращая внимание на высоту линии горизонта, изображение объектов на переднем плане, форму зданий и сооружений, составляют последовательность работы над рисунком. Организует работу над заданием, проверяет выполненную работу

https://dzen.ru/video/watch/63664815bbe3222174a7e8a9?share_to=link

Сейчас вам предстоит испытать свои силы, взяв на себя роль архитекторов. Вы получите наборы геометрических форм, из ко­торых надо сложить воображаемое здание. Подумайте, как можно выполнить его необычным, привлекающим взгляд. Это может быть как современный дом, так и средневековый замок. Поду­майте над вопросами.

- Каково предназначение будущего здания?

- Из каких частей оно будет состоять? — Как его можно украсить?

При желании вы можете даже сделать проект не одного дома или здания, а нескольких. У вас получится целый архитектурный ансамбль.

(Школьники получают наборы плоских геометрических фи­гур, вырезанных из бумаги, выполняют задание.)

- У кого готов плоский проект его оригинального здания?

- Кто хочет рассказать о нем?

(Ответы школьников.) (Педагог проверяет и оценивает выполнение задания.)

Анализируют готовое изделие, информацию, слушают учителя, отвечают на вопросы, проговаривают последовательность работы, наблюдают за действиями учителя, демонстрирующего некоторые

приемы работы. Выполняют
задание

Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения.

Коммуникативные: понимают смысл заданий учителя и принимают учебную задачу, участвуют в обсуждении.

Регулятивные: умеют удерживать цель деятельности
до получения ее результата; планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий).

Познавательные:умеют анализировать информацию, производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение), анализируют план работы, выделяя основные этапы и приемы работы над рисунком

Практическое задание

(материалы

по выбору

Учитель контролирует приемы работы. Наблюдает, советует, отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания.

– Нарисуйте фрагмент улицы с архитектурным памятником любой эпохи

Задание для самостоятельной работы

Вы проверили свои возможности при создании нового здания. Теперь вам надо нарисовать его — то, которое вы сложили из от­дельных частей, или новое, какое вам подскажет ваша фантазия.

Материал можете взять любой — карандаши или краски. Сде­лайте вашу постройку такой нарядной, чтобы про нее можно было сказать, что она со временем станет памятником архитектуры.

Если вы будете выполнять работу акварельными красками, то сначала выполните для нее хотя бы простой карандашный эс­киз, как вы уже делали на предыдущих уроках.

(Школьники выполняют задание.)

— Каким слоем надо наносить краску на фон здания, если вы делаете рисунок акварелью? (Тонким, чтобы краска быстрее высохла.)

— Какой кисточкой надо пользоваться, раскрашивая фон? (Широкой.)

— Как надо набирать краску для рисования деталей? (На са­мый кончик кисточки.)

— Какой кисточкой рисуют детали картины? (Тонкой.)

Физкультминутка

Пока ваши работы высыхают, проведем физкультминутку. (Педагог читает текст с одновременным выполнением метро­ритмических движений, которые за ним повторяют школьники.)

Дождик, дождик, что ты льешь?

(Четыре хлопка в ладоши.)

Погулять нам не даешь.

(Четыре притопа каждой ногой по очереди.)

Дождик, дождик, полно лить,

(Четыре хлопка в ладоши.)

Нашу землю, лес мочить.

(Четыре прыжка на месте.)

После дождичка на даче

(Ходьба с высоким подниманием бедра.) Мы по лужицам поскачем. (Прыжки на месте через лужицы.)

Завершение работы.

Уборка рабочего места, задание на следующий урок

Принадлежности для рисования уберите, воду из-под аква­рельных красок вылейте.

Выполняют задание






















Выполняют упражнение








(Школьники завершают работу над рисунками.)


Регулятивные: корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечают способы их устранения.

Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения

IV. Итоги урока. Рефлексия Выставка
и презентация работ. Обобщение

сведений, оценивание результатов работы

- Какие здания называют памятниками архитектуры?

- Приведите примеры памятников архитектуры?

- Есть ли памятники архитектуры в том месте, где мы с вами живем?

- Какой памятник архитектуры вам понравился больше остальных?

- Чем он вам понравился?

- Что такое фасад?

- Как государство относится к памятникам архитектуры?

- Как можно отличить памятники архитектуры разных веков?

- Какова роль братьев-Мастеров при создании памятников архитектуры?

А теперь сочиним синквейн на тему «Памятник».

(Педагог проверяет выполнение задания и выставляет оценки.)

– Все ли вам удалось в этом задании? Что не удалось? Почему?

На следующий урок принесите принадлежности для рисования, а для аппликации — цветную бумагу, ножницы, клей.

Рассматривают выполненные изделия, оценивают их, представляют презентацию. Слушают учителя, отвечают на вопросы

Личностные:обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев.

Регулятивные: оценивают свою работу на уроке, умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о работе на уроке.

Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку

зрения

Домашнее задание

Работа с учебником (с. 46-51читать, выполнить задание)

Слушают учителя












Приложение. Материал для комментариев

1. Покровский собор, или храм Василия Блаженного - православный храм, расположенный на Красной площади в Москве. Это широко известный памятник русской архитектуры, который входит в список объектов Всемирного наследия международной организации ЮНЕСКО. В настоящее время Покровский собор — филиал Государственного исторического музея. Храм построен и середине XVI в. по приказу царя Ивана Грозного в честь взятия Казани и победы над Казанским ханством. Существует много вер­сий о создателях собора. Ранее считалось, что его строили двое зодчих — Барма и Постник. В настоящее время выяснилось, что эти имена принадлежат одному человеку - Постнику Яковлеву по прозвищу Барма, который потом также возводил Кремль в Ка­тни.

Вид собора необычен для русской церкви, на Руси чаще строились пятиглавые церкви, а этот собор — девятиглавный. Он по­строен так, что восемь храмов окружают самый большой, девятый, и все они объединены общим основанием и переходами из одного храма в другой. Главы церквей увенчаны куполами-луковками, которые расписаны травяными орнаментами, и все они не похожи один на другой.

Место, где он воздвигнут, неслучайное. Вы знаете предание о том, что Москва строилась на семи холмах, так Покровский со­бор находится на главном холме — Кремлевском. Хотя храм стоит не на территории самого Кремля, а на Красной площади, он яв­ляется настоящим центром нашей столицы.

А вот еще одна из самых известных достопримечательностей России, которая для многих является символом Москвы. Перед Покровским собором с 1931 г. размещается бронзовый памятник героям России - Кузьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому.

2. Дом Пашкова — одно из самых знаменитых зданий Москвы классической постройки. Дом выстроен рядом с Кремлем, на Ва­ганьковском холме, на возвышении, поэтому из его окон можно обозревать площади и здания на территории Кремля, за кремлев­скими стенами. Дом Пашкова построен в конце XVIII в. и его счи­тают одним из красивых зданий столицы. Первым его владельцем был капитан-поручик П. Пашков, по фамилии которого дом по­лучил свое название, а потом он был приобретен в собственность Москвы. Здесь сначала располагался университет, а в настоящее время дом принадлежит главной библиотеке страны — Государ­ственной Российской библиотеке. Архитектором дома считается В. Баженов.

У Дома Пашкова интересный силуэт: в середине - централь­ный корпус, а по его краям — боковые флигели, поэтому он име­ет вид городской усадьбы. Корпуса дома украшены колоннами, а центральный корпус — еще и вазами по периметру крыши и верхней постройкой на крыше в виде цилиндра. Первоначально дом был окружен богатым садом, в котором был пруд, в позоло­ченных клетках жили экзотические птицы.

3. Новое здание МГУ — высотное здание, которое было воз­ведено в 1949-1953 гг. группой архитекторов (Л. Руднев, С. Чер­нышев и др.). В то время это было самое высокое здание Москвы, его высота вместе со шпилем составляет 240 м, в нем 32 этажа. Это здание стало центром огромного комплекса Московского го­сударственного университета, который находится на самой вы­сокой точке Москвы — на Воробьевых горах. В главном здании МГУ размещается несколько учебных факультетов, библиотека, актовый зал, Дом культуры, плавательный бассейн, а в боковых флигелях — общежития для студентов, квартиры для профессора. Главное здание увенчано шпилем в 57 м, на конце которого — звезда с колосьями, ее диаметр -9 м. Чуть ниже - часы, также диаметром 9 м.

Перед зданием МГУ. на площадке Воробьевых гор с видом на Москву-реку, устроена смотровая территория, с которой пре­красно просматривается панорама всей Москвы. Поэтому всех, кто приезжает в Москву на экскурсию, непременно привозят сюда, чтобы люди восхищались красотой нашей столицы.

4. Деревянный архитектурный комплекс размещен на острове Кижи, на Онежском озере в Карелии. Это всемирно извест­ный ансамбль, который начинался с двух церквей и колокольни. И 1966 г. здесь был основан музей под открытым небом, куда при­везли большое количество построек из разных районов Карелии - часовни, дома, мельницу. По одной из легенд, Преображенская церковь в Кижах была выстроена мастером-строителем из дерева одним топором, без единого металлического гвоздя. А по оконча­нии постройки мастер выбросил свой топор в озеро, подчеркнув тем самым, что закончил возведение самого выдающегося творе­ния в своей жизни и лучше ему просто не построить. Деревянный архитектурный комплекс в Кижах — уникальное собрание, музей под открытым небом, который входит в список особо ценных объ­ектов культурного наследия народов России.

Каждый памятник архитектуры отличается своей неповтори­мостью, уникальностью, является единственным в мире, поэтому к нему следует относиться с величайшей бережностью. Недаром множество старинных построек в нашей стране находится под охраной государства, об этом можно узнать, прочитав над входом в здание на специальной доске: «Здание является памятником ар­хитектуры, охраняется государством». Конечно, подобных зданий больше всего в городах, которые уже стоят на земле несколько исков, — в Москве, Санкт-Петербурге, в городах Золотого кольца России.


Ресурсный материал к уроку

В 1568 г. в центре Вологды началось грандиозное строительство Софийского собора – первого каменного храма в городе. Строители были обеспечены всем необходимым материалом. Им было разрешено пользоваться тем каменным припасом, который с большим трудом был заготовлен для постройки кремля, оборонительных укреплений и сторожевых башен. Строили Софийский собор так тщательно и бережно, что вся сложенная из кирпича часть: стены, своды, барабаны – простояли почти четыреста лет и ни разу не потребовали переделки. Строгий и скромный облик вологодского собора привлекает наш взгляд и сейчас: массивные стены почти без декора, узкие окна и монументальное арочное крыльцо у главного входа. Софийский собор много раз горел, был разорен во время войн, неоднократно перестраивался, обновлялся и украшался. Долгие годы храм расписывали искусные мастера. Великолепные, прекрасно сохранившиеся фрески бесценны. Это один из лучших памятников русской живописи XVII в.

Карелия, 66 км от Петрозаводска, небольшой островок на Онежском озере – Кижи. Путь к нему лежит через живописное скопление островов – Кижские шхеры. Необыкновенная северная природа стала великолепным фоном для удивительных творений деревянного зодчества, прославивших эти места на весь мир. История острова очень древняя. На карельском языке слово «кижат» означает игрище. Когда-то местные жители проводили здесь языческие праздники и обряды. А первое упоминание о поселении на острове Кижи относится к 1496 году. Уже тогда остров был центром большой сельской общины Спасо-Кижского погоста. К XVII в. в нем было уже более 120 деревень. Еще в петровскую эпоху появилось на погосте самое значительное его сооружение – уникальная деревянная церковь Преображения. С ее строительством связано множество легенд. Преображенская церковь поражает своим величием и необычностью. Она построена без единого гвоздя. Ее высота 37 м – почти с 11-этажный дом, а венчают храм 22 купола, ярусами уходящие в небо. Позднее для служб зимой по соседству была построена Покровская церковь. Она похожа на Преображенскую, но все же поскромнее. Завершила первоначальный ансамбль погоста деревянная шатровая колокольня.

1 января 1966 г. на основе ансамбля Кижского погоста был открыт государственный историко-архивный музей Кижи. На остров были перевезены самые ценные деревянные постройки со всей Карелии: церковь Воскресения Лазаря, созданная в XIV в., несколько часовен, крестьянские дома и дворовые постройки. Все это на протяжении многих веков строилось в русских и карельских деревнях по берегам Онежского озера.

На маленьком клочке прекрасной карельской земли стоят неповторимые создания деревянного зодчества, рукотворное чудо.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!