СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Памятки по русскому языку 1-4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный  материал предназначен для учащихся начальных классов. В данное пособие включён теоретический и практический материал, который поможет школьникам повторить основные правила по русскому языку ...

Просмотр содержимого документа
«Алфавит»

А

1.

лфавит

Аа Бб Вв Гг Дд Ее Ёё Жж Зз Ии Йй


Кк Лл Мм Нн Оо Пп Рр Сс Тт Уу Фф


Хх Цц Чч Шш Щщ ъ ы ь Ээ Юю Яя


2. Гласные звуки: Гласные буквы:

А,0,У,Ы,И,Э . А,0,У,Ы,И,Э,Е,Ё,Ю,Я

Согласные звуки

Парные звонкие: б, в, г, д, ж, з

глухие: п, ф, к, т, ш, с



непарные звонкие: л, м, н, р

глухие: х, ц, ч, щ

Всегда твердые: ж, ш, ц

Всегда мягкие: ч, щ, й

Ь и Ъ – звуков не обозначают

Е, Ё, Ю, Я – Обозначают мягкость согласного ( МЁД , ДЕРЕВО)

или 2 звука, после гласной и в начале слова ( МОЁ, ЯМА)



3.

Твёрдый согласный звук

Мягкий согласный звук

1. Если после согласного звука стоят:

А, О, У, Ы, Э

КАПУСТА, ЭКСКАВАТОР

2. Если согласный стоит на конце слова: НОС

3. Если согласный стоит после согласного: СТОЛ

4. Всегда твёрдые: Ж, Ш, Ц

ШИЛО, ЛОЖКА, ЦИРКУЛЬ

1. Если после согласного звука стоят:

Я, Ё, Ю, И, Е

МЕБЕЛЬ, МЯЧИК

2. Если после согласного звука стоит: Ь знак

ДЕРЕВЬЯ, ЛИСТЬЯ

3. Всегда мягкие: Ч, Й, Щ

ЧАШКА, ЩУКА, МАЙ




Просмотр содержимого документа
«Виды разборов»


Звуко - буквенный разбор слова.


Морковь – 2 слога, 2 гл., 4 согл.

м - [м ] - согл., зв., тв.;

о - [а ] – гласн., безуд.;

р - [р ] – согл., зв., тв.;

к - [к ] – согл., глух., тв.;

о - [о ] – гл., уд.;

в - [ф’] – согл., глух., мягк.;

ь - [-]

________________

7 букв, 6 звуков.

План разбора:

1.К данному слову поставь вопрос и определи часть речи.

2. Выдели окончание, изменив форму слова .

3.Укажи основу слова (это часть слова без окончания)

4.Выдели корень (общая часть всех родственных слов), подобрав 2-3 однокоренных слова.

5.Укажи суффикс (если есть) – часть слова, которая стоит после корня.

6.Выдели приставку (Это часть слова, которая стоит перед корнем).


Образец устного разбора:

пригородный

1.Пригородный (какой?) – это прилагательное.


2.Имя прилагательное изменяется по родам, числам и падежам. Изменим его, например,

по родам: пригородный, пригородная, пригородное.

Окончание – ый.

Основа слова - пригородн-

3.Подберём несколько однокоренных слов и выделим корень (общую часть всех

родственных слов): городской, городок, пригород. Корень слова – -город-

4.Суффикс -н- . он встречается в словах водный, подлёдный и др.

5.Приставка под- .Она встречается в таких словах как: подводный, подвоз, подснежный и др.



Образец письменного разбора:

Разбор предложения.


  1. Определи предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное.

  2. Определи предложение по интонации: восклицательное, невосклицательное.

  3. Определи предложение по наличию второстепенных членов: распространённое или нераспространённое.

  4. Подчеркни главные члены предложения: подлежащее и сказуемое.

  5. Подчеркни второстепенные члены предложения.

  6. Укажи части речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлог.

  7. Выпиши словосочетания.


В тени росли душистые ландыши. (Повеств., невоскл., распр.)

ландыши (какие?) душистые

росли (где?) в тени

Морфологический разбор имени существительного.


  1. Часть речи.

  2. Начальная форма (Им. п., ед. ч.)

  3. Собственное или нарицательное.

  4. Одушевлённое или неодушевлённое.

  5. Род.

  6. Склонение.

  7. Падеж.

  8. Число.

  9. Роль в предложении.

На бумаге – сущ., н.ф. – бумага, нариц., неодуш., ж. р., 1 скл., П. п., ед. ч., втор. член.


Морфологический разбор имени прилагательного.


  1. Часть речи.

  2. Начальная форма (Им. п., ед. ч., м.р.)

  3. Число.

  4. Род (только в ед. ч.)

  5. Падеж.

  6. Роль в предложении.

На алой ( зорьке) – прил., н.ф. – алый, ед. ч., ж. р., П, п., втор. член.


Морфологический разбор местоимения.


  1. Часть речи.

  2. Начальная форма.

  3. Лицо.

  4. Число.

  5. Род (только в ед. ч.)

  6. Падеж.

  7. Роль в предложении.

За ней – мест., н. ф. – она, 3 л., ед. ч., ж. р., Т. п., втор. член.


Морфологический разбор глагола.

  1. Часть речи.

  2. Начальная форма (неопределённая форма).

  3. Спряжение (по ударному окончанию или неопред. форме).

  4. Время.

  5. Лицо (наст. вр. и буд. вр.)

  6. Род (только у глаголов прошедшего времени в ед. ч.)

  7. Число.

  8. Роль в предложении.


Летят – глагол, н. ф.- лететь, 2 спр., наст. вр., 3 л., мн. ч., сказуемое.

3


Просмотр содержимого документа
«ЗАПОМНИ ПРАВИЛА!»

4. ЗАПОМНИ ПРАВИЛА!

ЖИ – ШИ

ЛЫЖИ, ШИНА


ЧА – ЩА

ДАЧА, ЩАВЕЛЬ


ЧУ – ЩУ

ЧУГУН, ЩУКА



ПИШИ БЕЗ МЯГКОГО ЗНАКА

ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, РЩ


ДОЧКА

СКВОРЕЧНИК

ПТЕНЧИК

БАРАБАНЩИК

СПОРЩИК



ПЕРЕНОСИ СЛОВА ПО СЛОГАМ:


УЧЕ – НИК МА- ШИ- НА

РУ – ЧЬИ ВАННА

ПОДЪ – ЕЗД ПАЛЬ - ТО

ЛЕЙ – КА АКА – ЦИЯ


НЕЛЬЗЯ ПЕРЕНОСИТЬ СЛОВА:


КОНЬ, МОСТ, ОСЁЛ, ЯМА


5. БЕЗУДАРНЫЙ ГЛАСНЫЙ В КОРНЕ:

О, А, Е, И, Я

Если в корне гласный звук

Вызвал вдруг сомнение,

Ты его немедленно

Ставь под ударение.

Надо подобрать однокоренное слово так, чтобы безударная гласная стала ударной.

ГОРА – ГОРКА, ТРАВА – ТРАВЫ, РЯДЫ – РЯД


6. ПАРНЫЙ СОГЛАСНЫЙ В КОРНЕ:


Б В Г Д Ж З

I I I I I I

П Ф К Т Ш С

Ты сомнительный согласный

Проверяй скорее гласной.

Надо изменить слово так , чтобы после согласной стояла гласная.


ПЛОД – ПЛОДЫ, СКАЗКА – СКАЗАТЬ.



7. Запомни!

Сочетания чн, чк пишутся без мягкого знака

Просмотр содержимого документа
«Предложения»

10. Предложения

ПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ

ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ

( содержат сообщение о ( содержит вопрос)

ком – нибудь или о чём –

нибудь )

ПОБУДИТЕЛЬНЫЕ

( содержит побуждение к действию:

приказ, просьбу, призыв, приветствие)


ПО ИНТОНАЦИИ


ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ НЕВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ

( с чувством ) ( спокойно )


11. ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ


ПОДЛЕЖАЩЕЕ ( КТО? ЧТО? )


СКАЗУЕМОЕ ( ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЕТ?)


Просмотр содержимого документа
«РАБОТА НАД ОШИБКАМИ»

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ

1.Перенос слова (П.С.) – раздели слово на слоги, подчеркни гласные. Напиши ещё два слова.

Делай так: оси – на, ка – ран – да – ши, паль - то.

2.Мягкий знак (М.З.) – выпиши слово правильно. Подчеркни мягкий знак. Напиши ещё два слова.

Делай так: ходить, водить, наливать.

3. Жи – ши, ча – ща, чу - щу (Ж.Ш.) – выпиши слово правильно, подчеркни правило. Напиши ещё два слова.

Делай так: малыши, машина, шило.

4. Безударная гласная (Б.Г.) – выпиши слово правильно. Поставь в слове ударение, подчеркни

безударную гласную в корне. Подбери проверочное слово так, чтобы ударение падало на гласную.

Делай так: волна – волны, выходил – ходит.

5.Словарное слово (СЛ.С.)– напиши слово правильно три раза. Запомни, как оно пишется.

Подчеркни букву, в которой была допущена ошибка.

Делай так: ребята, ребята, ребята.

6.Парные звонкие и глухие согласные (ПАР.С.) – выпиши слово правильно. Подчеркни

парную согласную в корне. Подбери проверочное слово так, чтобы после согласной стояла гласная.

Делай так: морозы – мороз, ягодка – ягоды.

7. Разделительный мягкий знак (Р.М.З.) – выпиши слово правильно. Подчеркни мягкий знак.

Подчерни буквы, которые разделяет мягкий знак. Напиши ещё два слова на это правило.

Делай так: листья, деревья, вьюга.

8. Двойные согласные (Д.С.) – выпиши слово правильно. Подчеркни удвоенный согласный.

Напиши ещё два слова на это правило.

Делай так: группа, аллея, утренний.

9.Непроизносимые согласные (Н.С.) – выпиши слово правильно. Подчеркни непроизносимый

согласный. Выдели корень. Подбери проверочное слово так, чтобы согласный хорошо слышался.

Делай так: звёздный – звезда, звёздочка.

10.Состав слова (С.С.) – выпиши слово правильно. Разбери его по составу.

Делай так: приморская

11.Правописание приставок (П.П.) – выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Напиши.

ещё два слова с такой же приставкой.

Делай так: полетели, побежали, потянули.

12.Правописание предлогов (П.ПР.) – выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог

со словом пишется раздельно: между предлогом и словом подставь другое слово. Подчеркни предлог.

Напиши ещё два слова с таким же предлогом.

Делай так: к (высокому) дереву, к (маленькой) девочке, к (грузовому) самолёту.





13. Разделительный твёрдый знак (Т.З.) – выпиши слово правильно. Подчеркни твёрдый знак.

Выдели приставку и подчерни букву ( Е, Ё, Ю, Я), которые разделяет твёрдый знак.

Напиши ещё два слова на это правило.

Делай так: в ъехал, с ъезд, об ъявление.

14. Мягкий знак после шипящих (М.З. Ш.) – выпиши слово правильно. Определи род имени

существительного. Подчерни шипящий на конце слова. Определи, есть ли мягкий знак после шипящего.

Напиши ещё два слова на это правило.

ж. р. ж. р. ж. р. м. р. м. р м. р

Делай так: ночь, помощь, дочь, луч, шалаш, товарищ.

15. Безударные падежные окончания (П.О) – выпиши слово правильно. Выдели окончание.

Поставь слово в начальную форму (И.п), определи склонение, падеж. Придумай своё слово.

Делай так: На опушке - опушка, I скл, П.п.

На полянке - полянка, I скл, П.п.

16. Разбор предложения (Р. П.) – выпиши предложение. Подчеркни главные члены предложения.

Делай так: Седые туманы плывут к облакам.

17. Однородные члены предложения (О. Ч.) – выпиши предложение. Подчеркни главные и

однородные члены предложения. Вспомни о знаках препинания при однородных членах.

Делай так: Ученики читали, решали, считали.


Просмотр содержимого документа
«Словарные слова 2 класс»

Словарные слова 2 класс

  1. Автобус

  2. автомобиль

  3. адрес

  4. апрель

  5. берёза,

  6. быстро

  7. вдруг

  8. весело

  9. ветер

  10. виноград

  11. вокзал

  12. воскресенье 

  13. вторник

  14. вчера

  15. герой

  16. декабрь

  17. директор

  18. дорога

  19. до свидания

  20. железо

  21. завтра

  22. завтрак 

  23. здание

  24. здравствуй 

  25. земляника

  26. иней

  27. картина

  28. квартира  

  29. компьютер

  30. коньки 

  31. корабль

  32. корзина

  33. космонавт

  34. космос

  35. лестница

  36. лопата

  37. месяц 

  38. мечта

  39. мороженое

  40. Москва

  41. мультфильм

  42. народ

  43. ноябрь

  44. обед 

  45. облако

  1. овощи

  2. одежда 

  3. однажды 

  4. октябрь

  5. отец

  6. пальто

  7. пассажир

  8. пенал

  9. платок

  10. понедельник 

  11. посуда

  12. праздник

  13. пятница

  14. работа 

  15. рисунок 

  16. Россия

  17. русский 

  18. сегодня

  19. сентябрь

  20. скоро 

  21. собака

  22. соловей

  23. спасибо

  24. среда

  25. столица 

  26. суббота

  27. телевизор

  28. телефон

  29. товарищ

  30. ужин 

  31. фамилия

  32. февраль

  33. четверг

  34. что

  35. чувства

  36. щавель

  37. ягода




Просмотр содержимого документа
«Словарные слова.1 oc»

Словарные слова

1 класс


  1. альбом

  2. арбуз

  3. барабан

  4. билет 

  5. воробей

  6. ворона

  7. газета

  8. город

  9. девочка

  10. дежурный

  11. деревня

  12. завод

  13. заяц

  14. канава

  15. капуста

  16. карандаш

  17. карман

  18. картофель

  19. класс

  20. концерт

  21. коридор

  22. корова

  23. ладонь

  24. машина



  1. машина

  2. мебель

  3. медведь

  4. молоко

  5. морковь 

  6. мороз 

  7. овраг 

  8. огурец

  9. петух

  10. платок

  11. погода

  12. помидор

  13. ребята

  14. Родина

  15. сапоги

  16. сахар

  17. собака

  18. сорока

  19. тетрадь 

  20. ученик

  21. учитель

  22. хорошо

  23. яблоко

  24. ягода

  25. язык



Просмотр содержимого документа
«ЧАСТИ РЕЧИ»

8 . ЧАСТИ РЕЧИ

часть

речи

ИМЯ

СУЩЕСТВИТ

ЛЬНОЕ

ИМЯ

ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

ГЛАГОЛ

МЕСТОИМЕНИЕ

вопросы


КТО?

ЧТО?

КАКОЙ?

КАКАЯ?

КАКОЕ?

КАКИЕ?

н. ф. ЧТО ДЕЛАТЬ?

н. ф. ЧТО СДЕЛАТЬ?

ЧТО ДЕЛАЕТ?

ЧТО СДЕЛАЕТ?

Ед.ч Мн.ч

1 лицо - Я, МЫ

2 лицо - ТЫ, ВЫ

3 лицо - ОН, ОНИ

ОНА, ОНО

Обозначает

ПРЕДМЕТ

ПРИЗНАК

ДЕЙСТВИЕ

род

Ж.Р. кошка

М.Р. щенок

С. Р. озеро

Ж.Р. ласковая

М.Р. шустрый

С.Р. круглое

Ж.Р. спит

М.Р. лает

С. Р. находится

Ж.Р. она

М.Р. он

С.Р. оно

число

единственное ч.

множественное ч.

единственное ч.

множественное ч.

единственное ч.

множественное ч.

единственное ч.

множественное ч.


9. НЕПРОИЗНОСИМЫЙ СОГЛАСНЫЙ:


Чтобы проверить непроизносимые согласные: в, д, л, т,

нужно подобрать однокоренное слово, чтобы эти согласные отчётливо произносились.


РАДОСТНЫЙ – РАДОСТЬ,

ЗВЁЗДНЫЙ – ЗВЕЗДА,


СОЛНЦЕ – СОЛНЕЧНЫЙ



Просмотр содержимого документа
«Морфемные способы словообразования»













Морфемные способы словообразования 

      Суффиксальный   —   суффикс присоединяется к основе производящего слова: 
 
     

Приставочный   —   приставка присоединяется к целому производящему слову: 
 
   


Приставочно-суффиксальный   —   приставка и суффикс одновременно присоединяются к основе производящего слова: 
 
   

  Бессуффиксный   —   этим способом образуются имена существительные: 

    •   от прилагательных, в которых отбрасывается окончание,
         либо окончание и суффикс: 
 
     

от глаголов, отсечением от начальной формы суффикса и окончания: 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!