СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Памятки по основным темам изучения русского языка и математики в 1-4 классах

Нажмите, чтобы узнать подробности

Памятки по основным темам изучения русского языка и математики в 1-4 классах

Просмотр содержимого документа
«Памятки по основным темам изучения русского языка и математики в 1-4 классах»


Компоненты арифметических действий


5 + 3 = 8

1 слагаемое 2 слагаемое сумма



1.Если из суммы вычесть слагаемое,

то получится другое слагаемое.


8 - 3 = 5

уменьшаемое вычитаемое разность


2. Если к разности прибавить вычитаемое,

то получится уменьшаемое.

3. Если из уменьшаемого вычесть

разность, то получится вычитаемое.


3 x 2 = 6

1множитель 2множитель произведение


4. Если произведение разделить на

один множитель, то получится другой

множитель.


8 : 4 = 2

делимое делитель частное


5. Если делитель умножить на частное,

то получится делимое.

6. Если делимое разделить на частное,

то получится делитель.




Арифметические действия



Увеличить на … единиц ( на … больше)


+

Уменьшить на … единиц ( на … меньше)

-

Увеличить в ….. раз ( в … раз больше)


x


Уменьшить в ….. раз ( в … раз меньше)


:

На сколько больше ?

От большего отнять меньшее

На сколько меньше ?



_

Во сколько раз больше ?

Большее разделить на меньшее

Во сколько раз меньше ?



:



Именованные числа

Единицы длины


1 см = 10 мм

1 дм = 10 см

1 дм = 100 мм

1 м = 100 см

1 м = 10 дм

1 м = 1 000 мм

1 км = 1 000 м


Единицы площади


1 см2 = 100 мм2

1 дм2 = 100 см2

1 дм2 = 10 000 мм2

1 м2 = 10 000 см2

1 м2 = 100 дм2

1 км2 = 1 000 000 м2

1 а = 100 м2

1 га = 100 а

1 км2 = 100 га

1 км2 = 10 000 а

1 га = 10 000 м2


Единицы массы


1 кг = 1 000 г

1 ц = 100 кг

1 ц = 100 000 г

1 т = 1 000 кг

1 т = 10 ц


Единицы времени


1 мин = 60 сек

1 ч = 60 мин

1 ч = 3 600 сек

1 сут. = 24 ч

1 год = 12 мес.

1 век = 100 лет



Таблица умножения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2

4

6

8

10

12

14

16

18

20

3

6

9

12

15

18

21

24

27

30

4

8

12

16

20

24

28

32

36

40

5

10

15

20

25

30

35

40

45

50

6

12

18

24

30

36

42

48

54

60

7

14

21

28

35

42

49

56

63

70

8

16

24

32

40

48

56

64

72

80

9

18

27

36

45

54

63

72

81

90


Уравнения.

Компоненты действия сложения: 1 слагаемое + 2 слагаемое = сумма
Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое.
х + 59 = 84 37 + у = 82
х = 84 – 59 у = 82 - 37
х = 25 у = 45
25 + 59 = 84 37 + 45 = 82
84 = 84 82 = 82
Компоненты действия вычитания: уменьшаемое – вычитаемое = разность.
Чтобы найти уменьшаемое, надо к вычитаемому прибавить разность.
g – 43 = 29
g = 43 + 29
g = 72
72 – 43 = 29
29 = 29
Чтобы найти вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность.
92 – d = 58
d = 92 – 58
d = 34
92 – 34 = 58
58 = 58





Компоненты действия умножения: 1 множитель · 2 множитель = произведение.
Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель.
k · 8 = 72 9 · r = 54
k = 72 : 8 r = 54 : 9
k = 9 r = 6
9 · 8 = 72 9 · 6 = 54
72 = 72 54 = 54
Компоненты действия деления: делимое : делитель = частное.
Чтобы найти делимое, надо делитель умножить на частное.
b : 7 = 5
b = 7 · 5
b = 35
35 : 7 = 5
5 = 5
Чтобы найти делитель, надо делимое разделить на частное.
63 : p = 9
p = 63 : 9
p = 7
63 : 7 = 9
9 = 9

Периметр.


Р – периметр.

Периметр – это сумма длин всех сторон многоугольника.

Р = (а+в) ∙ 2периметр прямоугольника.

Р = а ∙ 4периметр квадрата.

а – длина

в – ширина


Площадь прямоугольника.

S – площадь.

а – длина

в – ширина

Чтобы найти площадь прямоугольника, надо длину умножить на ширину S = а · в


Чтобы найти площадь квадрата, надо сторону умножить на 4 S = a · 4






Порядок действий


В выражениях без скобок сначала выполняются по порядку слева направо умножение и деление, а затем сложение и вычитание.

2 1 3

48 – 42:6 + 9

В выражениях со скобками сначала выполняют действия в скобках.

1 2 4 3

(408 + 27 - 420) : (30 : 6)



Свойства сложения

Переместительное.

а + в = в + а

Сочетательное.

(а + в) + с = а + (в + с) удобный способ

Свойства умножения

Переместительное.

а • в = в • а

Сочетательное.

(а • в) • с = а • (в • с) удобный способ








Всегда Всегда


Согласный, звонкий, Согласный, звонкий,

мягкий, непарный, твёрдый, парный


Гласные буквы,

обозначающие

твёрдость, рядом Согласные звонкие Согласные звонкие

стоящей согласной непарные парные

а

о

у

ы

э

н

м

л

р

й'

б

в

г

д

ж

з





ъ

я

ё

ю

и

е






п

ф

к

т

ш

с

х

ц

ч'

щ'

ь


Гласные буквы, обоз- Согласные глухие Согласные глухие

начающие мягкость, парные непарные

рядом стоящей

согласной

Всегда Всегда Всегда Всегда


Согласный, глухой, Согласный, глухой, Согласный, глухой, Согласный, глухой

твердый, парный твердый, непарный мягкий, непарный мягкий, непарный

«Особые гласные» - е ё ю я ».

Гласные буквы е ё ю я называют «особыми», потому что могут обозначать 1 звук или 2 звука.

Один звук обозначают, когда закрыты согласным.

Правописание

Перенос слов.

1. Слово переносится по слогам.

2. Слово, состоящее из одного слога, не переносится.

3. Одну букву нельзя оставлять на строчке и переносить на другую.

4. Буквы ь, ъ, й при переносе слова нельзя отделять от стоящей впереди буквы.

5. При переносе слов с двойными согласными одна буква остаётся на строчке, а другая переносится.


Большая буква .

1. Имена, отчества и фамилии - это имена собственные, они пишутся с большой буквы.

2. Клички животных – это имена собственные, они пишутся с большой буквы.

3. Названия улиц, сёл, деревень, городов и рек – это имена собственные, они пишутся с большой буквы.

К именам собственным относятся фамилии, имена, отчества людей, названия стран, городов, сел, улиц, названия книг, газет, клички животных. Все остальные существительные – нарицательные.




Правописание парных звонких или глухих согласных.

Чтобы проверить парную звонкую или глухую согласную, надо слово изменить так, чтобы после согласной стояла гласная буква или звонкий согласный «н».


Правописание безударных гласных.

Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо слово изменить так, чтобы безударная гласная стала ударной

Правописание непроизносимых согласных.
Чтобы проверить непроизносимую согласную, надо подобрать однокоренное слово так, чтобы эта согласная хорошо слышалась.

Мягкий знак – показатель мягкости.
Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных, пишется в конце слова и в середине слова между двумя согласными. Он показывает мягкость предшествующего звука.


Мягкий знак после шипящих.
В именах существительных женского рода после шипящих в конце слова пишется мягкий знак. В именах существительных мужского рода после шипящих в конце слова мягкий знак не пишется.


Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак пишется после согласной перед гласной в корне слова.












Русский язык





















Части речи


Имя существительноесамостоятельная часть речи, обозначает предмет,

явления природы, животных и людей и отвечает на вопросы кто? что?

Постоянные признаки род (м.р.- он мой; ж.р. – она моя; ср.р. – оно моё);

одушевлённое, неодушевлённое;

собственное, нарицательное;

склонение

1 склонение 2склонение 3 склонение

ж.р. и м.р. м.р. и ср.р. ж.р. - с ь знаком на конце

И.п. – -а- -я- И.п.- -о-е- И.п.-

Р.п. – и Р.п. – а Р.п.- и

Д.п. – е Д.п. - у Д.п. - и

В.п. - у-ю- В.п. - -о-е- В.п. -

Т.п. – ой-ей- Т.п.- ом-ем- Т.п. - ю

П.п. – е П.п.-е П.п.- и


Непостоянные признаки – число (единственное, множественное);

падеж






Падеж

Падежные вопросы

Предлоги

И.п.

кто? что?

предлогов нет

Р.п.


Нет кого? чего?

от, до, из,

без, у, для,

с, около

Д.п.

Дать кому? чему?

к, по

В.п.

Виню кого? что?

в, во, на,

за, про, через

Т.п.

Горжусь кем? чем?

с, со, за, под, над, между, перед


П.п.

Пою о ком? о чём?

о, об, в, на, при



Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.

  1. Ставлю существительное в начальную форму (И.п., ед.ч.) и определяю склонение:

В тетрад… - (что?) тетрадь , 3 скл.

  1. Определяю падеж

В (чём?) в тетрад… – это П.п.

  1. Вспоминаю: П.п. 3скл – окончание «и»

  2. Записываю: в тетради




Склонение имён существительных множественного числа

Падежи

Вопросы

Окончания существительных множественного числа

И.п.

кто? что?

-а, -я, -ы, -и

Р.п. (нет)

кого? чего?

-ов, -ев, -ий, -ей

Д.п. (рад)

кому? чему?

-ам, -ям

В.п. (вижу)

кого? что?

-а, -я, -ы, -и, -ей

Т.п. (доволен)

кем? чем?

-ами, -ями

П.п. (думаю)

о ком? о чём?

-ах, -ях

























Имя прилагательное - самостоятельная часть речи, обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?, чей?


Имена прилагательные в единственном числе изменяются по родам. Род имени прилагательного определяется по роду имени существительного, с которым оно связано. Прилагательные в каждом роде имеют свои окончания:

Женский род (какой?) ая яя

Мужской род (какой?) ый ий ой

Средний род (какое?) ое ее


Имена прилагательные изменяются по числам.

Прилагательные, отвечающие на вопросы:

какая? с окончаниями -ая -яя

какой? с окончаниями -ой -ий -ый относятся к единст. числу

какое? с окончаниями -ое -ее


Прилагательные, отвечающие на вопрос:

какие? с окончаниями -ые -ие относятся ко множест. числу

У прилагательных множественного числа нельзя определить род.

Начальная форма имени прилагательного - прилагательное в И.п., в ед.ч., в м.р.

Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода (единственного числа)

Падежи

Вопросы

Окончания прилагательных м.р. и с.р. единственного числа

И.п.

какой? какое?

м.р. с.р.

-ый -ий

-ое -ее

Р.п. (нет)

какого?

-ого -его

Д.п. (рад)

какому?

-ому -ему

В.п. (вижу)

какой? какое?

-ый -ий

-ое -ее

Т.п. (доволен)

каким?

-ым -им

П.п. (думаю)

о каком?

-ом -ем -ём


Склонение имён прилагательных женского рода (единственного числа)

Падежи

Вопросы

Окончания прилагательных женского рода ед.ч.

И.п.

какая?

-ая -яя (-а)

Р.п. (нет)

какой?

-ой -ей (-ы)

Д.п. (рад)

какой?

-ой -ей (-е)

В.п. (вижу)

какую?

-ую -юю (-у)

Т.п. (доволен)

какой?

-ой -ей (-ой)

П.п. (думаю)

о какой?

-ой -ей (-е)



Склонение имён прилагательных множественного числа.

Падежи

Вопросы

Окончания прилагательных множественного числа

И.п.

какие?

-ые -ие (-ы -и)

Р.п. (нет)

каких?

-ых -их (-ов, -ев, -ий, -ей)

Д.п. (рад)

каким?

-ым -им (-ам -ям)

В.п. (вижу)

какие?

-ые -ие (-ы -и)

Т.п. (доволен)

какими?

-ими -ыми (-ами -ями)

П.п. (думаю)

о каких?

-ых -их (-ах -ях)




)

Правописание приставок и предлогов

Предлог – это часть речи. Приставка – это часть слова. Чтобы правильно отличить приставку от предлога, нужно вставить вопрос или другое слово. Если вставили, то это предлог (пишем раздельно), а если нет, то это приставка (пишем слитно). Перед глаголами никогда не пишется предлог!!!!!!!


Грамматическая основа (главные члены предложения)

Подлежащее Сказуемое

Как найти в предложении грамматическую основу.

1. Найди слово, которое называет то, о ком или о чём говорится в предложении.

2. Проверь, отвечает ли это слово на вопросы КТО? ЧТО?

3. Найди слово, которое называет, что делает или каков тот, о ком сообщается в предложении.

4. Проверь, отвечает ли слово на вопросы что делает? что делал? что будет делать?


Второстепенные члены предложения

  • Обстоятельство

Обозначает место, время, причину, цель, образ действия и отвечает на вопросы: где? куда? когда? откуда? почему? зачем? как?

Подчеркивается -.-.-.-.

  • Определение

Обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи?

Подчеркивается ~~~~~~~~~~~

  • Дополнение

Обозначает, на какой предмет или явление направлено действие и отвечает на вопросы: кого? чего? кому? чему? что? кем? чем? о ком? о чём?

Подчеркивается - - - - -



Характеристика предложения


По наличию грамматических основ:

  • простое (1 грамматическая основа)

  • сложное (2 и более грамматических основ)


По цели высказывания:

  • повествовательные

  • вопросительные

  • побудительные


По наличию главных членов предложения:

  • односоставное (или подлежащее, или сказуемое)

  • двусоставное (есть и подлежащее, и сказуемое)


По наличию второстепенных членов:

  • распространённые ( есть второстепенные члены)

нераспространённые ( нет второстепенных членов



Имена прилагательные

Качественные прилагательные называют такой признак, который может проявляться в большей или меньшей степени. Имеют степени сравнения: сравнительную и превосходную.

Сильный – сильнее – более сильный – сильнейший – самый сильный

Относительные прилагательные называют такой признак, который относится к предмету или действию. Указывают на материал, время, место нахождения, вес, длину, назначение предмета.

Деревянный, утренний, лесной.

Притяжательные прилагательные указывают на принадлежность предмета какому-либо лицу или животному и отвечают на вопросы чей?чья?чьё?чьи?

Папин(плащ), волчье (логово), сестрицын

Местоимение


Местоимение – это самостоятельная часть речи, которая указывают на предмет или признак, но не называют его.

Личные местоимения

лицо

Ед.число

Мн.число

1-ое

я

мы

2-ое

ты

вы

3-е

он, она, оно

они






Личные местоимения изменяются по падежам.

Местоимения с предлогами пишется раздельно.


Личные местоимения в предложении всегда являются подлежащим



Указательные местоимения: этот, это, эта, эти, тот, такой,
столько

Вопросительные местоимения: кто, что, какой, который, чей,

сколько

Отрицательные местоимения: никто, ничто, никакой, ничей,

некого, нечего

Неопределенные местоимения: кто-то, что-то, кто-нибудь,
несколько, что-нибудь,
кое-что, кое-кто

Притяжательные: мой, твой, наш, ваш, свой, его, её, их.

Возвратное: себя

Определительные: весь, всякий, каждый, сам, самый, любой, иной,

другой.









Склонение личных местоимений.


Падежи

Вопросы

Единственное число местоимений

Множественное число местоимений

1 лицо

2 лицо

3 лицо

1 лицо

2 лицо

3 лицо

И.п.

кто?

я

ты

он

она

оно

мы

вы

они


Р.п.

кого?

меня

тебя

его

её

его

нас

вас

их


Д.п.

кому?

мне

тебе

ему

ее

ему


нам

вам

им

В.п.

кого?

меня

тебя

его

её

его

нас

вас

их


Т.п.

кем?

мной

тобой

им

ею (ей)

им

нами

вами

ими


П.п.

о ком?

обо мне

о тебе

о нём

о ней

о нём

о нас

о вас

о них














Разбор слова по составу

1. Найди и выдели окончание. Для этого просклоняй слово по падежам: стол, стола, столу

2. Выдели основу. (часть слова без окончания)

3. Выдели корень. Для этого подбери к слову однокоренные слова: стол, столик, столовая. Общая часть слов – стол-. Это корень.

3. Выдели суффикс и приставку, если имеются











Морфологический разбор имени существительного

1. Назови часть речи.

2. Запиши слово в начальной форме (ед.ч, И.п.)

3. Укажи постоянные признаки: одушевленное-неодушевленное, собственное-нарицательное, род, склонение.

4. Укажи непостоянные признаки: падеж, число (не по нач.форме)

5. Укажи, каким членом предложения является.

Пример: На поляну выбежал заяц.

(На) поляну – сущ., поляна, нариц., неодуш., ж.р., 1скл.,

ед.ч., П.п., обстоят.




Морфологический разбор имени прилагательного

1. Назови часть речи.

2. Запиши слово в начальной форме (ед.ч, И.п., м.р.).

3. Укажи постоянные признаки: качественное, относительное или притяжательное.

4. Укажи непостоянные признаки: падеж, число,

род (не по нач. форме)

5. Укажи, каким членом предложения является.

Пример: За высоким забором стоял дом.

(За) высоким (забором) – прил., высокий,

качест., ед.ч., Т.п., м.р. опред.




Обращение.


Обращение - слово (или словосочетание), называющее человека, животное или предмет, к которому обращаются с речью.

На письме обращение выделяется запятыми.


Например:

Колобок, спой свою песенку еще разок.

Эта пара, царь, моя и хозяин тоже я.

Мы, Муренка, с дедом в лес пойдем!

В добрый путь вам, господа.


Обращение не является членом предложения.








Слова с удвоенными согласными.

ПП – группа, грипп, аппарат, аппликация, аппетит.

КК – хоккей, аккуратный, аккорд.

ЖЖ – дрожжи, вожжи, жужжать.

ЛЛ – коллектив, миллион, коллекция, артиллерия, интеллигент, бюллетень, баллада, баллон, иллюзия, троллейбус, иллюминация, аллея, иллюстрация, кристалл, металл, Кирилл, Алла.

ММ – грамматика, телеграмма, сумма, килограмм, Эмма, Римма, симметрия, грамм, орфограмма

НН – тонна, аннотация, ванна, осенний, Анна, весенний, ранний, Сюзанна, утренний, теннис, колонна, юннаты, Геннадий, Инна.

СС – масса, касса, шоссе, класс, комиссия, пассажир, рассказ, ссора, бассейн, компромисс, компресс, пресс, профессор, ассистент, режиссёр, кросс, прогресс, процесс, рессора, миссия, русский, российский, классик, Россия, Одесса.

РР – корреспондент, территория, терраса, коллекция, террор.

ББ – суббота.



Правила правописания мягкого знака после шипящих в конце слов Пишете Ь в конце
  • существительных женского рода 3-го склонениядочь, тишь, ночь

  • наречийпрочь, наотмашь  Исключенияуж, замуж, невтерпеж

  • глаголов в неопределённой форме: жечь, стричь

  • глаголов в повелительном наклонении: спрячь - спрячьте

  • глаголов во 2-м лице единственного числа: учишь, смотришь

НЕ пишете Ь
  • в сочетаниях ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, ЩН: ночка, дочка, денщик, нянчить

  • у существительных мужского рода в ед.ч. с основой на шипящую: нож, плющ

  • у существительных в родительском падеже множ. ч.: туч, рощ, пожарищ

  • прилагательных в краткой форме:  могуч





Многозначные слова - это слова, которые имеют несколько лексических значений. Помимо прямого значения в многозначных словах дается толкование переносного значения. Пример: Золотой – 1) сделанный из золота; 2) - имеющий цвет золота; 3) - имеющий ценность золота

Омонимы - это слова, которые пишутся и произносятся одинаково, но имеют совершенно разные значения. Пример: Шишка- 1) на ёлке; 2) – на лбу

Синонимы - слова, близкие по своему значению, но разные по написанию. Пример: Шагать -1) идти; 2) – топать

Антонимы - слова, имеющие противоположные Пример: хороший – плохой; добрый -злой


Буква и  после   ц   в корне слова. Буква ы на конце существительных


В корне слова после ц пишется буква и: цифра,   циркуль,   цирк,   панцирь.    

Исключения:   цыган,   на цыпочках,   цыплёнок,   цыц,   цыкать  
      и слова, от них образованные   ( цыганский, цып-цып, цыплячий и др. );    


В окончаниях существительных после ц  пишется буква   ы: молодцы, леденцы  






Сложные слова

Сложные слова -это слова, которые состоят из двух корней.

В сложных словах в качестве соединительных гласных употребляются о и е. После твёрдых согласных (кроме ж, ш, ц) пишется буква о, например: тепловоз, атомоход. После мягких согласных, а также ж, ш, ц пишется буква е, например: землетрясение, пешеход, птицелов.


Не с глаголами

Не с глаголами пиши раздельноне хочу, не буду, не желаю.

Не с глаголами пиши слитно, если глагол без не  не употребляется: ненавижу,



«Надеть» или «Одеть».

Все очень просто: мы надеваем что-то, а одеваем кого-то. Таким образом, для того чтобы убедиться в правильном употреблении глагола, нам надо проверить, к одушевленному или неодушевленному существительному он относится – и все сразу встанет на свои места.

Например, шапку (что?) мы надеваем. А вот ребенка (кого?) мы одеваем.





Словосочетание
Словосочетание - это соединение нескольких слов в связи признак - предмет, предмет - действие, действие - признак. В этом грамматическое значение словосочетания. Словосочетания имеют между собой подчинительную связь. Подлежащее + сказуемое словосочетанием не является!!!!!!!!

Формоизменение и формообразование слов

Формоизменение – это изменение окончания слова, но при этом основа остаётся одной и той же

Пример: мама - маме – маму – мамой (изменение слова по падежам)

Формообразование – это образование нового однокоренного слова (лексическое значение не изменяется)

Пример: лесок-перелесок

Однокоренные слова — это слова с одинаковым корнем, разных частей речи или

одной и той же части речи, но с разными приставками и суффиксами.


Правописание о – е после шипящих и ц в окончаниях существительных.


После шипящих   и   ц   под ударением в окончаниях имён  существительных пишется   о,  без ударения —   е:  
Пример: камышом, товарищем, крыльцом, ситцем.    



Написание существительных с суффиксом –ищ-

После суффикса -ищ- у существительных мужского и среднего рода в единственном числе пишется окончание , а у существительных женского рода - окончание 

Пример:арбуз-ищ-е, басище, великанище, волчище, городище, дождище, дружище, роялище, сапожище, умище, болотище, бревнище, винище; бородища, головища, силища, скучища, туфлища уфля).

Во множественном числе существительные мужского и женского рода с этим суффиксом имеют окончание , а существительные среднего рода - окончание –а

Пример:заборищи, сапожищи, ладонищи, мозолищи; болотища, бревнища, оконища.

Написание существительных с суффиксом –ок- или –ек- после шипящих

В суффиксах существительных, корни которых оканчиваются на шипящий, под ударением пишется -ок: бережок, волчок, петушок, сапожок. Суффикс –ек- после шипящих пишется в том случае, если на него не падает ударение: ножичек, орешек.



В речи есть устойчивые, постоянные сочетания слов. Такие сочетания слов называются фразеологизмами.

Фразеологические обороты делают нашу речь образной, выразительной.

Сел в калошу – оказаться в смешном положении;

Голова как решето – всё забыть;

Льёт как из ведра – сильный дождь, ливень;

Лететь стрелой – бежать очень быстро;

Навострить уши – быть внимательным;

Держать уши востро – быть внимательным;
Сидеть, сложа руки – ничего не делать;

Пропустить мимо ушей – быть невнимательным, рассеянным;

Ушки на макушке – быть внимательным и сосредоточенным;

Потерять голову – забыть что – то;

Вешать нос – расстроиться;

Зарубить на носу – запомнить;

Клевать носом - опустить голову очень низко;

Взять себя в руки – собраться с мыслями, сосредоточиться;

Проглотить язык - быть молчаливым;
Как в рот воды набрал - быть молчаливым

Ходить гоголем - гордо;

Комар носа не подточит – сделать очень красиво, аккуратно;

Видно как на ладони – очень хорошо просматривается;

Рукой подать – близко;

Встретиться нос к носу - почти столкнуться друг с другом;

Водить за нос - обманывать;


Оставить с носом - обмануть;
Уши развесить - слушать

Язык без костей – много говорить; говорить лишнее;

Найти общий язык - найти понимание друг с другом;

Говорить на разных языках – не понимать друг друга;

Язык хорошо подвешен – умение хорошо говорить;
Тянуть за язык – вынуждать что-то сказать;

Перескочить с пятого на десятое – перескочить с одного на другое;
Язык заплетается не может говорить ясно;

Язык до Киева доведёт - спрашивая людей, можно попасть куда угодно;

Как корова языком слизала – что-то исчезло неизвестно куда;

Держать язык за зубами – молчать, когда это нужно;

Хлопать ушами - не слышать о чём говорят;
Ветер в спину – идти со спокойной душой
Работать, засучив рукава –
работать очень хорошо;
Не чуять под собой ног - бежать очень быстро;
Бросаться со всех ног - бежать очень быстро
Свалиться, как снег на голову –
появиться, когда никто не ждёт, неожиданно;
Морочить голову - обманывать
Заговаривать зубы -
обманывать
Смотреть сквозь розовые очки -
заблуждаться
Беречь, как зеницу ока – охранять ценную вещь
Идти в ногу – действовать вместе;
Гнаться за двумя зайцами – делать два дела одновременно

На один зуб - очень мало;
С гулькин нос - очень мало
Из рук вон - очень плохо;
Медведь на ухо наступил – петь плохо, не разбирая нот
Прожужжать все уши – много говорить об одном и том же
Встать не с той ноги – быть в плохом настроении

Буквы з и с на конце приставок.

В приставках   раз- (рас-) ,   из- (ис-) , воз- (вос-) ,   вз- (вс-) ,   без- (бес-) ,  
низ- (нис-) ,   через - (черес-)   перед звонкими согласными корня пишется з ,  а перед глухими – с . Пример: разгадать, раскрасить     

Запомните фразу, которая поможет выучить все глухие согласные  
звуки:     Ф о к а ,   х о ч е ш ь   п о е с т ь   щ е ц ?      

Правописание гласных и согласных в приставках.

Неизменяемые приставки

о-                                     под-                               на-  
об- (обо-)                       про-                               над- (надо-)  
от- (ото-)                         до-                                 пра-  
по-                                     в-                                   за-    
при пре пред


Выбор гласной в приставках   про- ,   пра-   зависит от смыслового  
значения приставки. Приставка   пра-   употребляется редко,  
она обозначает древность, степень родства через поколение:   прародина,   прабабушка,   прадедушка,   правнук.    
В русском языке нет приставки
   -з- .      

Морфологический разбор глагола.


  1. Часть речи.

  2. Начальная форма (неопределённая форма глагола).

  3. Постоянные признаки:

- спряжение;

4. Изменяемые признаки:

- число;

- время;

- лицо (есть у глаголов в настоящем и будущем времени);

- род (есть у глаголов в прошедшем времени в единственном числе).

5. Роль в предложении.


Морфологический разбор местоимения.


  1. Часть речи.

  2. Начальная форма (им.п.).

  3. Лицо.

  4. Число.

  5. Род (только в 3 лице ед.ч.).

  6. Падеж.

  7. Роль в предложении.



Глагол

Глагол — это часть речи, которая обозначает действие и отвечает  
на вопросы     что делать?     что сделать?  
думать,   рисовать ;       послушать,   зашуметь.  

Каждый глагол имеет начальную форму. Она называется  
неопределённой формой глагола. Глаголы в неопределённой  
форме отвечают на вопросы: что делать? что сделать?
Начальная форма глагола не показывает ни времени, ни числа,  
ни лица, ни рода.  

Глаголы изменяются по временам: бывают в форме настоящего,  
прошедшего или будущего времени.

В настоящем и будущем времени  
глаголы изменяются по лицам и числам, а в прошедшем времени —  
по числам и родам (в единственном числе). 
 
В предложении глагол обычно бывает сказуемым 

 





виш…н- вишня, гласный беглый, пишем вишен
     Окончания существительных во множественном числе в Р.п.

 Прошедшее время — обозначает, что действие происходило до того,  
как о нём стали говорить.
почитал (что сделал?);   почитала (что сделала?);   читали (что делали?).    
Глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются по родам. Во множественном числе глаголы по родам не изменяются.  


Для образования прошедшего времени обычно служит суффикс - л-.  
В прошедшем времени глаголов перед суффиксом -л- пишется та же буква,  
что и в неопределённой форме говорить – говорил,   бросить – бросил,   сеять – сеял,   клеить – клеил.    

Настоящее время — действие, которое происходит сейчас 
читаю (что делаю?);   читаешь (что делаешь?);   почитает (что сделает?).  
Глаголы в настоящем времени изменяются по лицам и числам, бывают I или II спряжения


Будущее время — действие, которое произойдёт после того,  как о нём расскажут.  почитает (что сделает?);    будет читать (что будет делать?).  
Глаголы в будущем времени изменяются по лицам и числам, бывают I или II спряжения

Спряжение глаголов. Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием.


Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением.  
При спряжении изменяются окончания глаголов. 
 

Глаголы I спряжения имеют окончания: 
 
            -у (-ю),   -ешь (-ёшь),   -ет (-ёт),   -ем (-ём),   -ете (-ёте),   -ут (-ют).  

Глаголы II спряжения имеют окончания:  
            -у (-ю),   -ишь,   -ит,   -им,   -ите,   -ат (-ят).  



 
 

Чтобы определить спряжение глагола с безударным личным окончанием, нужно:  
1)
поставить глагол в неопределённую форму (гуляет - гулять);  
  2)
определить, какая гласная стоит перед -ть
Ко II спряжению относятся:  
глаголы в неопределённой форме оканчивающиеся на -ить (кроме брить, стелить);  
– 7 глаголов на -еть: смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, обидеть, вертеть;  
– 4 глагола на -ать: слышать, дышать, гнать, держать, а также все приставочные глаголы, образованные от них.  
Например:     задышать, присмотреть, перегнать.    
К I спряжению относятся все остальные глаголы, оканчивающиеся в неопределённой форме на -еть, -ать, -ять, -оть, -уть, -ыть  
По начальной форме, не поставив сначала глагол в личную форму, его спряжение определить нельзя:  

Глагольные суффиксы

У глаголов в начальной форме перед суффиксом –ть- может быть один из этих суффиксов: -а-, -е-, -и-, -о-, -у-, -я-

Написание возвратного суффикса –ся- 1)Если глагол отвечает на вопрос что делать? или что сделать?, то нужно писать -ться: улыбаться, смеяться. 
2) Если глагол отвечает на вопрос что делает? (что сделает?) , что делают? (что сделают?) , то нужно писать -тся: улыбается, смеётся.  3)На конце глаголов 2-го лица единственного числа после шипящих  
пишется мягкий знак, который сохраняется и перед суффиксом   -ся :    
смеёшься, дерёшься, прячешься Е и О беглые гласные 1)Если безударный гласный в корне слова существительного в ед.ч. нельзя проверить, измени форму слова на Р.п. ед.ч. Пример: кор…нь- нет корня, гласный беглый, пишем корень
лап..ть- нет лаптя, гласный беглый, пишем лапоть
2) Если безударный гласный в корне слова существительного во мн.ч. нельзя проверить, измени слово поставив его в начальную форму

Пример: бас…н- басня, гласный беглый, пишем басен

килограммы - килограммов

помидоры - помидоров

апельсины - апельсинов

сапоги - сапог

ботинки - ботинок

валенки - валенок

яблоки - яблок

места - мест

дела - дел

рельсы - рельсов

окна - окон

чулки - чулок

носки - носков

                    




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!