Просмотр содержимого документа
«Памятка родителям по гиперактивности»
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей.
Проблема гиперактивности имеет большую педагогическую значимость в связи с высокой распространенность в детской популяции. Клиническую картину синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) определяют избыточная двигательная активность, расстройство внимания и импульсивность поведения, с характерной моторной неловкостью. Среди причин гиперактивности выделяют генетические факторы, родовые травмы, инфекционные заболевания и др. Диагноз «гиперактивность» ставит невролог.
Критерии выявления гиперактивного ребенка в группе.
Оценка внимания.
не может долго удерживать внимание;
не слышит, когда к нему обращаются;
не доводит начатое дело до конца;
непоследователен в поведении;
теряет вещи;
часто бывает забывчив.
Оценка сверхактивности.
беспокоен;
спит меньше, чем другие дети;
находится в постоянном движении;
очень говорлив.
Оценка импульсивности.
не может дождаться своей очереди в игре, на занятиях.
отвечает до того, как его спросят;
не может отложить вознаграждение;
не подчиняется правилам;
часто вмешивается, прерывает говорящего.
Как помочь гиперактивному ребенку?
Помня об индивидуальных особенностях гиперактивных детей, целесообразно:
работать с ними в начале дня, а не в вечернее время;
уменьшить их рабочую нагрузку, делать перерывы в работе;
перед началом работы (праздника, занятия) обговаривать с ребенком правила поведения;
обговаривать с ребенком вознаграждение (не обязательно материальное), которое он получит после занятия;
гиперактивного ребенка необходимо чаще поощрять;
инструкции, предъявляемые гиперактивному ребенку должны быть четкими и краткими (не более 10 слов).
Зачастую гиперактивные дети склонны к манипулированию родителями и воспитателями. Чтобы не допустить этого, взрослый должен помнить: в любой ситуации ему нужно сохранять спокойствие.
Игровые приемы работы с гиперактивными детьми.
При подборе игр следует учитывать такие индивидуальные особенности гиперактивных детей, как неумение длительное время подчиняться групповым правилам, быстрая утомляемость, неумение выслушивать и выполнять инструкции. В игре гиперактивному ребенку трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому включать таких детей в коллективную работу целесообразно поэтапно. Начинать можно с индивидуальной работы, затем подключать ребенка к играм в малых группах и переходить к коллективным играм.
Как работать с родителями гиперактивного ребенка?
Родители гиперактивного ребенка часто испытывают чувство вины за его поведение, особенно в общественных местах, а иногда просто не знают, что делать с ним. Прежде всего, необходимо тактично разъяснить им, что ребенок не виноват в том, что он такой. Многочисленные окрики, замечания и частые запреты не приведут к улучшению поведения.
Педагог должен стремиться установить контакт доверительные отношения с родителями ребенка. Для этого можно ежедневно обмениваться карточками. Каждый вечер воспитатель может передавать родителям карточку, в которой зафиксированы даже самые незначительные достижения ребенка в течение дня. Родители могут поощрить ребенка за эти достижения. Утром следующего дня родитель приносит воспитателю аналогичную карточку о том, что удалось ребенку хорошо сделать дома. Таким образом, устанавливается контакт между педагогом и родителями, а у ребенка формируется чувство уверенности в себе, повышается самооценка.
Рекомендации для родителей
поддерживайте дома четкий распорядок дня;
избегайте повторения слов «нет» и «нельзя»;
говорите сдержанно и спокойно;
для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию;
в определенный отрезок времени давайте ребенку только одно задание, чтобы он мог его завершить;
избегайте мест и ситуаций, где собирается много людей;
поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания;
хвалите ребенка каждый раз, когда он этого заслуживает.
оберегайте ребенка от утомления;
полезны физические занятия, прогулки.