Методика работы над сочинениями с элементами описания та же, что и во 2 классе. Написанию таких сочинений предшествует большая подготовительная работа. 1. подготовительная беседа. 2. Коллективное составление плана ( учитель задаёт вопросы помогающие учащимся определить сюжет рассказа). План записывается на доске (по мере составления). 3.В заключении проведённой работы учитель спрашивает «О чём бы вы хотели написать в конце сочинения?» Ответы детей самые разные, но учитель направляет мысли детей в нужное русло (в зависимости от темы). Требования к сочинениям в форме письма: писать грамотно, ясно, адресуясь конкретным лицам. Письмо особым образом оформляют: вначале пишут приветствие и называют человека, которому письмо адресовано, а в конце ставят подпись, дату. Начинается работа такого вида с коллективного составления небольших писем. Каждое письмо имеет составные части: 1. Обращение. 2. Сообщение. 3. Прощание. 4. Подпись. План работы над сочинением: 1. Словарная и терминологическая работа на уроках русского языка, развития речи, изобразительного искусства. 2. Рассказ о художнике и истории создания картины. 3. Беседа по картине. 4. Словарно – стилистическая работа по теме урока. 5.Составление плана сочинения. 6. Составление устного высказывания по картине. 7. Написание первого варианта сочинения. 8. Написание окончательного варианта сочинения. 9. Анализ творческих работ школьников. Сочинения – отзывы проводятся в 3-4 классах. План работы над сочинением: 1. Подробная беседа о книге (кратко излагается сюжет, описываются главные действующие лица, анализируется идейное содержание произведения). 2. Выставка: портрет автора, иллюстрации художников к изучаемому произведению, рисунки самих учащихся. 3. Знакомство с образцами отзывов о прочитанных книгах, анализ. 4. Составление коллективного отзыва, его обсуждение и запись в тетрадь. (с дополнениями и изменениями) Сочинения – отзывы – одна из самых перспективных работ по развитию речи в начальной школе. Постепенно усложняясь, в основном звене школы они перерастут в сочинения на литературные темы. Это один из видов сочинений, представляющий для детей наибольшую сложность. К ним относятся сочинения: 1) по заданному началу текста; 2)по его середине, когда требуется сочинить начало и конец; 3)по концу текста. При подготовке данного вида сочинения учитель должен учитывать следующие требования: 1. отрывок должен быть кратким; 2. начало должно содержать завязку; 3. середина должна быть кульминацией; 4. конец – развязка; 5. можно объединить два вида, например: сочинение по заданному началу и концу; началу и середине; середине и концу; 6. любая часть должна направлять мысли ребёнка в определённое русло. |