Агрессия в старшем дошкольном возрасте – показатель того, что ребенок испытывает интенсивные негативные эмоции, которые часто связаны с противоречием между собственными желаниями и взрослыми требованиями. Старшему дошкольнику нужен рядом взрослый, который будет внимательным и чутким к его состоянию, поможет ребенку понять самого себя, но сможет установить и удержать твердые правила.
Когда замечаете, что ребенок раздражается или хулиганит, скажите: «Надо же, я думала, только малыши так себя ведут». Ребенку не понравится, что его считают маленьким, и постарается действовать по-взрослому.
Помогите ребенку понять свои чувства: «Ты сейчас раздражен?», «По-моему, тебе уже надоела эта игра», «Представляю, как ты устал».
Постарайтесь сами понять, на чем основана агрессия ребенка, чтобы выбрать правильную стратегию действий. Например, спросите: «Ты уже хочешь домой?», «Ты хочешь отдохнуть?», «Ты проголодался? и т.д.
Не давите, даже если ребенок все делает наперекор. Один раз повторите то, что требуете от ребенка, и сконцентрируйтесь на остальных детях. Не превращайте сражение с протестующим ребенком в арену, где он в главной роли.
Похвалите ребенка до того, как он решит похулиганить. Например: «Я вижу, твоя мамочка идет, беги ее встречать», «Ты всегда так быстро одеваешься, я очень довольна тобой».
Однозначно реагируйте на агрессию. Реакция должна быть ясной и предсказуемой, опираться на установленные правила, например: «Бить нельзя».
Для профилактики агрессии оказывайте детям в группе больше персонального внимания, стимулируйте двигательную активность: разрешайте бегать, прыгать, лазить. Режим дня стройте таким образом, чтобы игры в жизни детей было больше.
Что точно не подействует на ребенка. Не уговаривайте агрессивного дошкольника: «Перестань, ты же умный мальчик, посиди спокойно». Не угрожайте: «Тогда мама уйдет без тебя». Не стыдите ребенка и не докапывайтесь до причин его поведения – это бесполезно.