СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Памятка для родителей: «Дома играем, фонематический слух развиваем»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игры на развитие фонематического восприятия.

Фонематическое восприятие – это различение на слух звуков речи. Фонематический слух позволяет понимать смысл сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы получаем совершенно иное значение: «коза – коса», «рак – лак», «бочка – почка». Сформированность фонематического восприятия – залог чёткого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов (даже не обладая возможностью выговаривать все звуки, ребёнок сохраняет структуру слова «кар – ти – на» - «ти – ти – на»), основой лёгкости овладения грамматическим строем речи, успешного освоения письма и чтения.

            Предлагаемая система упражнений для развития фонематического восприятия построена по принципу от простого к сложному. Выявив, в процессе игры на каком этапе малыш перестаёт справляться с заданиями, начинайте развивать навык фонематического восприятия с этого уровня.

Просмотр содержимого документа
«Буклет «Дома играем, фонематический слух развиваем»»

  • Игра «Сколько звуков». 

Взрослый называет звуки, [А]; [А] [У]; [У] [А] [О], а ребенок на слух определяет и называет их количество.

  • Игра «Поймай слово».

Взрослый проговаривает ряды слов, а ребенок должен хлопнуть, когда услышит слово, начинающееся с заданного звука.

  • Игра «Отгадай слово». 

Ребенку предлагают слова с пропущенным звуком – их нужно отгадать. Например, из слов убежал звук «Л» (…ампа, мы…о, …ук, кук…а, мас…о)

  • «Хлопни в ладоши, если услышишь звук А…..».

Взрослый называет разные звуки, а ребенок хлопает, если среди звуков слышит заданный звук (А). Звуки брать разные.

  • «Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает до макушки».

Взрослый называет разные гласные звуки (перед этим сообщить ребёнку, что мяч нужно подкинуть, если услышит звук Э), при произнесении взрослым звука Э, ребенок подкидывает мяч.

  • «Звуковая цепочка».

Взрослый называет первое слово и передает мяч ребенку. Конечный звук предыдущего слова - это начальный звук. Например: весна- автобус- слон-нос-сова и т.д.

  • «Составь слово».

Взрослый произносит первую часть слова, а ребенок вторую – взрослый Са, ребёнок -Хар- сахар, взрослый Са, ребёнок Ни- сани и т.д.

  • «Где звук?».

Взрослый, где в слове Слон, ты слышишь звук С-в начале, середине или в конце слова? (брать разное положение звуков- в начале, середине, в конце слов).

  • «Какой одинаковый звук есть во всех словах»?

Взрослый произносит слова - жук, жаба, лыжи? - (голосом выделять одинаковый звук - ЖЖЖук, ЖЖЖаба и т.д.), ребёнок определяет одинаковый звук.







МАДОУ «Ромашка»





Рекомендации для родителей:





«Дома играем, фонематический слух развиваем»

















Информацию подготовила: учитель-логопед Е. К. Сумина





  1. Узнавание неречевых звуков. Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха. (2-4 года)

  • Игра «Угадай, что звучало». 

Внимательно послушайте вместе с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки (музыкальные инструменты) Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать, что сейчас звучало.

  • Игра «Волшебная палочка».

 Взяв карандаш или любую палочку, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стенку, миску и т.д. Потом усложните задание – пусть ребенок отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет звучал.

  • Игра «Жмурки». 

Ребенку завязывают глаза, и он двигается на звук колокольчика, бубна, свистка.

  • Игра «Похлопаем». 

Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например: два хлопка, пауза, два хлопка. В усложненном варианте ребенок повторяет ритм с закрытыми глазами.

  1. Различение звуков речи по тембру, силе, высоте. (2-4 года)

  • Игра «Узнай, чей голос». 

Запишите на кассету голоса близких и голос самого ребенка, а потом попросите его угадать, кто сейчас говорит.

  • Игра «Громко - тихо». 

Договоритесь, что ребенок будет выполнять определенные действия – когда вы произносите слова громко и когда тихо.

  • Игра «Три медведя». 

Ребенок отгадывает, за кого из героев сказки говорит взрослый. Более сложный вариант – малыш сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.

  1. Различение сходных между собой по звучанию слов. (4-5 лет)

  • Игра «Слушай и выбирай». 

Перед ребенком кладут картинки со сходными по звучанию словами (сом, ком, лом). Взрослый называет предмет, а ребенок должен поднять соответствующую картинку.

  • Игра «Верно – неверно».

Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первый звук (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.

  1. Различение слогов. (5-6 лет)

  • Игра «Похлопаем». 

Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги.

  • Игра «Что лишнее?». 

Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-фа-ва-фа-фа» и т.п. Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний слог.

  1. Различение звуков. Надо объяснить ребенку, что слова состоят из звуков, а затем немного поиграть. Освоение ребёнком навыков анализа и синтеза. (5-7 лет)

  • Игра «Кто это?». 

Комарик говорит «ззз», насос свистит «ссс», жук жужжит «жжж», тигр рычит «ррр». Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто его издает.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!