Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №25 г. Смоленска
Урок — игра «Байкал — Жемчужина России»
Разработала:
Червякова Елена Павловна,
учитель географии
Смоленск 2018
Урок по теме: Озеро Байкал — жемчужина России
Цели: раскрыть уникальность природы озера Байкал и причины уникальности; познакомить с историей открытия и изучения озера Байкал;
рассмотреть экологические проблемы озера и пути их решения.
Оборудование: физическая карта России, физическая карта горы юга Сибири, карты озера Байкал, фильм «Байкал».
Ход урока:
1.Организационный момент
Игра «Геошанс»
Вопросы к игре составлены с учётом коэффициента сложности (К):
К = 1 — знание понятий (понимание по определению).
К = 2 - умение дать определение понятию.
К = 3 — знание основных взаимосвязей,рядке встречающихся терминов.
На листе ватмана готовится поле для игры. В клетках кроме номеров вопросов могут быть выставлены знаки:
П (приз) — фишка перемещается дополнительно на одну клетку вперёд.
Музыкальная пауза — например, «Шторм» Бетховена.
К-я (консультация) — команда имеет право воспользоваться 30-секундной консультацией ведущего или назначенного консультанта, но фишка перемещается на одну клеточку меньше.
К (коэффициент) — команда может выбрать сложность вопроса, не выбрасывая кубика.
Х (ход) — команда получает на внеочередной ход.
О (отдых) — команда пропускает ход.
На обдумывание вопроса команды имеют время, пропорционально увеличивающееся в зависимости от коэффициента сложности вопроса: К = 1 — 10 с, К = 2 — 20 с, К = 3 — 30 с.
Выигрывает команда, первая дошедшая до финиша. Игроки этой команды получают оценку «5». Игроки команды, чьи фишки остановились на финишной прямой, - оценку «4».
Вопросы
К = 1
1.Ураганный ветер на Байкале. (Самара.)
2.Организмы, не встречающиеся больше нигде. (Эндемики.)
3.Розово-белое, полупрозрачная рыбка, не имеющая чешуи. (Голомянка.)
4.Северо-восточный ветер на Байкале. (Лимнологи.)
5.Самый большой остров на Байкале. (Баргузин.)
6.Ученые, изучающие озера. (Лимнологи.)
К = 2
1.Самара. (Ураганный ветер на Байкале.)
2.Баргузин. (Северо-восточный ветер и река.)
3.Баргузинский. (Хребет на северо-восточном берегу озера и заповедник на нем.)
4.Селенга. (Самая крупная река, впадающая в озеро Байкал.)
5.Залив. (Вдающаяся в сушу часть озера.)
6.Озеро. (Замкнутая котловина, заполненная водой.)
7.Ангара. (Единственная река, вытекающая из озера Байкал.)
8.Молевой сплав. (Сплав бревен, не связанных в плот.)
К= 3
1.Объясните огромную глубину озера Байкал. ( Озеро находится в тектоническом разломе.)
2.Почему Байкал замерзает только в январе? ( Огромная масса воды долго остывает.)
3.Почему летом вода в озере холодная? ( На нагреве вод Байкала необходимо много энергии из-за большой глубины и объёма воды.)
В чем неповторимость озера Байкал? ( Самое глубокое, уникальность органический мир, 80% пресной воды России ( 20% мировой ), чистота и прозрачность воды.)
Кто пропел первый гимн Байкалу, побывав на озере в 1956 году? ( Протопоп Аввакум.)
Благодаря чему вода в Байкале чистая и прозрачная? ( Озеро очищают живые организмы -планктоны.)
Что происходит с размерами озера? ( Озеро расширяется и углубляется.)
Продолжите выражение «Кто Байкала не видел, тот...(в Сибири не бывал).
Как буряты называют озеро Байкал? ( Байгал-далай.)
Что означает величина 1620м? ( Максимальная глубина Байкала.)
Сколько лет Байкалу? ( 15-20 млн лет.)
332 года — что происходит за это время? ( Происходит полная смена воды в Байкале.)
336—1,20%, 40м. Что означают эти цифры? ( 336 рек впадают в озеро, одна вытекает из него, 20% пресных вод планеты находится в озере Байкал , 40м — прозрачность воды.)
Назовите источники загрязнения Байкала. ( ИБК, Иркутская ГЭС, Сплав леса по рекам.)
Домашнее задание
Параграф 43.
Составить кроссворд « Байкал» из 10-15 слов.
Список литературы:
В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе География России. Природа. Население. Хозяйство.8-9 класс, Дрофа. Москва 2009
В.П. Дронов, В.Я. Ром География России. Население и хозяйство. 9 класс, Дрофа. Москва 2009
Е.А. Жижина, Н.А. Никитина Поурочные разработки по географии России. Природа России 8 класс.Москва «ВАКО» 2010
Е.А. Жижина, Н.А. Никитина Поурочные разработки по географии России. Население и хозяйство России 9 класс. Москва «ВАКО» 2010