СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок по географии и литературе в 8 классе «Озеро Байкал- жемчужина Сибири»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока-формирование знаний о природном комплексе озера Байкал, учебно-исследовательских умений и навыков учащихся путем интеграции предметов география и литература.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок по географии и литературе в 8 классе «Озеро Байкал- жемчужина Сибири»»


Конспект интегрированного урока по географии и литературе

Тема «Озеро Байкал – жемчужина Сибири».

8 класс


Тип урока: урок формирования знаний и умений, элементы дистанционного обучения (презентации учащихся).

Форма урока:урок-концерт.

Цель урока:

Формирование знаний о природном комплексе озера Байкал, учебно-исследовательских умений и навыков учащихся путем интеграции предметов география и литература.

Задачи:

1.Образовательные:знакомство с историей открытия и изучения озера Байкал, формирование знания о природном комплексе озера Байкал.
2. Развивающие: развитие воображения, способности применять на практике имеющиеся знания, развитие устной речи, умение работать с картами, со справочными и публицистическими материалами, художественными текстами, репродукциями картин.

3. Воспитательные:формирование экологического сознания учащихся на примере экологических проблем озера Байкал и их причин; воспитание чувства патриотизма, чувства ответственности, бережного отношения к природным богатствам; повышение интереса к изучению предметов: география, литература.

Планируемый результат:

Учащиеся получат основные знания о природном комплексе озера Байкал, испытают чувство патриотизма, ответственности, бережного отношения к природным богатствам России.

Оборудование:

Компьютер, проектор, учебник Баринова И. И. География: Природа России. 8 класс. – М.: Дрофа, 2014; карта России, карта – схема Байкала, атласы, стихотворения, легенды, репродукции картин, видео о Байкале.

Урок рассчитан на один академический час (40 минут).



Эпиграф к уроку:

«Байкал – бесценный дар природы –
Да будет вечен на Земле».

(А.Твардовский)


Структура урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Примечания

Организационный

(1 мин.)

Проверка готовности к уроку

Создание благоприятного психологического климата

Подготовка к уроку


Включение в деловой ритм


Актуализация знаний

(2 мин.)

Постановка проблемы

Решение проблемы

Слайд №1

Сообщение темы

урока

(3 мин.)

Сообщение цели, формы проведения урока

Формулируют задачи, результат урока

Слайды

№2-4

Практическая часть урока

(20 мин.)

(2 минуты на учащегося, из состава класса – 10 человек)

Организует выступление учащихся, корректирует по ходу выступлений деятельность обучающихся

Выступают с подготовленными докладами (презентациями), стихотворениями, легендами.

Слайды

№ 5-6

Динамическая пауза

(2 мин.)

Организует физ. минутку

Выполняют разминку самостоятельно или под руководством учителя


Слайд № 7

Составление рекомендаций по защите природного комплекса озера Байкал

(5 мин.)

Организует составление рекомендаций, корректирует по ходу высказываний деятельность обучающихся

Деятельность направлена на решение познавательных (учебных) задач.

Выполняют типовые задания с применением алгоритма (самостоятельно, с помощью, по образцу).

Демонстрируют прочность предметных знаний, сформированность универсальных учебных действий: осуществляют самоконтроль, грамотно используют коммуникативные средства: строят диалогическую, монологическую речь, умеют формулировать собственное мнение

Слайд № 8

Подведение итогов урока, оценивание

(5 мин.)

Организация рефлексии


Комментирование отметок

(имеются критерии оценивания)

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности по критериям, выявляют степень соответствия результатов деятельности поставленной цели


Информация о домашнем задании

(2 мин.)

Проведение инструктажа по выполнению д/з с учетом индивидуального развития обучающегося

Составляют план выполнения работы (алгоритм), определяют средства решения поставленной задачи

Слайды

№ 9-10

Ход урока:

Организационный момент.

Учитель литературы: Здравствуйте, ребята, уважаемые гости! Очень рады вас сегодня видеть!

Учитель географии:Мы с вами сегодня поведем необычный урок, урок-концерт.

Учитель литературы:а начнем наш урок состихотворения(Учащаяся, Панова В., читает стихотворение под видеосюжет о Байкале, Слайд №1)

Учитель литературы:«Кто Байкала не видел, тот в Сибири не бывал», - говорят сибиряки. Столько писателей, поэтов, художников, музыкантов воспели в своем творчестве озеро Байкал. А почему? Почему именно этот уголок России неизменно привлекает нас, завораживает, иногда пугает, но всегда восхищает? (демонстрация картин, посвященных Байкалу, Слайд №2)

Учитель географии:ответ на этот вопрос и станет целью нашего сегодняшнего урока.

А чтобы ответить на него, учащиеся 8 класса подготовили презентации, стихотворения, легенды и видео о Байкале. Предлагаю познакомиться с планом сегодняшнего урока:

1. Географическое положение озера и происхождение названия. Общие сведения. Стихотворение «Наше озеро Байкал» (Наталья Ковалевская) 

2. История открытия и освоения.

3. Легенда о происхождении озера Байкал. Геологическая история происхождения котловины озера и характер его берегов.

4. Климат Байкала.

Постоянные ветры на Байкале.

5.Уникальность воды озера.

Легенда об Ангаре.

6.Органический мир озера.

7.Экологические проблемы Байкала. Значение озера.

(Слайд №3)

Учитель литературы:Перед выступлениями учащихся прошу ознакомиться с оценочными листами, заполнив которые, вы сформируете отметку за урок. Листы заполняются на каждого учащегося, в том числе и на себя. (Приложение №1, слайд №4)

II этап.

Выступление учащихся согласно плану. (Слайд №5 –гиперссылки на презентации учащихся)

Учитель географии: Озера всегда играли большую роль в жизни человека. На их берегах люди издавна строили жилища, в их водах добывали пищу, по их водным путям плавали в соседние края и страны.

В последние годы большое внимание всего нашего народа привлекают проблемы использования богатств и охраны природы озера Байкал. Интерес к уникальному во многих отношениях сибирскому озеру возрастает год от года.

Ученые привлекают до сих пор нераскрытые тайны Байкала – неповторимый по богатству и разнообразию видов животный мир, удивительная чистота и прозрачность байкальной воды.


Первый ученик - географ:

Наше озеро Байкал (Наталья Ковалевская)

Между гор и между скал

Блещет озеро Байкал.

Дует с северных низин

Сильный ветер Баргузин.

Волны бьются в берега,

А кругом гудит тайга.

Проступает сквозь туман

Великан Хамар-Дабан.

Дальше — белый, как старик,

Снеговой Мунку-Сардык.

С гор бегут вперегонки

Триста тридцать три реки.

А в средине—между скал

Блещет озеро Байкал


Озеро Байкал находится на юге Восточной Сибири. В форме рождающегося полумесяца оно вытянулось с юга-запада на северо –восток. Байкал – слово тюркское и происходит оно от слова Бай куль, что означает богатое озеро. В нем сосредоточено около 1/5 или 20 % мировых запасов пресной воды и 4/5 запасов пресной воды нашей страны.


Второй ученик – историк. Происхождение Байкала.

Байкал – древнейшее озеро на земле, возникшее в результате действия тектонических процессов древности. Его возраст составляет 20-25 млн. лет.

Происхождение Байкала до сих пор вызывает научные споры. Озеро расположено в рифовой впадине и по своему строению схоже, например, с бассейном Мертвого моря. Одни исследователи объясняют образование Байкала его расположением в зоне древнего тектонического разлома, другие предполагают наличие под Байкалом гигантского разлома мантии земли, третьи объясняют образование впадины тектоническими процессами в результате движения материков Евразии и Индостана. Вулканическая деятельность на Байкале продолжается до сих пор - в окрестностях озера постоянно происходят землетрясения.

Байкал самое глубокое озеро в мире (1637 м). Средняя глубина составляет 730 м.

Длина озера 620 км. Ширина от 24-79 км. На Байкале 27 островов, самый большой остров Ольхон.


Учитель литературы:Существует множество легенд о происхождении озера Байкал, предлагаю познакомиться с одной из них:


Третий ученик – историк.Легенда о происхождении озера Байкал.

Огненный дракон.

Одной из древнейших легенд, связанных с Байкалом, является предание об огненном драконе. Согласно ему, глубоко в водах озера обитает огнедышащее божество в облике сказочного дракона. Это божество управляет всеми тварями, живущими в Байкале, и от его расположения зависит благополучие и даже жизнь народов, обитающих по берегам озера. Древняя легенда гласит, что едва только на небосводе зажглись первые звезды, а затем великое Солнце впервые взошло над землей, с неба спустилась золотая колесница, из которой вышел огненный дракон. От первого удара его могучего хвоста расступились скалистые горы, и образовалась глубокая расщелина. От второго удара растаял лед на вершинах, и животворящие воды хлынули в каменистую котловину, образовав великое озеро. От третьего удара окрестности покрылись богатой растительностью и населились живыми существами. После этого всесильный дракон ушел в озеро, ставшее ему новым земным домом. Дальше в этом предании говорится о том, что огненный дракон один раз в сто двадцать лет выходил на сушу, и тогда люди, называвшие себя «сынами огненного дракона», устраивали празднества в его честь и приносили обильные жертвы своему божеству. Однако, постепенно народы стали забывать о своем благодетеле, и однажды, в очередной раз выйдя из вод Байкала, огненный дракон увидел, что от почитания его у людей не осталось и следа. И тогда разгневалось божество. От гнева дракона сотряслась земная твердь, затем ее затопили воды священного озера, губя все живое окрест до самого Великого океана. И исчезли неблагодарные «сыновья огненного дракона» с лица земли. На смену им пришли другие племена, которые уже не имели прежнего величия и былых священных знаний... 

Геологическая история происхождения котловины озера и характер его берегов.


Учитель географии: А какой климат Байкала?


Четвертый ученик– климатолог.

Климат Прибайкалья умеренный резко-континентальный. Зима очень холодная. Средняя температура января -24 градуса, а на побережье теплее градусов на десять: -14,-17 С. А лето на берегах озера прохладнее, средняя температура июля 15 С. Из-за неравномерного нагрева суши и вод озера образуется переходы атмосферного давления , в результате возникают местные ветры.


Пятый ученик– климатолог.

В е т р ы:

Сарма баргузин верховиккултук горный

Сарма – ураганный ветер; скорость ветра достигает 60 м/с.

Баргузин – ветер, дующий из Баргузинской котловины поперёк и вдоль Байкала. Култук-ветер, дующий с южной стороны.

Верховик- северный ветер.

Горный ветер - северо-западный, дующий с гор.


Шестой ученик-гидролог.

Озеро Байкал имеет уникально чистую прозрачную воду. Белый диск, с помощью которого определяют степень прозрачности воды, виден при погружении в озеро до глубины 40 метров. В озеро впадает около 550 рек. Самая крупная из них Селенга. И лишь одна река Ангара вытекает из озера Байкал.

Про нее буряты говорят: «Разоряет дочка старика Байкала».


Учитель литературы:Вот еще одна древняя красивая легенда об этом удивительном озере.


Седьмой ученик-гидролог.

«Одна из древнейших легенд гласит, что в очень давние времена в этих местах жил суровый богатырь по имени Байкал. И было у него несколько сот сыновей и всего одна дочь-Ангара, самая красивая девушка на свете. Сыновья день и дочь трудились, не покладая рук. В горах топили снега и ледники, со всей округи собирали и гнали хрустальную воду в огромную котловину. И вот однажды услышала Ангара от странствующих певцов о том, что за соседними горами проживает юный богатырь, красавец Енисей. Полюбила Ангара Енисея и сбежала из хрустального дворца со дна подводного царства, куда ее заключил строгий отец. Узнав о побеге, разъяренный Байкал бросился в погоню, схватил огромную каменную глыбу и кинул ее в непокорную дочь, но промахнулся. С тех пор так и лежит эта глыба у выхода реки из озера, называют ее сейчас Шаманским камнем. В конце концов прибежала Ангара к Енисею и обняла его, и потекли они вместе к студеному северному морю.»

Вода в озере круглый год холодная. Замерзает озеро поздно, в конце декабря, но и вскрывается Байкал поздно. Байкал уникален и огромным объемом воды.

Воды Байкала такие чистые.

Во - первых, берега озера сложены кристаллическими узорами. Они трудно размываются и дают мало взвеси. Во - вторых, в озере живут рачки - «дворники» - эпишура и макрогиттонус. В - третьих, сама вода способна к очищению.


Учитель географии:Растительный и животный мир Байкала необычайно богат. В настоящее время в Байкале известно 1550 видов разновидностей животных и 1085 видов растительных организмов, причем ¾ из них свойственно только Байкалу.

Чем характеризуются организмы, обитающие в Байкале?


Восьмой ученик- биолог.

70% всех организмов – эндемики. А что такое эндемики?

Это растения и животные, которые встречаются только в одном определенном месте.

Это омуль, нерпа, байкальский осетр, рачки, бычки, голомянка. губки т.д.

В Байкале обитает 58 видов рыб. И самая большая рыба, которая водится в Байкале это Байкальский осетр. Его вес достигает 130 кг., длина около 2 м. А самая маленькая рыбка, весом 2 грамма. Это бычок Гурвича. И самая многочислительная рыба в озере Голомянка. Она живет на глубине 1200м. У нее нет чешуи. Она живородящая. 30% массы ее тела это жир. Также самая многочисленная промысловая рыба- это омуль, которая достигает до 50 см.и имеет вес 5 кг.

Воды Байкала такие чистые.

Во - первых, берега озера сложены кристаллическими узорами. Они трудно размываются и дают мало взвеси. Во - вторых, в озере живут рачки - «дворники» - эпишура и макрогиттонус. В - третьих, сама вода способна к очищению.


Учитель географии:Какие меры принимаются для охраны озера, чтобы сохранить этот уникальный памятник?


Девятый ученик-эколог.

Создано на его берегах 2 национальных парка – Прибайкальский и Забайкальский; заповедники: Баргузин, Байкало-Ленский. Уникальное по своей природе озеро Байкал имеет живописные берега и острова. Озеро является рекреационным объектом Сибири. Чистый воздух, минеральные источники, чистая, прозрачная вода озера привлекают множество туристов. Озеро Байкал с уникальным органическим миром может раскрыть многие тайны эволюции животных и растений. Озеро богато рыбными ресурсами , а хребты Прибайкалья имеют огромные запасы древесины – кедра, сосны, лиственницы. Кедр – это ценные орехи, масло кедровых орехов используется в медицине и в оптике, служит пищей для обитателей тайги и для человека.

В 20 веке построены на берегах Байкала целлюлозно - бумажные комбинаты, которые в значительной степени загрязняют воду озера. На реке Ангаре построили Иркутскую ГЭС, тем самым подпрудили озеро Байкал, что привело к подъему уровня воды на 1 метр, к смыву с берегов грязи, к помутнению воды, к гибели главного фильтра байкальской воды – планктона.

Естественно, что развития хозяйства Прибайкалья требует рационального использования его богатств охраны и воспроизводства их. Особенно большое внимание в последние годы уделяется будущему уникального во многих отношениях Байкала. Чтобы сохранить чистоту Байкала воды и используя богатства озера не навредить природе, необходимо создать единую систему разумно использования всего бассейна.


(Просмотр видео о заповеднике Байкала, слайд №6)


Учитель литературы:А завершить выступления учащихся нам бы хотелось стихотворением«Я люблю лиственничные горные склоны» (Дугаров Б.)

Стихотворение

«Я люблю лиственничные горные склоны»

Я люблю лиственничные горные склоны,

и лицо освящаю в байкальской волне.

Мои предки? кочевники шири зеленой ?

голубое наследство оставили мне.

Что оленные камни расскажут степям?

Что поведает путь до Последнего моря?

Пронеслись времена. И спасибо векам

за озерное чудо в таежном просторе.

Проступает багульника свет по весне.

Брызжет белыми брызгами синяя вечность.

Я не знаю, откуда во мне эта нежность

к набежавшей на берег упругой волне.

Не долина ли предков на дне под водою?

Крона кедро ? не древних ли стрел оперенье?

Есть в сумбурном столетии счастье такое?

здесь, у отчей воды обретать просветленье.

Молоко тишины горы пьют на рассвете.

И гудит, пролетая над рельсами, ветер.

И покуда Байкал существует на свете,

мой народ, у Байкала рожденный, бессмертен.

III этап.

Через 25 минут, после начала урока, физкультразминка: «А теперь давайте немного разомнемся и проведем физкультразминку». (Слайд №7)

IV этап.Составление рекомендаций по защите природного комплекса озера Байкал. Рекомендации составляются каждым учащимся на оценочном листе и озвучиваются каждым.

Учитель географии:Какие меры вы приняли бы по решению проблемы Байкала? Напишите ваши ответы в оценочном листе в специальной графе.

Предполагаемые ответы учащихся:

1. Запретить молевой сплав древесины по рекам.

2. Регулировать рубку леса в бассейнах рек, впадающих в озеро.

3. Построить очистные сооружения на предприятиях, расположенных на берегах озера и рек, впадающих в Байкал.

4. Запретить рубку леса на склонах хребтов, обращенных к Байкалу.

5. Создать базы отдыха с организованными посещениями озера туристами.

6. Поднять экологическую культуру населения.

7. Создать заповедник.

Ребята правильно, молодцы.

(Слайд №8)

Учитель географии: Один из 15 грантов Русского географического общества был выделен и на исследование Байкала. Цель состоит в том, что не дать погибнуть уникальному озеру и людям, живущим на его берегах.

Правительство России принимает меры по закрытию ЦБК на территории Иркутской области и в Бурятии. Только мы можем сохранить чистоту озера Байкал – объекта «Всемирного наследия». Иными словами, признано, что сохранение байкальской экосистемы имеет планетарное значение и является делом всех землян. Урок я хочу закончить словами: «Наш закон гласит, что народ сам должен охранять природу – свое богатство. Народ – это мы с вами, вся наша страна - и взрослые, и дети».


V этап. Рефлексия. Подведение итогов.

Учитель литературы: Вот такие рекомендации по решению проблем Байкала получились у наших ребят, а теперь давайте ответим на наш главный вопрос: почему именно этот уголок России особенно привлекает писателей, поэтов, художников и музыкантов?

Ответы учащихся.

Учитель географии:

В последние годы большое внимание всего нашего народа привлекают проблемы использования богатств и охраны природы озера Байкал. Интерес к уникальному во многих отношениях сибирскому озеру возрастает год от года.

Ученые привлекают до сих пор нераскрытые тайны Байкала – неповторимый по богатству и разнообразию видов животный мир, удивительная чистота и прозрачность байкальной воды. Туристов со всего света влечет красота Байкала, то суровая, то скупая на краски, то на удивление мягкая и по-своему поэтичная.

Учитель литературы:а теперь давайте узнаем, какие отметки получили ребята 8 класса по итогам оценочных листов?

Ответы учеников и гостей урока. Если остается время до конца урока можно провести голосование на лучшеевыступление.

Далее учителя благодарят ребят за урок и сообщают домашнее задание: Ребята, большое спасибо за урок и за ваши выступления! Они все получились просто замечательные!

А теперь 8 класс, запишите домашнее задание по географии и литературе:



По географии:

1.Параграф 39.

2.Составить из 10-15 слов кроссворд по теме: «Байкал».

3.Подготовить сообщения про озёра Южного Урала(тургояк, увильды, сугомак и др.)

По литературе:

Написать сочинение-рассуждение на тему:Могу ли я сберечь природу моей Родины? (Слайд № 9)

Спасибо за урок!(Урок завершается песней о Байкале. Слайд № 10)











































Приложение №1

Оценочный лист


Фамилия

имя ученика

Соответствие темы доклада

Доклад логически выстроен

Выразительное, беглое чтение доклада

Дополнительные

баллы за качество презентации

Сумма баллов

Отме-тка

за урок

































































За каждый пункт ставится от 0 до 2-х баллов,

максимальная сумма 6 баллов.


Критерии: 6 баллов – «5»

5-4баллов – «4»

3баллов – «3»

2-0 баллов – «2»


РЕКОМЕНДАЦИИ:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________








Информационные источники:


1. Баринова И.И., География России. 8 класс; поурочные планы. 2.https://baikalru.ru/baikal/stihi-o-baikale




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!