Конспект интегрированного урока по географии и литературе
Тема «Озеро Байкал – жемчужина Сибири».
8 класс
Тип урока: урок формирования знаний и умений, элементы дистанционного обучения (презентации учащихся).
Форма урока:урок-концерт.
Цель урока:
Формирование знаний о природном комплексе озера Байкал, учебно-исследовательских умений и навыков учащихся путем интеграции предметов география и литература.
Задачи:
1.Образовательные:знакомство с историей открытия и изучения озера Байкал, формирование знания о природном комплексе озера Байкал.
2. Развивающие: развитие воображения, способности применять на практике имеющиеся знания, развитие устной речи, умение работать с картами, со справочными и публицистическими материалами, художественными текстами, репродукциями картин.
3. Воспитательные:формирование экологического сознания учащихся на примере экологических проблем озера Байкал и их причин; воспитание чувства патриотизма, чувства ответственности, бережного отношения к природным богатствам; повышение интереса к изучению предметов: география, литература.
Планируемый результат:
Учащиеся получат основные знания о природном комплексе озера Байкал, испытают чувство патриотизма, ответственности, бережного отношения к природным богатствам России.
Оборудование:
Компьютер, проектор, учебник Баринова И. И. География: Природа России. 8 класс. – М.: Дрофа, 2014; карта России, карта – схема Байкала, атласы, стихотворения, легенды, репродукции картин, видео о Байкале.
Урок рассчитан на один академический час (40 минут).
Эпиграф к уроку:
«Байкал – бесценный дар природы –
Да будет вечен на Земле».
(А.Твардовский)
Структура урока:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Примечания |
Организационный (1 мин.) | Проверка готовности к уроку Создание благоприятного психологического климата | Подготовка к уроку Включение в деловой ритм | |
Актуализация знаний (2 мин.) | Постановка проблемы | Решение проблемы | Слайд №1 |
Сообщение темы урока (3 мин.) | Сообщение цели, формы проведения урока | Формулируют задачи, результат урока | Слайды №2-4 |
Практическая часть урока (20 мин.) (2 минуты на учащегося, из состава класса – 10 человек) | Организует выступление учащихся, корректирует по ходу выступлений деятельность обучающихся | Выступают с подготовленными докладами (презентациями), стихотворениями, легендами. | Слайды № 5-6 |
Динамическая пауза (2 мин.) | Организует физ. минутку | Выполняют разминку самостоятельно или под руководством учителя | Слайд № 7 |
Составление рекомендаций по защите природного комплекса озера Байкал (5 мин.) | Организует составление рекомендаций, корректирует по ходу высказываний деятельность обучающихся | Деятельность направлена на решение познавательных (учебных) задач. Выполняют типовые задания с применением алгоритма (самостоятельно, с помощью, по образцу). Демонстрируют прочность предметных знаний, сформированность универсальных учебных действий: осуществляют самоконтроль, грамотно используют коммуникативные средства: строят диалогическую, монологическую речь, умеют формулировать собственное мнение | Слайд № 8 |
Подведение итогов урока, оценивание (5 мин.) | Организация рефлексии Комментирование отметок (имеются критерии оценивания) | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности по критериям, выявляют степень соответствия результатов деятельности поставленной цели | |
Информация о домашнем задании (2 мин.) | Проведение инструктажа по выполнению д/з с учетом индивидуального развития обучающегося | Составляют план выполнения работы (алгоритм), определяют средства решения поставленной задачи | Слайды № 9-10 |
Ход урока:
Организационный момент.
Учитель литературы: Здравствуйте, ребята, уважаемые гости! Очень рады вас сегодня видеть!
Учитель географии:Мы с вами сегодня поведем необычный урок, урок-концерт.
Учитель литературы:а начнем наш урок состихотворения(Учащаяся, Панова В., читает стихотворение под видеосюжет о Байкале, Слайд №1)
Учитель литературы:«Кто Байкала не видел, тот в Сибири не бывал», - говорят сибиряки. Столько писателей, поэтов, художников, музыкантов воспели в своем творчестве озеро Байкал. А почему? Почему именно этот уголок России неизменно привлекает нас, завораживает, иногда пугает, но всегда восхищает? (демонстрация картин, посвященных Байкалу, Слайд №2)
Учитель географии:ответ на этот вопрос и станет целью нашего сегодняшнего урока.
А чтобы ответить на него, учащиеся 8 класса подготовили презентации, стихотворения, легенды и видео о Байкале. Предлагаю познакомиться с планом сегодняшнего урока:
1. Географическое положение озера и происхождение названия. Общие сведения. Стихотворение «Наше озеро Байкал» (Наталья Ковалевская)
2. История открытия и освоения.
3. Легенда о происхождении озера Байкал. Геологическая история происхождения котловины озера и характер его берегов.
4. Климат Байкала.
Постоянные ветры на Байкале.
5.Уникальность воды озера.
Легенда об Ангаре.
6.Органический мир озера.
7.Экологические проблемы Байкала. Значение озера.
(Слайд №3)
Учитель литературы:Перед выступлениями учащихся прошу ознакомиться с оценочными листами, заполнив которые, вы сформируете отметку за урок. Листы заполняются на каждого учащегося, в том числе и на себя. (Приложение №1, слайд №4)
II этап.
Выступление учащихся согласно плану. (Слайд №5 –гиперссылки на презентации учащихся)
Учитель географии: Озера всегда играли большую роль в жизни человека. На их берегах люди издавна строили жилища, в их водах добывали пищу, по их водным путям плавали в соседние края и страны.
В последние годы большое внимание всего нашего народа привлекают проблемы использования богатств и охраны природы озера Байкал. Интерес к уникальному во многих отношениях сибирскому озеру возрастает год от года.
Ученые привлекают до сих пор нераскрытые тайны Байкала – неповторимый по богатству и разнообразию видов животный мир, удивительная чистота и прозрачность байкальной воды.
Первый ученик - географ:
Наше озеро Байкал (Наталья Ковалевская)
Между гор и между скал
Блещет озеро Байкал.
Дует с северных низин
Сильный ветер Баргузин.
Волны бьются в берега,
А кругом гудит тайга.
Проступает сквозь туман
Великан Хамар-Дабан.
Дальше — белый, как старик,
Снеговой Мунку-Сардык.
С гор бегут вперегонки
Триста тридцать три реки.
А в средине—между скал
Блещет озеро Байкал
Озеро Байкал находится на юге Восточной Сибири. В форме рождающегося полумесяца оно вытянулось с юга-запада на северо –восток. Байкал – слово тюркское и происходит оно от слова Бай куль, что означает богатое озеро. В нем сосредоточено около 1/5 или 20 % мировых запасов пресной воды и 4/5 запасов пресной воды нашей страны.
Второй ученик – историк. Происхождение Байкала.
Байкал – древнейшее озеро на земле, возникшее в результате действия тектонических процессов древности. Его возраст составляет 20-25 млн. лет.
Происхождение Байкала до сих пор вызывает научные споры. Озеро расположено в рифовой впадине и по своему строению схоже, например, с бассейном Мертвого моря. Одни исследователи объясняют образование Байкала его расположением в зоне древнего тектонического разлома, другие предполагают наличие под Байкалом гигантского разлома мантии земли, третьи объясняют образование впадины тектоническими процессами в результате движения материков Евразии и Индостана. Вулканическая деятельность на Байкале продолжается до сих пор - в окрестностях озера постоянно происходят землетрясения.
Байкал самое глубокое озеро в мире (1637 м). Средняя глубина составляет 730 м.
Длина озера 620 км. Ширина от 24-79 км. На Байкале 27 островов, самый большой остров Ольхон.
Учитель литературы:Существует множество легенд о происхождении озера Байкал, предлагаю познакомиться с одной из них:
Третий ученик – историк.Легенда о происхождении озера Байкал.
Огненный дракон.
Одной из древнейших легенд, связанных с Байкалом, является предание об огненном драконе. Согласно ему, глубоко в водах озера обитает огнедышащее божество в облике сказочного дракона. Это божество управляет всеми тварями, живущими в Байкале, и от его расположения зависит благополучие и даже жизнь народов, обитающих по берегам озера. Древняя легенда гласит, что едва только на небосводе зажглись первые звезды, а затем великое Солнце впервые взошло над землей, с неба спустилась золотая колесница, из которой вышел огненный дракон. От первого удара его могучего хвоста расступились скалистые горы, и образовалась глубокая расщелина. От второго удара растаял лед на вершинах, и животворящие воды хлынули в каменистую котловину, образовав великое озеро. От третьего удара окрестности покрылись богатой растительностью и населились живыми существами. После этого всесильный дракон ушел в озеро, ставшее ему новым земным домом. Дальше в этом предании говорится о том, что огненный дракон один раз в сто двадцать лет выходил на сушу, и тогда люди, называвшие себя «сынами огненного дракона», устраивали празднества в его честь и приносили обильные жертвы своему божеству. Однако, постепенно народы стали забывать о своем благодетеле, и однажды, в очередной раз выйдя из вод Байкала, огненный дракон увидел, что от почитания его у людей не осталось и следа. И тогда разгневалось божество. От гнева дракона сотряслась земная твердь, затем ее затопили воды священного озера, губя все живое окрест до самого Великого океана. И исчезли неблагодарные «сыновья огненного дракона» с лица земли. На смену им пришли другие племена, которые уже не имели прежнего величия и былых священных знаний...
Геологическая история происхождения котловины озера и характер его берегов.
Учитель географии: А какой климат Байкала?
Четвертый ученик– климатолог.
Климат Прибайкалья умеренный резко-континентальный. Зима очень холодная. Средняя температура января -24 градуса, а на побережье теплее градусов на десять: -14,-17 С. А лето на берегах озера прохладнее, средняя температура июля 15 С. Из-за неравномерного нагрева суши и вод озера образуется переходы атмосферного давления , в результате возникают местные ветры.
Пятый ученик– климатолог.
В е т р ы:
Сарма баргузин верховиккултук горный
Сарма – ураганный ветер; скорость ветра достигает 60 м/с.
Баргузин – ветер, дующий из Баргузинской котловины поперёк и вдоль Байкала. Култук-ветер, дующий с южной стороны.
Верховик- северный ветер.
Горный ветер - северо-западный, дующий с гор.
Шестой ученик-гидролог.
Озеро Байкал имеет уникально чистую прозрачную воду. Белый диск, с помощью которого определяют степень прозрачности воды, виден при погружении в озеро до глубины 40 метров. В озеро впадает около 550 рек. Самая крупная из них Селенга. И лишь одна река Ангара вытекает из озера Байкал.
Про нее буряты говорят: «Разоряет дочка старика Байкала».
Учитель литературы:Вот еще одна древняя красивая легенда об этом удивительном озере.
Седьмой ученик-гидролог.
«Одна из древнейших легенд гласит, что в очень давние времена в этих местах жил суровый богатырь по имени Байкал. И было у него несколько сот сыновей и всего одна дочь-Ангара, самая красивая девушка на свете. Сыновья день и дочь трудились, не покладая рук. В горах топили снега и ледники, со всей округи собирали и гнали хрустальную воду в огромную котловину. И вот однажды услышала Ангара от странствующих певцов о том, что за соседними горами проживает юный богатырь, красавец Енисей. Полюбила Ангара Енисея и сбежала из хрустального дворца со дна подводного царства, куда ее заключил строгий отец. Узнав о побеге, разъяренный Байкал бросился в погоню, схватил огромную каменную глыбу и кинул ее в непокорную дочь, но промахнулся. С тех пор так и лежит эта глыба у выхода реки из озера, называют ее сейчас Шаманским камнем. В конце концов прибежала Ангара к Енисею и обняла его, и потекли они вместе к студеному северному морю.»
Вода в озере круглый год холодная. Замерзает озеро поздно, в конце декабря, но и вскрывается Байкал поздно. Байкал уникален и огромным объемом воды.
Воды Байкала такие чистые.
Во - первых, берега озера сложены кристаллическими узорами. Они трудно размываются и дают мало взвеси. Во - вторых, в озере живут рачки - «дворники» - эпишура и макрогиттонус. В - третьих, сама вода способна к очищению.
Учитель географии:Растительный и животный мир Байкала необычайно богат. В настоящее время в Байкале известно 1550 видов разновидностей животных и 1085 видов растительных организмов, причем ¾ из них свойственно только Байкалу.
Чем характеризуются организмы, обитающие в Байкале?
Восьмой ученик- биолог.
70% всех организмов – эндемики. А что такое эндемики?
Это растения и животные, которые встречаются только в одном определенном месте.
Это омуль, нерпа, байкальский осетр, рачки, бычки, голомянка. губки т.д.
В Байкале обитает 58 видов рыб. И самая большая рыба, которая водится в Байкале это Байкальский осетр. Его вес достигает 130 кг., длина около 2 м. А самая маленькая рыбка, весом 2 грамма. Это бычок Гурвича. И самая многочислительная рыба в озере Голомянка. Она живет на глубине 1200м. У нее нет чешуи. Она живородящая. 30% массы ее тела это жир. Также самая многочисленная промысловая рыба- это омуль, которая достигает до 50 см.и имеет вес 5 кг.
Воды Байкала такие чистые.
Во - первых, берега озера сложены кристаллическими узорами. Они трудно размываются и дают мало взвеси. Во - вторых, в озере живут рачки - «дворники» - эпишура и макрогиттонус. В - третьих, сама вода способна к очищению.
Учитель географии:Какие меры принимаются для охраны озера, чтобы сохранить этот уникальный памятник?
Девятый ученик-эколог.
Создано на его берегах 2 национальных парка – Прибайкальский и Забайкальский; заповедники: Баргузин, Байкало-Ленский. Уникальное по своей природе озеро Байкал имеет живописные берега и острова. Озеро является рекреационным объектом Сибири. Чистый воздух, минеральные источники, чистая, прозрачная вода озера привлекают множество туристов. Озеро Байкал с уникальным органическим миром может раскрыть многие тайны эволюции животных и растений. Озеро богато рыбными ресурсами , а хребты Прибайкалья имеют огромные запасы древесины – кедра, сосны, лиственницы. Кедр – это ценные орехи, масло кедровых орехов используется в медицине и в оптике, служит пищей для обитателей тайги и для человека.
В 20 веке построены на берегах Байкала целлюлозно - бумажные комбинаты, которые в значительной степени загрязняют воду озера. На реке Ангаре построили Иркутскую ГЭС, тем самым подпрудили озеро Байкал, что привело к подъему уровня воды на 1 метр, к смыву с берегов грязи, к помутнению воды, к гибели главного фильтра байкальской воды – планктона.
Естественно, что развития хозяйства Прибайкалья требует рационального использования его богатств охраны и воспроизводства их. Особенно большое внимание в последние годы уделяется будущему уникального во многих отношениях Байкала. Чтобы сохранить чистоту Байкала воды и используя богатства озера не навредить природе, необходимо создать единую систему разумно использования всего бассейна.
(Просмотр видео о заповеднике Байкала, слайд №6)
Учитель литературы:А завершить выступления учащихся нам бы хотелось стихотворением«Я люблю лиственничные горные склоны» (Дугаров Б.)
Стихотворение
«Я люблю лиственничные горные склоны»
Я люблю лиственничные горные склоны,
и лицо освящаю в байкальской волне.
Мои предки? кочевники шири зеленой ?
голубое наследство оставили мне.
Что оленные камни расскажут степям?
Что поведает путь до Последнего моря?
Пронеслись времена. И спасибо векам
за озерное чудо в таежном просторе.
Проступает багульника свет по весне.
Брызжет белыми брызгами синяя вечность.
Я не знаю, откуда во мне эта нежность
к набежавшей на берег упругой волне.
Не долина ли предков на дне под водою?
Крона кедро ? не древних ли стрел оперенье?
Есть в сумбурном столетии счастье такое?
здесь, у отчей воды обретать просветленье.
Молоко тишины горы пьют на рассвете.
И гудит, пролетая над рельсами, ветер.
И покуда Байкал существует на свете,
мой народ, у Байкала рожденный, бессмертен.
III этап.
Через 25 минут, после начала урока, физкультразминка: «А теперь давайте немного разомнемся и проведем физкультразминку». (Слайд №7)
IV этап.Составление рекомендаций по защите природного комплекса озера Байкал. Рекомендации составляются каждым учащимся на оценочном листе и озвучиваются каждым.
Учитель географии:Какие меры вы приняли бы по решению проблемы Байкала? Напишите ваши ответы в оценочном листе в специальной графе.
Предполагаемые ответы учащихся:
1. Запретить молевой сплав древесины по рекам.
2. Регулировать рубку леса в бассейнах рек, впадающих в озеро.
3. Построить очистные сооружения на предприятиях, расположенных на берегах озера и рек, впадающих в Байкал.
4. Запретить рубку леса на склонах хребтов, обращенных к Байкалу.
5. Создать базы отдыха с организованными посещениями озера туристами.
6. Поднять экологическую культуру населения.
7. Создать заповедник.
Ребята правильно, молодцы.
(Слайд №8)
Учитель географии: Один из 15 грантов Русского географического общества был выделен и на исследование Байкала. Цель состоит в том, что не дать погибнуть уникальному озеру и людям, живущим на его берегах.
Правительство России принимает меры по закрытию ЦБК на территории Иркутской области и в Бурятии. Только мы можем сохранить чистоту озера Байкал – объекта «Всемирного наследия». Иными словами, признано, что сохранение байкальской экосистемы имеет планетарное значение и является делом всех землян. Урок я хочу закончить словами: «Наш закон гласит, что народ сам должен охранять природу – свое богатство. Народ – это мы с вами, вся наша страна - и взрослые, и дети».
V этап. Рефлексия. Подведение итогов.
Учитель литературы: Вот такие рекомендации по решению проблем Байкала получились у наших ребят, а теперь давайте ответим на наш главный вопрос: почему именно этот уголок России особенно привлекает писателей, поэтов, художников и музыкантов?
Ответы учащихся.
Учитель географии:
В последние годы большое внимание всего нашего народа привлекают проблемы использования богатств и охраны природы озера Байкал. Интерес к уникальному во многих отношениях сибирскому озеру возрастает год от года.
Ученые привлекают до сих пор нераскрытые тайны Байкала – неповторимый по богатству и разнообразию видов животный мир, удивительная чистота и прозрачность байкальной воды. Туристов со всего света влечет красота Байкала, то суровая, то скупая на краски, то на удивление мягкая и по-своему поэтичная.
Учитель литературы:а теперь давайте узнаем, какие отметки получили ребята 8 класса по итогам оценочных листов?
Ответы учеников и гостей урока. Если остается время до конца урока можно провести голосование на лучшеевыступление.
Далее учителя благодарят ребят за урок и сообщают домашнее задание: Ребята, большое спасибо за урок и за ваши выступления! Они все получились просто замечательные!
А теперь 8 класс, запишите домашнее задание по географии и литературе:
По географии:
1.Параграф 39.
2.Составить из 10-15 слов кроссворд по теме: «Байкал».
3.Подготовить сообщения про озёра Южного Урала(тургояк, увильды, сугомак и др.)
По литературе:
Написать сочинение-рассуждение на тему:Могу ли я сберечь природу моей Родины? (Слайд № 9)
Спасибо за урок!(Урок завершается песней о Байкале. Слайд № 10)
Приложение №1
Оценочный лист
Фамилия имя ученика | Соответствие темы доклада | Доклад логически выстроен | Выразительное, беглое чтение доклада | Дополнительные баллы за качество презентации | Сумма баллов | Отме-тка за урок |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
За каждый пункт ставится от 0 до 2-х баллов,
максимальная сумма 6 баллов.
Критерии: 6 баллов – «5»
5-4баллов – «4»
3баллов – «3»
2-0 баллов – «2»
РЕКОМЕНДАЦИИ:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Информационные источники:
1. Баринова И.И., География России. 8 класс; поурочные планы. 2.https://baikalru.ru/baikal/stihi-o-baikale