СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Оздоровительная направленность Хатха -Йоги

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Применение упражнений Хатха -Йоги на уроке физкультуры с целью укрепления здоровья

Просмотр содержимого документа
«Оздоровительная направленность Хатха -Йоги»

«В результате превосходной практики йоги практикующий получает красоту, 
изящество и грацию, силу и могущество, плотность и твердость алмаза, 
гармоничность и уравновешенность».

Мудрец Патанджали
200 лет до н.э.

Основоположником учения йогов считают древнеиндийского мудреца Патанджали, жившего во II–I вв. до н.э. Разумеется, Патанджали выделил йогу в самостоятельную систему на основе уже существовавшего опыта занятий отдельных йогов. 


В содержание оздоровительного урока физической культуры входят занятия ХАТХА-ЙОГОЙ. Разработаны программы занятий, которые основываются на рекомендациях Центра йоги Айенгара. Айенгар – один из наиболее уважаемых экспертов по йоге. Он систематизировал более 200 классических поз(асан) и создал свою систему – йогу Айенгара. Эта версия практической йоги является методической и постепенной Особое внимание уделяется точности выполнения всех элементов упражнения и абсолютной безопасности. Все позы разделены на категории, чтобы обучающиеся независимо от уровня физической подготовки двигались вперед от основных простых поз к более сложным, не подвергая себя опасности.

Йогу следует рассматривать как гармонию трех начал человека: физического, умственно-эмоционального (психического) и духовного. Слово «йога» образовано от санскритского корня «йуг», означающего соединение, единение , гармония. Оно также означает союз или общность. Это единство ума, души и тела. Великий русский классик А. П. Чехов когда-то сказал: В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли…» Единство и неразделимость тела и души ведет к усилению связи с подсознанием. Тот кто занимается йогой, использует свое тело для пробуждения каждой клеточки своей души. Йога основное внимание уделяет правильному положению тела, чтобы оно могло гармонично развиваться и стать анатомически безупречным. Йога это индийская философия, а не религия.. и она не требует приверженности к какой-то особой системе верований. Все мы знаем что такое тело, мы можем потрогать, если, не нравятся отдельные части тела, можем развивать, корректировать Что такое душа? На вопрос «Почему нет души »? В ответ можно услышать: «Потому, что я этого не могу увидеть»! По этому поводу приведем такой любопытный случай:

1

Говорят, однажды Сталин спросил у ученого-хирурга, архиепископа Симферопольского и Крымского Валентина Войно-Ясенецкого (Луку):
«Неужели знаменитый врач верит в существование души?».
«Верю», – сказал хирург.
«Вы нашли ее в теле человека во время операции?» .
«Нет».
«Так как же можно верить, что душа существует?»
«А верите ли вы, что у человека есть совесть?» — задал встречный вопрос Войно-Ясенецкий.
Сталин некоторое время молчал, а после ответил: «Верю».
И тогда знаменитый врач сказал: «В телах оперируемых больных я совести также не обнаружил». Наука пока не может понять структуру души и выделить ее в отдельную от тела матрицу. Неясно даже где в нас находится душа. Но несмотря на отсутствие научных знаний, глупо в теории отрицать ее наличие, а также потенциальную возможность в будущем научиться «упаковывать» человеческое «Я» в некий «файл». Подведя черту под вышесказанным, можно просто сказать, человек наделен свободой выбора и каждый сам волен решать, что такое душа, и есть ли она у него или нет. Так что выбор за Вами. Философия йоги учит, что в человеке есть внутреннее «Я» - душа. Настоящий йог не только подтвердит наличие у человека души, но и добавит, что душа – это основной элемент нашего существа.

 Когда говорят о йоге, чаще всего имеют в виду раздел хатха-йоги, связанный с физическими упражнениями. Что такое хатха-йога? На языке древней символики Ха – это солнце – символ жизненных сил, энергии, бодрости. Тха – луна – символ покоя. Слиянием этих двух слов и получено слово “хатха”, смысл которого символизирует единство противоположностей.

Как считает В. Евтимов (1986), при помощи длительных и целенаправленных упражнений йоги добиваются возможности регулировать вегетативные функции. Каждое упражнение хатха-йоги характеризуется определенным положительным воздействием на различные органы и системы человека. Достигаемые при этом высокая жизнеспособность и ловкость тела при регулярных занятиях по системе йогов может сохраняться до конца жизни.

Польза от физических упражнений огромна. Крупнейший специалист в области физиологии спорта доктор биологических наук В. С. Фарфель констатирует: “ .мое знакомство с гимнастическими упражнениями позволяет утверждать, что асаны – статичные упражнения йогов – хорошее средство для развития суставной гибкости и чувства равновесия при небольшой затрате физической энергии”. Они укрепляют сердце, кости, тонизируют мышцы и связки. Упражнения повышают уровень энергии и ведут к увеличению производства эндорфинов, естественных гормонов радости, которые влияют на наше настроение и самочувствие.

2

Еще Авиценна считал, что движения столь же важны для здоровья, как и пища. Однако не любая пища полезна и не всякое движение укрепляет здоровье. В книге авторов, Коваленко М.Ф., Коваленко В.М. «Йога при болях в позвоночнике и суставах», подлинных энтузиастов йоги, прошедших практическое обучение в Ведическом университете Махариши, показана актуальность настоящей тематики, привлекающей внимание людей со всего мира. Уникальная система йоговских упражнений помогает уменьшить боли в позвоночнике, шее и спине, облегчить боли в суставах конечностей, остановить процесс развития грыж межпозвонковых дисков, замедлить временной фактор старения организма, бороться с болезнями различного рода, стабилизировать нервную систему, снять стресс, поднять иммунитет. И если сравнивать различные виды лечебной гимнастики, то наиболее эффективной и проверенной тысячелетним опытом окажется гимнастика йогов. В руках доктора М.Ф. Коваленко, занимающегося лечением и реабилитацией больных с заболеваниями позвоночника и суставов в отделении традиционной терапии, гимнастика йогов становится мощным лечебным средством. Даже трудноизлечимые заболевания поддаются лечению при разумном применении упражнений йоги. Для снятия болей в позвоночнике и суставах необходимо применять комплекс лечебно-оздоровительных мероприятий, ведущими из которых являются йоговские упражнения – асаны. Различными теоретиками излагаются предложения заняться йогой на основе прочитанных ими книг по йоге, авторы решили изложить свой взгляд практического многолетнего применения йоговских упражнений на приеме врача, исходя из положения, что практика является критерием истины.

Основу методики составляют три типа упражнений:

1.Физические (асана).

2.Дыхательные (пранаяма).

3.Медитация.

На уроках физической культуры йога используется как система физических и дыхательных упражнений.

Урок с использованием элементов йоги можно отнести к разделу рабочей программы «Физкультурная деятельность с оздоровительной направленностью». Уроки с оздоровительной направленностью используется для обучения обучающихся практическому материалу.

3

Оздоровительная система-йога используется для проведения уроков потому, что йога оказывает всестороннее воздействие на организм, доступна, безопасна, повышает эмоциональное состояние обучающихся.

Программа «Хатха-йога» состоит из теоретической и практической частей.

Теоретическая часть программы направлена на расширение кругозора в области оздоровительной физической культуры «Хатха-йога»

Практическая часть включает:

  1. Комплексы йогических асан в положении стоя, сидя, лежа, перевернутые позы.

  2. Комплекс «Приветствие Солнцу».

  3. Комплексы йогических асан (школа Айенгара).

Хатха-йога используется в оздоровительно-профилактических целях, обеспечивает хорошую физическую подготовку и здоровье обучающихся.

Программа ориентирована на достижение следующих целей:

- психофизическая готовность к успешной профессиональной деятельности;

- использование средств оздоровительной физической культуры в повседневной жизни;

- предупреждение профессиональных заболеваний и травматизма.

Задачи:

реализуются при обучении основным компонентам здорового образа жизни (ЗОЖ):

  1. Содействие укреплению здоровья, всестороннему и гармоничному физическому развитию: формирование правильной осанки, развитие различных групп мышц тела, правильное и своевременное развитие всех систем организма и их функций, укрепление нервной системы, активизация обменных процессов.

  2. Обеспечение оптимального для обучающихся конкретного возраста уровня физических качеств и физической работоспособности.

  3. Содействие закаливанию организма, повышению уровня сопротивляемости неблагоприятным факторам.

На уроке основным условием, обеспечивающим здоровье, является рациональная двигательная активность. Двигательные действия являются мощными факторами, повышающими адаптационные особенности организма, расширяющими функциональные резервы.

Перед началом выполнения упражнений обязательно нужно ознакомить обучающихс с простейшими правилами безопасности при выполнении асан йоги: 4



  • При занятиях дышите глубоко, непрерывно и ритмично через нос. Старайтесь не задерживать дыхание, поскольку это напрягает тело

  • Во всех позах сидите или стойте прямо. Чтобы тело приняло правильное положение, вытяните позвоночник. Вес тела должен быть распределен равномерно. Точно принимайте положение, указанное для каждой позы. Эта информация очень важна и позволяет получать максимальную пользу от занятия.

  • Не пытайтесь форсировать растяжку. Стремление чрезмерно растянуть мышцы приводит к их рефлекторному сокращению (защитная реакция), а порой и к травмам.

На подготовительную часть урока отводится 3-5 минут. Сначала можно провести обычную разминку, которая активизирует деятельность центральной нервной системы и внимание обучающихся. Эти упражнения способствуют подготовке опорно-двигательного аппарата к выполнению упражнений основной части урока. Но можно провести разминку с использованием подготовительного комплекса йоги «Сурья намаскара» или «Приветствие солнцу». (рисунок 1)

1. Упражнение – «Молитвенная поза»

Станьте прямо, ноги вместе, руки опустите вниз вдоль корпуса, сделайте глубокий вдох-выдох, затем соедините ладони в положение «Намаскара-

мудра» (ладонь прижата к ладони на уровне груди, локти опущены вниз), закрыть глаза и, расслабив тело.

2. Упражнение – «Солнечная поза», с поднятыми руками

5



Сделайте вдох и поднимите ровные руки вверх на ширину плеч, ладони обращены вперед, прогнитесь назад в области поясницы, отводя руки и голову назад.

3. Упражнение – «Наклон вперед»

На выдохе наклонитесь вперед и коснитесь ладонями перед стопами либо по сторонам.

4. Упражнение – «Поза наездника»

На выдохе сделайте шаг назад правой ногой и опуститесь в выпад, левое колено согнуто впереди, удерживая ладони на полу, локти прямые, сделайте глубокий вдох, закидывая голову назад, а корпусом подайтесь вперед-вниз.

5. Упражнение – «Поза посоха»

Из позы наездника, на выдохе поставить левую ногу рядом с правой на расстоянии 20-30 см, выпрямите корпус и ноги.

6. Упражнение – «Поклонение с восемью точками»

На выдохе опустить тело, слегка согнутыми коленями коснуться пола. Коснуться пола подбородком и грудью. Живот, таз и бедра удерживать на весу.

7. Упражнение – «Поза кобры»

Опустить бедра на пол, выпрямляя руки (ладони стоят на полу на уровне груди), на вдохе спину прогнуть в пояснице назад, голову также завести назад.

8. Упражнение – «Поза собаки головой вниз»

На выдохе переместить корпус назад-вверх и потянуться копчиком вверх, прогнуться в спине.

Далее нужно постепенно вернуться к первому упражнению:

9. Упражнение – «Поза наездника» (см. упр. 4)

На выдохе выпад делается на правую ногу, левая - делает шаг назад.

10. Упражнение – «Наклон вперед»

Выполняется в обратном порядке. Левая нога на выдохе приставляется к правой, ладони остаются на полу, колени выпрямляются и лоб подтягивается к коленям.

11. Упражнение - «Солнечная поза», с поднятыми руками (см. упр. 2)

Корпус выпрямляется, и руки поднимаются вверх на вдохе.

12. Упражнение –«Молитвенная поза» (см. упр. 1) 6

В основной части занятия для решения поставленных задач, связанных с формированием у обучающихся определенных двигательных навыков, удобно применять фронтальный способ выполнения упражнения. Это наиболее распространенный способ организации обучающихся при выполнении упражнений йоги.

При этом хорошо заметен обучающийся, который по какой-то причине не успевает за остальными. Преподаватель может демонстрировать асаны (позы) йоги сам или применять мультимедийное оборудование для демонстрации учебного фильма или презентации с асанами йоги. Применение мультимедийного оборудования в основной части урока позволяет организовать работу учителя и обучающихся наиболее эффективно. Преподаватель в ходе просмотра обучающимися фильма и выполнения ими указаний инструкторов имеет возможность следить за правильностью выполнения асан (поз): положение тела, дыхание, длительность выполнения упражнения; вносить коррективы, исправлять ошибки учащихся, давать методические указания. Также в основной части урока можно использовать карточки с иллюстрациями и описаниями выполнения асан йоги. Такой подход позволяет провести занятие по методу круговой тренировки.

Основная часть урока должна быть направлена на обогащение индивидуального опыта специальными прикладными физическими упражнениями (асанами-позами йоги). Во время изучения и выполнения обучающимися асан нужно использовать индивидуальный подход к обучающимся. Это обусловлено тем, что все обучающиеся имеют разный уровень физического развития, и не каждый сможет сразу правильно выполнить ту, или иную асану. Так же обучающиеся должны понять что, упражнения (асаны-позы йоги), направлены на растяжку позвоночника, равномерное дыхание, статические нагрузки, формирование правильной осанки, развитие подвижности суставов. В ходе выполнения асан(поз) обучающиеся должны усвоить - в йоге каждая асана (поза) имеет свое оздоровительной значение. Это значение озвучивается при показе позы.

Обязательно нужно ознакомить обучающихся с простейшими правилами безопасности при выполнении асан йоги:

- Очень важно, выполняя асаны не задерживать дыхание. Здесь нет никаких особых инструкций. Дышите как обычно. Как правило, вы должны вдыхать при движении вверх, когда грудная клетка и живот расправлены, и выдыхать при движении вниз или вперед, когда грудная клетка и живот могут быть сжаты.

- Выдерживая позу так долго, как только можно , не причиняя себе физических или психологических неудобств. Держите глаза, рот, горло и живот расслабленными.

7

.В заключительной части урока каждое занятие необходимо заканчивать релаксацией в течение 5 минут в позе трупа (Савасана) Можно провести рефлексию в форме беседы. Узнать об ощущениях обучающихся и их эмоциональном состоянии и т.д. Здесь можно акцентироваться на оценку индивидуального здоровья обучающихся, на их уровень овладения навыками сотрудничества в коллективных занятиях физическими упражнениями

Применение йоги на уроках физкультуры помогает разнообразить уроки и решать задачи физического воспитания. Оздоровительная направленность йоги заключается в том, что выполнение особых поз (асан) помогает при различных недомоганиях, развивает гибкость. С точки зрения психологии йога повышает концетрацию внимания, успокаивает мозг и дает ощущение равновесия, спокойствия и удовлетворенности.

























8

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПРОФЕССИОНАЛЬНОЛЕ УЧИЛИЩЕ № 58»










СООБЩЕНИЕ:


«ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ХАТХА-ЙОГИ»






















Подготовила руководитель

физвоспитания

Фомина Галина Николаевна



2018г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!