СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе

Анатолий Василевич Луначарский сказал: - "Физическое образование ребенка есть база для всего остального. " Прошло немало лет, но тема по-прежнему актуальна и благодаря современным технологиям, новым знаниям этот процессможно максимально оптимизировать, превратив его в увлекательную игру.

Не секрет, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма.

Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни являются приоритетными в программе модернизации российского образования.

На сегодняшний день ведущими психологами, педагогами и медиками было создано множество различных здоровьесберегающих методик.

Современные здоровьесберегающие технологиииспользуемые в системе дошкольного образования, можно условно разделить на три группы.

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья (динамические паузы, релаксация, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, подвижные и спортивные игры, стретчинг, гимнастика дыхательная, гимнастика ортопедическая, гимнастика корригирующая).

2. Технологии обучения здоровому образу жизни (проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия, физкультурное занятие, коммуникативные игры, беседы о здоровье, самомассаж, точечный самомассаж, биологическая обратная связь (БОС).

3. Коррекционные технологии (психогимнастика, технологии музыкального воздействия, технологии коррекции поведения, сказкотерапия, арт-терапия, фонетическая и логопедическая ритмика, технологии воздействия цветом)

На протяжении нескольких лет в дошкольном учреждении осуществляется комплексный подход к организации здоровьесберегающего пространства. Коллектив целенаправленно работает над созданием условий для укрепления, сохранение здоровья детей, ищет новые современные методы и приемы, в соответствии с возрастом дошкольников, использует в работе передовой опыт.

В дошкольном учреждении проводится обширный комплекс оздоровительных мероприятий:

1. Соблюдение температурного режима, проветривание, согласно СанПиН.

2. Организация двигательного режима

Физкультурно-оздоровительная работа включает в себя физические упражнения, которые дети выполняют во время утренней и профилактической гимнастики. Использование методики физического воспитания Н. Н. Ефименко позволяет развивать и воспитывать дошкольников, следуя законам природы.

Причастность детей дошкольного возраста к веку информационных технологий (длительный просмотр телепередач и доступ к компьютерным играм, неизбежно влечет за собой повышенные нагрузки на зрительный анализатор, подчёркивает актуальность систематического проведения гимнастики для глаз по системе В. Ф. Базарного.

Методики дыхательной гимнастики по К. П. Бутейко и А. Н. Стрельниковой обеспечивают физическую работоспособность и выносливость за счет тренировки дыхательной мускулатуры.

Также с детьми проводится звуковая, артикуляционная гимнастика, логоритмика, в частности по методике М. Ю. Картушиной и Железновых.

При организации НОД проводятся физкультурные минутки. Важным элементом являются подвижные и динамичные игры, подвижные игры с музыкальным сопровождением, игры на свежем воздухе, спортивные игры, прогулки, походы, закаливающие процедуры с использованием сухих дорожек здоровья по Ю. Ф. Змановскому, закаливающее дыхание по А. Уманской и К. Динейки. Организация активного отдыха: спортивных праздников, Дней Здоровья. Соблюдения личной гигиены, проведения гигиенических и водных процедур, рассмотрение первых вопросов и ответов об организме человека. Особого внимания заслуживает система физического воспитания детей В. Г. Алямовской.

3. В период повышенной заболеваемости проводится обработка помещений кварцевой лампой, организуется прием кислородных коктейлей. Важная роль отводится противоэпидемической работе и медицинскому контролю работы пищеблока в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими нормами.

4. Осуществляется витминопрофилактика.

5. Соблюдение сезонной одежды воспитанников, облегченная одежда в детском саду.

6. Правильная организация прогулок и их длительность.

9. Самомассаж, использование элементов Хатха-йоги.

Для создания целостной системы здоровьесбережения детей очень важным является организация двигательной развивающей среды в дошкольном учреждении. Основные компоненты здорового начала - покой и движение - должны правильно сочетаться в режиме дошкольного учреждения. Поэтому важным, на наш взгляд, было создание в группах уголков уединения.

Психолог проводит с детьми различные релаксационные занятия, консультации с родителями. Структура психологической поддержки дошкольников в виде развивающих занятий рассмотрена О. В. Хухлаевой «Троинка к своему Я». Кроме того, автор предлагает тренинговую программу коррекционной и психопрофилактической направленности в работе «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки».

Педагоги и специалисты также принимают участие в данной работе в текущем педагогическом процессе.

Большое внимание уделяется санитарно-просветительной работе. Оформляются уголки для родителей, подготавливаются консультации. Для обсуждения родителям представлены здоровьесберегающие методики, которые приемлемы для семейного применения. В частности, методика закаливания Никитиных, физическое развитие по методике Сесиль Лупан, точечный массаж биологически активных точек организма по системе А. А. Уманской.

О результативности ежедневной работы свидетельствует снижение уровня заболеваемости и количества часто болеющих детей. Поэтому мы будем и дальше работать в данном русле, искать эффективные методики оздоровления детей. В перспективе мы хотим возобновить обучение плаванию в бассейне.

Каждый из методов имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни.

Подводя итоги можно обобщить сказанное.

Система здоровьесберегающей деятельности дошкольного образовательного учреждения включает здоровьесберегающую инфраструктуру (организацию рационального здорового питания, медицинское сопровождение, регулярный контроль за состоянием здоровья детей, обеспечение здорового ритма жизни, соблюдение режима дня, питьевого режима, проветривание помещений, соблюдение температурного режима и чистоты воздуха, организацию физкультурно-оздоровительной работы и просветительской работы с детьми и родителями.

Нужно отметить, что любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!