СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Оценка качества образования в сфере физической культуры в контексте требований ФГОС

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оценка качества образования в сфере физической культуры в контексте требований ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Оценка качества образования в сфере физической культуры в контексте требований ФГОС»

МКОУ "Успенская СОШ"

Касторенского района
















Выступление на педагогическом совете по теме: «Оценка качества образования в сфере физической культуры в контексте требований ФГОС»






Подготовил: Гладских Н. Н.

учитель физической культуры












2017-2018 учебный год





В результате модернизации образования современной школы возникает противоречие между инновационными процессами, происходящими в образовании и сложившейся системой оценивания качества образования. Возникает проблема объективного оценивания учащихся, соответствующего требованиям современного общества.

  Качество образования – социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества в развитии и формировании компетенций личности.

Качество образования определяется совокупностью показателей, характеризующих различные аспекты учебной деятельности образовательного учреждения, формы и методы обучения, материально-техническую базу, кадровый состав и т.п., которые обеспечивают развитие компетенций обучающейся молодежи.

В современной школе достаточно остро стоит вопрос о качестве оценки физического воспитания школьников. 
При формировании образовательных стандартов были предприняты различные меры, направленные на повышение качества образования по предмету «Физическая культура» и его оценивания. 
Так, в одном из документов, направленных в органы управления образованием субъектов Российской Федерации, Министерство образования Российской Федерации рекомендовало использовать без отметочное, оценивание по зачетной системе с последующим внесением записи «зачтено»/ «не зачтено» по результатам обучения в школьную документацию. Где, в качестве причины этого предложения, министерство выдвигало тезис, что «отметка по данным предметам оценивает не столько знания и умения учащихся, сколько возможности их личных достижений в сфере физической культуры и искусства». 
В документах Министерства образования Российской Федерации предлагалось также принять меры по увеличению двигательной активности обучающихся общеобразовательных учреждений (возродить эффективные внеурочные формы занятий, увеличить количество часов по предмету «Физическая культура»). 
Я поддерживаю мнение коллег, что отказ от цифровой оценки учащихся ставит предмет «Физическая культура» на порядок ниже по отношению к другим школьным предметами и, что самое главное, снижает приоритет предмета в формировании у учащихся ценностных ориентиров на здоровый образ жизни. 
В последнее время в некоторых регионах нашей страны наблюдается тенденция на увеличение количества уроков физической культуры, так в Татарстане, Москве, а также отдельных учебных заведениях других регионов вводится до пяти часов физической культуры в неделю. Это актуально, только двигательная активность позволит нам сохранить здоровье детей и сформировать потребность в здоровом  образе жизни.

Оценка качества образования включает в себя оценку качества образовательных достижений обучающихся и оценку качества образовательного процесса. 

Качество образования в сфере физической культуры определяют различные факторы:

1. Квалификация преподавателя и тренера:

– специальное педагогическое образование в сфере физической культуры, спорта и туризма;
– личностно-мотивированный интерес, способности и возможности к творчеству и научной организации труда;
– наличие опыта инновационной деятельности;
– владение технологиями и приемами физического воспитания, приобщения учащихся к здоровому образу жизни;
– знание тестовых методик измерения, расчета и оценки показателей физического развития, физической и функциональной подготовленности, а также контроля уровня знаний по предмету «физическая культура».
– использование межпредметных связей в учебном процессе.

2. Учебные программы общего, профессионального и дополнительного образования, инновационные авторские разработки, программы научных институтов и ведущих ученых.

3. Здоровьеформирующая, комфортная внутришкольная среда.

4. Материально-техническое (спортивные сооружения, инвентарь, оборудование, измерительные приборы, компьютер), методическое и информационное обеспечение учебного процесса.

При аттестации общеобразовательных учреждений, а также при их участии в конкурсах эти и многие другие факторы, отнесенные ко всем основным предметам в виде целого ряда позиций, указываются в отчетных формах. Утвержденные Министерством образования специальные комиссии рассматривают объемные тома этих документов, анализируют организацию учебного процесса и делают выводы по качеству образовательных услуг, предоставляемых каждым конкретным образовательным учреждением.

Такой многофакторный анализ работы школы весьма трудоемок, затрудняет объективную оценку, поскольку школы, лицеи, гимназии и другие образовательные учреждения имеют свой профиль, свои особенности, связанные с целями и задачами обучения (школы с математическим уклоном, с углубленным изучением иностранного языка, школы здоровья и т.д.). Существующий индикативный метод, нашедший широкое применение в экономике, можно использовать и в образовании. Однако выбор поддающихся измерению индикаторов из-за большого количества разноплановых оцениваемых факторов весьма сложен. Великое множество отчетных форм, которые заполняют образовательные учреждения, далеко не всегда отражает уровень качества образования.

Предлагается оценивать конечный результат работы школы по предоставлению образовательных услуг населению по динамике двух измеряемых в мониторинге критериев:

  • учебные достижения школьников по предметам образовательного цикла;

  • показатели физического развития и физической подготовленности, характеризующие здоровье учащихся.

В ряде публикаций последних лет показано, что уровень физической подготовленности многих школьников находится на чрез­вычайно низком уровне. Наиболее существен­ными причинами такого положения являются не только малое число уроков физической куль­туры и неудовлетворительное состояние мате­риальной базы, но и, что особенно важно, неуправляемость физического воспитания в шко­лах. На сегодняшний день, по сути дела, все функции управления физического воспитания в школе не реализуются, (это относится к планированию, контролю, организации, стимулирова­нию и т.п.). Одно же из наиболее важных условий для реализации основных функций управ­ления - обеспечение информацией о конечном результате деятельности ребенка.

Выставляемые на уроках физической куль­туры оценки не могут быть конечным результа­том. Цель должна быть операционально зада­ваема,

т.е., прежде всего, измеряема. И на уроках физической культуры такой операционально задаваемой целью должны являться по­казатели выполнения нормативных требований по контрольным тестам, определяемым учебны­ми программами. На это прямо указывается в Законе о физической культуре и спорте в Российской Федерации [3].

В то же время, если свою оценку по предмету «Физическая культура» знают все учащиеся, то, к сожалению, норматив, который они должны вы­полнять к окончанию учебного года, и свои результаты в контрольных упражнениях школьни­ки назвать не в состоянии. Показательно и то, что лишь около 8% учителей физической куль­туры могут определить конкретные индивидуальные упущения в физической подготовлен­ности занимающихся у них учащихся [6].

При отсутствии у субъектов процесса физиче­ского воспитания информации о конечном результате не может быть осуществлено целевое планирование, а следовательно, и контроль ни в одном из звеньев: учащийся-учитель физи­ческой культуры - директор (контроль не может быть осуществлен и со стороны управления об­разования). В свою очередь без целевого планирования и контроля не могут быть реализо­ваны организационная (направленная прежде всего на осуществление коррекционного воз­действия) и стимулирующая (в отношении всех субъектов процесса) функции.

Таким образом, ключевой проблемой, реше­ние которой позволит сделать процесс школьно­го физического воспитания (и не только школь­ного) управляемым и, как следствие, значи­тельно более эффективным, является, на наш взгляд, обеспечение информацией всех субъ­ектов процесса физического воспитания, что, в свою очередь, может стать возможным лишь при организации мониторинга физической под­готовленности учащихся.

Целью исследования, было экс­периментально доказать эффективность орга­низации мониторинга на уровнях муниципаль­ных образований и общеобразова­тельных школ.

Для оценивания физической подготовленности использовались тестовые методики и нормативные требования к ним, предусмотренные основ­ным программно-нормативным документом. Комплексной программой по физическому вос­питанию в общеобразовательной школе: бег 30 м (оценка быстроты); 6-минутный бег (оценка выносливости); прыжок в длину с места (оценка скоростной силы); наклон вперед из положения сидя (оценка гибкости); подтягивание на высокой перекладине (оценка силы у мальчиков).

Предусмотренная учебной программой тесто­вая методика для оценивания силы у девочек (подтягивание на низкой перекладине) была за­менена первоначально на «вис на перекладине на согнутых руках», а в дальнейшем на «поднима­ние — опускание туловища из положения лежа на спине в течение 30 секунд». Основанием для замены тестового упражнения, предусмотренно­го программой, явилось то обстоятельство, что в данном тесте высота перекладины должна меняться в зависимости от роста обследуемой. На практике же учителя физической культуры, как правило, этого не делают, и получаемые результаты не отличаются объективностью.

Важно отметить, что в основу критерия оцен­ки эффективности

экспериментального исследования был положен «принцип отклонений», заключающийся в преимущественном рассмотрении не всех показателей (высоких, выше средних, средних), а тех, которые являются отклонениями от нормы. Именно эти низкие показатели, характеризующие своего рода брак в работе учителей физической культуры, должны в первую очередь служить основанием для принятия в дальнейшем определенных решений в практической деятельности.

Проведение мониторинга физической подго­товленности школьников оказывает положитель­ное влияние на осуществление коррекции даже при элементарном информировании учителей физической культуры о выявляемых отклонениях.

Эффективность проведения мониторинга существенно повышается при обсуждении с учителями полученных предварительных результа­тов, проведении курсов повышения квалификации, создании установки на проведение повторного тестирования.

Для повышения эффек­тивности проведения мониторинга во всех об­щеобразовательных учреждениях всеми учите­лями физической культуры необходимо созда­ние системы мониторинга (и его педагогическо­го сопровождения), обеспечивающей реализа­цию всех функций управления школьным физи­ческим воспитанием.

Мониторинг качества образования осуществляется по инициативе и под руководством его администрации. Непосредственное проведение работ по сбору, систематизации и обобщению информации может быть возложено на временные рабочие группы, формируемые из числа представителей управленческого звена школы, членов педагогического коллектива, руководителей методических объединений.

Применение мониторинга физической подготовленности и физического развития для оценивания учащихся по приросту показателей с учетом их способностей. Этот мониторинг должен быть открытым для обучающихся и их родителей и давать возможность наблюдать динамику развития. В современной школе это возможно, благодаря наличию компьютера (компьютерный журнал достижений учащихся). Таким образом, наглядный прирост результатов физической подготовленности будет не только показателем отношения к физической культуре, но и стимулом для дальнейшего самосовершенствования;
самооценка. Формирование у обучающихся навыков самооценки помогает им объективно оценить себя, ставить перед собой реальные цели и достигать их в собственном темпе развития; 
обратная связь. Обратная связь дает возможность обучающемуся получать информацию о выполнении им программы, на каком этапе находится, о своих слабых и сильных сторонах. Учитель благодаря обратной связи получает информацию о степени достижения учеником поставленных целей и имеет возможность объективно оценить учащегося.











Литература:

1. И.А. Зимняя, В.Г.Казанович, Г.П.Савельева. Методологические и методические вопросы мониторинга качества образования.//Проблемы качества образования Москва-Уфа: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. – с.50-54.

2. В.П. Панасюк «Системное управление качеством образования в школе» С. Петербург-Москва – 2000. – с.212.

3. Закон о физической культуре и спорте в Российской Федерации.– М., 1999. Статья 14.

4. Управление развитием школы/ Под ред. М.М. Поташника и В.С. Лазарева..– М.: Новая школа. – 1995. – с. 464.

5. Семенов Л.А., «Проблемы управления физическим воспитанием в образовательных учреждениях// Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти И.И. Сулейманова. – Тюмень: Вектор-Бук. – 2001. – с. 111-113.

6. Семенов Л.А., Фитина Л.Н, Анализ информиро­ванности учителей о состоянии физической подготов­ленности школьников // Современные аспекты раз­вития физической культуры и спорта. Материалы на­учно-практической кон. – Екатеринбург, 2001. – с. 47-49.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!