СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Отражение в русском языке культуры и истории русского народа.9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Отражение в русском языке культуры и истории русского народа.9 класс»

Пятое сентября.  Классная работа.

Пятое сентября. Классная работа.

ОТРАЖЕНИЕ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ КУЛЬТУРЫ И ИСТОРИИ РУССКОГО НАРОДА

ОТРАЖЕНИЕ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ КУЛЬТУРЫ И ИСТОРИИ РУССКОГО НАРОДА

Цели урока Деятельностная цель :  формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов. Личностные:  воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры . Метапредметные: анализ, сравнение и классификация языкового материала; умение строить монологическое высказывание в устной форме, аргументировать свою точку зрения. Предметные:  осознание национального своеобразия русского родного языка, роли русского родного языка в жизни человека

Цели урока

Деятельностная цель : формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

Личностные: воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры .

Метапредметные: анализ, сравнение и классификация языкового материала; умение строить монологическое высказывание в устной форме, аргументировать свою точку зрения.

Предметные: осознание национального своеобразия русского родного языка, роли русского родного языка в жизни человека

I.Мотивация . Организационный момент  Эмоциональное вхождение в урок: приветствия на языках национальностей, живущих в населённом пункте: на русском- здравствуйте , татарском- исэнмесез , казахском- салем, кайырлы тан , башкирском - хаумыгыз

I.Мотивация . Организационный момент

Эмоциональное вхождение в урок: приветствия на языках национальностей, живущих в населённом пункте: на русском- здравствуйте , татарском- исэнмесез , казахском- салем, кайырлы тан , башкирском - хаумыгыз

Эмоциональное вхождение в урок: «Два языка»     Родной язык! Он с детства мне знаком, На нем впервые я сказала «мама», На нем клялась я в верности упрямой, И каждый вздох понятен мне на нем. Родной язык! Он дорог мне, он мой, На нем ветра в предгорьях наших свищут, На нем впервые довелось услышать Мне лепет птиц зеленою весной… Но, как родной, Люблю язык я русский, Он нужен мне как небо, Каждый миг. На нем живые трепетные чувства Открылись мне. И мир открылся в них …   /Т.Зумакулова/

Эмоциональное вхождение в урок: «Два языка»

Родной язык! Он с детства мне знаком, На нем впервые я сказала «мама», На нем клялась я в верности упрямой, И каждый вздох понятен мне на нем. Родной язык! Он дорог мне, он мой, На нем ветра в предгорьях наших свищут, На нем впервые довелось услышать Мне лепет птиц зеленою весной… Но, как родной, Люблю язык я русский, Он нужен мне как небо, Каждый миг. На нем живые трепетные чувства Открылись мне. И мир открылся в них

/Т.Зумакулова/

II. Постановка учебной задачи. Актуализация знаний Определение цели учебной деятельности. Формирование цели при помощи опорных глаголов  (изучить, знать, уметь, выяснить, обобщить, закрепить, доказать, сравнить…) Приём домысливания. С помощью слов-помощников ( повторим, узнаем, проверим, прочитаем) формулируют цели урока.

II. Постановка учебной задачи. Актуализация знаний

  • Определение цели учебной деятельности.
  • Формирование цели при помощи опорных глаголов (изучить, знать, уметь, выяснить, обобщить, закрепить, доказать, сравнить…)
  • Приём домысливания. С помощью слов-помощников ( повторим, узнаем, проверим, прочитаем) формулируют цели урока.
Как вы думаете, почему большой раздел  «Язык и культура» открывает эпиграф –фрагмент стихотворения П.А. Вяземского? Какие слова наиболее точно соотносятся с темой нашего урока?  Язык есть исповедь народа, В нем слышится его природа, Его душа и быт родной … П. А. Вяземский

Как вы думаете,

почему большой раздел

«Язык и культура» открывает

эпиграф –фрагмент стихотворения

П.А. Вяземского?

Какие слова наиболее точно

соотносятся с темой нашего урока?

Язык есть исповедь народа,

В нем слышится его природа,

Его душа и быт родной

П. А. Вяземский

С какими словами и почему у вас ассоциируется РОССИЯ?

С какими словами и почему у вас ассоциируется

РОССИЯ?

С какими словами и почему у вас ассоциируется РОССИЯ?  РОДИНА,ОТЕЧЕСТВО, ОТЧИЗНА «земля отцов, отеческая земля», в англ.яз.- motherland – «материнская земля»

С какими словами и почему у вас ассоциируется

РОССИЯ?

РОДИНА,ОТЕЧЕСТВО, ОТЧИЗНА

«земля отцов, отеческая земля», в англ.яз.- motherland – «материнская земля»

 Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом. По отношению каждого человека к своему языку, можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Человек, равнодушный к своему языку, - дикарь. Его безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому и будущему своего народа. Языку мы учимся и должны учиться на протяжении всей своей жизни.  Константин Георгиевич Паустовский

Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом. По отношению каждого человека к своему языку, можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Человек, равнодушный к своему языку, - дикарь. Его безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому и будущему своего народа. Языку мы учимся и должны учиться на протяжении всей своей жизни.

Константин Георгиевич Паустовский

III. Решение учебной задачи

III. Решение учебной задачи

Важнейшие функции русского языка      Дополнительные  Основные  Коммуникативная Экспрессивная (общение) ( выражение чувств и эмоций) Когнитивная Эстетическая (выражение мыслей) ( создание художественных образов и художественных текстов) Кумулятивная  ( сохранение знаний, опыта, накопленных предшествую- щими поколениями)

Важнейшие функции русского языка

Дополнительные

Основные

  • Коммуникативная
  • Экспрессивная

(общение)

( выражение чувств и эмоций)

  • Когнитивная
  • Эстетическая

(выражение мыслей)

( создание художественных

образов и художественных

текстов)

  • Кумулятивная

( сохранение знаний, опыта,

накопленных предшествую-

щими поколениями)

Приведите свои примеры, подтверждающие справедливость мысли о том, что в словаре В.И.Даля содержатся самые разнообразные сведения о жизни русского народа (можно использовать материалы портала http://www.slovari.ru/ .

Приведите свои примеры, подтверждающие справедливость мысли о том, что в словаре В.И.Даля содержатся самые разнообразные сведения о жизни русского народа (можно использовать материалы портала http://www.slovari.ru/ .

Какие слова, называющие предметы на фотографии, могут содержать сведения о жизни русского народа?

Какие слова, называющие предметы на фотографии, могут содержать сведения о жизни русского народа?

Совокупность знаний о мире и отношение того или иного народа к миру, запечатлённые в языковой форме, принято называть языковой картиной мира . Русская языковая картина мира определяется особенностями жизни русского народа, его историей, национальной психологией, духовными традициями и идеалами. Практическая работа «Языковая картина мира» Создание кластера 1. Выявление лексического и понятийного значения слов. 2. Выявление ассоциативных связей лексемы. 3. Создание и анализ  зрительного образа словосочетания. 6. Анализ грамматических значений словосочетания. 8. Анализ  стилистической системы языка 9. Анализ оттенков значений слова в контекстах (словосочетаниях, пословицах, поговорках, фразеологизмах, стихотворных и прозаических текстах).

Совокупность знаний о мире и отношение того или иного народа к миру, запечатлённые в языковой форме, принято называть языковой картиной мира . Русская языковая картина мира определяется особенностями жизни русского народа, его историей, национальной психологией, духовными традициями и идеалами.

Практическая работа «Языковая картина мира»

Создание кластера

1. Выявление лексического и понятийного значения слов. 2. Выявление ассоциативных связей лексемы.

3. Создание и анализ  зрительного образа словосочетания.

6. Анализ грамматических значений словосочетания.

8. Анализ  стилистической системы языка

9. Анализ оттенков значений слова в контекстах (словосочетаниях, пословицах, поговорках, фразеологизмах, стихотворных и прозаических текстах).

Приём «кластер» Кластеры – это графическая организация материала, которая показывает связи между объектами и явлениями. Кластер (англ.  cluster  — скопление, кисть, рой) — объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами. Правила составления кластера Рисуем модель солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре звезда - это наша тема, вокруг нее планеты - крупные смысловые единицы, соединяем их прямой линией со звездой, у каждой планеты свои спутники, у спутников свои.   Правила оформления кластера на уроке Составляя кластер, желательно использовать разноцветные мелки, карандаши, ручки, фломастеры. Это позволит выделить некоторые определенные моменты и нагляднее отобразить общую картину, упрощая процесс систематизации всей информации .

Приём «кластер»

Кластеры – это графическая организация материала, которая показывает связи между объектами и явлениями.

Кластер (англ.  cluster  — скопление, кисть, рой) — объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами.

Правила составления кластера

Рисуем модель солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре звезда - это наша тема, вокруг нее планеты - крупные смысловые единицы, соединяем их прямой линией со звездой, у каждой планеты свои спутники, у спутников свои.

Правила оформления кластера на уроке

Составляя кластер, желательно использовать разноцветные мелки, карандаши, ручки, фломастеры. Это позволит выделить некоторые определенные моменты и нагляднее отобразить общую картину, упрощая процесс систематизации всей информации .

На вопрос, можно ли понять русскую культуру через слова русского языка, А. Д. Шмелев отвечает :  культуру можно понять по ключевым словам языка.  https://nnov.hse.ru/ba/philology/russianlang82  Языковую картину мира формируют и так называемые лингвоспецифичные слова, то есть такие слова- концепты  в значение которых входит какая-то особо важная для носителей языка идея (концепт)

На вопрос, можно ли понять

русскую культуру через слова

русского языка, А. Д. Шмелев

отвечает :

культуру можно понять

по ключевым словам языка.

https://nnov.hse.ru/ba/philology/russianlang82

Языковую картину мира формируют и так называемые лингвоспецифичные слова, то есть такие слова- концепты в значение которых входит какая-то особо важная для носителей языка идея (концепт)

 Концепты реализуются прежде всего с помощью лексем. В итоге возникает языковая картина мира.   Языковая картина мира   – это выработанное многовековым опытом народа и осуществляемое средствами языковых номинаций изображение всего существующего как целостного и многочастного мира, в своем строении и в осмысляемых языком связях своих частей представляющего, во-первых, человека, его материальную и духовную жизнедеятельность и, во-вторых, всё то, что его окружает: пространство и время, живую и неживую природу, область созданных человеком мифов и социум » [Шведова 1999: 15].  РОДНОЙ ЯЗЫК - *родина *культура *мама  *литература *народ  *общение

Концепты реализуются прежде всего с помощью лексем. В итоге возникает

языковая картина мира.  

Языковая картина мира   это выработанное многовековым опытом народа и осуществляемое средствами языковых номинаций изображение всего существующего как целостного и многочастного мира, в своем строении и в осмысляемых языком связях своих частей представляющего, во-первых, человека, его материальную и духовную жизнедеятельность и, во-вторых, всё то, что его окружает: пространство и время, живую и неживую природу, область созданных человеком мифов и социум » [Шведова 1999: 15].

РОДНОЙ ЯЗЫК - *родина *культура *мама *литература *народ *общение

IV . Закрепление, тренировка, отработка умений  Русская языковая картина мира определяется особенностями жизни русского народа, его историей, национальной психологией, духовными традициями и идеалами . Работа по развитию речи Выпишите из текста глаголы со значением «отдавать». Продолжите данный синонимический ряд, обращаясь к словарю синонимов. Такую же работу проделайте с синонимическим рядом глаголов со значением «брать (взять)». Подумайте,чем различаются слова в каждом синонимическом ряду. На основании текста упр.6 необходимо подготовить тезисный план к сочинению- рассуждению

IV . Закрепление, тренировка, отработка умений

Русская языковая картина мира определяется особенностями жизни русского народа, его историей, национальной психологией, духовными традициями и идеалами .

Работа по развитию речи

Выпишите из текста глаголы со значением «отдавать». Продолжите данный

синонимический ряд, обращаясь к словарю синонимов. Такую же работу проделайте с синонимическим рядом глаголов со значением «брать (взять)». Подумайте,чем различаются слова в каждом синонимическом ряду.

На основании текста упр.6 необходимо подготовить тезисный план к сочинению- рассуждению

« Ромашка » .  На листиках « ромашки » приготовлены несложные вопросы, не требующие длительной подготовки. Самостоятельная работа, взаимопроверка. V. Повторение и систематизация изученного  « Ромашка » На листиках « ромашки » приготовлены несложные вопросы, не требующие длительной подготовки.  Самостоятельная работа, тест (концепт), взаимопроверка.

« Ромашка » . На листиках « ромашки » приготовлены несложные вопросы, не требующие длительной подготовки. Самостоятельная работа, взаимопроверка.

V. Повторение и систематизация изученного

« Ромашка »

На листиках « ромашки » приготовлены несложные вопросы, не требующие длительной подготовки.

Самостоятельная работа, тест (концепт), взаимопроверка.

VI.Рефлексия учебной деятельности  Осуществление самооценки собственной учебной деятельности, соотношение цели, результата, степени их соответствия на основе алгоритма самооценки   1.  Какова была цель деятельности (выполнения заданий)? 2.  Удалось ли достичь цели,  получить результат (решение, ответ)?  3.  Правильно или с ошибкой выполнено задание?  4.  Самостоятельно или с чьей-то помощью? 5. Что осталось невыполненным или нуждается в доработке? 6. Что и когда предполагается сделать, чтобы полностью достичь поставленной цели?

VI.Рефлексия учебной деятельности Осуществление самооценки собственной учебной деятельности, соотношение цели, результата, степени их соответствия на основе алгоритма самооценки

1.  Какова была цель деятельности (выполнения заданий)? 2.  Удалось ли достичь цели, получить результат (решение, ответ)?

3.  Правильно или с ошибкой выполнено задание?

4.  Самостоятельно или с чьей-то помощью?

5. Что осталось невыполненным или нуждается в доработке?

6. Что и когда предполагается сделать, чтобы полностью достичь поставленной цели?

Составление синквейна  «Родной язык», «Русский язык »  Русский язык  Динамичный, активный  Изменяется, развивается, совершенствуется  Никогда не стоит на месте  Движение.  Русский язык  Родной, отечественный.  Уважать, изучать, практиковать  Родной язык великой державы.  Отчизна.

Составление синквейна

«Родной язык», «Русский язык »

Русский язык Динамичный, активный Изменяется, развивается, совершенствуется Никогда не стоит на месте Движение.

Русский язык Родной, отечественный. Уважать, изучать, практиковать Родной язык великой державы. Отчизна.

«Два языка» (окончание стихотворения)  Текут две речки в сердце, не мелея. Становятся единою рекой…  Забыв родной язык, –  Я онемею. Утратив русский ,– Стану я глухой .   Т.Зумакулова/

«Два языка»

(окончание стихотворения)

Текут две речки в сердце, не мелея.

Становятся единою рекой…

Забыв родной язык, –

Я онемею.

Утратив русский ,–

Стану я глухой .

Т.Зумакулова/

Д/З  Напишите сочинение-рассуждение на тему «Русский язык как зеркало русской культуры».

Д/З Напишите сочинение-рассуждение на тему «Русский язык как зеркало русской культуры».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!