СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

: Относительная молекулярная масса вещества и расчет массовой доли элемента. Расчеты по химическим формулам

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

— Практические методы обучения — для применения одного из наиболее эффективных образовательных подходов — деятельностного подхода, получения практических навыков работы с геоинформационными сервисами, облачными технологиями, электронными документами и таблицами.

— Наглядные и словесные методы обучения, применение мультимедиа для увеличения эффективности урока.

— Диалогические методы — в начале и конце занятия для совершенствования навыков построения грамотной речи при выступлениях, формирования личной позиции обучающихся и мировоззрения.

— Частично поисковые, поисковые и исследовательские методы, самостоятельное добывание знаний во время работы над практическим заданием по информационному поиску и совместной работе с электронными таблицами.

— Метод мозгового штурма, организация коллективной мыслительной деятельности, игровые технологии

В зависимости от классификации можно выделить прочие педагогические технологии, применение которых будет оправданным в рамках данного урока: информационные, индивидуально-групповые, личностно-ориентированные, объяснительно-иллюстративные.

Просмотр содержимого документа
«: Относительная молекулярная масса вещества и расчет массовой доли элемента. Расчеты по химическим формулам»

Предмет: химия

Класс: 8

Тип урока: изучение нового материала


Тема: Относительная молекулярная масса вещества и расчет массовой доли элемента. Расчеты по химическим формулам


Цель урока: Проявлять устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниями способам решения задач

Задачи: Образовательные: Формировать навыки решения простейших расчетных задач на нахождение массовой доли элемента в соединении и установлении молекулярной массы вещества по массовым долям.

  • Технологии, применяемые на уроке: Традиционные технологии (классно-урочная система)

  • Информационно – коммуникационная технология (ИКТ)

  • Технология критического мышления


Развивающие: развитие логического мышления и математического анализа информации.

Воспитательные: воспитание культуры научных знаний и организации труда.

Формируемые УУД:

Личностные умения демонстрируют интеллектуальные и творческие способности, ответственное отношение к обучению,

познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение предмета.


Метапредметные универсальные учебные действия:

познавательные: общеучебные - организовать свою учебную деятельность; формулировать ответы на вопросы учителя; участвовать в групповой работе, использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации; логические: производить поиск существенной информации, дополняющей и расширяющей имеющиеся данные; ставить и формулировать проблему урока, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблемы

коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; владеть монологической и диалогической формами речи в

соответствии с нормами родного языка; выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы,

регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование - составлять план ответа; работать с

текстом параграфа и его компонентами; целеполагание - выполнять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно

учащимся, и того, что еще не известно.

Знать определения понятий « химическая формула», « Относительная атомная и молекулярная массы», «массовая доля элемента».

Вычисление относительной молекулярной массы вещества и массовой доли элементов в химических элементах.



I.Орг. момент. Учитель приветствует учащихся, настраивает на работу учащихся. Приветствуют учителя, настраиваются на работу


II. Актуализация знаний. Задает учащимся вопросы:

Что такое атом→ молекула→ вещество? Н и О Н2О и Н2S сходство, различие

Что называют простым веществом? Что называют сложным веществом?

Приведите примеры простых и сложных веществ. Что такое химическая формула? Предлагает учащимся прочитать формулы сложных веществ.

Что такое молекула вещества? Как узнать какую массу имеет молекула вещества? В каких единицах измеряется масса молекул?

Предлагает учащимся рассчитать массу молекул предложенных веществ.

Отвечают на вопросы учителя.Читают формулы веществ по карточкам.

Рассчитывают массу молекул предложенных веществ.

Развитие критического мышления.


III. Целеполагание. Дидактическая задача: создание проблемной ситуации и формулирование учебной проблемы.

Любимая математическая притча. Один старик после долгой болезни поняв, что скоро умрет, позвал к себе своих трех сыновей и говорит: «Дети мои, скоро я умру, поэтому хочу огласить своё завещание.

Для того чтобы понять, как работает катализатор, учитель предлагает познакомиться с арабской притчей, которую рассказал в 1941 году королю Дании Христиану Х на церемонии вручения высшей научной награды этой страны биохимик Линдерстрём-Ланг.

Есть у меня 17 верблюдов. Старший мой сын, я завещаю тебе половину всех моих верблюдов. Средний сын — тебе 1/3 всех моих верблюдов. Младший, а тебе — 1/9 всех моих верблюдов». Старик умер, и начали дети делить наследство. Но старший сын не мог взять себе половину верблюдов, т.к. 17 не делится на 2, средний также не мог, т.к. 17 не делится на 3, и младший не мог — 17 не делится на 9. Думали, думали и пошли к мудрецу. Мудрец выслушал братьев и отвечает: «Чисто математически я тоже не могу решить задачу, но у меня есть верблюд и я готов вам его отдать. У братьев оказалось 18 верблюдов. В итоге, старший сын забрал себе 9 верблюдов (половина от 18-ти), средний 6 верблюдов (1/3 от 18-ти), младший 2 верблюда (1/9 от 18-ти). Всего братья забрали 9+6+2 — ровно 17 верблюдов. Черный верблюд оказался лишним. Вот этот черный верблюд подобен катализатору, он сделал возможным процесс, который без него был бы немыслим, а сам остался без изменений. Какую же мораль можно вынести из этой притчи?  Уходя, Эмир нашел способ как заставить своих сыновей искать в жизни мудрость.

IV. Изучение нового материала.

РЭШ видео: https://resh.edu.ru/subject/lesson/1487/main/.

Якласс.

Для формулирования понятия про химическое соединение важное значение имел закон постоянства состава, открытый Жозефом Прустом в 1799 году. Этот закон утверждает, что независимо от того, каким образом было получено определённое соединение, оно всегда состоит из одних и тех же химических элементов, причём отношение масс этих элементов выражается малыми целыми числами. Через несколько лет, в 1803 году Джон Дальтон сформулировал закон кратных отношений, согласно которому в случае, когда из определённых элементов могут образовываться два соединения, с определённой массой первого из них сочетаются такие массы другого, что отношение их тоже даёт целое число. Эти два утверждения подготовили путь к пониманию атомного строения вещества.


Расчет массовой доли.

Массовая доля — отношение массы растворённого вещества к массе раствора. Массовая доля измеряется в долях единицы или в процентах:

W = m1/m2;

W = m1/m2 * 100 %. 

где:

  • ω — массовая доля растворённого вещества в долях

  • ω(%) — массовая доля растворённого вещества в процентах

  • m1 — масса растворённого вещества, г;

  • m — общая масса раствора (масса растворённого вещества плюс масса растворителя) г.


Многие характеристики вещества являются суммой нескольких составляющих, каждая из которых представляет определённую долю от целого. Математически долю каждого составляющего определяют как частное от деления части на целое. 


1.Так, например, массовая доля водорода в этиловом спирте вычисляется следующим образом:

М(С2Н6О) = 2М(С) + 6М(Н) + М(О) = 2 * 12 + 6 * 1 + 16 = 46 г/моль. 

W(H) = 6M(H)/M(C2H6O) = 6 г/46 г = 0,13 или 13 %. 

Предлагает учащимся определить массовые доли элементов в соединении.

Массовая доля вещества определяется по формуле w = m вещ. / m общ., где m вещ – масса той части вещества, массовую долю которого нужно узнать;

m общ. – общая масса вещества. Если массовая доля определяется в % то формула приобретает вид w = m вещ. / m общ. * 100% Например: Дано 500 грамм раствора в котором 30 грамм соли. Определить массовую долю соли в растворе. W = 30 / 500 * 100% = 6% Ответ: массовая доля соли в растворе 6%.

Отработка навыков Найди формулу вещества по массовым долям элементов — задание. Химия, 8 класс. (yaklass.ru) и Skysmart Класс



2.Вещество карбонат кальция, образующее мел может иметь постоянный состав, в зависимости от способа его получения.

Как вы понимаете качественный и количественный состав вещества?

Можно ли самостоятельно вывести формулу вещества, зная процент содержания в нем того или иного элемента? Cоединение состоит из атомов кальция (Са), углерода (С) и кислорода (О). Основная задача — найти массу каждого отдельного элемента в соединении. У нас есть данные о молярной массе каждого элемента: молярная масса Ca — 40.08 г/моль, С — 12.01 г/моль и О — 16.00 г/моль. Для расчета массовых долей элементов необходимо знать количество каждого элемента в молекуле соединения.

Зная химическую формулу карбоната кальция СаСО3, мы можем узнать, что в одной молекуле соединения содержится один атом кальция, один атом углерода и три атома кислорода. Теперь, используя эти данные, можно приступить к расчету массовых долей каждого элемента в карбонате кальция.

Слушают учителя, оценивают верность высказываний, выдвигают предположения

Освоение умений самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений.


Задача 3: HNO3 KNO3

Слушают учителя, делают записи в тетради.

Определяют состав веществ: нитраты.

Вместе с учителем решают задачу, обращают внимание на оформление решения. W(N)= 0,22. W(N)= 0,14.

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию

умение давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, делать выводы и источников;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами и корректировать их

владение основами самоконтроля и самооценки;

овладение понятийным аппаратом биологии

V.Закрепление. Предлагает учащимся решить задачи, используя сайт Скайсмарт класс: Skysmart Класс

Технологу на производстве необходимо выбрать руду для производства цинка. Поставщик предлагает оксид цинка ZnO и сульфид ZnS. Что выберет технолог?

Задача 1. Какая диаграмма соответствует составу вещества MgSO4?

Задача 2. В лаборатории провели анализ веществ и фиксировали результаты. Незадачливый лаборант перепутал записи, помогите ему разобраться.

: умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками,

: формирование первоначальных систематизирование представлений о веществе и его свойствах.

: владение основами самоконтроля и самооценки;

Можно ли было решить эту задачу без расчетов?


Предлагает учащимся решить обратную задачу. Помогает построить алгоритм решения. Предлагают выход из положения. Умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками,

Формирование первоначальных систематизирование представлений о веществе и его свойствах. Владение основами самоконтроля и самооценки.


VI. Подведение итогов: Рефлексия:

Просит учащихся подвести итоги урока, оценить свою работу на уроке

Подводят итоги урока, оценивают свою работу на уроке. Формулируют выводы.

1. По химической формуле можно рассчитать содержание элементов в соединении

2. Определить качественный и количественный состав веществ

3. По массовым долям элементов можно определить формулу вещества.

Р: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами и корректировать их.

VII. Дом. Задание:

1.Найдите формулу вещества, если известно, что в нем содержится 40% меди, 20% серы и 40% кислорода.

2.Вычислите массовые доли кислорода в соединениях: H2SO4 , Ca(NO3)2

Записывают дом. Задание.


Программа проектных мероприятий.

«Относительная молекулярная масса вещества и расчет массовой доли элемента. Расчеты по химическим формулам» на основе интерактивных методов обучения. Аналитический-сбор материала; обобщения информации – структурирование материала; «Относительная молекулярная масса вещества и расчет массовой доли элемента. Расчеты по химическим формулам» на основе интерактивных методов обучения.

Оценка предполагаемой эффективности работы обучающихся.

Структуризация и обобщение материала.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!