Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Старогородковская общеобразовательная школа «Гармония»
Открытый урок
на тему: «Живая Азбука»
в 1 «О» классе
Провела: Агабекова М.Т.,
Учитель начальных классов
Первой категории
2023 учебный год
Тема урока: «Живая Азбука»
Цели деятельности педагога | Создать условия для развития речевых умений, фонематического слуха, творческих способностей; научить читать по ролям |
Тип урока | Комбинированный |
Планируемые результаты образования Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД) | Предметные: умение выразительно читать текст с передачей различных интонаций и умение читать произведение по ролям |
Личностные: формирование положительного отношения и интереса к урокам литературного чтения; опыт оценки своих эмоциональных реакций на прочитанное произведение |
Регулятивные: умение адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников и самостоятельно оценивать правильность выполненных действий. Познавательные: умение сравнивать литературные произведения и их героев. Коммуникативные: умение сотрудничать с одноклассниками, участвуя в групповой деятельности, владеть диалогической формой речи в заданной сюжетно-ролевой ситуации |
Формы и методы обучения | Фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный |
Основное содержание темы, понятия и термины | Гласные и согласные звуки, особенности произношения. Положение звука в начале, середине и конце слова |
Образовательные ресурсы | Алфавит; картинки со словами; карточки с изображением предметов; карточки с пословицами; карточки с играми; выставка книг о буквах |
Этап урока, цель | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма контроля |
осуществляемые действия | формируемые умения |
I. Организационный момент | Эмоциональный настрой на урок; проверка готовности оборудования и класса к уроку | Приветствую учащихся. Проверяю готовность к уроку | Приветствуют учителя. Отвечают на вопросы учителя. Проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей | Воспринимать на слух речь педагога | Наблюдение учителя |
II. Актуализация знаний, сообщение целей | Обеспечение мотивации и принятие целей учебно-познава-тельной деятельности | Предлагаю прочитать зашифрованные слова вместе со мной : шьелм (шмель) зяем (змея) вачр (врач) сакоаб (собака) Организует диалог с учащимися по вопросам: – Какое слово лишнее? Почему? – Что просит сказать врач, когда осматривает горло? (Аа-аа-ааа…). Произнесите звук а. Какой это звук? – Как жужжит шмель? (Ж-ж-ж.) Произнесите звук ж. Какой это звук? – Как рычит собака? (Р-ры…) Произнесите звук р. – Какой это звук? – Как шипит змея? (Ш-шш…) Произнесите звук ш. Какой это звук? – В русском языке есть звуки, которые тянутся, их можно пропеть. А есть звуки, которые шипят, жужжат, свистят. Сегодня на уроке мы прочтем два произведения о гласных и согласных звуках | Читают слова, предложенные учителем. Отвечают на вопросы учителя | Понимать смысл текста. Формулировать ответы на вопросы учителя. Выполнять инструкцию | Устные ответы |
III. Изучение нового материала | Речевая минутка. Работа с карточками. Знакомство со стихотворением Саши Черного «Живая азбука». Словарная работа Анализ прочитанного текста. Игровой момент. Физкультминутка (Приложе- ние 3) | Вместе с учащимися читает чистоговорку: Жу-жу-жу – молоко дадим ежу. Жа-жа-жа – есть иголки у ежа. Жи-жи-жи – здесь живут ежи. Же-же-же – дождь прошел уже. Жо-жо-жо – лужок, снежок, пирожок, творожок. Раздаёт учащимся карточки с картинками и предлагает выполнить задание. Вариант I – Обведи красным карандашом предметы, названия которых начинаются на гласный звук (Приложение 1). Вариант II – Обведи синим карандашом предметы, названия которых начинаются на согласный звук (Приложение 2). Организует беседу по вопросам: – Прочтите фамилию автора. – Как называется произведение? – Как вы понимаете это название? – Рассмотрите иллюстрацию на с. 11 учебника. Что на ней изображено? – Как вы думаете, о чём это произведение? Просит прочитать стихотворение. Предлагает объяснить значения слов из данного произведения. Полночь – глубокая ночь. Кучей угорелой – все сразу в большой суматохе. Затеяли проказуПревесёлый – очень весёлый. Маскарад – бал, на который приходят в масках и костюмах. Задает вопросы по прочитанному тексту: – Что произошло в полночь? – Кто начал шалить? – Почему буквы «затеяли проказу»? – Почему автор назвал шалость букв «превесёлым маскарадом»? – Какой костюм надела буква «А»? буква «Б»? буква «Е»? Почему? – А какие костюмы могли бы надеть буквы «В», «Ж», «М», «К», «И»? Проводит игру «Узнай букву на маскараде». Демонстрирует изображения животных (слон, бегемот, носорог, жираф, синица, филин и др.). Проводит физкультминутку – начали шалить | Отвечают на вопросы учителя Угадывают буквы, которые могли бы надеть костюмы этих животных | Осуществлять самоконтроль и оценку правильности выполнения действий. Формировать общее мнение в совместной деятельности. Формулировать ответы на вопросы учителя. Строить высказывания, понятные для партнёра. Принимать и сохранять учебную цель и задачу Осознанно строить речевое высказывание. Формулировать свое мнение и позицию по заданной теме. Договариваться в совместной деятельности. Использовать речь для регуляции своих действий | Устные ответы. Наблюдения учителя |
IV. Продолжение изучения нового материала | Первичное знакомство с произведением Ф. Кривина «Почему «А» потся, а «Б» – нет». Анализ произ-ведения Знакомство с понятием «гласные и согласные звуки». Выборочное чтение. Инсценировка сказки А. Шибаева «Всегда вместе» | Задаёт вопросы учащимся: – Кто автор следующего произведения? – Как называется этот рассказ? – Как вы думаете, о чём в нём рассказывает автор? Рассказ – небольшое прозаическое произведение в основном повествовательного характера, в котором чаще всего описывается какой-то один эпизод Просит учащихся найти в тексте звуки, которые можно петь и прочитать. – Как называет их писатель? Просит объяснить выражение «хорошо поставленными голосами», а затем прочитать объяснение этого выражения. (Это голоса людей, научившихся хорошо, правильно петь.) Объясняет, какие звуки нельзя пропеть. Рассказывает: – Гласные очень похожи на музыкальные тоны, их можно как угодно громко и долго петь (каждый тон в отдельности или последовательно переставляя): – Ааааа! – Ооооо! – Ууууу! Эти звуки и называются гласными от слова глас – голос, то есть они голосные. Если же воздуху приходится прорываться через преграды, которые устраивают губы, зубы, а иногда и нос, то образуются согласные Организует беседу по вопросам: – Что произошло, когда звуки поссорились? – Чему учит эта сказка? – Нужно ли спорить о том, кто важнее? – Назовите пословицы о дружбе, о ссоре. • Все за одного, один за всех. • Дружба и братство дороже любого богат-ства. • Одна голова – хорошо, а две лучше. • Согласие крепче каменных стен. • От одного слова – да навек ссора | Отвечают на вопросы. Читают рассказ вслух. Работают с текстом. Слушают. | Принимать и сохра- нять учебную задачу. Учитывать ориентиры действия, предложенные учителем Работают с текстом. Осуществлять поиск существенной информации (из рассказа учителя). Уметь интонационно передавать речь персонажей | Наблюдение учителя. Устные ответы |
| | | Отвечают на вопросы. Анализируют сказку «Всегда вместе» | Формулировать ответы на вопросы. Строить высказывания, понятные для партнёров | Устные ответы |
V. Подведение итогов | Обобщение полученных на уроке сведений | Организует беседу по вопросам: – С какими произведениями мы познакомились сегодня на уроке? – Почему «А» поется, а «Б» – нет? – Как рассудить спорщиков, если согласные хотят петь, а гласные убеждают всех, что только они – способные певцы? | Размышляют и отвечают на вопросы. Определяют своё эмоциональное состояние на уроке | Осознанно строить речевое высказывание. Формулировать своё мнение и позицию | Оценивание учащихся |
VI. Внеурочная деятельность | 1. Составить рассказ о буквах гласных и (или) согласных. 2. Нарисовать «сказочную» букву и найти стихотворение об этой букве (Приложение 6) | Объясняет домашнее задание | Записывают домашнее задание | | |
Самоанализ урока русского языка в 1 «О» классе.
Тема урока: « Живая Азбука »
Цель урока: Осознание необходимости знания азбуки и формирование умений им пользоваться.
В данном классе я поставила следующие задачи:
Образовательные: Формировать умение располагать слова в алфавитном порядке, познакомить детей со словарем, новым словарным словом.
Развивающие: Развивать инициативность и самостоятельность, умение управлять своей деятельностью.
Воспитательные: Прививать чувство товарищества, взаимовыручки и сотрудничества, реализовать принцип связи изучаемого на уроке с жизнью.
Воспитательные: воспитание чувств отзывчивости, сопереживания.
В результате проведенного урока я предполагала получить следующие результаты:
Личностные УУД:
-сохранять мотивацию к учёбе;
-ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе;
-развивать способность к самооценке;
- определять правила работы в парах.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свои действия;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
-совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике;
-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;
- проводить анализ учебного материала.
- уметь определять уровень усвоения учебного материала.
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;
- допускать существование различных точек зрения; учитывать разные мнения.
Это урок открытия нового знания
Он включал в себя 6 этапов:
1 этап Организационный момент
2 этап Актуализация знаний, сообщение целей
3 этап Изучение нового материала
4 этап Продолжение изучения нового материала
5 этап Подведение итогов
6 этап Внеурочная деятельность
Чтобы добиться цели урока я подобрала примеры, вопросы, задания, соответствующие особенностям каждого ребенка.
Материал урока оказался интересным и доступным для учащихся, усваивающих данную программу.
В ходе урока была организована :
Фронтальная
Работа в парах
Индивидуальная работа учащихся.
На уроке мною использовались следующие средства обучения:
Технические средства обучения: интерактивная доска..
мультимедийная презентация
Плакат «Сиди правильно»
Карточки (разноуровневые задания)
Раздаточный материал для работы в паре.
Темп урока средний, исходя из возможностей каждого обучающегося.
Распределение времени было рациональное.
Мне удалось уложиться по времени.
Результаты урока совпадают с целью урока.