Открытый урок по теме: Проект «Живая азбука» (1-ый урок)
1. Паспорт проектной работы.
Название проекта: «Живая азбука».
Учебный предмет: литературное чтение.
Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: русский язык, изобразительное искусство, технология.
Тип проекта: творческий.
Цель проекта:
-вовлечь каждого ученика в активный познавательный творческий проект при создании “Живой азбуки”;
-учить представлять свой труд, выбирать средства и материалы для осуществления своих творческих замыслов;
-воспитывать у детей интерес к творческому взаимодействию при совместной работе.
Задачи:
Развитие творческих способностей, эстетического вкуса, умения самостоятельно работать с различными источниками при получении необходимых знаний, формирование навыков исследовательской деятельности, отработка умения применять свои знания на практике при создании творческого продукта – азбуки, развитие умения самостоятельно принимать решения и обмениваться информацией, пополнять активный запас учащихся элементами устного народного творчества.
Продукт проекта: книга “Живая азбука”.
Этапы работы:
Создание рабочей группы.
Анализ существующих пособий.
Выбор направления деятельности.
Разработка структуры будущего учебника.
Анализ собранного материала.
Иллюстрирование отобранного материала.
Проверка в действии, обмен опытом.
Презентация.
Распределение ролей в проектной группе.
Роль учителя:
координировать весь процесс учебной творческой деятельности,
помогать детям в поиске источников информации,
самому быть источником информации,
поддерживать и поощрять активность учеников работе над проектом.
Роль учеников: создание одной страницы азбуки.
Ход урока
I. Организационный момент.
Прозвенел звонок, начинается урок.
Времени зря не теряем, урок литературного чтения начинаем.
II. Постановка цели урока.
– Разгадайте ребусы:
– Что такое алфавит? (буквы, расположенные в определенной последовательности)
– Что такое азбука? (Книга, по которой учат буквы).
– Сколько букв в алфавите? Сколько гласных букв? Сколько согласных букв?
– Как же образовались слова алфавит и азбука?
Слово «Алфавит» пришло к нам из греческого языка. В греческом языке первая буква называлась «альфа», а вторая «вита», из двух названий получилось слово «алфавит».
- Кто создал славянскую азбуку?
Для всех славянских народов азбуку создали два монаха – Кирилл и Мефодий. Именно ту, которую мы изучаем. Конечно, написание букв сильно изменилось, некоторые исчезли из современной азбуки. Но основа осталась. Поэтому азбуку назвали кириллицей. За создание славянской азбуки Кирилл и Мефодий были причислены к лику святых.
-Кто написал и напечатал первый русский букварь?
А первый русский букварь написал и напечатал Иван Федоров. Это случилось в 1574 году. В Москве есть памятник первопечатнику Ивану Федорову. Буквы в своей азбуке Иван Федоров изображал в виде фигурок человека.
– Как вы, думаете, чему будет посвящена тема нашего урока, исходя из подготовки к нему, предыдущей беседы? (формулировка детьми темы и цели проекта)
III. Изучение нового материала.
1. Отработка техники чтения. Чтение алфавита.
А, Б, В, Г, Д, Е, Ё – постираем всё бельё.
Ж, З, И, Й, К, Л, М – апельсинку быстро съем.
Н, О, П, Р, С, Т, У – погуляем на мосту.
Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ – ах, какая чаща.
Ъ, Ы, Ь – не запомнятся никак.
Э, Ю, Я – вот и все мои друзья.
-Для чего нам нужен алфавит? Где человек его использует?
- А как можно оживить буквы?
2. Чтение отрывков из стихотворений разных авторов про азбуку.
– Как вы думаете, о чём расскажут эти стихотворения?
Работа в парах.
-Прочитайте отрывки из произведений разных писателей.
Ирина Горюнова
Азбука имён.
Ю
Юрка, Юрочка, Юрок
Спит так сладко, как сурок.
Юля, Юля, Юлечка -
И внучка, и бабулечка.
Для детей удобная
Азбука съедобная.
Не ленись и не скучай,
Ешь и буквы изучай.
Александр Мецгер
СЪЕДОБНАЯ АЗБУКА
* * * * *
Арбуз созрел на нашей грядке,
Внутри и красный он, и сладкий.
Зелёный, вырос и большой.
Назвали грядку мы бахчой!
Бананы – лакомые фрукты,
Они полезные продукты.
Прислали нам из жарких стран.
Где много диких обезьян.
Инна Гамазкова
АЗБУКА В ЗАГАДКАХ
Ж
- Иго-го! - кричит ребенок,
Значит, - это ...
(жеребенок)
З
- Делиться со всеми - привычка моя! -
Вам яду не надо? - спросила ...
(змея)
И
Бревна не пилит рыба-пила,
Шить не умеет рыба ...
(игла)
Й
Й - на хвостах у птиц и зверей.
Вот горностай, а вот - ...
(воробей)
Ирина Новикова
Смешная азбука
Время близилось к обеду,
ВОЛК сердитый шёл по следу.
Кто оставил этот след -
Попадётся на обед.
ГУСЬ шипит и лезет в драку -
Он известный забияка.
Как тебе не стыдно, гусь!
Я с тобою не вожусь!
Борис Заходер
МОХНАТАЯ АЗБУКА
В азбуке этой —
Увидите сами! —
Буквы живые:
С хвостами,
С усами,
Бегать умеют они
И летать,
Ползать и плавать,
Кусать и хватать…
Буквы — мохнатые,
Буквы — пернатые,
Стройные буквы
И даже горбатые,
Добрые,
Злые,
Наземные,
Водные —
Кто же они?
Догадались?
— …………!
(животные)
-Для чего авторы придумывают такие разные азбуки?
-Какой может быть азбука? (цветочная, овощная …)
3. Составьте азбуку на определённую тему.
-Например, цветочная азбука.
Работа в группах.
Подобрать на определённые буквы названия животных, имён, цветов, фруктов.
1. а, б, в, г, д
2. ж, з, и, к, л
3. м, н, о, п, р
4. с, т, у, ф, х, ц
3. План работы над проектом.
-Возможно, ли силами детей 1 класса осуществить создание живой азбуки?
-Какие задания вы выполняли, чтобы приготовить проект «Живая азбука»?
- Зачем создавать «Живую Азбуку», кому мы её можем подарить?
- Вы создадите каждый свою страницу для «Живой азбуки».
- В каком порядке разместятся буквы в азбуке?
-Может быть портрет, визитная карточка у буквы?
С одной стороны страницы у нас будет портрет буквы, а с другой стороны мы с вами поместим занимательный материал об этой букве.
4. Игра «Назовите буквы».
На доске рисунки со сказочными буквами.
-Какие буквы вы видите? Назовите.
-Внимательные люди – художники увидели и показали буквы вокруг нас.
-А какие буквы видите вы вокруг, рядом, дома, на улице?
-Нарисуйте и вы сказочные живые буквы.
5. Показ букв.
VI. Итог урока.
-Что мы с вами начали делать?
- Что нам осталось сделать?
VII. Рефлексия.
- Покажите с каким настроением вы заканчиваете наш урок. Поделитесь: почему?
ОТЛИЧНО
ХОРОШО
ГРУСТНО