СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок "Виды связи слов в словосочетании"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок посвящен комплексному исследованию видов связи слов в словосочетании: согласования, управления, примыкания; синтаксическому анализу словосочетания.

Цели урока:

образовательная: повторить, обобщить и систематизировать знания обучающихся о словосочетании, научить выделять словосочетания из текста исследовать структуру словосочетания, научить синтаксическому разбору словосочетания;

развивающая: содействовать формированию самостоятельной познавательная деятельности, развитию умений осуществлять рефлексивную деятельность, правильно обобщать и делать выводы;

воспитательная: воспитывать стремление к самосовершенствованию, непрерывной работе над собой, воспитывать любовь к русскому языку и русской литературе.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Виды связи слов в словосочетании"»

Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Крым

«Симферопольский колледж радиоэлектроники»






Методическая разработка

урока по русскому языку



Тема «Виды связи слов в словосочетании»











Разработан:

преподавателем Семчук Л.В.












Симферополь

2021


Пояснительная записка



Тема или раздел РУП. Синтаксис и пунктуация

Тема урока. Виды связи слов в словосочетании

Цели урока:

образовательная: повторить, обобщить и систематизировать знания обучающихся о словосочетании, научить выделять словосочетания из текста исследовать структуру словосочетания, научить синтаксическому разбору словосочетания;

развивающая: содействовать формированию самостоятельной познавательная деятельности, развитию умений осуществлять рефлексивную деятельность, правильно обобщать и делать выводы;

воспитательная: воспитывать стремление к самосовершенствованию, непрерывной работе над собой, воспитывать любовь к русскому языку и русской литературе.

Методическая цель: показать рациональное сочетание традиционных и современных методов обучения; продемонстрировать возможности информационно-коммуникационных технологий; совершенствовать процесс получения знаний, реализуя на занятии методы и приемы проблемного обучения.

Формирование УУД:

Личностные: формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической, исследовательской деятельности, формирование способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребности речевого самосовершенствования.

Предметные: умение определять вид связи в словосочетании, объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения в ходе исследования словосочетания, производить синтаксический разбор словосочетания.

Метапредметные: формировать умение извлекать необходимую информацию из различных источников; устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать, развивать способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности.

Тип урока: комбинированный

Метод обучения: наглядный (демонстрация видеоролика, презентации, алгоритм, план анализа словосочетания), поисково-аналитический (работа с текстом стихотворения, поиск словосочетания, анализ словосочетания), эвристическая беседа.

Формы работы: парная, групповая работа, самостоятельная работа, самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителем.

Межпредметные связи: литература.

Оборудование: раздаточный материал (план синтаксического анализа словосочетания, образец синтаксического анализа, текст стихотворения Р. Рождественского «Если вы есть – будьте первыми…», презентация, ноутбук, проектор, видеоролик (декламация стихотворения Р. Рождественского «Если вы есть – будьте первыми…» в исполнении М. Матвейчук https://www.youtube.com/watch?v=WCCP9mNSEEs&list=PLNJtCdXGUDFTyhQQrlpiKzqyXjlqasCvd&index=102 ).



Примерная структура урока

Этап занятия

Время

1.

Организационный момент.

2 минуты

2.

Актуализация опорных знаний

10 минут

3.

Мотивация учебной и познавательной деятельности

5 минут

4.

Изучение нового материала

10 минут

5.

Систематизация новых знаний и умений учащихся

11 минут

6.

Подведение итогов занятия (рефлексия, оценивание)

5 минут

7.

Домашнее задание

2 минуты


Ход урока:



1. Организационный момент

Проверка присутствующих.

Самоорганизация обучающихся к уроку (проверка готовности письменных принадлежностей к уроку)



2. Актуализация опорных знаний

Словарный диктант

Щеголь, прочь, снежок, стережет, колюч, печет, горяч, желоб, кирпич, печь, обожженный, капюшон, сапожок, настежь, исправьте, распахнёшь, желтый, дешёвый, увлечься, камыш, течь, ночь.

Взаимопроверка (слова появляются на экране – слайд 2). Обучающиеся обмениваются тетрадями с соседом по парте и проверяют диктант.

Какие орфограммы встречаются в написанных словах?

Обобщите правила правописания о/ё после шипящих и Ь после шипящих на конце слова и в сочетаниях -шься, -чься, -жьте, -чьте. (слайд 3, 4)

Беседа (ответы в презентации)

-Что такое словосочетание? (слайд 5)

Словосочетание – это сочетание двух и более знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически на основе подчинительной связи.

- Как осуществляется связь между главным и зависимым словом?

Связь осуществляется при помощи окончаний (поздняя осень), окончания и предлога (дорога к дому), по смыслу (говорит красиво)

- Какие сочетания не относятся к словосочетаниям? (слайд 6)

1) подлежащее и сказуемое;

2) сочетание служебная ч.р. + самостоятельная ч.р. (например, предлог + сущ.)

3) однородные члены предложения

4) фразеологические единицы

- Какие типы словосочетаний вы знаете? (слайд 7)

В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово, выделяются следующие типы словосочетаний:

1) именные

2) наречные

3) глагольные

Составьте со словами из словарного диктанта словосочетания каждого типа.

Обучающиеся зачитывают словосочетания.



3. Мотивация учебной и познавательной деятельности

Слово учителя.

Тема сегодняшнего урока: «Виды связи слов в словосочетании». Мы уже повторили базовые понятия, касающиеся темы «Словосочетания», давайте теперь попробуем сформулировать цели урока и определить, как их достигнуть.

Обучающиеся формулируют цели урока и способы их достижения.

Почему важно знать виды связи слов в словосочетании?(слайд 8)

  • Чтобы правильно строить словосочетания (и предложения!)

  • Чтобы свободно владеть приёмами синтаксической синонимии



4. Изучение нового материала

Слово учителя (с элементами эвристической беседы).

В современном русском языке выделяют два типа синтаксической связи: сочинительную и подчинительную.

1. Сочинительная связь характерна для независимых равноправных синтаксических единиц. Однородные члены предложения связаны синтаксической связью. По такому же типу связаны части сложносочиненного предложения. В некоторых типах бессоюзных предложений также наблюдается сочинительная зависимость.

2. Подчинительная связь. (слайд 9)

Слайд 10, 11. Согласование – самый тесный вид подчинительной связи; при согласовании зависимое слово стоит в том же роде, числе и па­деже, что и главное слово. В качестве зависимого выступают полные имена прилагательные и причастия, порядковые числи­тельные и местоимения, по форме сходные с полными прилага­тельными.

Что происходит с зависимым словом, когда мы изменяем главное?



Слайд 12, 13. Управление – вид подчинительной связи, при котором главное слово требует постановки зависимого слова в определенном па­деже. В качестве зависимого выступают существительные, местоиме­ния, числительные, по форме сходные с именами существитель­ными. Несклоняемые имена существительные присоединяются к глаголу при помощи подчинительной связи - управления.

Попробуйте изменить главное слово (пишу письмо, пишешь, пишем…) Меняется ли зависимое слово?



Слайд 14, 15. Примыкание – вид подчинительной связи, при котором слова связаны только по смыслу. В качестве зависимого слова высту­пают неизменяемые части речи: наречия, деепричастия, пере­шедшие в наречия, инфинитив; некоторые формы слов: притяжа­тельные местоимения 3-го лица, простая форма сравнительной степени прилагательных и наречий.

Рассмотрим алгоритм определения вида подчинительной связи в словосочетании. (слайд 16)



5. Систематизация новых знаний и умений

Просмотр видеоролика (стихотворение Р.Рождественского «Если вы есть – будьте первыми…» в исполнении М. Матвейчук)

Работа с текстом стихотворения (слайд 17) (текст напечатан для каждого обучающегося в раздаточном материале)

- О чем это стихотворение? На какие размышления оно наводит?

- Какая главная задача стоит перед человеком?

Если вы есть – будьте первыми,
Первыми, кем бы вы ни были.
Из песен – лучшими песнями,
Из книг – настоящими книгами.

Первыми будьте и только!
Пенными, как моря.
Лучше второго художника
Первый маляр.

Спросят вас оробело:
“Кто же тогда останется,
Если все будут первыми,
Кто пойдёт в замыкающих?”

А вы трусливых не слушайте,
Вы их сдуйте как пену,
Если вы есть – будьте лучшими,
Если вы есть – будьте первыми!

Если вы есть – попробуйте
Горечь зелёных побегов,
Примериваясь, потрогайте
Великую ношу первых.

Как самое неизбежное
Взвалите её на плечи.
Если вы есть – будьте первыми,
Первым труднее и легче!

Р. Рождественский



Работа по группам (по рядам) (слайд 18)

1. Найдите в стихотворении 2-3 словосочетания с синтаксической связью согласование и сделайте их анализ по плану.

2. Найдите в стихотворении 2-3 словосочетания с синтаксической связью управление и сделайте их анализ по плану.

3. Найдите в стихотворении 2-3 словосочетания с синтаксической связью примыкание и сделайте их анализ по плану.

Синтаксический разбор словосочетания (по Н.Г. Гольцовой) (слайд 19, 20)

1. Выписать словосочетание из предложения.

2. Указать начальную форму (по н.ф. главного слова).

3. Выделить главное слово (х) и зависимое (начертить стрелку к зависимому слову, указать вопрос), указать тип словосочетания (глагольное, именное, наречное).

4. Указать грамматические средства связи слов в словосочетании (окончание, предлог).

5. Определить вид подчинительной связи (согласование, управление, примыкание).

6. Определить характер смысловых отношений между словами в словосочетании (определительные, объектные, обстоятельственные).

Обучающиеся по очереди называют найденные словосочетания, анализируют их.

Для проверки словосочетания на слайде 21.

6. Подведение итогов занятия. Рефлексия

Вопросы для закрепления (слайд 22)

  1. При каком виде связи зависимое слово встаёт в ту же форму, что и главное? (при согласовании).

  2. При каком виде связи зависимое слово отвечает на вопросы косвенных падежей? (при управлении).

  3. Какой обычно частью речи является главное слово при связи СОГЛАСОВАНИЕ? (именем существительным).

  4. Какими частями речи выражены зависимые слова при ПРИМЫКАНИИ? неизменяемыми (наречием, деепричастием, инфинитивом).

  5. Если мы изменим форму главного слова при УПРАВЛЕНИИ, изменится ли зависимое? (НЕТ, не изменится).

Рефлексия. Сегодня на уроке мне удалось …

Выставление оценок. Комментирование выставленных оценок.

7. Домашнее задание

О2. §70 упр.5



Гольцова Н.Г. Русский язык: учебник для 10—11 классов общеобразовательных организаций. Базовый уровень: в 2 ч. Ч. 2 / Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина. - Москва : Русское слово, 2020. - 392 с. - ISBN 978-5-533-00745-0. - URL: https://ibooks.ru/bookshelf/374161/reading (дата обращения: 09.08.2021).





Технологическая карта урока



Этап урока

Содержание этапа

Уровень усвоения материала

Деятельность студентов

  1. Организационный момент (2 мин)

Проверка присутствующих



  1. Актуализация опорных знаний (10 мин)

Словарный диктант.

Повторение правил орфографии (о/ё после шипящих, правописание ь после шипящих).

Беседа по вопросам:

-Что такое словосочетание?

- Какие сочетания не относятся к словосочетаниям?

- Как осуществляется связь между главным и зависимым словом

- Какие типы словосочетаний вы знаете?

Репродуктивный, продуктивный

Обучающиеся делают запись темы в тетради, пишут словарный диктант, осуществляют взаимопроверку, отвечают на вопросы, обобщают знания по орфографии

  1. Мотивация учебной деятельности. (5 мин)

Слово преподавателя

- Почему важно знать виды связи слов в словосочетании?

Ознакомительный, репродуктивный

Обучающиеся формулируют цель урока и способы ее достижения

  1. Изучение нового материала (10 мин)

Новый материал дает преподаватель и наглядно демонстрирует в презентации, в ходе демонстрации ведется эвристическая беседа.


Изучение алгоритма определения вида подчинительной связи в словосочетании (раздаточный материал, презентация).


репродуктивный

Обучающиеся просматривают презентацию, анализируют увиденное, отвечают на вопросы.


Обучающиеся изучают алгоритм.




  1. Систематизация новых знаний и умений (11 мин.)

Демонстрация видеоролика. Беседа по содержанию стихотворения









Поисково-аналитическая работа в группах. Работа с текстом стихотворения.

Изучение плана синтаксического анализа словосочетания и образца разбора.



Обучающиеся просматривают видеоролик (стихотворение Р.Рождественского «Если вы есть – будьте первыми…» в исполнении М. Матвейчук), отвечает на вопросы.


Каждая группа находит в тексте стихотворения словосочетания с видом связи согласование, управление, примыкание и анализирует их по плану, делают запись в тетрадь.


  1. Подведение итогов занятия. Рефлексия (5 мин)

Беседа

1. При каком виде связи зависимое слово встаёт в ту же форму, что и главное?

2. При каком виде связи зависимое слово отвечает на вопросы косвенных падежей?

3. Какой обычно частью речи является главное слово при связи СОГЛАСОВАНИЕ?

4. Какими частями речи выражены зависимые слова при ПРИМЫКАНИИ?

5. Если мы изменим форму главного слова при УПРАВЛЕНИИ, изменится ли зависимое?.


Рефлексия. Сегодня на уроке мне удалось…


Выставление оценок с комментированием каждой

репродуктивный

Студенты самостоятельно делают выводы по изученному на уроке, отвечают на вопросы аргументированно, свободно высказывают свое мнение, рефлексируют.















Обсуждение выставленных оценок

  1. Домашнее задание. (2 мин)

О2. §70 упр.5

ознакомительный

Обсуждение домашнего задания.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!