СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок в 5 классе "Имя существительное"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок в 5 классе "Имя существительное"»

Открытый урок русского языка в 5-ом классе

Тема: «Имя существительное»

Цель: Обобщить и систематизировать знания обучающихся по теме «Имя существительное».

Задачи:

  1. Повторить орфографические правила, изученные по данной теме.

  1. Развивать чувство языка, языковой памяти, речевого слуха, развивать внимание.

  2. Воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине.

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

 Учитель:

   Здравствуйте, ребята. Откройте, пожалуйста, тетради, запишите сегодняшнее число, тему урока.

2. Объявление эпиграфа

Отрывок из стихотворения А. Шибаева «Слова, слова, слова» 
Всему название дано –

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных нету!

И всё, что может видеть глаз –

Над нами, и под нами, -

И всё, что в памяти у нас, -

Означено словами.

– Как вы понимаете смысл этого эпиграфа?

4. Обращение к поезду- кроссворду

Отправляясь на защиту своей Родины и возвращаясь с фронта, солдаты ехали в поездах по железной дороге, и мы сегодня отправимся в путешествие, чтобы повторить материал по теме «Имя существительное».
В каждом вагоне поезда-кроссворда находятся теоретические вопросы по теме « Имя существительное» и практические задания. Выполнив их, вы откроете слово, цена которого более 20 миллионов жизней наших соотечественников.
А отправимся мы в путь со станции «Патриотизм».
Это слово – словарное. Как вы понимаете его лексическое значение?
Найдите, пожалуйста, в словаре точное лексическое значение этого слова и прочитайте.
Запишите в тетрадь с красной строки:  Патриотизм, патриот, патриотический.
Эти слова однокоренные.

5. А теперь обратим внимание на поезд. Какой груз находится в 1-м вагоне?

Задание:

Дайте определение имени существительному. Какую роль оно выполняет в русском языке? (Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы  КТО? ЧТО? и обозначает предмет. Например: книга – это слово отвечает на вопрос ЧТО? обозначает предмет - книгу).

- Только ли предмет может обозначать имя существительное?

(Нет. Имя существительное может обозначать не только предмет, но и явления природы (дождь, ветер), события (праздник), животный и растительный мир (медведь, роза).

Это был теоретический вопрос, а теперь перейдём к практическому заданию.
1. Записать предложение, найти существительные и определить морфологические признаки

Утром солнце осветило родную деревню.

2. Составить предложение, сделать синтаксический разбор предложения.



Но, всё, снег, покрывал, ещё, весна, поля, сияла, глубокий.



Весна сияла, но поля всё ещё покрывал глубокий снег.














– Каким членом предложения являются существительные?
– А в вашем предложении?
– Какой же мы можем сделать вывод, ребята?
– Молодцы! Вы справились с 1-м заданием. Мы можем открыть первую букву в этом кроссворде. Это буква – П.

6. Перейдём ко 2-му вагону.

Читаю задание:
1.–Рассказать о склонении имен существительных. Разносклоняемые имена существительные.

С теоретическим вопросом вы справились, а теперь нам предстоит выполнить практическое задание.

1. Распределительный диктант.
Я вам читаю слова. Вы их должны распределить в четыре столбика (1,2,3,разносклоняемые)

Привал, пуля, бой, война, поступок, тишь, событие, день, ночь, госпиталь, звезда, салют, приказ, победа, время, пламя.

2. Составить словосочетания с этими существительными

1) Короткий привал; 2) свинцовая пуля; 3) жестокий бой 4)долгая война; солдатский паёк; 5) мужественный поступок; 6) ночная тишь;7) радостное событие; 8) майский день; 9) тихая ночь; 10) полевой госпиталь ; 11) красная звезда; 12) яркий салют; 13)генеральский приказ; 14) Великая победа,15)военное время;16)яркое пламя.

– Итак, ребята мы открыли вторую букву.  Это буква – О.

7. Физминутка

8. А теперь посмотрим, какой груз хранится в 3-м вагоне?

1. Рассказать о падежах имени существительного.

2.Работа с текстом. Перед вами текст. Списать, вставить пропущенные окончания в существительных, определить падеж имен существительных. Сделать морфологический разбор существительного солдат.

Этих дней не смолкнет слава!

С каждым год... мы все дальше и дальше уходим от военной пор... Но врем... не имеет власт... над тем, что люд... пережили в войн... Это было очень трудное врем.... Советский солдат умел смело смотреть в глаз... смертельной опасност...

Его вол..., его кровь... до­быта побед... над сильным враг... . Нет границ величии... его подвиг... во имя Родин... , как нет границ величию трудового подвиг... советского народ...


 Молодцы! Теперь мы можем открыть 3 букву. Это буква – Б.

9. Перейдём к 4-му вагону

1. Рассказать об одушевленных и неодушевленных именах существительных (Одушевленные существительные отвечают на вопрос КТО? Неодушевленные существительные отвечают на вопрос ЧТО?)

Рассказать об именах собственных и нарицательных (Собственное имя даётся какому-нибудь предмету, чтобы отличить его от других таких же предметов. К собственным существительным относятся фамилии, имена, отчества людей, географические названия, клички животных, названия газет, журналов и др. названия. Остальные имена существительные нарицательные. Имена собственные пишутся с большой буквы. Имена нарицательные пишутся с маленькой буквы).

2. Выписать из текста в два столбика одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Война не уходит бесследно, она в памяти людей, последствия ее – раны душевные и телесные – напоминают о страшных годах и по сей день. Мы с вами – уникальное поколение. Мы имеем возможность поговорить с ветеранами, пожать руку тому, кто был защитником нашего Отечества.

Война

Память

Последствия

Годы

День

Поколение

Возможность

Рука

отечество

Люди

Защитники

ветераны


Открыли 4 букву: это буква – Е.

10. А какой груз в 5-м вагоне?

1. Род и число имен существительных. Существительные общего рода

Это нам позволит открыть предпоследнюю букву Д.

11. И остался у нас последний вагон. Что же скрывает он?

По ключевым словам напишите сочинение-миниатюру.

День Победы

русские люди

радостные лица

живые цветы

сияют на груди

боевые ордена

праздничный салют.



– Молодцы, ребята. Мы открыли последнюю букву – А.

– Какое получилось слово?
– Да, это победа.

13. Подведём итог урока

– Чем мы занимались на уроке?
– Для чего нужны имена существительные?

14. Домашнее задание: (на доске)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!