СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок "Сердце на ладони" Литература. Развитие речи. 7 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок содержит интересный материал по трем разделам "Сердце врача","Сердце учителя" Сердце матери".  Мы постарались заглянуть в святая святых человека и ответить на вопрос" Что же такое сердце? Каким оно должно быть?". Чтобы ответить на них мы изучали сердце врача, учителя, прикоснулись к самому великому, к материнскому сердцу. Потому что врач и учитель-две важнейшие профессии, который призваны принять человека в мир, сохранить и развить его, а мама одаривает теплом, заботой и любовью.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Сердце на ладони" Литература. Развитие речи. 7 класс»

11



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 2» города Курчатова Курской области





Урок-размышление

«Сердце на ладони»

Литература. Развитие речи. 7 класс




Разработала

учитель

русского языка

и литературы

МБОУ

«Гимназия № 2»

города Курчатова

Калина

Елена Николаевна














-2017 год-

Урок-размышление «Сердце на ладони»

Оборудование: мультимедийная презентация, книги А.И. Куприн «Чудесный доктор»,

М .А. Булгаков «Стальное горло», В. Г. Распутин « Уроки французского»,

Х.Х. Андерсен «Сказки» стихотворение «Сердце поэта», музыка А. Грига «Сердце поэта», распечатанные отрывки из произведений.


Ход урока:

1. Мотивация учебной деятельности:

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок: к нам пришли гости. Давайте поприветствуем их!

- Молодцы, садитесь, пожалуйста! Итак, начнем наш урок! Надеюсь, что он подарит нам радость общения и наполнит всех светлыми и добрыми чувствами.

(Звучит музыка)

- У: Ребята, скажите, что вы уловили в этой музыке? (биение сердца)


2. Постановка проблемы, целей и задач урока:

- У: Да, это биение сердца. И сегодня мы будем говорить о нем, о человеческом сердце.

- У: Мы постараемся заглянуть «в святая святых» человека и ответить на вопросы: «Что же такое сердце? Каким оно должно быть»? А помогут нам в этом материалы, собранные вами, и прочитанные ранее произведения. Вспомним их замечательных героев.

- У: Как вы думаете, для чего нам важно понимать: какое оно-сердце?

( чтобы не обижать людей, не причинять боли, не совершать поступков, за которые было бы стыдно, чтобы понимать других, правильно строить отношения с людьми, чтобы развивать себя, самому стать более чутким и внимательным).

Спасибо! Вы молодцы!

- У: Чтобы найти ответы, мы исследуем сердце врача, учителя, прикоснемся к самому великому, к материнскому сердцу!

Потому что врач и учитель – это две важнейшие профессии, которые призваны принять человека в мир, сохранить и развить его, а мама одаривает теплом и любовью.


3. Определение темы урока (формулируется в виде проблемного вопроса):

- У: Давайте назовем наш урок так «Сердце на ладони». Почему?.. Ответим в конце нашего разговора.

- У: Итак, откройте тетради, запишите число и тему урока. А также в течение урока записывайте то, что покажется вам важным и интересным.


4. Актуализация знаний, углубление изученного:

- У: Что же такое сердце? Обратимся к фрагменту словарной статьи из Толкового словаря С.И. Ожегова, выясним значение слова.

(читаем словарную статью)

СЕРДЦЕ 1 [рц], а, мн. дца, дец, дцам, ср.

1. Центральный орган кровеносной системы в виде мышечного мешка (у человека в левой стороне грудной полости). Сердце бьётся. Порок сердца.

2. перен. Этот орган как символ души, переживаний, чувств, настроений. 

Доброе, чуткое, отзывчивое сердце. Чёрствое сердце. Золотое сердце у кого-нибудь (об очень добром человеке). У него нет сердца (о злом, чёрством человеке). Отдать своё сердце кому-нибудь (полюбить). Сердце сердцу весть подаёт (о любящих, вспоминающих, думающих друг о друге; ( разг.).


3. перен. Важнейшее место чего-нибудь, средоточие. Москва - сердце нашей Родины.

(спрашиваю, как они понимают пословицу и крылатые фразы из словаря).

- У: Это только три значения этого многозначного слова. Как видите, сердце – это больше, чем просто человеческий орган. Оно соединяет мир физический и мир духовный. У кого-то оно золотое, а у кого-то, к великому сожалению, каменное. Но как бы там ни было, как только оно перестает биться, земной путь человека завершается. Слово «сердце» - одно из наиболее употребляемых в Библии. Как подсчитали исследователи библейских текстов, оно встречается в ней, более восьмисот раз.


5. Творческая практическая деятельность с целью поиска ответов на проблемный вопрос урока (3 блока):

- У: В Евангелие от Луки сказано: «Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое…»

- Наверное, не случайно сердце сравнивается с сокровищем, которое может быть добрым, а может быть злым. Если оно доброе, то плод – наши слова, мысли поступки – будут добрыми и - наоборот.

- У: У меня есть вот такое «рукотворное» сердце с сокровищами. Но они пока не раскрыты. Я предлагаю всем вместе их разгадать в течение урока. Слушая одноклассников, размышляя над их словами, напишите каждый по одному драгоценному слову о сердце. Какое оно? Только, пожалуйста, не повторяйтесь и не торопитесь. Сначала подумайте и послушайте! Возьмите сердечко, наполняйте его сокровищами, тихонько передавая друг другу. А в завершении разговора, узнаем, чем вы его наполнили (передаем сердце по классу, ученики подписывают свои «драгоценные слова»).

I-ый блок

У: - Когда нам плохо, когда мы болеем, мы идем за помощью к врачу. А что чувствует сердце доктора? Мало, кто из нас, наверное, задумывался об этом. Давайте попробуем это узнать. А помогут нам исследователи, изучавшие «сердце врача».

1-ая группа (выступление детей)

- Д: Мы хотим рассказать об удивительном человеке. Он выдающийся хирург, профессор, блестящий экспериментатор. Прожил 104 года, оперировал почти до ста лет, одним из первых начал делать операции на сердце и провел их около 7000 тысяч. Тысячи людей обязаны ему жизнью. Его имя занесено в книгу рекордов Гиннесса! Знакомьтесь - Федор Михайлович Углов. (фрагмент видео «Завещание»).


- У: Продолжим наш разговор (выступает следующий представитель группы).

- Д: Я хочу познакомить вас с фрагментом из повести Федора Михайловича Углова «Сердце хирурга». В своей книге Федор Михайлович описывает множество событий из своей врачебной практики, в которых он соприкасался с сердцем человека. И эти прикосновения не только животворили, спасали людей, но и рождали в его собственном сердце удивительные размышления и простые человеческие переживания.

«Каждый операционный день – это две-три операции. Операция продолжается пять-шесть часов… Порой приходится трудно, не все получается сразу, и тогда в душу проникает… «противный холодок: снимем ли Гену Жиганова с операционного стола живым? А когда наконец-то всё удается - гора с плеч! И сил словно прибавилось! Но все всё равно в напряженном внимании. Каков будет результат нашей работы? А вдруг неудовлетворительный?

Ложась спать, бессонно думал о прошедшем дне, о мальчике, Гене Жиганове, о том, что, если все будет хорошо, он уедет в наши сибирские края. Станет бегать по той земле, по которой когда-то бегал я сам. И впереди ждет его большая, огромная жизнь, невозможно даже представить, как сложится она у него, какую пользу, в конце, концов, принесет людям. Светлых тебе дней, Гена Жиганов!

Высокое благородство, честность, правдивость, бескорыстие. Гуманность, бережное отношение к больному, душевная красота – неотъемлемые качества русских хирургов. Хирург стоит в центре при решении наиважнейшего вопроса: жить или умереть?!

Как только сердце стало «подчиняться» нам, мы, разгадав его первые тайны, решили разгадать и другие. Мы хотели, чтобы оно лежало перед нами, «на хирургической ладони», во всем доступное, покорившееся!

Сейчас, задним числом, пишу об этом спокойно. А в те дни, когда завершалась подготовка к небывалой операции, ходил сам не свой. Это надо видеть! Холодное, неподвижное сердце готово к операции… Оно не бьется! Разве это не смерть?! Оно, всегда горячее, сейчас охвачено холодом. Со сложным чувством прикасаюсь к застывшему сердцу ребенка. Сам ни жив ни мертв… Возвратим ли остановленную нами же его жизнь?


- У: Какие мысли возникли у вас после услышанного? (ответы детей)

- У: Как вы думаете, какие чувства переживает сердце самого хирурга? (ответы детей)

- У: От чего, по-вашему, зависит состояние нашего сердца? (ответы детей)

- У: Какие еще произведения рассказывают об удивительном сердце врача?

(«Чудесный доктор» А. И.Куприн – о докторе Пирогове, который помог справиться с бедой, обрушившейся на семью Мерцаловых. Встреча с ним изменила жизнь Мерцаловых. – У: Давайте прочтем в учебнике ( страница 39), как вспоминали Мерцаловы встречу с чудесным доктором.

«С этих пор точно благодетельный ангел снизошёл в нашу семью. Все переменилось. В начале января отец отыскал место, матушка встала на ноги, меня с братом удалось пристроить в гимназию на казенный счет. Просто чудо совершил этот святой человек. А мы нашего чудесного доктора только раз видели с тех пор — это когда его перевозили мертвого в его собственное имение Вишню. Да и то не его видели, потому что то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе при его жизни, угасло невозвратимо».

- У: А еще какие из прочитанных произведений помните? ( «Стальное горло»

М. А. Булгаков)

- У: Что особенно взволновало в этом рассказе?

«Стальное горло» М. А. Булгаков – о первой операции трахеотомиии, которую ему пришлось сделать девочке, больной дифтерийным крупом, чтобы она не задохнулась. Он описывает, как страшно ему было в этот момент. Ведь он был неопытен, знал об операциях только по учебникам. Но переборол свой страх и отчаяние, девочка была очень красивая, поэтому он набрался решимости и спас ее. Такая красота не могла погибнуть. В деревне говорили, что доктор сделал ее стальное горло и приезжали на нее посмотреть).

- У: Ребята, а кто-нибудь из вас хочет стать врачом? Почему?

- У: Так какое же оно сердце врача?

( Сердце врача должно быть сострадательным, человеколюбивым, решительным и смелым. В нем должна жить вера в победу над болезнью и бережное отношение к нуждающимся в помощи).

- У: А мне, ребята, хочется напомнить вам еще об одном чудесном докторе, причисленном к лику святых за свое бескорыстное служение людям. Это святитель Лука Войно-Ясенецкий. Наверняка, это имя вам знакомо? (если дети знают о нем, то могут рассказать самостоятельно).

- У: Даже, будучи репрессированным, он стремился помогать людям. Когда началась война, он отправил в правительство телеграмму: «Я, епископ Лука, профессор Войно-Ясенецкий… являясь специалистом по гнойной хирургии, могу оказать помощь воинам в условиях фронта или тыла, там, где будет мне доверено. Прошу ссылку мою прервать и направить в госпиталь. По окончании войны готов вернуться в ссылку. Епископ Лука».

Сейчас имя Святителя Луки носит «Поезд здоровья» (передвижная клиника в виде железнодорожного состава), объезжающий поселки и населенные пункты, где нет больниц. Для многих их жителей — это главная возможность получить на практике своевременную медпомощь. Вот такие они, наши чудесные доктора!

II-ой блок

- У: Если врач отвечает за здоровье физическое, то учитель несет ответственность за здоровье духовное. А каким сердцем нужно обладать ему самому? Своими наблюдениями поделятся исследователи в этой области. Будьте внимательны!


2-ая группа (выступают ученики)

- Д: Какое оно, « учительское сердце», какими чувствами наполнено? Мы решили спросить об этом у наших учителей. Предлагаем вам посмотреть видеоинтервью с ними.


-Д: Ребята, что общего вы отметили в ответах учителей?

(учительское сердце большое, ранимое, открытое для всех учеников)


- У: Давайте обратимся к литературе. Какие произведения об учителе заинтересовали вас?

(Представитель группы знакомит детей с отрывком из повести А. Лиханова «Крёсна»)

- Д: Я хочу познакомить вас с отрывками из повести Альберта Лиханова, которую он посвятил своей незабвенной школьной учительнице» Аполлинарии Николаевне Тепляшиной. Она называется «Крёсна». В ней можно найти ответ на вопрос: «Какое оно учительское сердце?»

«Крёсна» - моя учительница, Анна Николаевна, которая была крестной многих сельчан, в том числе и моей тети Вари, но об этом в наше время нельзя было говорить, потому что учительница начальной школы не должна верить в Бога…

Наша любимая учительница Анна Николаевна была сухонькой невысокой старушкой с пуховым платочком на плечах. Платья у Анны Николаевны все были одинаково темного цвета – черного, коричневого – и застегивались у горла, от которого расходились клинышки всегда белого воротничка…

Как же учила нас Анна Николаевна? Для детей она была внимательным доктором: «выясняла твое нездоровье в арифметике. Или в правилах русского языка. Она не запускала наши болезни…и лечила их, пока они незначительны.

Помню, таблицу мы одолели с весельем и даже с некоторым озорством… Еще помню трудный, но прекрасный предмет – чистописание. В войну школьные тетрадки были большой ценностью. Тетрадки меняли на хлеб и прочие продукты, а потому очень часто писал детский люд в тетрадках, сделанных из газет и сшиваемых обыкновенными нитками. Неизвестно, какими путями, но Анна Николаевна доставала, а потом раздавала каждому из нас настоящую, белую, линованную в косую клетку тетрадь…

А когда учительница получила орден Ленина, она сказала своим ученикам: «Знаете ли вы, что за ордена и медали государство платит деньги?.. Я хочу, чтобы вы знали, что я не считаю вправе тратить эти деньги на себя… Будем на них покупать витамины.

Учительница наша с замечательным упорством тратила десять минут каждого урока на раздачу витаминок, а потом мы учились.

А кода закончились деньги, Анна Николаевна придумала другое лекарство от цинги для своих учеников – горький напиток из хвои. Так вот и чередовались до теплых солнечных апрельских дней…сладкие витаминки из аптечной коробки и сосновое горькое пойло… Цинга нас обошла….

А в последнюю встречу я спросил ее, помнит ли Анна Николаевна, как покупала нам витамин С в аптеке на деньги от ордена Ленина?.. Она не помнила.

Крёсна. Крёстная мать. Крёстная мать не та, что родила, а та, что приняла тебя из купели и потом, как родная, всю жизнь свою, как умела, как понимала, как считала нужным, берегла…

- Д : Вот такие замечательные воспоминания!


- У: Правда, очень трогательные воспоминания. Ну, а эти строи, думаю, вы узнаете сразу. Из какого они произведения?

Через три дня Лидия Михайловна уехала. Накануне она встретила меня после школы и проводила до дому.

— Поеду к себе на Кубань, — сказала она, прощаясь. — А ты учись спокойно, никто тебя за этот дурацкий случай не тронет. Тут виновата я. Учись, — она потрепала меня по голове и ушла.

И больше я ее никогда не видел.

Среди зимы, уже после январских каникул, мне пришла на школу по почте посылка. Когда я открыл ее, достав опять топор из-под лестницы, — аккуратными, плотными рядами в ней лежали трубочки макарон. А внизу в толстой ватной обертке я нашел три красных яблока.

Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они.

( «Уроки французского» Валентина Григорьевича Распутина учительница Лидия Михайловна помогает своему ученику Володе, посылает ему посылку, играет с ним в «земаряшки», чтобы как-то поддержать его в голодное послевоенное время. Добрая, благородная, честная Лидия Михайловна…)

«Там мне ничего не пришлось выдумывать. – писал Валентин Григорьевич. Все происходило со мной. За прототипом ходить далеко не пришлось. Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в свое время они сделали для меня».

Рассказ Распутина «Уроки французского» посвящен Анастасии Прокопьевне Копыловой, матери его друга известного драматурга Александра Вампилова, всю жизнь проработавшей в школе. В основу рассказа легло воспоминание детской жизни, оно, по словам писателя, «было из тех, которые греют даже при слабом прикосновении к ним».

Итак, рассказ «Уроки французского» - произведение автобиографическое, посвящено Анастасии Прокопьевне Копыловой, матери друга А.Вампилова, но прототипом учительницы французского стала настоящая учительница Лидия Михайловна Молокова. )
- У: Что объединяет эти рассказы?

(Никто из учителей не помнит того, что они делали для учеников. Делали это бескорыстн).  (Истинное добро со стороны того, кто его творит, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает.)

- У: Какие же сокровища хранит учительское сердце?

(Учительское сердце наполнено заботой об учениках, переживаниями об уроках, оно неравнодушное, беспокойное, мудрое и чуткое, требовательное. Учительское сердце должно быть зорким и умным, чтобы видеть и понимать, что происходит с его учениками, как помочь им в трудной жизненной ситуации).

- У: Все правильно! И вспоминая своих учителей, я бы добавила еще такое емкое, старинное слово: учительское сердце – «многотрудное». Много нужно ему трудиться: каждый день он преодолевает и ваше незнание, и свое собственное.

III-ий блок

- У: «Многотрудное» сердце и у матери: столько забот лежит на ее плечах!

В мир приходит женщина,

Чтоб свечу зажечь.

В мир приходит женщина,

Чтоб очаг сберечь.

В мир приходит женщина,

Чтоб любимой быть.

В мир приходит женщина,

Чтоб дитя родить.

В мир приходит женщина,

Чтоб цветам цвести.

В мир приходит женщина,

Чтобы мир спасти.

- У: Красивые стихи! Ребята, а что вы скажете о своих мамах. Какие они у вас?

- Д: (Дети говорят о своих мамах).

- У: Молодцы! А теперь давайте дадим слово ребятам, которые хотят поделиться с вами своими находками.



3-ая группа (выступают ученики) - Д: О сердце матери можно сказать великое множество красивых слов. Но постигать их смысл по-настоящему мы начинаем только в особые минуты жизни. Вот как об этом пишет в своих воспоминаниях писатель – фронтовик Юрий Яковлевич Яковлев (читает под музыку).

«Я очнулся в телеге, на сене. Я не почувствовал боли, меня мучила нечеловеческая жажда. Пить хотели губы, голова, грудь. Все, что было во мне живого, хотело пить. Это была жажда горящего дома. Я сгорал от жажды. 

И вдруг я подумал, что единственный человек, который может спасти меня, - мама. Во мне пробудилось забытое детское чувство: когда плохо – рядом должна быть мама. Она утолит жажду, отведет боль, успокоит, спасет. И я стал её звать. 

Телега грохотала, заглушая мой голос. Жажда запечатала губы. Я из последних сил шептал незабываемое слово – мамочка. Я звал её. Уповал на неё, как на бога, богоматерь, человекоматерь, мать. Я знал, что она откликнется и придет. И она появилась. И сразу смолк грохот, и холодная вода хлынула гасить пожар: текла по губам, по подбородку, за воротник. Мама поддерживала мою голову осторожно, боясь причинить боль. Она поила меня из холодного кувшина, отводила от меня смерть. Я почувствовал знакомое прикосновение руки, услышал родной голос: 
- Сынок! Сынок, родненький… 

Я не мог открыть глаза. Но я видел мать. Я узнал её руку, её голос. Я ожил от её милосердия. Губы разжались, и я прошептал: 
- Мама, мамочка… 

Моя мать лежала в братской могиле в осажденном Ленинграде. В незнакомом селе у колодца я принял чужую мать за свою. Видимо, у всех матерей есть великое сходство. И если одна мать не может прийти к раненому сыну, у его изголовья становится другая.
– Мама. Мамочка…»

- У: Скажите, ребята, а вам известны подобные примеры? В наши дни они есть?

(Не так давно по телевидению шла передача о турецкой матери. Её имя Гульсум Кабадайи. Она проживает в провинции Анталья и уже долгое время заботится о русском туристе, попавшем в роковое ДТП семь лет назад. Поскольку власти так и не смогли установить личность пострадавшего, приёмная семья дала ему имя Умут, что в переводе с турецкого означает «надежда».)


- У: Юрий Яковлев сказал: «…человек начинается с его отношения к матери…»

- У: Конечно, все любят своих мам! Но вот парадокс! Спросите себя : кого мы обижаем чаще всего ? И ответ будет печальным… Их, наших матерей!

- У: Почему же так? (ответы детей)

- У: Когда вы повзрослеете, будете вспоминать эти минуты с огромным сожалением, послушайте: (читает ученик) .

- Д: Письмо Василия Александровича Сухомлинского своему сыну.

Василий Александрович Сухомлинский – выдающийся педагог и писатель.

Мать… Больно мне становится сейчас, когда я вспоминаю, как в годы детства и отрочества чем-то – пусть незначительным – огорчил свою маму, принёс ей бессонную ночь, добавил ей седины…Как сейчас, помню вечер ранней осени, на горизонте собираются тучи, гремит гром, я собираюсь ехать в Полтаву, в институт. Взял маленький свой чемоданчик и пошёл на станцию. Мамы в это время не было на хате – что-то делала в огороде. Увидела, что я иду на станцию, стала, как изваяние, как живое воплощение материнской горечи. Слышу, говорит мама: “Оденься, ведь дождь собирается…” Я иду в одной сорочке, мне море по колено, а до станции километров семь… Не вернулся я, какое-то мелкое чувство себялюбия раздражало тогда моё сердце, какую-то мелкую обиду носил я в душе… Иду и всё время как будто слышу голос матери: “Оденься, ведь дождь собирается…” Сколько горечи вложила она в эти слова… Как много хотела она сказать: почему же ты не попрощался, сын, почему не обнял, не поцеловал меня; чем ты обижен; нельзя таить в сердце обиду на родную мать…

Прошло больше тридцати лет с той поры, маме больше семидесяти лет, живёт она так счастливо, как может быть счастливым пожилой человек, - и до сих пор у меня звучат эти слова: “Оденься, ведь дождь собирается…” И чем дальше в глубину отрочества и ранней юности отодвигаются те мгновения, когда я чем-то огорчил мать, тем острее, ярче всё это вспоминается, тем глубже переживаю угрызения совести. У меня уже седая голова, а перед матерью я чувствую себя ребёнком, и, чем старше становлюсь, тем в большей мере чувствую себя ребёнком.

Женщина – мать – первый творец жизни. Никогда не забывай, сын, что она дала тебе жизнь, вскормила тебя, открыла перед тобой красоту мира и родной речи, вложила в твоё сердце первые понятия о добре и зле, чести и бесчестии. Женщина-мать – творец всего прекрасного на земле, потому что она - творец всего прекрасного на земле, потому что она – творец Человека. Тот, кто забывает мать, не может быть настоящим человеком”.

- У: Скажите, а умеете ли вы просить у мамы прощения за свои поступки? За что бы вы извинились перед ней? (ответы детей).

- У: Очень хорошо, что вы умеете признавать свои ошибки. Это уже дорогого стоит. Придя домой, не забудьте повторить все сказанное сейчас своим мамам и больше постарайтесь не совершать поступков, за которые вам потом было бы стыдно.



- У: Я знаю, что в подарок всем мамам вы подготовили очень трогательное стихотворение, в котором есть ответы на многие вопросы, волнующие нас. (Выступает ученик) - Я нашел (-шла) его, когда готовился (-ась) к уроку, и оно мне очень понравилось. Александр Юфик. «А сердце матери…» (стихотворение с сокращениями!). А сердце матери...

А сердце матери – оно одно
С тобою вместе плачет и рыдает,
И нам того понятья не дано,
Как матери за нас порой страдают;…
А сердце матери хранит от всех скорбей,
Всегда с тобой идёт и неделимо,
Смотри его небрежно не разбей,
Оно навек одно, неповторимо;
А сердце матери – честнейшее из всех,
Оно всегда желает нам удачи,
С его любовью ждёт во всём успех,
Спеши утешить, когда мама плачет;
Но ты порой пройдёшь и с холодком,
Сердечных мук совсем не замечаешь,
Запомни: сердце матери одно,
Ты за него пред Богом отвечаешь!
1989 г., Россия
!

­- У: Да, как сказала поэт:

Чтоб жизнь не жгла нас сквозь года,

Чтоб от раскаянья не плакать,

Вовек, нигде и никогда

Не заставляйте маму плакать … Ф. Алиева


6. Применение знаний, умений, навыков в новой проблемной ситуации - У: Мы сегодня много говорили о чувствах, но мне бы хотелось спросить вас еще вот о чем: в нынешнее время немало людей считают сердце источником слабости. Сильному, мужественному человеку в современном мире жить сердцем ни к чему: «оно не должно ни трогать нас, ни влиять на нас». А как думаете вы? (мнения детей). - У: А русский философ Иван Александрович Ильин вот как отвечает на него: «Что есть жизнь без сердца? Без сердца – значит без любви! Кто ничего не любит, тот не умеет служить, приносить жертвы; оставаться верным. Что можно сделать с подобными людьми? Есть ли на свете великое дело, которое было или может быть осуществлено без любви и верности. А теперь сердце надо подавить или окончательно иссушить. Что же тогда останется людям? Непродолжительные причуды, злые капризы, пустые мелочи. Лишь эти жалкие паразиты могут побеждать и перебиваться без сердца и любви… Горе. Горе бессердечному народу!»

7. Контроль усвоения материала, обсуждение, коррекция - У: Ребята, а есть ли выход из создавшейся ситуации? Какой? (мнения детей). (быть более внимательными и чуткими друг к другу, приходить на помощь в трудной ситуации, не скупиться на теплые и добрые слова, а о плохих постараться забыть). - У: Посмотрите, а наше сердце, благодаря вашим стараниям, преобразилось, вы вложили в него свои сокровища. Какие же они? - ( Читаю написанное на «сокровищах»). - У: Ребята, так как же понять смысл темы урока «Сердце на ладони». Это какое сердце?

(сердце, открытое людям)

- У: А кому из литературных героев можно адресовать эти слова? Кто их заслуживает?

(Данко из легенды, который своим сердце осветил путь людям, вывел их из страшного леса, спас от гибели).

- У: Наверное, это самое важное – иметь в себе сердце, живое, пламенное, любящее людей, наполненное вот такими замечательными качествами. Главное быть человеком. С этого начинается и врач, и учитель, и поэт…

8. Домашнее задание

- У: Запомните это! А дома постарайтесь изложить свои мысли в небольшом сочинении по теме урока.



9. Рефлексия - У: Вы молодцы! Отыскали такой интерес материал, заставили нас задуматься о многих по-настоящему важных вещах, заглянуть и в свое сердце тоже! Интересно ли было вам на уроке? Что нового вы открыли для себя сегодня? Что вас взволновало сегодня? (ответы детей) - У: Наш урок окончен! Всем спасибо за работу! А оценку сегодня каждый пусть поставит себе сам по тому вкладу, который он внес в общее дело. Выберите круг определенного цвета «желтый»-хорошо, красный – «отлично» и подпишите.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!